Коренные изменения в отношениях были закреплены в новой Стратегической концепции Североатлантического союза, обнародованной в ноябре 1991 г. и утвердившей более широкий подход к проблеме безопасности. Оборонная составляющая осталась непреложной, но при этом были особо выделены экономические, социальные вопросы и вопросы экологии, как одно из средств, способствующих укреплению стабильности и безопасности в Евроатлантическом регионе в целом. Диалог и сотрудничество стали неотъемлемой частью подхода, которого требовалось придерживаться для того, чтобы справиться с различного рода проблемами, встающими перед Североатлантическим союзом. Основные цели заключались теперь в следующем: снизить опасность возникновения конфликта по причине недопонимания или умысла и более адекватно управлять кризисными ситуациями, затрагивающими безопасность союзников по НАТО; повысить взаимопонимание и доверие среди всех европейских государств; расширить круг возможностей для истинного партнерства при решении общих проблем безопасности.
В связи с этим, непосредственно по окончании «холодной войны» в центре внимания консультаций в рамках ССАС оставались проблемы безопасности, оставшиеся в наследство от «холодной войны», такие как вывод российских войск из государств Балтии. Началось политическое сотрудничество по ряду направлений, связанных с безопасностью и обороной. Во многих отношениях ССАС проложил новую дорогу, однако он был сосредоточен на многостороннем политическом диалоге и не предоставлял каждой стране-партнеру возможности развивать индивидуальное сотрудничество с НАТО.
«Партнерство ради мира» и Совет евроатлантического партнерства
Это положение вещей изменилось в 1994 г., когда была выдвинута программа «Партнерство ради мира» (ПРМ) – важнейшая программа практического двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельными странами-партнерами, позволившая процессу сотрудничества сделать значительный шаг вперед.
В 1997 г. на смену ССАС и для успешного продолжения начатой им деятельности был создан Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), проложивший путь для развития углубленного и более оперативного партнерства.
СЕАП и программа ПРМ неуклонно вырабатывали свою собственную динамику, по мере того как НАТО и страны-партнеры предпринимали последовательные шаги для дальнейшего расширения сотрудничества в области безопасности на основе созданных механизмов партнерства. С течением лет, для того чтобы справиться с новыми проблемами, возникающими в связи с меняющейся обстановкой безопасности, НАТО претерпела преобразования, а вместе с ней развивалось и партнерство.
Углубляя партнерство
В ноябре 2002 г. на встрече в верхах в Праге были предприняты дальнейшие шаги, направленные на углубление сотрудничества между НАТО и странами-партнерами. Во всеобъемлющем обзоре СЕАП и «Партнерства ради мира» рекомендовалось укрепить политический диалог со странами-партнерами и в большей мере привлекать их к планированию, проведению мероприятий и руководству деятельностью, в которой они участвуют.
В Праге был выдвинут новый механизм сотрудничества – План действий партнерства. В первую очередь предстояло разработать План действий партнерства по борьбе с терроризмом. Еще одной новой инициативой стал Индивидуальный план действий партнерства (ИПДП), предназначенный для стран-партнеров, обратившихся с запросом об оказании им более структурированной поддержки в проведении внутренних реформ, в частности, в области обороны и безопасности. Отныне Североатлантический союз может не просто предложить заинтересованным странам выбрать несколько мероприятий из общего перечня, а специально разработать программу содействия с учетом индивидуальных потребностей страны и конкретных обстоятельств.
Развивая успех, которого удалось добиться в Праге, в 2004 г., на встрече в верхах в Стамбуле были сделаны дальнейшие шаги, призванные укрепить евроатлантическое партнерство и придать ему такую форму, которая позволила бы ему приступить к решению основополагающих вопросов, а также уделить внимание потребностям и силам и средствам отдельных стран-партнеров.
План действий партнерства по укреплению оборонных институтов должен поощрять страны-партнеры и оказывать им содействие в создании эффективных оборонных институтов, несущих ответственность согласно демократической системе. За счет привлечения государств, выделяющих воинские контингенты, к процессу принятия решений на более раннем этапе и проведения дополнительных политических консультаций страны-партнеры получают возможность вывести свой вклад в операции под руководством НАТО на новый уровень. Помимо этого углубляется Концепция оперативного потенциала; у стран-партнеров появилась возможность направить своего представителя в Стратегическое командование трансформации ОВС НАТО, на которое возложены обязанности по дальнейшему продвижению и руководству процессом постоянной трансформации сил и средств Североатлантического союза. Это должно способствовать повышению оперативной совместимости между вооруженными силами стран НАТО и стран-партнеров, а также трансформации систем обороны в соответствии с меняющимися оперативными задачами и потенциалом НАТО.
Вместе с тем было принято решение уделить особое внимание отношениям со странами-партнерами, расположенными в двух стратегически важных регионах, – на Кавказе (Армения, Азербайджан и Грузия) и в Центральной Азии (Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан). Был назначен специальный представитель НАТО в этих регионах, а также два сотрудника по связи взаимодействия. Их функция – оказывать содействие и при необходимости консультировать по вопросам, связанным с реализацией соответствующих аспектов Индивидуальных планов действий партнерства, а также Планов действий партнерства по укреплению оборонных институтов и борьбе с терроризмом.