Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ч.1 Сущность процесса обучения



Обучение -двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.Учение - ребенок познает мир. Преподавание- руководство педагогическим процессом познавательной и учебной деятельности ребенка. Т.о., пед-кая деятельность включает в себя управление деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия с учеником

Движущей силой обучения явл. противоречия, на осн. разрешения кот. путем умелого подбора У средств обуч-я осущ. развитие у. Обучение всегда происходит в общении.

Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка) Деятельность преподавания – деятельность по организации учения, в результате которого школьники усваивают содержание образования, деятельность контроля за ходом и итогами организации обучения. Учение – организация условий самим человекам: для усвоения материала Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка)

Ф-ии обучения.

1. Образовательная – связана с усвоением знаний, умений, навыков (связана с расширением объема) Знания – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, законов, понятий, т-ий. Они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой ф-ии должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действительность.

2. Воспитательная – формирование ценностного отношения к материальному ( с формированием отношений – мировоззрение) Воспит. ф-ия вытекает из самого содержания, форм и методов обуч-я, но вместе с тем она осущ. и посредством спец. орг-ии общения У с у. Реализация этой ф-ии требует при организации уч. проц., отборе содержания, форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.

3. Развивающая – установление тесных взаимосвязей между явлениями и факторами. ( со структурным усложнением эмо.,ителлект., мотив. сферы). Развив. ф-ия осущ. более эффективно при спец. направленности взаимодействия У и у на всесторонне развитие личности.

Образовательные: - сформировать у учащихся понятие ткань; познакомить с основными видами тканей, особенностями их строения и функциями - указать на связь строения с выполняемыми функциями.

Воспитательные: - продолжить формирование научного мировоззрения на основе связи строения с выполняемыми функциями; - продолжить воспитание интереса к предмету в рамках изучаемой темы.

Развивающие: - продолжить формирование умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные с Формы организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, дополнительные занятия.

В традиционном учебном процессе средствами обучения явл.: печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников, - дискеты с учебной информацией, - записи на доске, плакаты, - кинофильмы, видеофильмы, - слово преподавателя.

При получении дистанционного образования средства обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие, как: - учебные электронные издания; - компьютерные обучающие системы; - аудио- видео учебные материалы и мн. др.

Движущей силой обучения явл. противоречия, на осн. разрешения кот. путем умелого подбора У средств обуч-я осущ. развитие у. Обучение всегда происходит в общении.

Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка) Деятельность преподавания – деятельность по организации учения, в результате которого школьники усваивают содержание образования, деятельность контроля за ходом и итогами организации обучения. Учение – организация условий самим человекам: для усвоения материала Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка)

 

Б.11 Ч.1 содержание ЦПП

а)Обращаясь к истокам возникновения пед. проф., видно явное противопоставление обучения и воспитания: учитель учит, воспитатель воспитывает. Середина 19 в. – в трудах прогрессивных педагогов стали встречаться аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Эта точка зрения была выражена в пед. воззр-ях И.Ф.Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нрав. образ-е без обучения, есть цель, лишенная средств.

Более глубоко целостн-ти пед. проц. выражена К.Д. Ушинским – «единство администр., учеб., воспит. эл-тов школ. деят-ти. От комбинации осн. эл-тов всякой школы, более всего завис. ее воспитат. сила, без кот. она явл. декорациями, закрыв. от непосвященных пробел в обществ. воспитании.

Особое место в ряду исслед-ей пед процесса занимает П.Ф.Каптерев, кот. пришел к выводу, что «обучение, образ-е, приучение, воспит-е, наставление, увещание обознач. различ. св-ва, стороны, средства и моменты одного большого целого пед проц.» Общеобраз. курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотнош-е между образ-ем и воспит-ем в целях всесторон. соверш-я лич-ти гражд-на. Большой вклад в разв-е представлений о целост-ти пед. проц. в новых соц-эконом и полит. усл-ях внесли: Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, А.С. Макаренко и др. К середине 70-х – наметились различ. подходы к пониманию цел. пед. проц.(Ю.К.Бабанский, В.С. Ильин и др.)

б)Содержание образования – совокупность систематизир. ЗУН, взглядов и убеждений, а также опред. ур-нь разв-я познават. сил и практич. подготовки, достигнутые в рез-те учебно-воспит. работы. Это знание-ориентировоч. подход к опред-ю сущ-ти сод-я образ-я. Однако при таком подходе знания станов. абсолют.цен-тью и заслоняют собой самого человека. В послед. десятилетия в свете идеи гуманизации образ-я утверждается личностно-ориентировочный подход.(И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, В.С.Леднев и др.)

Лернер и Скаткин – содержание образ-я – педагогически адаптированная система ЗУН, опыта творчес. деят-ти и опыта эмоц-волев. отноше-я, усвоения которо,. призвано обеспеч. формир-е всестор. разв. лич-ти.

Леднев – содержание образ-я – это содержание процесса прогрессивных. измен-й св-в и кач-в лич-ти, необходимым усл-ем кот. явл. особым образом организованная деят-ть. В этой связи оно выступает как содержание триединого целост. процесса образ-я лич-ти через усв-е опыта, воспит-я и разв-я.

При личностн-ориентир. подходе к опред-ю сущ-ти содержания образования абсолютной цен-тью явл. не отчужденные от лич-ти знания, а сам чел-к. Такой подход обесп. свободу выбора содержания образ-я с целью удовлетв-я образ., дух., культ., жизнен. потреб-тей лич-ти, гуманное отношение к лич-ти, становление ее индивид-ти, возможности самореализации в культ-образ простр-ве.

в)Принципы:1. принцип единой содержательной. и процессуал. стороны обучения при отборе отвергающую одностор. предметно-науч. его ориентацию(передача и усвоение образ-я).

2. пр-п структурн. ед-ва содержания образ-я на разн. ур-нях его формир-я предполаг. согласованность теор. пред-й, учеб. предметов, учеб. мат-ла, пед. деят-ти и лич-ти уч-ся.

3. пр-п гуманитаризации содержания общ. образ-я – созд-е усл-й для актив. творч. и практич. освоения шк-ками общечел. кул-ры.

4.пр-п фундаментализации требует интеграции гуманит. и естеств.науч. знания, установления преем-ти и междисцип. связей, опоры на осознание познават. и практич. деят-ти.

Когнитивный опыт лич-ти как компонент содержания общего образ-я и базов. кул-ры вкл: сит. знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способе деят-ти, что обесп. формирование в сознании уч-ся науч. картины мира, вооружает. их диалект. подходом к познав. и практич. деят-ти.

Опыт осущ-я способов деят-ти (практ. опыт) вкл. знания об этих способах, кот. присут. в когнит. опыте. Без таких знаний ни один способ деят-ти нельзя выполнить сознательно.

Опыт творч. деят-ти как компонент сод-я общего образ-я призван обеспеч. готов-ть шк-ка к поиску реш-й новых проблем, к творч. преобразованию действ-ти.

Опыт отошений лич-ти может рассматриваться как система мотивац-ценност и эмоц-волев отношений.

Мировозз-е лич-ти – совокупность полож-й и идей, теор пр-пов и ценностных. ориентаций, которыми. чел-к сознательно руковод-ся в истолковании явл=й окруж. действительности и кот. опр. содержание, напр-е и хар-р его преобразованной. действительности.

Г)носители

1.учебный план(базисный – основной, типовой – рекоменд-й хар-р, уч. план школы);

2.учеб. программы(учеб.предмет-сист. науч. зн-й, учеб. прог. – док-т, раскрыв. сод-е ЗУН по учеб. предм);

3.Учеб. лит-ра (учебник, учеб. пособия).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.