Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Способы обозначен на письме твердости и мягкости согл звуков.



Непарные по твердости-мягкости согл фонемы обозначают на письме одной буквой: тв – буквами ж, ш, ц, мягк – ч и щ. Остальные буквы согл (кроме й) обозначают 2 фонемы: твердую и парную ей мягкую. Способ обозначения твердости-мягкости парных по этому признаку фонем зависит от позиции, которую занимает данная фонема: перед гласн или не перед гласн. В первой из назван позиций твердость и мягкость согласн фонемы обозначается буквой последующей гласн фонемы, а второй – Ь (или его отсутств). Именно позиция фонемы (звука) должна стать центральн звеном в обобщении, к кот мы хотим привести учащихся.

Гласные звуки и буквы:

Гласн звуки – буквы согл звуков:

А – а, я; О – о, е; У – у, ю; Э – э, е; Ы – ы; И – и

Примерн упр:

1) Запишите слова дата-дядя, луна-люди, лом – лён. Какой один и тот же гласн звук в каждой паре обозначен разными буквами? Когда гласн звук [а] обозначается буквой а, а когда –я?

2) Что обозначает буква ь на конце слов роль, лень, сеть?

3) Какие разные согласные звуки в словах луга- люстра, пар – пятка, муха - мел и т.п. обозначаются на письме одной и той же буквой?

3. Различные способы обозначения на письме звука [j]

Способ передачи на письме мягк звонкого непарного гласн [й], как и обозначение твердости-мягкости согласн, определяется местом звука в слове: в позиции не перед гласн он обозначается свое буквой – й, а перед гласн – буквами е, ё, ю, я, и, которые в этом случае обозначают два звука: [й] + гласн (я, маяк).

Иногда считают, что осознание правил графики сложно для учащихся нач кл. Но если первокласн улавливает разницк в звучании слогов [на] и [н`а], [ну] и [н`у], то он услышит и звуки, из которых состоят слоги я [йа], ю [йу], ё [йо], е [йэ]. Различие сотоит только в том, что в первой гр слогов разные первые звуки, а во второй – вторые. Труднее услышать последоват-ть звуков [йи], которая передается буквой и в положениипосле разделительного мягк знака (соловьи), т.к. звуки [й] и [и] акустически близки друг к другу. Значит, это сочетание следует рассматривать после того, как другие сочетания гласных с [й] уже будут рассмотрены.

Методически целесообразно представить материал о способах обозначения звука [й] обобщенно. Для этого учитель может по ходу урока составить схемы, показывающие зависимость обозначения [й] от его позиции в слове.

Примерн упр:

1.Распределите в две группы слова стройка, май, синий, зайцы, змей, урожай в зависимости от того, где находится звук [й]: а_ на конце слова; б) перед согласным. Составьте звуковые схемы первых слов каждой группы.

2.Какое звуковое значение имеет буква ю в словах: люблю, сеиью, юнга, коню?

3.Измените слова по образцу: воробей – воробья, ручей - …, трамвай - …, музей - … Как удалой замаскироваться звуку [й] в полученных словах?

Основная проблема графики – отношение состава фонем данн языка к составу алфавита. Правила графики однозначные, она не представляют пишущему выбора. Правила графики легко усваиваются и автоматизируются ко времени завершения обучения грамоте. Программа по русскому языку в младш кл начинается с содержательного анализа устройства русской графики.

Букв в русском языке меньше, чем фонем. Количественная несоразмерность устраняется правилами обозначения твердости-мягкости согласных и фонемы <й> .

Чтобы составить модели отношений, лежащих в основе правил графики, необходимо рассмотреть весь состав определенных групп фонем и связанных с ними букв, а затем обобщить их отношения в форме схемы-модели.

Для построения схем целесообразно применение фонетической транскрипции. Элементы транскрипции уже появились в учебниках (см., например, орфоэпический словарик в учебнике по русскому языку для 2 кл). Использование транскрипции наряду с буквами и небуквенными условными обозначениями (цветные треугольники, прямоугольники, черточки, кружочки и т.п.) позволяет совершенствовать формы звуко-буквенного разбора, разнообразить упражнения, наконец, является необходимой основой для реализации обобщенного подхода в обучении графики и особенно орфографии.

 

Б. 39. Ч.2 Технология ознакомления с «Окружающим миром» в разных УМК.

Решение Коллегии МО РФ (1996) – официально действуют 3 равноправные дидактические системы: традиционная, общего развития младшего школьника (Занкова), развивающего обучения (Эльконин-Давыдов) – заявлены 3 различные технологии ознакомления мл.шк с окр.миром.

Временный ФГОС 1992 г. – отход от жесткого тематического планирования в сторону понятийного минимакса, что положило основу вариативности курсов «ОМ».

В настоящее время к преподаванию в НШ рекомендовано 15 разнообразных авторских программ:

Традиционных

1. Плешаков А.А. Окружающий мир

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир

3. Клепинина З.А., Ворожейкина Н.И. Окружающий мир

4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир

5. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир

6. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир

7. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В. и др. Окружающий мир

8. Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир

9. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. и др. Окружающий мир

10. Цветова Л.М. Окружающий мир

11. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир

12. Копп Е.В. Окружающий мир

13. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир

14. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир *(Занков)

15. Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Окружающий мир(Э-Д)

Общее (отражено в Примерной программе дисциплины):

Цель курса формирование ЦНКМ, осознание места в ней человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Конечный ориентир обучения по курсу ФГОС НОО ориентирован на результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу, к которым (п.3) относятся: 1. Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. В курсе «Окружающий мир» они конкретизируются как: а) осознание себя членом общества и государства (российской идентичности); чувство любви к стране через интерес к природе, культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах, событиях; б) осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений, этических норм; культура поведения и взаимоотношения с людьми; в) установка на безопасный ЗОЖ, ежедневную физическую культуру и закаливание. 2. Метапредметные: освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. В «Окружающем мире» они уточняются как: а) способность регулировать собственную деятельность по познанию окружающей действительности и внутреннего мира человека; б) способность осуществлять информационный поиск для решения учебных задач; в) осознание правил, норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах (класс, школа, семья и т.д.); г) способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ВО ВСЕХ КУРСАХ, ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ФГОС НОО!!!!! 3. Предметные: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. В курсе «Окружающий мир» - усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений природной, социальной действительности; владение доступным для осознания базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и соц. дисциплин; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории Отечества.
Требования к предметным результатам освоения программы 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Тематические блоки курса Блоки «Человек и общество», «Человек и природа», «Правила безопасной жизни» (это обуславливает антропоцентрический характер современных программ «Окружающий мир»). СПИРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРОЕНИЯ БОЛЬШИНСТВА КУРСОВ

Б. 42. Ч.2. Предметный урок как форма обучения в курсе «Окружающий мир».

Одной из сугубо естествоведческих разновидностей занятий является предметный урок, введенный в школьную практику по инициативе К.Д.Ушинского и обоснованный А.Я.Гердом (2-я половина XIX в.), где «дети должны под руководством преподавателя наблюдать, сравнивать, описывать, обсуждать наблюдаемые факты и явления, делать выводы и обобщения и проверять их простыми, доступными опытами… предметные уроки без коллекции необходимых предметов и приборов немыслимы» (ЛЮБОЙ ПОСЛЕДУЮЩИЙ УРОК – ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО)… «…все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений и опытов при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений. Только таким путем, а никак иначе не чтением статей могут быть с пользой переданы эти знания и детям», поэтому важно «поставить их в положение маленьких самостоятельных естествоиспытателей» (ГЕРД). Его особенность состоит в том, что источником знаний является практическая деятельность самих учащихся и соответственно его направленность на формирование определенных практических умений и творческих исследовательских навыков. По характеру проводимой работы различают опытные и предметно-практические занятия, на которых учащиеся овладевают методикой научного исследования. Традиционно работа осуществляется в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному педагогом (вербальный, визуальный). Структура предметного урока близка предыдущему:

1) актуализация опорных знаний и практического опыта школьников; 2) сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности детей; 3) инструктаж: обсуждение учителем задания с классом, разъяснение этапов работы (ответы на вопросы); 4) самостоятельное коллективное исполнение задания (фронтально-индивидуальное, единое для всех групп или персональное, с распределением части заданий между участниками рабочей группы); параллельное консультирование учителем; 5) обсуждение и оценка полученных членами рабочих групп, классом результатов (сравнение со сведениями учебника); отчет учащихся о выполненных заданиях (фиксация знаний); 6) введение полученных данных в систему имеющихся знаний о природе; 7) подведение итогов урока; 8) домашнее задание (по усмотрению учителя). Адаптационный этап (2-3 мин)     Основной этап (30 мин)     Творческий этап (10 мин)

В сокращенном варианте структура предметного занятия может быть представлена как: беседа по опорным понятиям, вводное объяснение учителем предстоящей самостоятельной работы, изучение нового материала (самостоятельная работа учащихся), закрепление, домашнее задание (по В.М.Пакуловой).

При этом необходимо учитывать, что при работе с живыми организмами, полезными ископаемыми существует традиционный порядок – от визуально фиксируемых черт к уточнению особых свойств, роли / возможности применения: агрегатное состояние, цвет (состав), запах, твердость (состав), легче / тяжелее воды, растворимость, особые свойства и применение на их основе.

Необходимо также отметить, что в начальной школе опытно-практическая работа может перемежаться с теоретическим обсуждением исследуемой проблемы, т.е. быть вплетенной в канву урока («Вода и ее свойства»). Вместе с тем ее проведение требует тщательной, значительной по объему предварительной работы, связанной не только с продумыванием и подготовкой необходимых наглядных пособий, но и сбором природного материала (полезных ископаемых, коллекций, гербариев, видов комнатных растений и т.д., моделей), необходимого оборудования, определением с необходимым для эксперимента количеством вещества, предварительным проведением опыта (практической работы) учителем. Желательно пропедевтическое ознакомление младших школьников с химической посудой, однако возможны и «бытовые» варианты: вместо мензурок и колб – одноразовые стаканчики и т.д. Работа с животными не должна быть связана с нанесением им вреда (кормление, уход, зарисовка, составление словесного описания, фотографирование и др. деятельность, направленная на уяснение особенностей живых организмов).

Отличительной особенностью предметных уроков является оперативная обратная связь, возможность вносить необходимые коррективы, расширение диапазона использования теоретических знаний для решения конкретных практических задач.

СОВРЕМЕННЫЕ ВАРИАНТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ УРОКОВ:

1. КОМБИНИРОВАННЫЙ (ПЛЕШАКОВ)

2. ПРЕДМЕТНЫЕ УРОКИ (КЛЕПИНИНА)

3. ПРЕДМЕТНО-ПОИСКОВЫЕ (ВАХРУШЕВ, ПДО)

4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ (Э-Д)

ОБЯЗАТЕЬНАЯ ЛОГИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕКТА НА ЛЮБОМ ИЗ НИХ: ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ – ЦЕЛОЕ

 

Б. 45 Ч.2. Методика изучения сезонных изменений в природе.

Принцип сезонности относится к обще-Естественнонаучным- единым для всех курсов принципам отбора и структурирования материала о природе. Его суть: Изучение сезонных изменений в природе местности проживания учащихся (поэтому тесно связан со следующим принципом): целенаправленные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в разное время года дают убедительный материал о взаимосвязи и взаимозависимости природных явлений и доступны для проведения младшими школьниками.

Методические подходы:

1. курсообразующий (Клепинина, Ворожейкина) – с 1 по 4 класс постоянные наблюдения, ведение Календаря природы и труда. Это отражается на структуре урока: обязательный этап – проверка фенологических наблюдений. Постоянные наблюдения ради формирования НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ

2. фрагментарно-сезонный (суммирование общих признаков сезонов - Поглазова)

3. Структурный (Тарасов): наблюдение – основа для введения тем курсов

1 кл. – изучаем окр. мир

2 кл. – мир красивый и некрасивый (существенные признаки объектов)

3 кл. – мир постоянный и изменчивый (сезон. Изменения – суть процесса)

4 кл. – мир знакомый и незнакомый (законы и закономерности)

 

Б. 46. Ч.2 «Основные задачи ФГОС НОО по реализации содержания предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)».

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования по курсу «Окружающий мир». Виды универсальных учебных действий и методические возможности учебников нового поколения для их формирования.

Цель курса «ОМ» в начальной школе – формирование ЦНКМ и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Современный ФГОС НОО ориентирован на результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу, к которым (п.3), к которым относятся:

1. Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. «ОМ»: 1) осознание себя членом общества и государства (российской идентичности);чувство любви к стране через интерес к природе, культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах, событиях; 2) осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений, этических норм; культура поведения и взаимоотношения с людьми; 3) установка на безопасный ЗОЖ, ежедневную физкультуту и закаливание.

2. Метапредметные: освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. «ОМ»: 1) способность регулировать собственную деятельность по познанию окр.действиительности и внутреннего мира человека; 2) способность осуществлять информационный поиск для решения учебных задач; 3) осознание правил, норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах (класс, школа, семья и т.д. ); 4) способнность работать с моделями изучаемых объектов и явлений.

3. Предметные:

- освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,

- система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

«ОМ»: 1) усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях изучаемых объекто, процессов и явлений прир./соц. действительности; 2) владение доступным для осознания базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и соц. дисциплин; 3) умение наблюдать, исследовать явления окр. мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории отечества.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.