Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

IV. РАЗНОГЛАСИЯ МЕЖДУ ЛЕНИНЫМ И СТАЛИНЫМ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ



 

Своей жизненной миссией после завоевания вла­сти над Россией Ленин считал проведение в этой ги­гантской и многонациональной стране двух беспри­мерных в истории экспериментов: во-первых, по­строить бесклассовое социалистическое общежитие, опираясь на прямое насилие («диктатура пролета­риата») и, во-вторых, создать из более 190 народов и народностей разных рас, языков и религий одну единую коммунистическую нацию с единым языком и единой атеистической верой, опираясь на косвен­ное насилие (идеологическая перековка, языковая ассимиляция, «интернационализация» рас и семей). За пару лет перед смертью Ленин понял всю утопич­ность этой миссии. «Военный коммунизм», заду­манный Лениным по его же признанию как непо­средственный переход к социализму, был похоро­нен под грохот орудий кронштадтских матросов, крестьянского восстания в Тамбове, под явной уг­розой нового восстания авангарда революции рабочих Петрограда. Вот слова Ленина от 17 октяб­ря 1921. года с откровенным признанием провала своей социалистической утопии, весьма актуально звучащие как раз сегодня: «Мы думали, что по ком­мунистическому велению будет выполняться произ­водство и распределение... Если мы эту задачу про­бовали решить прямиком, так сказать, лобовой ата­кой, то потерпели неудачу... Не удалась лобовая атака, перейдем в обход. Будем действовать осадой и сапой» (Ленин, т. 33, стр. 47).

Тяжелое разочарование потерпел Ленин также и в своих попытках «лобовой атакой» разрешить на­циональный вопрос в советской России. Переимено­вав бывшую Российскую Империю в РСФСР, Ленин считал само собой разумеющимся, что все нерусские народы войдут в эту РСФСР. Однако национальные коммунисты Украины, Белоруссии, Грузии, Арме­нии и Азербайджана, соратники и ученики того же Ленина, предпочли остаться вне РСФСР и создать свои собственные суверенные советские социалисти­ческие республики со своими границами, прави­тельствами, парламентами, собственными компар­тиями. Конечно, национальные компартии были под­чинены московскому общепартийному центру ЦК РКП(б) во главе с Лениным, но местные прави­тельства не подчинялись правительству РСФСР. Разумеется, Ленин и в мыслях не допускал, что этот условный суверенитет местных республик может стать длительным состоянием. Вся проблема с нацреспубликами сводилась к тому, как их присоеди­нить к РСФСР, чтобы такое присоединение не вы­глядело как их поглощение или аннексия новой Россией, хотя и советской.

Национальные коммунисты нерусских совет­ских республик, приняв тактическую концепцию Ленина за его истинную программу в национальном вопросе, почти единодушно держали курс на пере­ход от условного суверенитета к полному суверени­тету своих республик во всех областях государ­ственной жизни, кроме обороны и внешней поли­тики, которые координировались с Москвой особы­ми союзническими договорами. Политической и юридической базой здесь служили, кроме сочине­ний Ленина, решения высших руководящих орга­нов партии – Апрельской конференции 1917 года, VIIIсъезда партии 1919 года, Xсъезда партии 1921 года по национальному вопросу. Решения Де­сятого съезда партии на этот счет были очень опре­деленны и весьма конкретны. Вот что говорилось в резолюции Xсъезда о национально-государственном строительстве в нерусских советских республиках: в отношении нерусских народов «политика царизма состояла в том, чтобы убить среди них зачатки вся­кой государственности, калечить их культуру, стеснять их язык, русифицировать их... Задача пар­тии состоит в том, чтобы помочь трудовым массам нерусских народов догнать ушедшую вперед цент­ральную Россию, помочь им:

а) развить и укрепить у себя советскую государ­ственность в формах, соответствующих националь­но-бытовым условиям этих народов; б) развить и укрепить у себя действующие на родном языке – суд, администрацию, органы хозяйства, органы вла­сти, составленные из людей местных; в) развить у себя прессу, школу, театр... на родном языке» («КПСС в резолюциях», ч. 1, М., 1953 г. стр. 559). Поняв эти решения буквально, национальные республики приступили к возрождению националь­ной культуры, науки, искусства, национальной эко­номики, к созданию национальных воинских фор­мирований, к решительной и всеобщей «коренизации», по выражению Сталина, всех видов органов власти и ее аппарата на всех уровнях.

Вот тогда только советский тоталитарный им­периализм показал свое истинное лицо: великодер­жавно-коммунистический аппарат Москвы нашел, что под видом «коренизации» в советских нацио­нальных республиках, под видом украинизации и белорусизации на советской Украине и Белоруссии, к власти начали приходить местные националисты: национал-уклонисты в Грузии, «боротьбисты» на Украине, «нацдемовцы» в Белоруссии, пантюркисты в Татаро-Башкирии и Туркестане. Началась широкая кампания против тех национальных ком­мунистических кадров, которые, ссылаясь на на­званные решения партии, продолжали сопротив­ляться великодержавникам из московского центра. Сталин, ставший тем временем генсеком, решил дать устрашающий урок всем местным национали­стам тотальным разгромом «национал-уклонистов» Грузии. Более того, пользуясь болезнью Ленина, который по решению Политбюро не должен был по­лучать информацию о текущей политике, Сталин ре­шил одним партаппаратным актом покончить с су­веренитетом всех советских республик, включив их в РСФСР. Однако, Ленин, информированный тем временем его соратниками из Грузии, названными Сталиным «национал-уклонистами», – Буду Мдива­ни, Филиппом Махарадзе и другими, почувствовал, что Сталин играет с огнем и угрожает целостности созданной большевиками новой империи. По сло­вам секретарши Ленина Фотиевой, Ленин готовил бомбу против Сталина на XIIсъезде, но заболев, мог написать только статью по национальному во­просу против него. Статья Ленина называлась «К во­просу о национальностях или об ''автономизации''». Ленин ее писал для газеты «Правда». Сталин и его тогдашние горе-союзники Зиновьев и Каменев от­клонили статью Ленина. Ленин написал также «Письмо к съезду», адресованное предстоящему XIIсъезду, в котором требовал снятия Сталина с поста генсека, но оно не было оглашено на съез­де. О существовании этих документов Ленина пар­тия и страна узнали только после смерти Сталина, на XXсъезде партии, на котором были разоблачены его преступления.

Как мы уже обещали, остановимся вкратце на этой статье Ленина. Я уже упоминал, но подчеркну еще раз: по национальному вопросу в советском го­сударстве стратегических расхождений между Лени­ным и Сталиным не было. Расхождения касались только тактики, методов имперской политики и темпов денационализации национальностей. Ленин стоял за медленную, более мирную, чем насиль­ственную, ассимиляцию нерусских народов. Сталин преследовал ту же цель, только в форсированном порядке, больше полагаясь на аргументы насилия, чем на убеждения. Ленин хорошо понимал, как глу­боко враждебны национальным чаяниям нерусских народов интернациональные цели его коммунисти­ческой программы. Понимал он также и то, что сре­ди нерусских коммунистов есть не только обрусев­шие националы с имперским или интернациональ­ным мышлением, как Сталин, Орджоникидзе, Дзержинский, но в большинстве своем коммунисты окраин – национально мыслящие коммунисты, осо­бенно те, которые вступили в партию после больше­вистской революции. На них собственно и держалась советская власть на местах. В этих условиях план Сталина включить механически эти все еще легаль­но и формально суверенные республики в состав РСФСР на правах «автономизации» Ленин считал прямо-таки авантюрной затеей, чреватой большими опасностями. Ведь план Сталина разоблачал на деле всю философию о равенстве и суверенитете народов России. Нужно было найти новую форму федерации номинально «равных» и по-прежнему «суверенных» народов. Сначала отвергнув план «автономизации» Сталина как порочный и опасный, Ленин предложил назвать новое объединение «Союзом советских республик Европы и Азии». Потом сам же забрако­вал это название, найдя его слишком узким и регио­нальным в свете своих мировых целей по созданию, как Ленин выражался, «Мировой советской республики». Ленин нашел и поныне существующую, ре­гионально и этнически неограниченную, глобальную формулу объединения советских государств – «Со­юз Советских Социалистических Республик», куда по замыслу Ленина могут вступить государства лю­бых континентов и национальностей Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии, Океании.

Дальнейшему изложению разногласий между Лениным и Сталиным по данному вопросу надо предпослать одно важное замечание. Ленин был не­прав, когда он осуждал недостойные и нечестные ме­тоды Сталина. Вина Сталина заключалась в том, что он был более последовательным проводником в жизнь моральной философии Ленина, чем сам Ле­нин. Стоит напомнить эту философию. На Третьем съезде комсомола в 1920 году, как бы комменти­руя макиавеллиевскую философию своей книги «Детская болезнь ''левизны'' в коммунизме», Ленин учил советскую молодежь: коммунисты не при­ знают то, что принято называть общечеловеческой моралью, для коммунистов мораль и нравствен­ность – категория классовая, для коммунистов мо­рально все, что помогает интересам их борьбы за диктатуру пролетариата. В этой борьбе, утверж­дал Ленин, допустимы любые методы и приемы, если они поставлены на службу основной стра­тегической цели завоеванию пролетариатом власти. Утонченное коварство и заведомую ложь Ленин считал вполне допустимыми и легальными средствами в политической борьбе с той единствен­ной оговоркой, что все это должно служить инте­ресам коммунизма. Но Ленин глубоко ошибался, принимая Сталина за коммуниста. Сталин стремился не к строительству коммунизма, а к увековечению государства под своей личной диктатурой. Поэтому, строго следуя его же учению, Сталин начинает применять тактические принципы ленинизма уже внут­ри партии в борьбе за власть не только против своих соперников в Кремле, но и в национальных квазисуверенных республиках, прибегая к тем же «уловкам», «хитрости», коварству и лжи, о дозво­ленности которых идет речь в указанной книге Ле­нина. Ведь цель у Ленина не личная власть, а гармо­ния центральной власти с «суверенными» националь­ными республиками. Поэтому Ленин опасается, что чрезмерное усердие Сталина «стать ленинцем боль­ше, чем сам Ленин» (это выражение о своих усерд­ствующих учениках употребил сам Ленин) может привести к развалу еще не укрепившейся советской империи. Насколько ясно работал ум Ленина в этом отношении даже при смертельной болезни показы­вают уже упомянутые его последние документы. Почти все они посвящены Сталину и национальному вопросу. Ленин начал свое наступление против Ста­лина в письме в Политбюро, которое носит соб­ственно тактический характер. В письме сказано: «Великорусскому шовинизму объявляю бой не на жизнь, а на смерть. Как только избавлюсь от про­клятого зуба, съем его всеми здоровыми зубами. Надо абсолютно настоять, чтобы в союзном ЦИКе председательствовали по очереди русский, украи­нец, грузин и т.д.» (Ленин, 4 изд., т. 33 стр. 335). Существо разногласия Ленина со Сталиным изложе­но в уже упомянутой статье: «К вопросу о нацио­нальностях или об ''автономизации''», состоящей из ряда его «записок». Ленин был возмущен не столь­ко тем, что Орджоникидзе управлял Закавказьем как царский наместник, но еще тем, что Орджони­кидзе в присутствии Рыкова дал пощечину «ук­лонисту» А. Кабахидзе, назвавшему его «сталин­ским ишаком», а Сталин, вместо того, чтобы осу­дить поведение Орджоникидзе, демонстративно поддержал действие Орджоникидзе, более того, реше­нием комиссии ЦК РКП(б) во главе с Дзержин­ским осуждению подвергся не Орджоникидзе, а Мдивани. По этом поводу Ленин писал: «Если дело дошло до того, что Орджоникидзе мог за­рваться до применения физического насилия, то можно себе представить, в какое болото мы слете­ли. Видимо, вся эта затея ''автономизации'' в корне была неверна». В великорусском шовинистическом походе против Грузии Ленин обвиняет обрусевших инородцев – Сталина, Дзержинского и Орджони­кидзе. При этом он замечает: «Известно, что обру­севшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения». Кончая свои записи по поводу поведения в Грузии двух руководящих грузин, действовавших по его же собственному мандату, Ленин добавляет: «В данном случае по отношению к грузинской нации мы имеем типич­ный пример того, где сугубая осторожность, пре­дупредительность и уступчивость требуются с нашей стороны... Тот грузин, который пренебрежитель­но относится к этой стороне дела, пренебрежи­тельно швыряется обвинением в ''социал-национа­лизме'' (тогда как он сам является настоящим и истинным не только ''социал-националом'', но и грубым великорусским держимордой) , тот грузин, в сущности, нарушает интересы пролетарской классовой солидарности». (Ленин, ПСС, т. 45, стр. 356-360).

Как раз этим грузинским большевикам, кото­рых Сталин обвинял в «социал-национализме» и «национал-уклонизме», Ленин пишет 6 марта 1923 года следующее письмо: «Товарищам Мдивани, Махарадзе и другим. Уважаемые товарищи! Всей душой слежу за вашим делом. Возмущен грубостью Орджоникидзе и потачками Сталина и Дзержинского. Готовлю для вас записки и речи. С уважением. Ленин» (ПСС, т. 54, стр. 330).

Ленин требовал от Пленума ЦК исключить Орджоникидзе из партии, наказать Дзержинского, а от предстоящего XIIсъезда партии он потребо­вал снятия Сталина с поста генсека. Боясь, что бо­лезнь ему не позволит выступить на пленуме ЦК, Ленин пишет Троцкому:

«Строго секретно. Лично.

Уважаемый т. Троцкий!

Я просил бы Вас очень взять на себя защиту грузин­ского дела на ЦК. Дело это сейчас находится под преследованием Сталина и Дзержинского, и я не мо­гу положиться на их беспристрастие. Даже совсем напротив. Если бы Вы согласились взять его защи­ту, то я бы мог быть спокойным» (Ленин, ПСС, т. 54, стр. 329).

Ленин предлагал Троцкому «блок Ленина – Троцкого» для ликвидации Сталина и его фракции. Это уже доказывало, какой огромной партаппаратной силой только за один год стал генсек Сталин, если для его свержения Ленин предлагает создать «блок Ленина – Троцкого». Однако, Троцкий, ко­торый всегда был храбрым на словах против Стали­на, когда требовалось действовать, да еще в блоке с самим Лениным, проявил политическую беспо­мощность, тяжкую по своим трагическим по­следствиям для миллионов. Да этим еще и хвалил­ся. Вот что Троцкий говорил союзнику Сталина Каменеву: «Имейте в виду и передайте другим, что я меньше всего намерен поднять на съезде борьбу ради каких-либо организационных перестроек. Я стою за статус-кво... Я против ликвидации Стали­на, против исключения Орджоникидзе, против сня­тия Дзержинского. Не нужно интриг. Нужно честное сотрудничество» (Л.Троцкий, «Моя жизнь», ч. II, стр. 224) .

Выходит, что «интригами» занимается не Сталин со своей компанией, а Ленин, требующий изгнания и наказания этой компании. Таким образом, когда Троцкий присоединился по существу к антиленин­ской «тройке» в Политбюро – к Сталину, Зиновье­ву, и Каменеву, XIIсъезд партии в апреле 1923 г., за девять месяцев до смерти Ленина, стал первым ста­линским съездом, который пошел против воли Ле­нина в двух решающих для него вопросах. А имен­но: 1) «Тройка» скрыла от XIIсъезда «Политиче­ское завещание» Ленина в виде его «Письма к съез­ду», в котором Ленин требовал снятия Сталина; 2) «Тройка» плюс Троцкий отказались как огласить на съезде, так и выполнить требования Ленина из цитированной статьи «К вопросу о национальнос­тях и автономизации» о наказании Дзержинского и Орджоникидзе. Съезд осудил не Сталина, Орджони­кидзе и Дзержинского, а Мдивани, Махарадзе, Цинцадзе, Окуджаву и других «национал-уклони­стов». Кто же оказался в этом споре прав – Ленин или Сталин? Ленин хотел мирным путем добиться коммунистической интеграции нерусских народов в единую нацию с русским народом. Сталин хотел то­го же самого, но путем ортодоксально ленинским, то есть методами «диктатуры пролетариата». Ста­лин, знавший нерусские народы, хотя бы на опыте Кавказа, лучше, чем Ленин, был убежден, что Ленин ударился в утопию, думая, что слияние наций может быть осуществлено методом убеждения. Именно в данном случае Сталин был больше ленинцем, чем сам Ленин. В самом деле, мы уже знаем, что для Ленина интересы социализма выше национальных интересов, а сам национальный вопрос – не глав­ный вопрос в его революционной стратегии, а побочный вопрос, вопрос тактики, а не программы. Сталин был верен ленинизму, когда он писал: «На­циональный вопрос есть часть общего вопроса о пролетарской революции, часть вопроса о диктату­ре пролетариата» (Сталин, Вопросы ленинизма, стр. 47). Поэтому национальный вопрос в многона­циональной социалистической империи нельзя, по Сталину, разрешить иначе, как революционными ме­тодами «диктатуры пролетариата». Действительно, во всех своих выступлениях Сталин связывает окончательное решение национального вопроса не с методом убеждения, как этого требовал Ленин, а с методом насилия, как этого требует ленинизм. Ле­нин вступил в противоречия с квинтэссенцией свое­го учения, а именно с теорией и практикой проле­тарской революции и диктатуры пролетариата, по­лагая, что можно заставить нерусские народы от­казаться от своей тысячелетней национальной аутентичности, не прибегая к методам диктатуры. В этом Сталин увидел непоследовательность Ленина и в своем письме к членам Политбюро назвал Ле­нина за это «национал-либералом». Что Сталин ис­ходил в своей стратегии из общего учения Лени­на покажет пара цитат из Ленина о «диктатуре про­летариата». Вот определение Ленина, что такое «диктатура пролетариата»: «Научное понятие дикта­туры означает не что иное, как ничем не ограничен­ную, никакими законами, никакими абсолютно пра­вилами не стесненную, непосредственно на наси­лие опирающуюся власть» (т. XXV, стр. 441), У Ленина есть и «синтетическое» определение «дик­татуры пролетариата», которое допускает альтер­нативный выбор методов – мирных и немирных. Вот оно: «Диктатура пролетариата – есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и административная против сил и традиций старого общества» (там же, стр. 190).

Сталин выбрал из этой альтернативы кровавый, насильственный, военный и административный мето­ды и этим спас режим ленинизма не только в нацио­нальных республиках, но и в России. В защиту Ста­лина надо сказать, что он слишком буквально по­нимал характерные для Ленина пустые иной раз угрозы. В записках и распоряжениях Ленина неред­ко говорится, что в правящую партию по боль­шей части идут карьеристы, которые заслуживают того, чтобы всех их «расстреляли», или в период нэпа – появились «сменовеховцы», которых надо поставить к стенке, или бывшие царские чиновники, белогвардейцы и бывшие меньшевики с эсерами саботируют советские мероприятия, – их всех надо «загнать в тюрьму»!

Сталин пустых слов не говорил, но косил всех людей этих категорий еще до того, как стал генсе­ком. С чего же этот самый Ленин решил, что надо цацкаться с грузинскими «националистами», «мень­шевиками» и «князьями», – думал Сталин. Сталин – Ленин, доведенный до логического конца, – был по-своему прав.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.