Вторая мировая война была наитрагическим периодом в истории Польши: подверглось угрозе само биологическое существование польского народа.
Относительные потери населения были самыми большими в мире. В период Второй мировой войны погибли более 6 млн. (6 028 тыс.) жителей Польши, из них 644 тыс. в результате непосредственных военных действий (армия — 123 тыс., гражданское население — 521 тыс.) и почти 5 400 тыс. — вследствие массового террора и политики геноцида оккупантов. Но это ещё не все демографические потери: на 1 200 тыс. родилось меньше детей; вывезено с целью германизации свыше 200 тыс. детей, из которых возвратилось после войны едва 10—15%. Калеками стали почти 600 тыс. человек, туберкулёзом заболело на 1 140 тыс. человек больше, чем болело перед войной. На рабский труд гитлеровцы вывезли около 2,5 млн. людей и около 2,5 млн. выселили.
Польша утратила 38% всего довоенного национального достояния. Потери в промышленности достигали 50% первоначальных производственных мощностей. Из 21 тыс. промышленных предприятий на польских землях в довоенных границах (без бывших восточных районов) были уничтожены 12 700 предприятий (62%), а из 9 300 предприятий на западных и северных землях было уничтожено 6 300 (73%).
Уничтожению подверглись свыше 162 тыс. жилых зданий в городах (на западных и северных землях — 40% домов в городах). Много польских городов было уничтожено более чем наполовину, разрушено 354 тыс. деревенских дворов, свыше 84 тыс. мастерских ремесленников, морские порты (особенно Гдыньский порт), морское рыболовство, 83 тыс. товарных вагонов, 6,3 тыс. пассажирских вагонов, 2 465 локомотивов, очень много мостов, железнодорожных вокзалов и других железнодорожных объектов — всего 84% основных средств железнодорожного транспорта, 47 800 м железнодорожных мостов и виадуков (46%), 6 тыс. км железнодорожных путей, 15 тыс. км дорог с твёрдым покрытием, 1 920 дорожных мостов. На довоенной территории Польши (без восточных районов) уничтожено 35% основных средств ведения сельского хозяйства, а в ещё большей степени скот: если поголовье сельхозяйственных животных в Польше в 1938 году принять за 100%, то в 1945-м мы имели скота 33,5%, свиней — 17,5%, овец — 36,4%, лошадей — 44,3%. Было уничтожено 60% основных средств науки и образования, разрушено 43% культурных ценностей, полностью или частично уничтожено 17 высших, 271 средних, 4 880 восьмилетних и 768 других школ, 25 музеев, а много других разграблено, 35 театров, 665 кинотеатров, 323 народных дома, 352 больницы, 29 санаториев, 778 врачебных центров и амбулаторий и много других объектов охраны здоровья.
Список потерь можно долго продолжать. Таков был трагический баланс войны и оккупации для Польши.
Возвращаясь в нынешние времена, можно задать вопрос: как относительно этого трагического баланса выглядит утверждение бывшего третьеразрядного либерального премьера Я.К.Белецкого на международном экономическом форуме в Давосе, что Польская Народная Республика больше разрушила нашу страну, чем Вторая мировая война и немецкая оккупация?! В каждом уважающем себя обществе за такую скандальную фальшивку он стал бы политическим самоубийцей, а у нас был награждён — в последнее время президентом Польши самой высокой польской наградой — Орденом Белого Орла(!).
Народная Польша
(1944—1989 гг., до 1952 г. — Польская Республика, с 1952 г. — Польская Народная Республика)
«Чтобы объективно оценить достижения ПНР, — говорил проф. Б.Лаговский (журнал «Пшеглонд». 2008. № 30), — надо это делать со статистическим ежегодником в руках. Мало кто даёт себе отчёт в том, какой бедной страной была Польша перед войной».
По причине унаследованной бедности и отсталости начало восстановления и развития хозяйства в Народной Польше было необыкновенно трудным. Положение усложняли:
— огромные военные разрушения, которые в пересчёте на 1 жителя были одними из самых крупных среди государств, участвовавших во Второй мировой войне;
— необходимость построения с нуля государственного и административного аппарата, полностью уничтоженного оккупантами на довоенной польской территории и несуществовавшего на обретённых землях;
— отсутствие квалифицированных кадров во всех отраслях хозяйства, так как кадры были перебиты оккупантами или рассеяны по всему миру;
— значительные трудности умножались из-за больших миграционных перемещений: только в течение 2 лет после освобождения вернулось в страну 4 млн. человек, среди них свыше 1 млн. выживших, но истощённых физически и изувеченных жертв гитлеровских концлагерей, лагерей военнопленных и из тюрем и около 2,5 млн. вывезенных на принудительные работы. Из Польши в СССР репатриировалось около 520 тыс. украинцев, белорусов и литовцев, а в Германию переселено свыше 2 млн. немецкого населения. Кроме того, была значительная внутренняя миграция населения, связанная с заселением обретённых земель.
Дополнительными проблемами были:
— длившиеся несколько послевоенных лет разрушительные военные действия УПА в юго-восточной Польше;
— сложный процесс объединения и интеграции обретённых земель с довоенными польскими территорией.
В 1946 году, первом полностью послевоенном году, в Польше было получено менее половины довоенной сельскохозяйственной продукции, менее чем 3/4 промышленной продукции 1938 года, неполных 2/3 национального дохода 1938 года.
Народная Польша не только быстро восстановила страну из военной разрухи и залечила раны, но достигла прогресса в каждой области общественной, экономической и культурной жизни. Профессор. А.Кравчук отмечает: «Период ПНР был золотым веком польской культуры». Кинорежиссёр К.Кутц: «В Народной Польше мы имели великий театр, великое кино и великую литературу. Уровень абсолютно европейский... Сегодня всё это выбросили в мусорную корзину...».
Страна в период ПНР преобразилась:
Были освоены и интегрированы с остальной страной западные и северные земли, присоединённые к Польше в результате решений Потсдамской конференции.
Восстановлены из развалин и руин Варшава, Гданьск, Щецин, Вроцлав, Колобжег и десятки других городов, а также тысячи деревень.
Проведена большая сельскохозяйственная реформа, которая охватила 6,1 млн. га земель.
Совершена индустриализация Польши, превратившая её из аграрно-промышленной страны в промышленно-сельскохозяйственную: организована добыча отечественного сырья (бурый уголь, медь, серебро, сера, фосфаты). Создано с нуля 8 больших промышленных округов, построено 1 600 больших промышленных предприятий (комбинатов), модернизировано большое число других.
Польша была урбанизирована: численность городского населения выросла с 30% до без малого 62%; из перенаселённой и бедной деревни переехало в города около 10 млн. человек.
Свершилось выдвижение миллионов людей из низов общества и цивилизационное возвышение всего народа: ликвидирована неграмотность; произошла образовательная революция, был обеспечен всеобщий доступ молодёжи в профессиональные и средние школы, в вузы (стипендии, студенческие общежития, дешёвые студенческие столовые), поднялся уровень всеобщего просвещения (вместо 4-классной школы в деревне — 8-классная школа), только за первое десятилетие ПНР число выпускников начальных школ выросло вдвое, число выпускников лицеев — троекратно, а число выпускников профессиональных школ — десятикратно. За всё межвоенное время в Польше было выдано 83 тыс. дипломов вузов, а в ПНР в 1950—1989 годы — 1 809 тыс. дипломов. Если к этому добавить дипломы 1945—1949 годов, то за весь период Народной Польши выдано, по оценочным данным, около 1 820 тыс. дипломов об окончании высшей школы.
Были построены тысячи школ, детских садов и яслей.
Народная Польша полностью ликвидировала безработицу и обеспечила хлеб для всех граждан. Не стало массового нищенства. Не было голодных детей в школах!
Все в Народной Польше были обеспечены бесплатной врачебной помощью. В 1946—1988 годах число врачей выросло с 7,7 тыс.до 78,7 тыс., врачей-стоматологов с 1,6 тыс. до 18,0 тыс., медсестёр с 6,1 тыс. до 193,9 тыс., акушерок с 6,3 тыс. до 22,0 тыс. Число центров здоровья увеличилось с 425 в 1937 году до 3 312 в 1988-м, кроме того, до 1988 года созданы 6 653 поликлиники здоровья — районные, кооперативные и заводские. Обеспечена медицинская и стоматологическая опека школьной молодёжи. Число коек в больницах выросло с 69,4 тыс. в 1938 году до 249,8 тыс. в 1988-м.
И ещё: во времена ПНР мы построили морскую Польшу: флот (4,5 млн. дедвейт в 1980 г.), порты (перегрузки в 1980 г. составили 61,5 млн. т), верфи, развивалось рыболовство (морские уловы в 1975 г. составили 817 тыс. т). Морское хозяйство достигло в ПНР такого уровня, какого (возможно за исключением портов) не достигнет в видимой перспективе.
Сравнение того, что мы имели в Народной Польше, с тем, что мы имеем теперь, требует широкой публичной оценки периода ПНР, особенно десятилетия Э.Герека, как времени, в котором большинству людей жилось лучше, чем ныне. Одновременно десятилетие 70-х годов, особенно её первая половина (1971—75 гг.), было периодом всестороннего и необычайно динамичного развития страны и экономического роста, что вызывало национальную гордость («Поляк сумеет!») и позволяло с оптимизмом смотреть в будущее. Национальный доход в первую половину 70-х увеличился на 62%. Промышленное производство выросло на 73%, а валовое сельскохозяйственное производство — на 22%. Рост реальной зарплаты, составлявший в это время в среднем 7,2% в год, заметно поднял уровень жизни населения. Были повышены пенсии и пособии, уравнены пособия по болезни для работников физического и умственного труда, созданы возможности более раннего перехода на пенсию, более чем на половину выросли расходы государства на охрану здоровья, бесплатным лечением было охвачено всё сельское население, увеличены материнские отпуска. В 1974 году сеймом был принят первый в Польше Трудовой кодекс, который давал работникам большие права и юридическую защиту.
В десятилетие Э.Герека была реализована политика полной занятости, что в связи с большим демографическим пиком людей, родившихся после войны и входивших тогда в производственный возраст, требовало огромных инвестиций для обеспечения необходимого количества рабочих мест. В 1971—75 годы произошёл более чем двухкратный рост инвестиций. Тогда было создано 1,9 млн. новых рабочих мест, что в сумме с рабочими местами людей, которые ушли на пенсию, обеспечило занятость 3 млн. людей. В следующем пятилетии (1976—80 гг.) занятость увеличилась примерно на 1,1 млн человек.
В десятилетие 70-х построили почти 2,5 млн. новых квартир (около 9 млн. жилых помещений). Национальный доход вырос на 85%, национальное достояние — более чем на 80%, годовая добыча каменного угля превысила 200 млн. т, производство стали достигло уровня почти 20 млн. т, производство цемента — около 22 млн. т, выработка электроэнергии выросла в течение десятилетия с 70 млрд. кВт ч до 122 млрд.
Ввели в строй электростанции Остроленка (600 мВт), Понтнув II (400 мВт), Козенице (1200 мВт), Рыбник I (800 мВт), Нижняя Одра (1600 мВт), Явожно II (800 мВт), Поромбка-Жары (600 мВт), Поланец (400 мВт), а кроме того, Лагише, Ополе, ну и Белхатув — могучее предприятие, которое давало Польше треть всей необходимой электроэнергии.
Было сдано в эксплуатацию 9 новых угольных шахт, в том числе Борыня, Богданка, Морчинек, 30-летия ПНР, а около 20 шахт модернизировано.
Была расширена металлургия чугуна и стали: возник металлургический завод в Катовице с производственной мощностью 4,5 млн. т, прокатный цех холоднокатаной стали на построенном с нуля в период 6-летнего плана металлургическом заводе имени Ленина (теперь Сендимира) на 750 тыс. т. Расширили и модернизировали металлургию меди и цветных металлов: возникла шахта Рудна и металлургический завод на 350 тыс. т электролитической меди, цех проката меди на 100 тыс. т в год, шахта цинково-свинцовых руд недалеко от Олькуша. Построили нефтеперерабатывающие заводы Гданьска и Плоцка, азотное предприятие во Влоцлавеке, шахту серы Махув, цементозавод Куявы и другие, завод малолитражных машин (Фиат 126п). Запустили производство сельскохозяйственных тракторов Масси Фергусон и автобусов Берлие, зерновых комбайнов «Бизон», картофельных комбайнов в Опольских Стжельцах, цветных телевизоров, кинескопов (фабрика «Польколор» в Пясечне на 365 тыс. шт. в год). В пищевой промышленности построили большие молочные предприятия в Радзыни, Томашове Мазовецком, Пиньчове, Влощовой, Чеханове, Забже, Ходежи и Кутне, предприятия сухого молока в Радоме, Остроленке и Бельске Подляском (8 тыс. т), мясные предприятия в Кошалине и Остроленке, сахарные заводы в Лапах, Краснымставе, холодильники в Ольштыне и Легнице. Можно было бы продолжать это перечисление в отношении других отраслей промышленности: текстильной, шитья одежды, изготовления обуви и других.
Развивалась инфраструктура страны. Проводилась электрификация железных дорог. Построили современную железнодорожную линию Варшава-Катовице, более чем 300-километровую скоростную дорогу Варшава-Катовице (в течение всего четырёх лет!), Королевский замок в Варшаве, Лазенковскую трассу, Вислостраду, Центральный вокзал, Северный порт в Гданьске, домостроительные комбинаты, около 570 новых фабрик и упомянутые уже 2,5 млн. квартир.
Всего инвестировали около 54 млрд. американских долларов, частично из заграничных кредитов. Как сообщил проф. П.Божик, руководитель группы советников Э.Герека, в 1980 году весь польский долг составлял 23 млрд. тогдашних американских долларов, в том числе текущая задолженность (краткосрочная, которую надо было уплатить в течение нескольких месяцев) — 3,4 млрд., а среднесрочная и долгосрочная — 19,6 млрд. Полученные кредиты предназначались, главным образом, на реализацию упомянутых проектов.
Теперь заграничная задолженность Польши в несколько раз больше и, согласно статье Божика, опубликованной в сентябре 2010 года, составляет 280 млрд. американских долларов(!). Этот долг не в состоянии выплатить даже наши внуки. Это петля на шее польского народа, на шее Польши. Пустые полки 80-х — ничто перед тем, что нас ждёт. Эта страшная задолженность постоянно растёт, несмотря на аннулирование части польского долга заграничными кредиторами и распродажу огромной части национального достояния (проданные в рамках приватизации объекты — это на сто процентов объекты, построенные или основательно модернизированные во времена Э.Герека).
Большой прогресс был тогда в деревне. Крестьяне были охвачены пенсиями и пособиями и бесплатной охраной здоровья.
Общее направление изменений после 1970 года отвечало стремлениям общества и было — особенно в первые годы — оценено и восторженно принято в широких слоях народа.
Давайте подытожим достижения Народной Польши словами проф. Б.Лаговского: «...Народная Польша была большим национальным достижением. Дистанция между Польшей и Западной Европой уменьшилась в экономическом отношении по сравнению с довоенным периодом». И далее: «...Мы можем этим только гордиться. Антикоммунисты так заврались со своим осуждением ПНР, что не знают, как себя вести с польским присутствием на западных землях. Одни хотят вывернуться, высказывая запоздалое сочувствие к выселенным немцам, другие, преимущественно депутаты партии «Закон и справедливость», сидя в бывших немецких городах, принимают дурацкие решения, осуждающие Советскую Армию за бомбардировку этих городов».
В другом месте Лаговский писал: «Спустя 40 или 50 лет только глупцы могут думать, что приход после войны к власти коммунистов был невыгодным в окончательном балансе. Окончательный баланс ... это передвижение Польши в Центральную Европу ближе к Берлину. Это один из самых важных фактов во всей истории Польши и очевидно положительный. Если бы у Сталина не было уверенности, что Польшей будут управлять коммунисты, он не установил бы границы на Одере и Нысе, и польское государство должно было бы уместиться на территории Варшавского Княжества. Это не была компенсация за территории, потерянные за Бугом, потому что никакая из держав-победительниц не считала эти территории польскими».
Сегодня весь пропагандистский аппарат государства, управляемого правыми, запряжён в работу по дискредитации достижений Народной Польши. Это делается для того, чтобы скрыть от общества ошибки собственной политики правых. Один из ведущих деятелей антипээнэровской пропаганды Б.Вильдштайн объявил, что люди поверили и верят до сих пор в повторяемую фальшь слов Э.Герека, что «Польша становилась сильней, а люди живут зажиточней». Действительно ли это была фальшь и только ли сейчас капиталистическая Польша становится сильней, а люди живут зажиточней?