Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Крах II Югославии (ноябрь 1945-апрель 1992 гг.). Причины и характер распада.



20 октября 1944 г. советские и югославские войска освободили Белград. Федерация еврейских общин Югославии возобновила свою деятельность 22 октября 1944 г. С помощью Джойнта были восстановлены 56 еврейских общин. Федерация оказывала помощь возвращавшимся евреям, например, был открыт дом для престарелых в Загребе. В 1948–52 гг. около восьми тысяч евреев выехали в Государство Израиль. В 1950–60-х гг. еврейское населения Югославии составляло шесть с половиной–семь тысяч человек (по переписи 1952 г. — 6250 человек), они были объединены в 38 общин; несколько сотен евреев не были зарегистрированы в общинах. Среди евреев было 43% мужчин и 57% женщин. Около 50% еврейского населения были сефардского происхождения, проживали в основном в Сербии и Боснии, 50% были ашкеназами, проживали в основном в Хорватии и Словении. Большинство самодеятельного еврейского населения принадлежало к свободным профессиям, часть была служащими. Так, согласно переписи 1952 г., 875 евреев работали на административной службе; насчитывалось 247 экономистов, 221 врач, 82 инженера, 48 школьных учителей, 54 преподавателя вузов, 73 армейских офицера, 33 писателя и художника, 231 ремесленник. Согласно переписи 1957 г., в Югославии проживал 6691 еврей, на 137 женщин приходилось сто мужчин (во всем населении Югославии на 106 женщин приходилось сто мужчин). М. Пьяде был одним из руководителей Союза коммунистов Югославии, членом политбюро, главным идеологом югославских коммунистов.

 

В условиях относительной свободы Федерация еврейских общин Югославии вела разнообразную деятельность, направленную на развитие еврейской культуры и образования, оказание социальной помощи. Так, в 1950 г. были созданы еврейские детские сады в различных общинах (в 1969 г. работали детские сады в Загребе и Белграде), еврейские молодежные центры, организовывались летние лагеря, в которых каждый год отдыхало 350–400 еврейских детей и подростков. Молодых людей отправляли учиться за границу на различные еврейские курсы и семинары. Во многих общинах действовали еврейские библиотеки, в Белграде был открыт Еврейский исторический музей, в рамках которого был создан Институт по изучению истории югославского еврейства. Федерация еврейских общин выпускала ежемесячник и ежегодный «Еврейский альманах». Несмотря на это, религиозная жизнь в Югославии в 1950–70 гг. находилась под строгим контролем государства. В этих условиях в 1952 г. Федерация еврейских общин отказалась от определения общин как религиозных объединений, настаивая на их национальном характере. В Югославии было несколько синагог, но только один раввин — Менахем бен Аврахам Романо (1882–1960), живший в Сараево.

 

В 1970 г. численность евреев в Югославии составляла около пяти с половиной тысяч человек, большинство из которых проживали в Белграде, Загребе и Сараево. Перед началом гражданской войны в 1991 г. в стране проживало немногим более пяти тысяч евреев. Крупные еврейские общины функционировали в Белграде — около полутора тысяч евреев, в Загребе — около 1200, в Сараево — около тысячи. В 1980 г. Федерация еврейских общин продолжала вести активную деятельность. Действовали летние лагеря на побережье Адриатического моря, проводились ежегодные Маккабиады, функционировали дома для престарелых, действовали классы по изучению иврита, различные учебные программы для молодежи, женщин, включая религиозные семинары. В 1989 г. в Загребе был открыт еврейский детский сад.

 

Усиливавшийся сепаратизм и тенденции к созданию независимых государств в различных областях Югославии оказали значительное влияние на еврейские общины. Многие евреи выражали поддержку Сербии в ее борьбе за сохранение единого государства. Некоторые еврейские лидеры настороженно относились к хорватскому национализму, особенно после публикации в 1990 г. в Загребе «Протоколов сионских мудрецов». Однако после провозглашения в середине 1991 г. независимости Хорватии хорватские евреи поддержали новое государственное образование; сербы и хорваты при поддержке местных еврейских деятелей обвиняли друг друга в антисемитизме. Так, в начале 1992 г. К. Мандиг, основатель Общества дружбы Сербия-Израиль, посетила США, где в серии лекций обвинила президента Хорватии Ф. Туджмана в профашистских и антисемитских настроениях и в том, что он планирует геноцид сербов в Хорватии. Н. Поргес — глава еврейской общины Загреба — обвинял сербов в антисемитизме и поддерживал правительство Ф. Туджмана.

 

В конце 1990 г. в Югославии (Сербии и Черногории) проживало около трех с половиной тысяч евреев, около двух тысяч — в Белграде. Небольшие еврейские общины есть в Нови-Сад, Сомборе, Суботице, Земуне. Во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине в 1992–96 гг. около тысячи боснийских евреев бежали в Белград. Большинство из них репатриировалось в Израиль, но около двухсот человек осталось в Сербии. В обстановке гражданской войны, международной блокады, бомбардировок Сербии авиацией Североатлантического альянса, резко возросшей безработицы и нехватки товаров первой необходимости в Югославии усилился национализм, участились проявления антисемитизма. Так, в сентябре 1995 г. антисемитские надписи появились на стенах в Белградском университете, в октябре 1995 г. — на здании еврейского общинного центра в Белграде, в 1998 г. — внутри Белградской синагоги. В 1997 г. было разрушено девять могил на еврейском кладбище в Земуне. В телевизионной программе, посвященной политике США, в которой много говорилось о государственном секретаре Мадлен Олбрайт, делался вывод: «Евреи управляют миром. Евреи ответственны за то, что произошло в Сербии». Иерархи Сербской православной церкви осудили нападки на евреев, в том числе и антисемитскую статью, опубликованную в студенческой газете. В 1999 г. А. Сингер, президент Федерации еврейских общин, заявил, что власти Югославии, включая президента страны С. Милошевича, сейчас не выступают против антисемитизма и никто из лиц, ответственных за антисемитские акты, не был арестован. Многие евреи Югославии протестовали против попыток сербских, хорватских и боснийских националистов использовать евреев в своих целях и произвести раскол среди евреев, живущих в различных частях бывшей Югославии; в то же время часть еврейских лидеров выразила недовольство критическими высказываниями о Югославии некоторых известных евреев — политиков и общественных деятелей западного мира.

 

Белградская еврейская община помогает евреям, живущим в различных населенных пунктах Югославии, в развитии культурной и общинной жизни; вместе с Джойнтом община осуществляет социальные программы, в первую очередь помощь пожилым, посылает продовольственные посылки, оплачивает медицинские услуги и т. п. При Белградской синагоге работают молодежный центр, в котором 150 еврейских детей и молодых людей участвуют в различных программах, воскресная школа для детей, клуб для старшеклассников и студентов, семинары по изучению иудаизма, иврита. Действуют программы для взрослых и пожилых людей. В Белграде дает концерты еврейский хор и ставит спектакли еврейский детский театр, проводятся различные еврейские выставки; так, в январе 1997 г. Белградский еврейский музей организовал выставку, посвященную евреям Югославии, которую посетило множество людей. Федерация еврейских общин Югославии выпускает ежемесячный бюллетень.

 

Репатрианты из Югославии в Израиле сыграли большую роль в различных сферах. Так, Х. Бар-Лев и Д. Эл‘азар занимали в разное время должность начальника генштаба Цахала.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.