Включают методы экспериментального научного исследования: аргументация актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, задач исследования, выдвижение гипотез, проверяемых опытным путем, обсуждение результатов, формулировка выводов. Проект «Капелька»: группировка способов использования воды, домашние исследования бытовых затрат (диаграммы), установление контроля за кранами, постов, рисование плакатов.
Творческие
Нет четкой структуры. Реализуется в соответствии с жанром результата и интересами детей, поэтому заранее прогнозируются итоги и форма их представления (праздник, драматизация, выпуск газеты и т.д.). Наиболее типичны проекты праздников, например, «День леса».
Игровые
Основа – ролевая деятельность детей, обусловленная характером и содержанием проекта (литературные, сказочные персонажи, выдуманные герои, имитация социальных и деловых отношений и т.д.). Дети пишут сценарии миниатюр, отражающих заранее заданную природоведческую проблему.
Информационная
Цель – сбор информации об определенном природном / социальном объекте или явлении, ее анализ, обобщение фактов, представление аудитории в форме доклада, реферата, газеты. Допускается проведение игр-конференций, с выступлением перед сверстниками, родителями.
Практические
Результат – социально значимое дело, основанное на интересах детей: проект экотропы, выпуск атласа-определителя местных растений для малышей.
.Познавательные универсальные учебные действия
включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том
числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников ин_
формации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор
вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой
информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,
научного, публицистического и официально_делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково_символические действия:
• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характе_
ристики объекта (пространственно_графическая или знаково_
символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих зако_
нов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (сущест_
венных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе са_
мостоятельное достраивание с восполнением недостающих
компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
• построение логической цепочки рассуждений, анализ
истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий: • овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;