Современная технология, восходящая к идеям гуманистического направления в образовании (Дж.Дьюи, В.Килпатрик, США, 1918), позволяющая организовать исследовательскую, творческую деятельность детей, используя при этом все многообразие методов и форм самостоятельной познавательной, практической и художественно-творческой работы. Классификация учебных проектов по основаниям: 1) состав участников - индивидуальные, групповые, коллективные; 2) продолжительность реализации - краткосрочные (в течение нескольких занятий), долгосрочные (месяц, четверть); 3) целевая установка - исследовательские, творческие, игровые (приключенческие), информационные (когнитивные), практические (созидательные), общественно-полезные (табл. 7.11).
Активно внедряется в практику естественнонаучного, экологического образования детей со второй половины 1990-х гг. в согласии с принципами личностно-ориентированного обучения. В настоящее время работа младших школьников по методу проектов организуется во всех вариативных программах «Окружающий мир». В частности УМК «Школа 2100» предлагает следующую технологию организации проектной деятельности детей: 1) возникновение необходимости создания конкретного проекта; 2) знакомство с лежащим в его основе содержанием; 3) разработка эскиза и продумывание последовательности выполнения проекта; 4) выявление необходимых для изготовления проекта материалов и инструментов; 5) распределение обязанностей между участниками проектной деятельности; 6) поиск и сбор материалов, инструментов; 7) создание проекта; 8) представление готового проекта; 9) использование его на уроке; 10) подведение итогов работы (3 кл. – проекты «Экосистемы нашего края», мини-энциклопедия «За страницами учебника», итоговая викторина «Занимательная биология»).
Требования к педагогу, реализующему технологию: умение отобрать наиболее интересные и практически значимые проекты; владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать самостоятельную исследовательскую работу детей; переориентация учебно-воспитательной работы по предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся (в том числе индивидуальной, парной, групповой исследовательского, поискового и творческого характера - учитель как режиссер-консультант); владение искусством коммуникации (дискуссионные формы, способность генерировать идеи, создание устойчивого положительного настроя) и информационной грамотностью; умение интегрировать знания из различных областей. Ребенку также необходимо обладать: знанием основных исследовательских методов и умением их использовать на практике (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научная трактовка полученных результатов, видение проблем и методов их решения, выдвижение гипотез); компьютерной грамотностью; коммуникативными навыками; умением интегрировать ранее полученные знания для решения познавательных задач.
Возможности использования метода проектов при ознакомлении младших школьников с окружающим миром широки, в том числе предполагают домашнюю исследовательскую деятельность (А.Н.Поддьяков, А.И.Савенков, Г.В.Семенова, В.Э.Штейнберг и др.; http://www.researcher.ru/), строящуюся на положениях: а) взаимные потребности, интересы и личные желания детей и взрослых как основа работы; отсутствие жесткой тематической и методической регламентации, необходимости дублировать школьный материал; б) двоякость формы проведения исследовательского обучения в домашних условиях - как специального действа или как органического продолжения постоянного общения «взрослый - ребенок»; в) роль родителей – сделать исследования полезными и безопасными, помочь детям в их проведении (первое время – на всех этапах: при выборе предмета исследования, поиске методов его изучения, сборе и обобщении материала, доведении процесса до логического завершения); г) использование в домашней работе традиционной структуры исследования; д) соблюдение взрослыми правил: творческий подход к проведению, не сдерживать инициативу ребенка, помнить о главном «педагогическом» результате - не выполнять за него то, что он может сделать или научиться сделать самостоятельно, не спешить с вынесением оценочных суждений (лучше десять раз похвалить ни за что, чем раз ни за что раскритиковать), обращать внимание на основные связи между предметами, событиями и явлениями (учить их прослеживать, формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования, стараться обучать умениям анализа – синтеза – классификации информации); е) системный подход к домашнему исследовательскому обучению в целом.
| Этапы работы по методу проектов:
1) выделение и постановка проблемы (стадия целеполагания, мотивации) - помощь учителя в определении наиболее актуальной, личностно значимой для детей посильной задачи: а) определение с темой исследования, которая может быть фантастической (ориентированной на разработку несуществующих объектов), эмпирической (проведение собственных наблюдений, экспериментов), теоретической (изучение, обобщение материалов из разных источников); б) ее выбор по правилам: должна быть интересна ребенку, увлекать его; выполнимость; реальная польза от решения проблемы для участников исследования; оригинальность, присутствие элемента неожиданности; относительная быстрота выполнения работы с учетом возрастных особенностей детей; их желания и реальные возможности (по А.И.Савенкову); осязаемость результатов проекта; в) сложность и не очень для конкретной возрастной группы проблемы («Почему светит Солнце?», «Почему попугаи могут разговаривать?»);
2) планирование: выдвижение гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения (общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные) с разработкой учащимися под руководством учителя плана деятельности по достижении намеченной цели, определением источников, способов сбора и анализа информации (первоисточники, оборудование и т.д.), установлением критериев оценки результата и выполнения проекта. Специальная предварительная тренировка к формулированию гипотез – упражнения: а) на установление условий («При каких условиях каждый из этих предметов (два и более) будет полезным: деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирожное, игрушечный автомобиль?») с использованием при формулировке слов: «может быть», «предположим», «что если…»; б) выявление причинно-следственных связей: «Давайте вместе подумаем: почему поют птицы? появляются почки на деревьях? течет вода? дует ветер?» с формулировкой разнообразных версий (птицы тренируют свой голос, сигнализируют – территория занята, самцы привлекают самок, отпугивают хищников, переговариваются с соседями, предупреждают своих сородичей и других животных и т.п.), в том числе «провокационных» (сигнал внеземным цивилизациям); в) осуществление выбора: «Найдите из предложенных возможную причину проиллюстрированного события»; г) «что было бы, если…»: «Что бы произошло, если каждый человек мог бы попросить у волшебника исполнения трех главных желаний? Придумайте как можно больше гипотез и провокационных идей»; д) объяснение процессов: «Рыба плещется в пруду. Сделайте 2 самых логичных предположения и 2 объяснения, 2 самых фантастических и неправдоподобных объяснения»; е) гиперболизация: «Представьте, что воробьи стали величиной с больших орлов. Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провоцирующих идей»;
3) апробация проекта – конкретное практическое дело или вывод теоретического положения на основе собранных, проанализированных и сгруппированных детьми конкретных фактов: сбор материала (на основе обобщения личного опыта, опроса взрослых-экспертов, обращения к справочникам, книгам по конкретной теме, Internet, просмотра специальных телепередач, наблюдений, проведения эксперимента); фиксация (записи, рисунки, опорные схемы) и обобщение полученных данных; подготовка проекта в соответствующей его содержанию форме (сообщение, «доклад», «научный отчет», макет со словесным описанием, самостоятельно написанная и проиллюстрированная книга, чертеж, постановка спектакля, презентация видеофильма, газеты, проведение экскурсии и т.п.);
4) защита проекта (подведение итогов): его презентация в устной или письменной форме (своеобразное сочинение с отражением этапов продвижения проекта, интересных находок, спорных моментов и т.п.), коллективное обсуждение, оценка работы (по намеченным критериям; отмечаются использованные и нет возможности, творческий подход, прогнозируется развитие проекта, определяются задачи для новых). По окончанию защиты все «научные отчеты» направляются в специально создаваемый библиотечно-лабораторный отдел.
|