Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

IV. УКРАИНИЗАЦИЯ И ЕЕ СУДЬБА



 

Трагедия коммунистов-интеллектуалов в нацио­нальных республиках заключалась в том, что они не только верили на слово Ленину, но и были иск­ренне убеждены, что сам Ленин верит тому, что он говорит по национальному вопросу. Поэтому для них все писания Ленина, как и решения апрель­ской конференции 1917 года, Xсъезда партии 1921 года, XIIсъезда партии 1923 года были чем-то вроде «Священного писания». Но странное дело: как только эти коммунисты брались за практиче­ское осуществление теоретических установок Ле­нина и решений партийных съездов по националь­ному вопросу в своих областях и республиках, они немедленно оказывались в опале, из кото­рой их не мог вытащить даже сам Ленин (вспомните историю Буду Мдивани и его сторонников в Гру­зии, историю Султан-Галиева и его сторонников в Татарии и Туркестане) .

После смерти Ленина, Сталин, как выражались в Москве, поднял ленинскую национальную поли­тику на высшую ступень. Но, как известно, с выс­шей ступени и падать страшнее. Это подтвердило новое «контрреволюционное националистическое дело» – «Крымское дело» председателя Крымской АССР Вели Ибраимова в 1928 году. Вели Ибраимов был тем убежденным учеником Ленина по нацио­нальному вопросу, который решил превратить Крымскую АССР в по-ленински образцовую совет­скую национальную республику у ворот Турции, призывая единокровную Турцию создать у себя та­кие же ленинские порядки, как и в Крыму. Сталин посчитал призывы председателя ЦИК Крымской АССР всего лишь маскировкой его шпионской дея­тельности в пользу Турции и посадил его со всем крымским правительством в подвал ГПУ. Это было в январе 1928 года. Даже пристрастное чекистское следствие не сумело доказать вину Ибраимова и членов его правительства. В силу этого, его дело не было принято Верховным судом к производству в мае 1928 года. Ибраимова и его людей расстреляли по заочному приговору коллегии ОПТУ. «Крым­ское дело» в национальной стратегии Сталина имело сигнальное значение, за которым последовала боль­шая серия заочных приговоров ГПУ по аналогичным делам «контрреволюционно-националистических за­говоров» грузинских меньшевиков, армянских дашнаков, азербайджанских мусаватистов, чечен­ских чермоевцев, туркестанских пантюркистов, та­тарских панисламистов, украинских сепаратистов («Спилка вызволения Украины»), белорусских «нацдемовцев» ("Союз вызволения Белоруссии"), в которых оказывались замешанными и неугодные Сталину национальные коммунисты.

Параллельно начались и в самой России процес­сы против «вредительских контрреволюционных организаций» «Шахтинское дело», «дело Промпартии», «Дело Всесоюзного бюро меньшевиков». Все эти «дела», разумеется, были сфабрикованы в кабинетах ГПУ под руководством Менжинского, его заместителя Ягоды, но по плану и инициативе ЦК во главе с его генсеком Сталиным. Какие были основания для создания таких дел? Юридических оснований не было никаких. Зато были основания идеологического порядка. Как уже указывалось, в национальной интеллигенции все еще бытовали заблуждения, что «коренизация» не тактика, а про­грамма партии. Поэтому в национальных республи­ках росло движение за углубление и расширение этой «коренизации». В глазах партии особенно опас­ный характер такое движение приняло как раз в двух славянских республиках – на Украине и в Белоруссии. Непревзойденный мастер уголовной фантазии Сталин даже выдумал смычку между мест­ными националистами и русскими шовинистами. Сталин нашел, что поскольку у местных национа­листов и великодержавных шовинистов цель одна – свержение советской власти, то они находятся в духовном родстве и молчаливом союзе между со­бой. Сталин шел дальше. В подчеркнутой заботе о нуждах собственного народа он видел не только зловредный национализм, но и вражду к больше­визму, подрыв основ «диктатуры пролетариата». Сталин, обвинявший Ленина в «национал-либера­лизме» в 1922 году, делал теперь Ленина ответ­ственным за то, что он в свое время выпустил из бутылки «национального джина». Сейчас Сталин был в поисках средств, чтобы загнать его туда обратно. Это оказалось далеко не легкой задачей. На кавказском и мусульманском Востоке у пар­тии уже был большой опыт по подавлению нацио­нализма силой оружия, посылкой туда экспедицион­ного корпуса Красной Армии, как, например, в 20-е годы против ряда восстаний в Чечне, в те же годы – против меньшевистского восстания в Гру­зии или басмаческого движения в Туркестане. Но с конца 20-х годов в авангард национального движения в СССР выдвинулась самая большая после РСФСР славянская республика – Украина. Туда ведь не пошлешь военную экспедицию, не рискуя, как опасался Сталин, межнациональной войной. Но самое неприятное было то, что во главе украинского национального движения стояли не какие-нибудь ярые сепаратисты, а украинские ком­мунисты-интеллектуалы, выдвигавшие весьма обос­нованную и целостную программу «украинизации», состоящую сплошь из цитат Маркса, Ленина, Стали­на и материалов съездов партии. Чтобы судить о не­легком положении Москвы, надо присмотреться к аргументам украинцев. В движении за украиниза­цию в 20-х годах выдающееся место занимали сле­дующие субстанциональные проблемы суверенной республики: национальная самостоятельность во внутренних делах, согласно федеральной консти­туции, национальная культура, национальная эко­номика, национальная наука, национальная техни­ка. По всем этим проблемам украинская коммуни­стическая, но национально мыслящая, интеллиген­ция выдвинула национальную программу, основан­ную со скрупулезной точностью на федеральной концепции Ленина против «автономизации» Ста­лина. Но у этой программы был один недостаток – она коренным образом противоречила повседневной антиконституционной практике Москвы в нацио­нальных республиках; самое же главное – она под­рывала устои, на которых возвышалось само доре­волюционное здание ленинизма с его идеей дена­ционализации всех наций и слиянию их в один коммунистический гибрид, идея, от которой Ленин по существу отказался в 1922 г., но не отказалась партия. Решения съездов партии по национальному вопросу, как и сама федеральная конституция СССР, были задуманы как провизориум на переход­ное время, пока коммунистическая власть не по­чувствует себя достаточно сильной, чтобы отка­заться от собственных решений и приступить к осуществлению действительной стратегической ее цели. Именно – к фактической ликвидации федерации на основе тоталитарной диктатуры партии, при которой даже само государство признается «звеном» самой партийно-политической системы (см. новую программу КПСС).

Но все это пришло позже, а в те годы нацио­нальные коммунисты, в отличие от Москвы, при­нимали провизориум за постоянную величину, а фиктивные права «суверенных» союзных респуб­лик, зафиксированные в советской конституции, за действующий закон.

Таково было положение, когда украинские национальные коммунисты развернули борьбу за украинизацию по всем названным выше пробле­мам. Ее возглавили признанные тогда авторитеты в национальном вопросе: прозаик и поэт Микола Хвылевой (культура), Михаил Волобуев (эконо­мика) и член ЦК КП(б)У Александр Шумский (политика). Если их идеологическая позиция ос­новывалась на трудах Ленина, то их историческая и национально-культурная аргументация базирова­лась на научных трудах академика Грушевского, который возглавлял тогда украинскую историче­скую науку. Академик Грушевский, как мы виде­ли, был первым президентом Украинской народ­ной республики, после ее падения эмигрировал в Австрию, потом, покаявшись, вернулся на Украи­ну. В 1924 году он был избран членом Академии наук Украины, а в 1929 году членом Академии наук СССР.

Партия и советское правительство считали в те годы историческую и национально-культурную концепцию академика Грушевского о происхож­дении украинского государства и украинской на­ции объективной, научно обоснованной и партий­но выдержанной. Такой же считалась и позиция украинских национал-коммунистов, пока они не начали активно проповедовать ее в партийной пе­чати. Эта «проповедь» встретила столь единодушную поддержку украинской как партийной, так и бес­партийной интеллигенции, что Москва ясно увидела, куда поведет такое развитие и поспешила объявить глашатаев украинизации «национал-уклонистами» страшное обвинение, после которого обычно слово переходит к чекистам.

Обратимся к некоторым их аргументам, поль­зуясь данными из книги Майстренко («Националь­ная политика КПСС»). Начало кампании за прак­тическое осуществление украинизации положило выступление Хвылевого. В ряде статей, опублико­ванных в 1925 году и посвященных XIIсъезду РКП (б) и его решениям о коренизации, он ставит в центр внимания два вопроса. Во-первых, украин­ский писатель утверждает, что решения съезда насчет равноправия народов и необходимости ко­ренизации аппарата власти в республиках остаются на бумаге, ибо невозможна украинизация без дерусификации украинского города, без украинизации пролетариата; во-вторых, считает он, «пока проле­тариат не овладеет украинской культурой, невоз­можно, чтобы культурная революция на Украине дала желаемые результаты». Хвылевой ставит во­прос: кто этому мешает? Ответ его категорический: «Русский мещанин, у которого в печенках сидит эта украинизация (...) который со "скрежетом зубов­ным" изучает этот "собачий язык", который кричит в Москву: "Спасайте!''»

Хвылевой предостерегает от рабского подража­ния русской литературе. Его аргумент: «не надо смешивать наш политический союз с Россией с лите­ратурой... Поляки никогда не дали бы Мицкевича, если бы они не перестали ориентироваться на рус­ское искусство. Дело в том, что русская литература веками тяготеет над нами, как господин положения, который приучил нашу психику к рабскому подра­жанию... Идеи пролетариата нам известны и без мо­сковского искусства... Даешь собственный ум! Прочь от Москвы!»

Хорошо понимая, что его могут обвинить в на­ционализме, собственно, предупреждая такое обви­нение, Хвылевой оговаривает, что у него речь не о пролетарской коммунистической Москве, где центр мировой революции – Коминтерн, а о Москве ли­тературных мещан и великорусских бюрократов. Он широко цитирует марксистских теоретиков, самого Ленина, все решения партии по националь­ному вопросу, чтобы его не объявили «сепара­тистом».

Никакие ухищрения не могли спасти нацио­нального коммуниста, столь страстно разносившего Москву, если на него обратил внимание, говоря сло­вами Ленина, «первый подлец и первый насиль­ник», каким был товарищ Сталин. Так случилось с Хвылевым. 26-го апреля 1926-го года Сталин на­писал негодующее письмо на имя секретаря ЦК КП(б)У. В письме говорилось, что коммунист Хвы­левой не любит Москвы, тогда как западноевропей­ский пролетариат и его компартии полны любви к ней. Сталин оценил выступления Хвылевого не как защиту решений самой партии по национальному вопросу, а как зловредный уклон. Более того -как целое течение антипартийной, националистиче­ской мысли в компартии Украины, наклеив на нее новый ярлык: «хвылевизм». Сталин потребовал от секретаря ЦК Украины Л. Кагановича разгромить и ликвидировать национализм в компартии Украи­ны. Кагановича не надо было учить по части «раз­громов». Не только сам главный «грешник», но и сотни украинских интеллектуалов из среды коммунистов, тысячи из среды беспартийной интелли­генции были сняты с работы, а потом и физиче­ски уничтожены. Разгромили и разогнали и тех партийных работников из ЦК Украины, которые во главе с членом ЦК Александром Шумским не только поддержали позицию Хвылевого, но и, в свою очередь, потребовали от Москвы перейти, наконец, от слов к делу по украинизации партий­ного, государственного аппарата. Такое требование Александра Шумского единодушно поддержала коммунистическая партия Западной Украины (в тогдашней Польше).

Тогда Сталин сначала послал в ссылку Шумско­го и его сторонников, а потом их тоже расстрелял. Что же касается коммунистической партии Запад­ной Украины, то ее Сталин распустил через Комин­терн, который к этому времени уже стал простым подотделом ЦК ВКП(б). От чекистских пуль этих украинских коммунистов спасло то, что они жили в капиталистической Польше.

«Украинский национализм» смахивал на ту ми­фическую гидру, у которой на месте отрубленных голов вырастали новые. Действительно, не успел Каганович доложить Сталину, что план по разгрому национализма «выполнен и перевыполнен», как по­следовало новое антимосковское выступление и не где-нибудь на стороне, а в самом политическом и теоретическом органе ЦК КП(б)У в журнале «Большевик Украины». Это было исследование вид­ного украинского экономиста и коммуниста Михаи­ла Волобуева под названием «К проблеме украин­ской экономики», напечатанное в начале 1928 го­да. Исследование было задумано, чтобы помочь партии разработать практические меры по созданию комплексной «национальной экономики» в духе решений партийных съездов.

Основные тезисы автора сводились к следую­щему:

1. старая Россия вела на Украине колониальную политику, грабя ее экономические ресурсы;

2. Украина при советской власти должна гармо­нически развиваться в ее природных национально-
экономических границах;

3. коммунизму противопоказана колониальная политика, «лишь украинский народ имеет право
распоряжаться своей экономикой», «эксплуатиро­вать украинскую экономику во вред украинскому
народу – это враждебно коммунизму»;

4) план «экономического районирования СССР», разработанный Госпланом СССР по схеме и при
участии старых царских специалистов-великодержавников, «полностью игнорирует национальные
экономики бывших российских колоний и предлагает централизованное районирование СССР на ста­рых великодержавных принципах» (Майстренко, стр. 108).

Волобуев был искренне убежден, что ЦК партии в Москве думает о национальной экономике и куль­туре то же самое, что и он. Это было глубокое за­блуждение не одного Волобуева, но и почти всех национальных коммунистов того времени. Ведь на­циональные коммунисты и всерьез верили, что «генеральная линия» партии в национальных рес­публиках – это создание собственной националь­ной экономики, подлинной национальной культу­ры, не только по «форме», но и по «содержанию», национальной науки и техники. Сами же националы должны возглавлять партийные органы и националь­ные правительства суверенных советских респуб­лик не по назначению из Москвы, а путем свобод­ных демократических выборов на местах. Все это оказалось иллюзией. Иллюзию национальных коммунистов тех лет разделял и пишущий эти строки. Накануне XVIсъезда партии, критикуя тезисы По­литбюро к этому съезду, я писал: «В реконструк­тивный период практическое разрешение нацио­нального вопроса в свете устранения фактического неравенства, которое еще, безусловно, не устране­но, приобретает сугубую актуальность как в хозяй­ственно-культурном, так и в политическом отноше­нии... Однако нынешний темп нашего культурного и экономического строительства в национальных районах и имеющиеся достижения не обеспечивают выполнения весьма ясных и практических дирек­тив Xи XIIсъездов партии... К сожалению, после XIIсъезда партии к национальной проблеме не воз­вращались и ее практическое решение идет от слу­чая к случаю... Вот с этой точки зрения тезисы Куй­бышева (председатель ВСНХ СССР) и Яковлева (Наркомзем СССР) не могут быть признаны доста­точными. Каждый из них национальную проблему затрагивает вскользь, "кстати", "между прочим" и, та­ким образом, обходит актуальнейшие вопросы хо­зяйственного развития в национальном разрезе» («Правда», 22 июня 1930 г., А. Авторханов. «За выполнение директив партии по национальному во­просу») .

Критикуя тезисы Яковлева по колхозному движению, я отвергал колхозы для национальных республик, ссылаясь на Ленина. Я писал: «Ленин говорил: "Было бы ошибкой, если бы товарищи по шаблону списывали декреты для всех мест России, если бы советские работники на Украине и на Дону стали бы без разбору, огулом распространять их на другие области. Мы не связываем себя однообраз­ным шаблоном, не решаем раз навсегда, что наш опыт, опыт центральной России, можно перенести целиком на все окраины" (т. XVI, стр. 106)».

«В другом месте, – продолжал я цитировать Ле­нина, – в известном письме коммунистам Кавказа Ленин призывает их к тому, чтобы они "поняли свое­образие своей республики от положений и условий РСФСР, поняли необходимость не копировать нашу тактику, а обдуманно видоизменять ее применитель­но к развитию конкретных условий" (т. XVII, ч. 1, стр. 200)».

Именно опираясь на Ленина, я объявил «опыт центральной России» «Сплошная коллективиза­ция и ликвидация кулачества как класса» – проти­вопоказанным специфике нерусских областей и рес­публик и потребовал для них не колхозы и не тозы, а землеустройство. В ряде статей в той же «Правде» меня подвергли разносной критике.

Ссылаясь на того же Ленина, один из моих кри­тиков причислил меня не только к «правым оппор­тунистам», но и к «предателям» партии. Он писал: «Мы должны категорически возразить против явно ликвидаторской и правооппортунистической теории и предложений Авторханова по вопросу о путях коллективизации национальных окраин... Что же выходит, если пойти по пути, предлагаемому тов. Авторхановым? Это означает снятие всерьез и на­долго лозунга сплошной коллективизации нацио­нальных районов... так как землеустройство будет землеустройством индивидуальных крестьянских хозяйств. Вот почему мы не можем расценивать это предложение т. Авторханова иначе, как попытку потащить партию назад в сторону от генеральной линии партии, на ту самую дорожку, о которой ноют и скулят все правооппортунистические эле­менты. Тов. Авторханов определенно заболел право-оппортунистической близорукостью и паническими настроениями... Он не видит того, что есть на нацио­нальных окраинах... Почему мы так резко возражаем тов. Авторханову? Да хотя бы потому, что "время более трудное, вопрос в миллион раз важ­нее, заболеть в такое время – значит рисковать гибелью революции" (Ленин. Из речи на VIIсъезде партии против тов. Бухарина). Предательские уши правых дел мастера торчат из рассуждений тов. Авторханова о путях коллективизации национальных окраин» («Правда», 30 июня 1930 г., Л. Готфрид. «О правильных и правооппортунистических пред­ложениях тов. Авторханова»).

Меня поставили по соседству с бухаринцами в отношении диагноза моей «правооппортунистической болезни». В те годы такое соседство считалось не очень уютным, а сама болезнь признавалась неиз­лечимой. Сталин, следивший за нашей дискуссией – «Колхозы или землеустройство» – заявил в отчет­ном докладе ЦК XVIсъезду: «Партия пересмотре­ла метод землеустройства в пользу колхозного строительства», а сам съезд записал: «XVIсъезд поручает ЦК партии... неуклонно проводить ликви­дацию кулачества, как класса, на основе сплошной коллективизации по всему Советскому Союзу».

Вот с этих пор в гигантской сельскохозяй­ственной стране – перманентный кризис недопро­изводства зерновых культур и животноводческой продукции. Между тем до революции одна Украина кормила всю Европу своей пшеницей, а экспорт русского хлеба на мировом рынке занимал второе место после Америки. Вот уже несколько десяти­летий, как СССР занимает первое место в мире по импорту американского хлеба.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.