Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика распространенных инновационных технологий обучения младших школьников «Окружающему миру»



Общая характеристика технологии Структура технологического процесса с примером
Метод проектов(учебное проектирование)
Современная технология, восходящая к идеям гуманистического направления в образовании (Дж.Дьюи, В.Килпатрик, США, 1918), позволяющая организовать исследовательскую, творческую деятельность детей, используя при этом все многообразие методов и форм самостоятельной познавательной, практической и художественно-творческой работы. Классификация учебных проектов по основаниям: 1) состав участников - индивидуальные, групповые, коллективные; 2) продолжительность реализации - краткосрочные (в течение нескольких занятий), долгосрочные (месяц, четверть); 3) целевая установка - исследовательские, творческие, игровые (приключенческие), информационные (когнитивные), практические (созидательные), общественно-полезные (табл. 7.11). Активно внедряется в практику естественнонаучного, экологического образования детей со второй половины 1990-х гг. в согласии с принципами личностно-ориентированного обучения. В настоящее время работа младших школьников по методу проектов организуется во всех вариативных программах «Окружающий мир». В частности УМК «Школа 2100» предлагает следующую технологию организации проектной деятельности детей: 1) возникновение необходимости создания конкретного проекта; 2) знакомство с лежащим в его основе содержанием; 3) разработка эскиза и продумывание последовательности выполнения проекта; 4) выявление необходимых для изготовления проекта материалов и инструментов; 5) распределение обязанностей между участниками проектной деятельности; 6) поиск и сбор материалов, инструментов; 7) создание проекта; 8) представление готового проекта; 9) использование его на уроке; 10) подведение итогов работы (3 кл. – проекты «Экосистемы нашего края», мини-энциклопедия «За страницами учебника», итоговая викторина «Занимательная биология»). Требования к педагогу, реализующему технологию: умение отобрать наиболее интересные и практически значимые проекты; владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать самостоятельную исследовательскую работу детей; переориентация учебно-воспитательной работы по предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся (в том числе индивидуальной, парной, групповой исследовательского, поискового и творческого характера - учитель как режиссер-консультант); владение искусством коммуникации (дискуссионные формы, способность генерировать идеи, создание устойчивого положительного настроя) и информационной грамотностью; умение интегрировать знания из различных областей. Ребенку также необходимо обладать: знанием основных исследовательских методов и умением их использовать на практике (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научная трактовка полученных результатов, видение проблем и методов их решения, выдвижение гипотез); компьютерной грамотностью; коммуникативными навыками; умением интегрировать ранее полученные знания для решения познавательных задач. Возможности использования метода проектов при ознакомлении младших школьников с окружающим миром широки, в том числе предполагают домашнюю исследовательскую деятельность (А.Н.Поддьяков, А.И.Савенков, Г.В.Семенова, В.Э.Штейнберг и др.; http://www.researcher.ru/), строящуюся на положениях: а) взаимные потребности, интересы и личные желания детей и взрослых как основа работы; отсутствие жесткой тематической и методической регламентации, необходимости дублировать школьный материал; б) двоякость формы проведения исследовательского обучения в домашних условиях - как специального действа или как органического продолжения постоянного общения «взрослый - ребенок»; в) роль родителей – сделать исследования полезными и безопасными, помочь детям в их проведении (первое время – на всех этапах: при выборе предмета исследования, поиске методов его изучения, сборе и обобщении материала, доведении процесса до логического завершения); г) использование в домашней работе традиционной структуры исследования; д) соблюдение взрослыми правил: творческий подход к проведению, не сдерживать инициативу ребенка, помнить о главном «педагогическом» результате - не выполнять за него то, что он может сделать или научиться сделать самостоятельно, не спешить с вынесением оценочных суждений (лучше десять раз похвалить ни за что, чем раз ни за что раскритиковать), обращать внимание на основные связи между предметами, событиями и явлениями (учить их прослеживать, формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования, стараться обучать умениям анализа – синтеза – классификации информации); е) системный подход к домашнему исследовательскому обучению в целом. Этапы работы по методу проектов: 1) выделение и постановка проблемы (стадия целеполагания, мотивации) - помощь учителя в определении наиболее актуальной, личностно значимой для детей посильной задачи: а) определение с темой исследования, которая может быть фантастической (ориентированной на разработку несуществующих объектов), эмпирической (проведение собственных наблюдений, экспериментов), теоретической (изучение, обобщение материалов из разных источников); б) ее выбор по правилам: должна быть интересна ребенку, увлекать его; выполнимость; реальная польза от решения проблемы для участников исследования; оригинальность, присутствие элемента неожиданности; относительная быстрота выполнения работы с учетом возрастных особенностей детей; их желания и реальные возможности (по А.И.Савенкову); осязаемость результатов проекта; в) сложность и не очень для конкретной возрастной группы проблемы («Почему светит Солнце?», «Почему попугаи могут разговаривать?»); 2) планирование: выдвижение гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения (общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные) с разработкой учащимися под руководством учителя плана деятельности по достижении намеченной цели, определением источников, способов сбора и анализа информации (первоисточники, оборудование и т.д.), установлением критериев оценки результата и выполнения проекта. Специальная предварительная тренировка к формулированию гипотез – упражнения: а) на установление условий («При каких условиях каждый из этих предметов (два и более) будет полезным: деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирожное, игрушечный автомобиль?») с использованием при формулировке слов: «может быть», «предположим», «что если…»; б) выявление причинно-следственных связей: «Давайте вместе подумаем: почему поют птицы? появляются почки на деревьях? течет вода? дует ветер?» с формулировкой разнообразных версий (птицы тренируют свой голос, сигнализируют – территория занята, самцы привлекают самок, отпугивают хищников, переговариваются с соседями, предупреждают своих сородичей и других животных и т.п.), в том числе «провокационных» (сигнал внеземным цивилизациям); в) осуществление выбора: «Найдите из предложенных возможную причину проиллюстрированного события»; г) «что было бы, если…»: «Что бы произошло, если каждый человек мог бы попросить у волшебника исполнения трех главных желаний? Придумайте как можно больше гипотез и провокационных идей»; д) объяснение процессов: «Рыба плещется в пруду. Сделайте 2 самых логичных предположения и 2 объяснения, 2 самых фантастических и неправдоподобных объяснения»; е) гиперболизация: «Представьте, что воробьи стали величиной с больших орлов. Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провоцирующих идей»; 3) апробация проекта – конкретное практическое дело или вывод теоретического положения на основе собранных, проанализированных и сгруппированных детьми конкретных фактов: сбор материала (на основе обобщения личного опыта, опроса взрослых-экспертов, обращения к справочникам, книгам по конкретной теме, Internet, просмотра специальных телепередач, наблюдений, проведения эксперимента); фиксация (записи, рисунки, опорные схемы) и обобщение полученных данных; подготовка проекта в соответствующей его содержанию форме (сообщение, «доклад», «научный отчет», макет со словесным описанием, самостоятельно написанная и проиллюстрированная книга, чертеж, постановка спектакля, презентация видеофильма, газеты, проведение экскурсии и т.п.); 4) защита проекта (подведение итогов): его презентация в устной или письменной форме (своеобразное сочинение с отражением этапов продвижения проекта, интересных находок, спорных моментов и т.п.), коллективное обсуждение, оценка работы (по намеченным критериям; отмечаются использованные и нет возможности, творческий подход, прогнозируется развитие проекта, определяются задачи для новых). По окончанию защиты все «научные отчеты» направляются в специально создаваемый библиотечно-лабораторный отдел.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.