Суть программы ПРМ – это партнерство между отдельной страной и НАТО, создаваемое на индивидуальной основе, в соответствии с особыми потребностями этой страны, причем каждое из участвующих правительств выбирает, на каком уровне и в каком темпе это партнерство будет реализовано совместно с НАТО.
Политические обязательства
Официальной основой программы «Партнерство ради мира» является Рамочный документ, в котором излагаются конкретные положения для каждой из стран-партнеров.
Каждая страна-партнер берет на себя ряд серьезных политических обязательств: сохранять демократическое общество; соблюдать принципы международного права; выполнять обязательства, вытекающие из Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Хельсинкского заключительного акта и международных соглашений о разоружении и контроле над вооружениями; воздерживаться от угрозы или применения силы против других государств; не нарушать существующих границ государств; разрешать споры мирным путем.
Страны также обязуются способствовать прозрачности государственной системы оборонного планирования и формирования оборонного бюджета, обеспечивать демократический контроль над вооруженными силами, развивать потенциал, необходимый для ведения совместных действий с НАТО в рамках миротворческих и гуманитарных операций.
Как закреплено в Рамочном документе, государства-члены НАТО обязуются проводить консультации с любой страной-партнером, если, по мнению этой страны, существует прямая угроза ее территориальной целостности, политической независимости или безопасности. Этим механизмом воспользовались, например, Албания и бывшая Югославская республика Македония 1 во время кризиса в Косово.
Комплекс практических мероприятий
НАТО и страны-партнеры регулярно консультируются по широкому спектру вопросов. Войска (силы) стран НАТО и стран-партнеров проводят совместные учения и несут службу бок о бок в рамках операций под руководством НАТО. Они также совместно борются с терроризмом.
Сотрудничество ведется и по таким направлениям, как военная реформа, борьба с распространением оружия, снижение угрозы, возникающей в связи с существованием противопехотных мин и арсеналов боеприпасов, готовность к реагированию на стихийные бедствия и катастрофы, научно-исследовательская работа.
Консультации
По линии Совета евроатлантического партнерства НАТО и страны-партнеры ведут регулярные консультации по широкому спектру вопросов, связанных с безопасностью и обороной.
Предметом обсуждения могут быть как общеполитические вопросы, например, задачи кризисного реагирования, региональные проблемы и напряженность, так и вопросы, носящие технический характер: военная реформа, формирование бюджета и планирование.
Совместное выполнение задач, повышение оперативной совместимости
Страны-партнеры внесли в прошлом и продолжают вносить значительный вклад в операции и миссии, выполняемые Североатлантическим союзом, от Балканского региона до Афганистана, Ирака и Дарфура.
Для того, чтобы войска (силы) стран-партнеров были способны активно действовать при проведении операций под руководством НАТО, они регулярно участвуют в программе учений и боевой подготовки НАТО.
Оборонная реформа
В связи с окончанием «холодной войны» отпала необходимость иметь многочисленные ВС и огромные арсеналы оружия и боеприпасов. Тем не менее, проведение военной реформы – дело не простое и не дешевое.
Программы, направленные на обмен опытом и содействие в решении обширных проблем военной реформы и в управлении ее экономическими и социальными последствиями, являются одной из наиболее важных форм сотрудничества НАТО со странами-партнерами.
Приоритетная задача в этой области – способствовать созданию эффективных оборонных институтов, находящихся под гражданским демократическим контролем.
Борьба с терроризмом
Незамедлительно собравшись на следующий день после нападений на США, совершенных 11 сентября 2001 г., послы стран НАТО и стран-партнеров безоговорочно осудили нападения и обязались приложить все усилия для борьбы с бичом терроризма.
На встрече в верхах в Праге в 2002 г. НАТО и страны-партнеры выдвинули Партнерский план действий по борьбе с терроризмом, призванный улучшить обмен разведданными и сотрудничество в следующих областях: безопасность на границах, организация подготовки и учений для борьбы с терроризмом, а также создание сил и средств, необходимых для защиты от терактов или для ликвидации последствий терактов.