При сложении многозначных чисел в основе действий уч-ся лежит алгоритм сложения: 1.Записывают второе слагаемое под первым так, чтобы соответствующие разряды находились друг под другом. 2.Складывают цифры (этот термин используется для краткости, вообще здесь речь идет об однозначном числе, обозначаемом цифрой) разряда единиц. Если сумма меньше 10, ее записывают в разряд единиц ответа и переходят к следующему разряду. 3.Если сумма цифр единиц больше или равна 10, то представляют ее в виде: 10+С0, где Со - однозначное число; записывают Со в разряд единиц ответа и прибавляют 1 к цифре десятков первого слагаемого, после чего переходят к разряду десятков. 4.Повторяют те же действия с десятками, потом с сотнями и т. д. Процесс сложения заканчивается, когда произведено сложение цифр старших разрядов.
Алгоритм вычитания многозначных чисел можно представить в таком виде: 1.Записывают вычитаемое bn bn-1 и ... b1 b0 под уменьшаемыv аn аn-1 ... а1 а0 так, чтобы соответствующие разряды находились друг под другом. 2.Если цифра в разряде единиц вычитаемого не превосходит соответствующей цифры уменьшаемого, то ее вычитают из соответствующей цифры уменьшаемого, после чего переходят к следующему разряду. 3.Если цифра единиц вычитаемого больше цифры единиц уменьшаемого, т. е. a0 < bо, а цифра десятков уменьшаемого отлична от нуля, то уменьшают цифру десятков уменьшаемого на 1, одновременно увеличивают цифру единиц уменьшаемого на 10, после чего вычитают из числа 10+а0 число bо и записывают результат в разряде единиц разности. Далее переходят к следующему разряду. 4.Если цифра единиц вычитаемого больше цифры единиц уменьшаемого, а цифры, стоящие в разряде десятков, сотен и т. д. уменьшаемого, равны нулю, то берут первую, отличную от нуля, цифру в уменьшаемом (после разряда единиц), уменьшают ее на 1, все цифры в младших разрядах до разряда десятков включительно увеличивают на 9, а цифру в разряде единиц - на 10, вычитают b0 из 10+a0, записывают результат в разряде единиц разности и переходят к следующему разряду. 5.В следующем разряде описанный процесс повторяется. 6.Процесс вычитания заканчивается, когда произведено вычитание из старшего разряда уменьшаемого.
Даются учащимся начальных классов в упрощенном виде, где фиксируются только основные моменты: 1)второе слагаемое (вычитаемое) нужно записать под первым (под уменьшаемым) так, чтобы соответствующие разряды находились друг под другом; 2)сложение (вычитание) следует начинать с низшего разряда, т.е. складывать (вычитать) сначала единицы.
Объясни решение примера: 49+23=49+(20+3)=69+3=72 Решение можно записать «в столбик»: Объяснение: 1.Пишу: 49+23(в столбик); 2.Складываю единицы: 9+3=12. 12 - это 1 дес. и 2 ед.; пишу под единицами 2, а 1 дес. запоминаю и прибавляю к десяткам. 3.Складываю десятки: 4+2=6, 6 да еще 1, получится 7. Пишу 7 под десятками. 4.Читаю ответ: сумма равна 72.
Сначала ребята упражняются в сложении и вычитании чисел без перехода через разряд: 34+53, 534+253. Затем рассматриваются случаи, когда при сложении разрядных единиц получается число, равное 10 единицам, или при сложении разрядных десятков - число, равное 10 десяткам: 264+542, 264+306. Затем случай, когда при сложении разрядных десятков получается число, большее 10 десятков: 345+583, 480+170. Затем случай, когда при сложении разрядных единиц получается число, большее 10 единиц, и при сложении десятков - большее 10 десятков: 368+295.
Б.31 Ч. 1
1. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.
Данный возраст характеризуется готовностью к школьному обучению. Это прежде всего готовность к новым обязанностям и ответственность перед учителем и классом. Она — не что иное, как итог обучения и воспитания ребенка в семье и, возможно, в детском саду. В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей, поэтому ее организация несет в себе большие возможности для развития школьника. Особенно большое значение имеют широкие социальные мотивы в процессе обучения — долга, ответственности перед старшими (родителями, членами семьи, учителем). Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Познавательный интерес у большинства детей этого возраста даже к концу обучения в начальных классах остается на низком или средненизком уровне, хотя именно интерес как эмоциональное переживание познавательной потребности служит основой внутренней мотивации учебной деятельности в начале обучения. Большое место в мотивации занимают узколичные мотивы — мотивация благополучия, престижа, успеха. Часто преобладает мотивация избегания наказания, проявляющаяся примерно у 20 % учащихся класса российских школ. Это придает отрицательную окраску учебной деятельности. Умственное развитие в этот период проходит через следующие стадии:
• усвоение действий по образцу, эталону;
• формирование системы действий в рамках заданной модели;
• переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.
В этот период развивается речь, мышление и способности восприятия. В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности. Наиболее продуктивна деятельность в парах (диадах) и в режиме сотрудничества партнеров. Межличностные отношения в этом возрасте строятся в основном на эмоциональной основе. Навыки межличностного общения, как правило, развиты слабо. Девочки в этом возрасте проявляют более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности, большую, чем мальчики, гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения, хотя «эгоистических» девочек больше чем мальчиков, которые менее адекватно оценивают свое реальное поведение.
Основные новообразования данного возраста — произвольность памяти и внимания, внутренний план действий, рефлексия своей учебы, осознание себя как субъекта учения, появление новой жизненной позиции — позиции школьника,
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.
Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности».