Обучение -двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.Учение - ребенок познает мир. Преподавание- руководство педагогическим процессом познавательной и учебной деятельности ребенка. Т.о., пед-кая деятельность включает в себя управление деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия с учеником
Движущей силой обучения явл. противоречия, на осн. разрешения кот. путем умелого подбора У средств обуч-я осущ. развитие у. Обучение всегда происходит в общении.
Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка) Деятельность преподавания – деятельность по организации учения, в результате которого школьники усваивают содержание образования, деятельность контроля за ходом и итогами организации обучения. Учение – организация условий самим человекам: для усвоения материала Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка)
Ф-ии обучения.
1. Образовательная – связана с усвоением знаний, умений, навыков (связана с расширением объема) Знания – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, законов, понятий, т-ий. Они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой ф-ии должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действительность.
2. Воспитательная – формирование ценностного отношения к материальному ( с формированием отношений – мировоззрение) Воспит. ф-ия вытекает из самого содержания, форм и методов обуч-я, но вместе с тем она осущ. и посредством спец. орг-ии общения У с у. Реализация этой ф-ии требует при организации уч. проц., отборе содержания, форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.
3. Развивающая – установление тесных взаимосвязей между явлениями и факторами. ( со структурным усложнением эмо.,ителлект., мотив. сферы). Развив. ф-ия осущ. более эффективно при спец. направленности взаимодействия У и у на всесторонне развитие личности.
Образовательные: - сформировать у учащихся понятие ткань; познакомить с основными видами тканей, особенностями их строения и функциями - указать на связь строения с выполняемыми функциями.
Воспитательные: - продолжить формирование научного мировоззрения на основе связи строения с выполняемыми функциями; - продолжить воспитание интереса к предмету в рамках изучаемой темы.
Развивающие: - продолжить формирование умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные с Формы организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, дополнительные занятия.
В традиционном учебном процессе средствами обучения явл.: печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников, - дискеты с учебной информацией, - записи на доске, плакаты, - кинофильмы, видеофильмы, - слово преподавателя.
При получении дистанционного образования средства обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие, как: - учебные электронные издания; - компьютерные обучающие системы; - аудио- видео учебные материалы и мн. др.
Движущей силой обучения явл. противоречия, на осн. разрешения кот. путем умелого подбора У средств обуч-я осущ. развитие у. Обучение всегда происходит в общении.
Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка) Деятельность преподавания – деятельность по организации учения, в результате которого школьники усваивают содержание образования, деятельность контроля за ходом и итогами организации обучения. Учение – организация условий самим человекам: для усвоения материала Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка)
Б.11 Ч.1 содержание ЦПП
а)Обращаясь к истокам возникновения пед. проф., видно явное противопоставление обучения и воспитания: учитель учит, воспитатель воспитывает. Середина 19 в. – в трудах прогрессивных педагогов стали встречаться аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Эта точка зрения была выражена в пед. воззр-ях И.Ф.Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нрав. образ-е без обучения, есть цель, лишенная средств.
Более глубоко целостн-ти пед. проц. выражена К.Д. Ушинским – «единство администр., учеб., воспит. эл-тов школ. деят-ти. От комбинации осн. эл-тов всякой школы, более всего завис. ее воспитат. сила, без кот. она явл. декорациями, закрыв. от непосвященных пробел в обществ. воспитании.
Особое место в ряду исслед-ей пед процесса занимает П.Ф.Каптерев, кот. пришел к выводу, что «обучение, образ-е, приучение, воспит-е, наставление, увещание обознач. различ. св-ва, стороны, средства и моменты одного большого целого пед проц.» Общеобраз. курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотнош-е между образ-ем и воспит-ем в целях всесторон. соверш-я лич-ти гражд-на. Большой вклад в разв-е представлений о целост-ти пед. проц. в новых соц-эконом и полит. усл-ях внесли: Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, А.С. Макаренко и др. К середине 70-х – наметились различ. подходы к пониманию цел. пед. проц.(Ю.К.Бабанский, В.С. Ильин и др.)
б)Содержание образования – совокупность систематизир. ЗУН, взглядов и убеждений, а также опред. ур-нь разв-я познават. сил и практич. подготовки, достигнутые в рез-те учебно-воспит. работы. Это знание-ориентировоч. подход к опред-ю сущ-ти сод-я образ-я. Однако при таком подходе знания станов. абсолют.цен-тью и заслоняют собой самого человека. В послед. десятилетия в свете идеи гуманизации образ-я утверждается личностно-ориентировочный подход.(И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, В.С.Леднев и др.)
Лернер и Скаткин – содержание образ-я – педагогически адаптированная система ЗУН, опыта творчес. деят-ти и опыта эмоц-волев. отноше-я, усвоения которо,. призвано обеспеч. формир-е всестор. разв. лич-ти.
Леднев – содержание образ-я – это содержание процесса прогрессивных. измен-й св-в и кач-в лич-ти, необходимым усл-ем кот. явл. особым образом организованная деят-ть. В этой связи оно выступает как содержание триединого целост. процесса образ-я лич-ти через усв-е опыта, воспит-я и разв-я.
При личностн-ориентир. подходе к опред-ю сущ-ти содержания образования абсолютной цен-тью явл. не отчужденные от лич-ти знания, а сам чел-к. Такой подход обесп. свободу выбора содержания образ-я с целью удовлетв-я образ., дух., культ., жизнен. потреб-тей лич-ти, гуманное отношение к лич-ти, становление ее индивид-ти, возможности самореализации в культ-образ простр-ве.
в)Принципы:1. принцип единой содержательной. и процессуал. стороны обучения при отборе отвергающую одностор. предметно-науч. его ориентацию(передача и усвоение образ-я).
2. пр-п структурн. ед-ва содержания образ-я на разн. ур-нях его формир-я предполаг. согласованность теор. пред-й, учеб. предметов, учеб. мат-ла, пед. деят-ти и лич-ти уч-ся.
3. пр-п гуманитаризации содержания общ. образ-я – созд-е усл-й для актив. творч. и практич. освоения шк-ками общечел. кул-ры.
4.пр-п фундаментализации требует интеграции гуманит. и естеств.науч. знания, установления преем-ти и междисцип. связей, опоры на осознание познават. и практич. деят-ти.
Когнитивный опыт лич-ти как компонент содержания общего образ-я и базов. кул-ры вкл: сит. знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способе деят-ти, что обесп. формирование в сознании уч-ся науч. картины мира, вооружает. их диалект. подходом к познав. и практич. деят-ти.
Опыт осущ-я способов деят-ти (практ. опыт) вкл. знания об этих способах, кот. присут. в когнит. опыте. Без таких знаний ни один способ деят-ти нельзя выполнить сознательно.
Опыт творч. деят-ти как компонент сод-я общего образ-я призван обеспеч. готов-ть шк-ка к поиску реш-й новых проблем, к творч. преобразованию действ-ти.
Опыт отошений лич-ти может рассматриваться как система мотивац-ценност и эмоц-волев отношений.
Мировозз-е лич-ти – совокупность полож-й и идей, теор пр-пов и ценностных. ориентаций, которыми. чел-к сознательно руковод-ся в истолковании явл=й окруж. действительности и кот. опр. содержание, напр-е и хар-р его преобразованной. действительности.