Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мюнхенский сговор и его последствия для Чехии и Словакии.



Встреча в Мюнхене в Фюрербау состоялась 29—30 сентября. Основой соглашения являлись предложения Италии, практически ничем не отличавшиеся от требований, выдвинутых ранее Гитлером при встрече с Чемберленом. Чемберлен и Даладье приняли эти предложения. В час ночи 30 сентября 1938 г. Чемберлен, Даладье, Муссолини и Гитлер подписали Мюнхенское соглашение. После этого в зал, где было подписано это соглашение, была допущена чехословацкая делегация. Руководства Великобритании и Франции оказали давление на правительство Чехословакии, и президент Бенеш без согласия Национального собрания принял к исполнению данное соглашение. 30 сентября между Великобританией и Германией была подписана декларация о взаимном ненападении; схожая декларация Германии и Франции была подписана чуть позже.

Отторжение Судетской области было только началом процесса расчленения Чехословакии.

Польша приняла участие в разделе Чехословакии: 21 сентября 1938 года, в самый разгар судетского кризиса, польские деятели предъявили чехам ультиматум о «возвращении» им Тешинской области, где проживало 80 тысяч поляков и 120 тысяч чехов. 27 сентября было озвучено повторное требование. В стране нагнеталась античешская истерия. От имени так называемого «Союза силезских повстанцев» в Варшаве совершенно открыто шла вербовка в Тешинский добровольческий корпус. Отряды «добровольцев» направлялись затем к чехословацкой границе, где устраивали вооруженные провокации и диверсии, нападали на оружейные склады. Польские самолеты ежедневно нарушали границу Чехословакии. Польские дипломаты в Лондоне и Париже ратовали за равный подход к решению судетской и тешинской проблем, а польские и немецкие военные тем временем уже договаривались о линии демаркации войск в случае вторжения в Чехословакию. День в день с заключением мюнхенского сговора, 30 сентября, Польша направила Праге очередной ультиматум и одновременно с немецкими войсками ввела свою армию в Тешинскую область, предмет территориальных споров между ней и Чехословакией в 1918—1920 годах. Оставшись в международной изоляции, чехословацкое правительство вынуждено было принять условия ультиматума.

Под давлением Германии чехословацкое правительство 7 октября принимает решение о предоставлении автономии Словакии, а 8 октября — Подкарпатской Руси.

2 ноября 1938 года Венгрия по решению Первого Венского арбитража получила южные (равнинные) районы Словакии и Подкарпатской Руси (совр. Закарпатской Украины) с городами Ужгород, Мукачево и Берегово.

14 марта 1939 года парламент автономии Словакии, созванный премьер-министром автономии Йозефом Тисо, принял решение о выходе Словакии из состава Чехо-Словакии и об образовании Словацкой республики. Премьер-министром нового государства был избран Йозеф Тисо. 15 марта 1939 года объявила о независимости Подкарпатская Русь. Таким образом, Чехо-Словакия распалась на государства Чехию (в составе земель Богемия и Моравия) , Словакию и Карпатскую Украину (последняя была сразу же оккупирована Венгрией) . 15 марта 1939 года Й. Тисо от имени словацкого правительства направил просьбу правительству Германии установить над Словакией протекторат.

14 марта 1939 года под давлением Гитлера президент оставшейся Чехии Гаха согласился на оккупацию Германией оставшихся в составе Чехии земель: Богемии и Моравии. 15 марта Германия ввела на территорию этих земель свои войска и объявила над ними протекторат (протекторат Богемия и Моравия) . Чешская армия не оказала оккупантам никакого заметного сопротивления [3]. В распоряжение Германии попали значительные запасы вооружения бывшей чехословацкой армии, позволившие вооружить 9 пехотных дивизий, и чешские военные заводы. Перед нападением на СССР, из 21 танковой дивизии вермахта, 5 были укомплектованы танками чехословацкого производства.

19 марта — правительство СССР предъявляет ноту Германии, где заявляет о своём непризнании немецкой оккупации части территории Чехословакии.

Соглашение, подписанное в Мюнхене, стало кульминационной точкой английской «политики умиротворения».

 

15. Вторая Чехословакия (1945-1989гг.). Основные этапы формирова­ния и развития государства.

 

После окончания Второй мировой войны во главе Национального фронта встал К. Готвальд. Широкими полномочиями, в том числе и законодательными, пользовался вновь избранный президент Э. Бенеш. Чехословакия стала в основном двухнациональным государством, где чехи и словаки составляли 95% населения.

 

Кошицкая программа определила содержание преобразований в стране в период 1945–1947 гг. В мае 1945 г. был подписан декрет о национализации промышленности. Началось поэтапное проведение аграрной реформы. К концу 1945 г. Кошицкая программа была в основном выполнена.

 

В феврале 1948 г. в стране разгорелся политический кризис. 12 из 26 министров правительства Национального фронта, не согласные с программой коммунистов, отказались выполнять свои обязанности. Республика находилась на грани гражданской войны. Президент Э. Бенеш был вынужден дать согласие на отставку министров и сохранение правительства в обновленном составе. В стране была установлена диктатура пролетариата.

 

В мае 1948 г. Национальное собрание одобрило новую конституцию ЧСР. Президентом Чехословакии стал Готвальд. Состоявшийся в мае 1949 г. IX съезд КПЧ принял генеральную линию на построение основ социализма по образцу СССР.

 

Перестройка структуры экономики в соответствии с требованиями, выдвигаемыми социалистическим строительством, осуществлялась в 50-е годы. Однако упор на развитие тяжелой промышленности к середине 50-х годов привел к ощутимому обострению структурных диспропорций в чехословацкой экономике. В сельском хозяйстве начался переход к массовому кооперировании крестьян. Искусственно завышенные темпы кооперирования привели к тому, что вскоре многие кооперативы стали распадаться. Но к началу 60-х годов в Чехословакии на долю кооперативов и госхозов приходилось уже 90% обрабатываемых площадей.

 

Со второй половины 50-х годов Чехословакия стала одной из первых стран Центральной и Восточной Европы, ощутившей необходимость перехода к усилению интенсификации в производстве. Принципиальные решения были приняты в июне 1956 г., а затем в 1960 г. о них отказались.

 

В июле 1960 г. была принята новая конституция, были сделаны выводы о завершение переходного периода от капитализма к социализму и о переходе к построению коммунизма. Хотя Чехословакия провозглашалась государством двух равноправных народов – чехов и словаков, в конституции вновь закреплялись ограничения полномочий словацких органов власти и управления.

 

В 60-е годы, несмотря на увеличение капиталовложений в экономику, объем национального дохода снизился. Медленные темпы жилищного строительства, неудовлетворительное положение городского коммунального хозяйства и службы быта вызывали недовольство в обществе. Производство валовой сельскохозяйственной продукции в середине 60-х годов заметно сократилось. Все это побудило ужесточить централизованную систему хозяйственного руководства. Усиливалась напряженность в обществе. В самой УПЧ появилось реформаторское крыло.

 

СССР и другие страны – участники Варшавского Договора предприняли 21 августа 1968 г. вооруженное вторжение на территорию Чехословакии. Многие политики, деятели культуры и науки были вынуждены покинуть страну. Экономический кризис был временно преодолен за счет очередной помощи СССР. 27 октября 1968 г. Национальное собрание приняло конституционный закон о федерации. Отныне Чехословакияпревращалась в федерацию двух республик – Чехии и Словакии.

 

В последующие десять лет, наряду с определенными успехами в экономике, обозначились и негативные явления, связанные с откладыванием радикальной реконструкции и модернизации производственной базы, с низкой трудовой дисциплиной и невысокой производительностью труда. Приняты в конце 60 – начале 70-х гг. экономические и социальные реформы в Словакии положительно сказались на развитии региона. До конца 80-х гг. чешско-словацкое противостояние не было определяющим в общественном развитии страны.

 

В конце 70-х годов в стране стали возникать оппозиционные организации, диссидентские группы, такие как «Хартия–77», «Комитет защиты незаконно осужденных». Получили широкое распространение подпольная литература и искусство.

 

Провозглашенное правящей партией внимание к человеку, удовлетворение его запросов на деле выливалось в игнорирование его как личности. В этот период окончательно сформировалась партийно-правительственная управленческая элита, чуждая интересам народа и оторванная от масс. Авторитарная власть и в 1989 г. исключала даже намек на возможность диалога с представителями оппозиции.

 

Обострение кризисных явлений в чехословацком обществе во второй половине 80-х гг. окончательно подорвало авторитет КПЧ среди населения.

 

Недовольство официальной политической линией охватывало все большие слои народа. Особенно высокого напряжения обстановка в обществе достигла в августе 1988 г. в связи с 20-летием вторжения в Чехословакию союзнических войск. Начиная с этого времени и вплоть до осени 1989 г. в стране наблюдалось нарастание общественно-политического кризиса.

 

16. Третья Чехословакия (ноябрь 1989 - декабрь 1992 гг.). Особеннос­ти "бархатной революции".

Чехословакия в конце 80-х гг. “Бархатная революция” С наступлением в СССР периода гласности и перестройки атмосфера застоя в общественной и политической жизни ЧССР стала постепенно меняться. Большое внимание привлекали успешная экономическая реформа в соседней Венгрии. Чехословацкая общественность возлагала большие надежды на демократизацию политической жизни в связи с визитом М.С.Горбачева и последовавшим в конце 1987 г. избранием первым секретарем ЦК КПЧ М.Якеша. Однако он не оправдал связывавшихся с ним надежд. Зато активным сторонником реформирования экономики зарекомендовал вновь назначенный премьер-министром правительства ЧССР Л.Адамец, он предринял попытку сформировать реформаторское крыло из членов президиума ЦК КПЧ. Была начата политика перемен, однако весьма половинчатых из-за сопротивления группировки Я.Фойтика и Якеша (последний в 1969-1970 гг. руководил чисткой КПЧ). Консерваторы с недоверием отнеслись к советской “перестройке”, поскольку опасались, и не без оснований, своего политического банкротства.

 

Общество постепенно освобождалось от чувства страха: прошли несанкционированные демонстрации в центре Праги в связи с 20-летием интервенции 1968 г., а также демонстрация в честь дня национальной независимости 28 октября 1988 г.. Все более заметным становилось влияние на общественную жизнь правозащитной организации “Хартия-77”, возникшей в 1977 г. Это неформальное объединение следило за выполнением обязательств, принятых на себя властями ЧССР в Хельсинки, по соблюдению прав человека в стране и информировало собственную и мировую общественность о нарушениях в этой сфере. Возглавляли организацию по очереди известный философ Я. Паточка, бывший в 1968 г. министром иностранных дел Й.Гаек, и драматург Вацлав Гавел. К концу 1977 г. хартию подписали, несмотря на преследования, 800 человек.

 

По инициативе членов “Хартии-77” в 1978 г. был создан комитет в защиту несправедливо преследуемых. Он информировал общественность о случаях незаконного преследования граждан и распределял материальную помощь семьям пострадавших. В 1979 г. аресту подверглись 10 активистов, шестеро из них, в том числе В.Гавел, были осуждены на различные сроки заключения. Однако деятельность Комитета продолжалась.

 

К концу 80-х гг. возросло число различных неформальных организаций, группировавшихся вокруг Хартии-77. В начале 1989 г. их насчитывалось более 35. Была проведена кампания протеста против церковной политики государства, поддержанная кардиналом Томашеком. Под петицией, которая содержала требование уважения конституционных прав верующих, было собрано более 600 тыс. подписей. Имели место и другие выступления верующих как в чешских землях, так и в Словакии. Поддержкой этому движению явилась канонизация папой Яном Павлом II 12 ноября 1989 г. чешской святой Анежки. Был также развернут сбор подписей за освобождение В.Гавела.

 

Особенно массовый характер приобрела кампания по сбору подписей в поддержку воззвания “Несколько слов”, адресованного властям. В нем содержался призыв к органам власти начать диалог с оппозицией о демократических преобразованиях.

 

Процессу роста политической активности общества не могли помешать ни разгон ряда несанкционированных демонстраций, ни усиление гонений, прежде всего на сторонников “Хартии-77”. В конце 1988 г. власти вынуждены были разрешить демонстрацию в Праге в связи с международным днем прав человека, приуроченную к венской конференции ОБСЕ. Акция получила большой резонанс в обществе. В отставку был вынужден уйти один из самых одиозных деятелей курса ”нормализации” В.Биляк, выступивший против принятия ЧССР достигнутых в Вене договоренностей в области прав человека.

 

Однако разгон силами безопасности демонстрации в память Я. Палаха в январе 1989 г. и последовавшие затем аресты ее организаторов показали, что власти не намерены вести диалог с оппозицией. Вновь был арестован В.Гавел. В развернувшейся акции сбора подписей за его освобождение, приняли участие не только диссиденты, но также известные деятели культуры и науки. В июне 1989 г. состоялся съезд организаций клуба “Возрождение”, выдвинувший требования освобождения политзаключенных, предоставления свободы деятельности независимых организаций, а также открытой дискуссии по ключевым вопросам национальной истории. Возросло число подписавших воззвание “Несколько слов”, к осени оно составляло уже более 40 тыс. Оппозиция смогла организовать также демонстрацию в память о вторжении советских войск 21 августа и в день независимости республики 28 октября.1989 г.

 

Переломным моментом в развитии ситуации стал разгон студенческой манифестации 17 ноября 1989 г., показавший, что власти перешли к конфронтации. Известие о насилии над молодежью вызвало бурю возмущения в обществе. Все пражские театры прекратили спектакли и объявили в знак солидарности со студентами забастовку, массовые демонстрации протеста состоялись в центре Праги.

 

19 ноября 1989 г. на базе ряда неформальных организаций было создано движение “Гражданский форум” (ГФ) ,во главе которого стал В.Гавел. На ГФ было возложено руководство стихийными акциями протеста. В Словакии подобное гражданское движение возглавила возникшая тогда же организация “Общественность против насилия” (ОПН). В стране прошли сотни демонстраций. На 27 ноября была назначена двухчасовая всеобщая забастовка с требованиями отставки неспособного к диалогу руководства страны, гарантий гражданских прав и свобод и наказания виновников расправы с демонстрантами. Манифестации шли беспрерывно каждый день, привлекая сотни тысяч участников. Театры превратились в политические дискуссионные клубы. На сторону демократического движения перешел ряд газет. Объективную информацию о событиях 17 ноября передавали радио и телевидение.

 

События принимали лавинообразный характер. 21 ноября 1989 г. начались переговоры председателя Федерального правительства Л.Адамеца с представителем “Гражданского форума” В.Гавелом, в ходе которых была достигнута договоренность о разрешении конфликта демократическим путем, с помощью диалога с общественностью. 24 ноября подали в отставку первый секретарь ЦК КПЧ М. Якеш и другие члены партийного руководства. Решительную поддержку “Гражданскому форуму” выразили участники массовой демонстация в Праге, а также всеобщей политической стачки. 3 декабря 1989 г. подал в отставку президент Г.Гусак, предварительно объявив об отставке правительства. Был сформирован новый кабинет, в котором 16 мест из 21 заняли коммунисты. Но новая волна демонстраций вынудила его подать в отставку 7 декабря.

 

10 декабря было сформировано правительство “национального согласия” во главе с С.М.Чалфой от КПЧ. Его состав определился в ходе длительных переговоров ряда политических партий и всех общественных движений. В кабинет вошли 10 министров от КПЧ, 2 - от социалистической партии, 2 - от народной партии и семеро представителей “Гражданского форума” и “Общественности против насилия”. В тот же день на митинге на Вацлавской площади в Праге на пост президента республики была выдвинута кандидатура В. Гавела.

 

9 декабря Федеральное правительство Чалфы обнародовало заявление, в котором было выражено согласие на проведение свободных демократических выборов и постепенный переход к рыночной экономике и парламентской демократии. Спустя несколько дней состав Федерального собрания был дополнен новыми членами вместо ряда отозванных депутатов. Председателем парламента в конце декабря был избран герой “пражской весны” А. Дубчек. 29 декабря Федеральное собрание единогласно избрало президентом республики В. Гавела. Полным ходом шла подготовка к парламентским выборам 1990 г. В новогоднем приветствии президента В.Гавела особо подчеркивалось, что эпоха деформированного развития общества закончилась и наступили времена строить жизнь без какого-либо вмешательства извне. Формирование демократических институтов происходило с учетом результатов сходных процессов в других европейских странах и специфики национального развития, богатых исторических традиций чехов и словаков.

 

Чехи и словаки в 1990-е гг.

 

Вступление Чехословакии в новый этап развития сопровождалось коренными преобразованиями практически во всех сферах жизни. В области экономики ставка была сделана на приоритетное развитие частной собственности, предпринимательства и конкуренции при существенном сокращении доли государственных затрат.

 

Начало трансформации отношений собственности было положено в 1990 г. в связи с реализацией программы чековой приватизации, предложенной министром финансов Вацлавом Клаусом. За сравнительно небольшую сумму граждане страны получали возможность приобрести чековую книжку, посредством которой могли стать совладельцами акций того или иного приватизируемого предприятия. Уже первый этап чековой приватизации продемонстрировал поддержку нового курса широкими слоями населения, около 70 % жителей стали акционерами. Быстрыми темпами формировался рынок ценных бумаг. Преобразованию централизованной экономики в рыночную способствовала также развернувшаяся после революции так называемая “малая” приватизация, в ходе которой из государственной собственности были вычленены и проданы на аукционах небольшие магазины, предприятия сферы бытовых услуг и т.д. Началась реституция, то есть возврат бывшим владельцам некогда национализированного имущества.

 

Успех коренных экономических преобразований с адресной, а не анонимной ориентацией (в частности, купонные чековые книжки оформлялись на конкретное имя) бесспорно способствовал популярности реформаторов и их победе на первых после “бархатной” революции выборах в законодательные органы, состоявшихся в июле 1990 г. Движения “Гражданский форум” и “Общественность против насилия” завоевали подавляющее большинство голосов избирателей. Помимо них влиятельной частью политического спектра стали также Христианско-демократическая уния, Моравско-силезское движение, Христианско-демократическое движение в Словакии, партия зеленых и т.д. Именно эти организации составили основу правительственной коалиции. С ними солидаризовался и президент Гавел. Своеобразным закреплением итогов парламентских выборов стало повторное избрание В. Гавела президентом Чешской и Словацкой Федеративной Республики (таким стало официальное название Чехословакии с весны 1990 г.).

 

В послевыборный период движениям “Гражданский форум” и “Общественность против насилия” в сложных условиях коренных преобразований не удалось справиться с обстановкой и ростом национальных противоречий чехов и словаков. Эти движения представляли собой скорее свободный конгломерат антикоммунистических организаций и групп, имевших различные подходы к решению практических проблем государственного строительства. Вскоре после выборов в парламент “Гражданский форум” распался на ряд политических партий.В их числе наиболее влиятельным было либеральное по ориентации “Гражданское движение”, а также самая крупная по численности Гражданская демократическая партия (ГДП), исповедывавшая идеологию современного реализма. Ее лидер В.Клаус, прагматик-технократ, отстоял собственную концепцию радикальной экономической реформы, состоявшей в ускоренной приватизации и ослаблении экономической роли государства. Третьей силой, выделившейся из “Гражданского форума”, стал “Гражданский демократический альянс” (ГДА), исповедовавший ценности западного консерватизма.

 

Последствия реформ в экономике неблагоприятно сказались в большей мере на положении Словакии. Целые словацкие регионы оказались в состоянии экономической депрессии. В этих условиях после распада словацкой ОПН массовой поддержки добился известный политик Владимир Мечиар, председатель партии Движение за демократическую Словакию (ДЗДС). Правые силы в Словакии не получили поддержки. Мечиар возглавил движение словаков за национальный суверенитет в противовес сторонникам чехо-словацкой федерации. За независимость Словакии выступили и словацкие эмигранты из рядов Словацкой Лиги в Канаде и США, а также Всемирный словацкий конгресс. Требование полной независимости Словакии поддерживала вначале незначительная часть словацкого общества. Лишь после выборов 1990 г. это требование стало программным в деятельности Словацкой национальной партии и ряда других партий и группировок.

 

В начале 90-х гг. словацкая сторона усиливала давление на Прагу, добиваясь от нее гарантии равных возможностей в федерации. Обострение межнациональных отношений стало заметным уже весной 1990 г., когда в федеральном собрании обсуждался вопрос о смене названия государства. Словацкая сторона упорно настаивала на изменении написания названия страны на Чехо-Словакия. Тогда же в Братиславе состоялись первые демонстрации с требованием полного суверенитета Словакии. После принятия компромиссного названия Чешская и Словацкая Федеративная Республика началась новая тяжба о повторном разделении компетенций между чешским правительством П.Питгарта и словацким правительством В.Мечиара. Временным компромиссом явилось принятие в декабре 1990 г. закона о компетенциях, существенно ограничивавшего полномочия федеральных органов власти.

 

Весной 1991 г. правительство Мечиара вынуждено было подать в отставку, его заменил кабинет во главе с Я. Чарногурским. Он выступил с инициативой заключения особого чешско-словацкого договора, пока не будет принята конституция. Это требование было принято чехами. Но тем временем в Словакии все шире укреплялся лозунг создания суверенной республики. Словацкая сторона долгое время рассчитывала на то, что чехи пойдут на образование конфедерации, однако большинство чешских политических партий уже накануне выборов 1992 г. в парламент отвергли этот вариант как неприемлемый. Таким образом вопрос о будущем федеративного государства был предрешен, хотя это вовсе не означало фатальной неизбежности распада Чехословакии в 1992 г. Камнем преткновения для чешской стороны стало настоятельное требование Словакии предоставления ей самостоятельности в вопросах внешней политики.

 

Затянувшаяся конфронтация достигла своего апогея на выборах 1992 г. В Чешской Республике успеха добилась Гражданская демократическая партия (около 30 % голосов), в Словакии перевес оказался за Движением за демократическую Словакию во главе с В.Мечиаром. Было очевидно, что эти силы преследуют различные политические и экономические цели, и создание полноценного в функциональном отношении федерального правительства было проблематичным. В такой обстановке победившие на выборах лидеры в результате серии переговоров пришли к решению о разделе федерации. 25 ноября 1992 г. федеральное собрание приняло решение о прекращении федерации двух народов. Спустя три недели Чешский национальный совет узаконил конституцию Чешской Республики.

 

С 1 января 1993 г. на карте Европы вместо бывшей чехословацкой федерации появились два новых государства: Чешская Республика и Словацкая Республика. Их территория и географическое положение остались прежними, однако геополитическая ситуация и условия государственного развития претерпели существенные изменения.

 

Современное положение Чешской Республики. ерритория Чешской республики составила 78 864 кв. км. (19 место в Европе, в то время как Чехословакия занимала 14 место) с населением 10,3 млн., причем практически однородным в национальном отношении (95 % чехов).

 

 

Внешнеполитическая активность Чехии развивается по нескольким направлениям. Она является членом ОБСЕ, институциональный процесс оформления которого начался с принятия в ноябре 1990 г. Парижской хартии о новой Европе. Первым местом пребывания постоянного секретариата ОБСЕ стала Прага. Чешская Республика, исходя из унаследованного ею экономического потенциала, имеет больший шанс в числе первых государств войти в Европейское экономическое сообщество. В Праге господствует убеждение, что с геополитической точки зрения Чехия уже отдалилась от той части придунайского региона, которая непосредственно граничит с поясом нестабильности в Восточной и Юго-Восточной Европе и что ее место в ряду стабильных центральноевропейских государств. Чешская дипломатия настойчиво стремилась “достучаться в двери” НАТО. Существующие неясности в отношениях и противоречия Чешской и Словацкой республик теперь предстоит решать уже на международном уровне.

 

На Мадридском саммите Северо-атлантического альянса, состоявшемся в июле 1997 г., Чешской республике последовало, наконец, от лица Х. Соланы приглашение вступить в НАТО. Чешская сторона переживает ныне ратификационный период интеграции в НАТО. Этот процесс должен завершиться в 1999 г., когда Чешская Республика будет принята в члены альянса по случаю 50-й годовщины его создания.

 

По данным на 1996 г., во внешнеэкономических связях ЧР доминируют страны с развитой рыночной экономикой как в сфере чешского экспорта (63,6 %), так и импорта (70,4%). ФРГ является ее крупнейшим торговым партнером, доля которого в чешском экспорте составляет 36,5 %, а в импорте — 30%. Путь Чешской республики в общеевропейские структуры мыслится прежде всего при германской поддержке.

 

Часть общества даже высказывает опасения относительно превращения ее в сателлита этого экономически самого мощного европейского государства. Европейские страны с переходной экономикой (включая страны СНГ) занимают второе место по внешнеторговым показателям (30,3 % чешского экспорта и 23,4 5 импорта). В общем внешнеторговом балансе Чешской республики со странами СНГ Россия занимает первое место, а Украина — второе. Традиционнымими партнерами Чешской республики являются также страны Вышеградской группы (Словакия, Польша, Венгрия и Словения).

 

На парламентских выборах в конце мая — начале июня 1996 г. Гражданская демократическая партия (ГДП) получила 29,6 % голосов, социал-демократы — 26,5 %, Компартия Чехии и Моравии — 10,5 %, Республиканское объединение в союзе с Республиканской партией — 8,4 %, Христианско-демократическая уния вместе сЧехословацкой народной партией — 7,9 %, Гражданский демократический альянс (ГДА) — 6 %.

 

Вопреки результатам выборов (в целом — в пользу оппозиционных партий во главе с социал-демократами) была сформирована правящая коалиция из трех правоцентристских партий — ГДП, христианских демократов и ГДА. Лидер ГДП В. Клаус вновь стал премьер-министром коалиционного правительства. Это было правительство практически парламентского меньшинства, заручившееся поддержкой социал-демократов, и удержалось у власти оно недолго. В конце ноября 1997 г. по настоянию президента В. Гавела ему пришлось уйти в отставку из-за допущенных нарушений в финансировании ГДП и в ходе приватизации. Было сформировано полупарламентское (наполовину назначенное президентом) правительство Й. Тошовского, ранее управляющего Чешским национальным банком. В январе 1998 г. его состав был, наконец, одобрен парламентом при поддержке ГДА, христианских демократов, вышедшей из ГДП Унии свободы и социал-демократов. Ранее ведущая партия Клауса — ГДП, переживающая ныне раскол, коммунисты и республиканцы отказали правительству в поддержке.

 

Тогда же последовало решение о назначении на июнь 1998 г. досрочных выборов в парламент.

 

В январе 1998 г. В. Гавел вновь был избран (во втором туре) президентом Чешской республики, получив в парламенте незначительный перевес голосов.

 

2 февраля 2003 г. истекали полномочия В. Гавела как главы государства. В связи с этим парламент в январе 2003 г. приступил к избранию его преемника. Для этого понадобилось три тура, и только 28 февраля 2003 г. 142 голосами (при необходимых 141) президентом был избран В. Клаус.

 

Другим важным событием в политической жизни ЧР стала подготовка к ее вступлению в Европейский союз 1 мая 2004 г. Большинство участников прошедшего в июне 2003 г. общенационального референдума по этому вопросу высказались за присоединение к ЕС, к чему их особенно активно призывало большинство партий, за исключением коммунистов и маловлиятельной националистической Республиканской партии. Но, учитывая низкую явку избирателей (около 55%), за вхождение в ЕС проголосовало менее половины полноправных граждан страны. Это можно расценивать или как свидетельство довольно скептического отношения к этому чрезвычайно важному событию в чешской истории или как показатель нарастания политической апатии населения.

 

Среди главных итогов внутриполитического развития Чешской Республики в годы ее независимого существования следует назвать следующие. Стабилизировалась партийно-политическая система, определились три ведущие политические партии – ЧСДП, ГДП и КПЧМ, обладающие устойчивым электоратом, накоплен некоторый опыт неформального сотрудничества социал-демократов и гражданских демократов, обеспечивший стране столь необходимую ей стабильность во время проведения глубокой трансформации политической и хозяйственных сфер жизни, а также вступления в европейские и трансатлантические интеграционные структуры.

 

laquo;Чешское экономическое чудо» было прервано экономическим кризисом, давшем о себе знать уже в 1997 г. В 1998 г. ВВП сократился на 2,5%. Причины кризиса следует искать не только в ошибках правительства В. Клауса, но и в негативных тенденциях развития мировой экономики, спровоцированных, в частности, азиатским финансовым кризисом. Падение показателей чешской экономики свидетельствовало о ее далеко зашедшей интеграции в мировое хозяйство

 

Сложная задача выведения чешской экономики из кризиса выпала на долю социал-демократического правительства М. Земана. Отсутствие большинства в палате депутатов, зависимость от позиции Гражданской демократической партии были причинами определенной непоследовательности и недостаточной решительности его действий в борьбе с негативными явлениями в экономике. Кроме того, у чешского политического класса и экономистов не было собственного опыта борьбы с кризисом в условиях рыночной экономики, а чужой опыт не совсем подходил к чешским условиям.

 

Антикризисная программа правительства была представлена только в марте 1999 г. Она предусматривала ускоренную приватизацию банков, отказ от политики жесткого монетаризма, привлечение иностранных капиталов в экономику, сокращение минимальных резервов Чешским национальным банком, «ревитализацию» (оздоровление) и реприватизацию отдельных предприятий и их частей с последующей продажей крупных акционерных долей. Тем самым, правительство пошло на серьезное углубление процессов трансформации экономики, чего не делало правительство Клауса, действовавшее в более благоприятных условиях.

 

Вступление Чешской Республики в Европейский союз в мае 2004 г. позволило ей шире использовать все те выгоды, которые приносит национальным экономикам доступ на общеевропейский рынок товаров, капиталов и услуг. Но при этом она должна была пересмотреть ряд внешнеторговых договоров со странами, не входящими в ЕС, в том числе и с Россией, по-прежнему остающейся важным торговым партнером Чехии. Полной интеграции в мировую экономическую систему способствовало также вступление Чехии во Всемирную торговую организацию.

 

Существенным изменениям подверглась иерархия внешнеторговых партнеров Чехии. Теперь первое место среди них с огромным отрывом от других государств занимает Германия, за ней следуют соседние Словакия и Австрия, а также другие партнеры по ЕС. Россия давно утратила свое лидирующее положение в этой области, и только в начал XXI . начала проявлять в этом отношении определенную активность. Это показали, в частности, визиты премьера М.М. Касьянова в 2001 г. и президента В.В. Путина в 2006 г. в Прагу. Нормализации отношений, вне всякого сомнения, способствовало решение вопроса о порядке погашении российского долга Чехии, первоначально оцениваемого в 3,6 млрд долларов. В 2001 г. была достигнута удовлетворившая обе стороны договоренность, в соответствии с которой были осуществлены перерасчет долга в сторону уменьшения (на 1,6 млрд) и реструктуризация оставшихся 2 млрд долларов до 2020 г.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.