Важнейшим фактором мирового технологического лидерства является инновационная политика государства. В развитых странах от промышленной и научно-технической политики как самостоятельных направлений деятельности государства к политике инновационной перешли в 70-е годы прошлого века, когда стало очевидно, что сами по себе научные исследования недостаточны для модернизации промышленности.
Инновационная политика- это совокупность принципов, форм и методов воздействия государства на научно-инновационную деятельность в данной стране.
Основными направлениями инновационной политики являются:
1) стратегическое планирование научного и технического развития и выделение его приоритетных направлений;
2) создание системы организации и финансирования НИОКР;
Стратегическое инновационное программирование и планирование задает направления долгосрочного развития национальной инновационной системы и основывается на разработке прогнозов научно-технического развития. Это требует анализа тенденций не только национального, но и мирового развития, изучения альтернативных стратегий научно-технического развития, их рисков и возможностей, подробной разработки ресурсного прогноза для данной страны по каждому этапу инновационного процесса. Эта составляющая инновационной политики особенно масштабно прорабатывается в Великобритании и Германии, но значима и для США.
В области финансирования и организации НИОКР национальные инновационные системы различны. Так, в странах ЕС выработан подход, согласно которому фундаментальные исследования подлежат государственному финансированию: чем больше коммерческая отдача от реализации научных исследований и разработок, тем больше доля финансового участия в них частного бизнеса (40% финансовых расходов - доля государства, 60% - частного капитала). В США 70% научных исследований выполняется в частных компаниях, в Японии доля бизнеса в финансировании науки - 75%.
В Республике Беларусь главной целью государственной инновационной политики является создание экономико-правовых, финансовых, организационных и других условий для ускоренной разработки и освоения новой конкурентоспособной продукции, современных экологически чистых и безопасных технологий, на основе которых возможна структурная перестройка и динамичное развитие национальной экономики.
В качестве показателей эффективности инновационной политики используются четыре группы индикаторов. Первая группа такого рода показателей характеризует состояние человеческих ресурсов инноваций; вторая - процесс создания знаний. К третьей группе индикаторов инновационного развития относятся показатели трансферта инноваций; к четвертой - показатели результатов инновационной деятельности.
Среди конкретных показателей эффективности инновационной политики можно выделить следующие:
1) количество выпускников вузов в области науки и техники в возрасте 20-29 лет;
2) доля занятых в высокотехнологичном производстве;
3) бюджетные расходы на НИОКР (процент от ВВП);
4) коммерческие расходы на НИОКР (процент от ВВП);
5) количество патентов в области высоких технологий, выданных на 1 млн. жителей;
6) доля малых и средних компаний, вовлеченных в инновационную деятельность (процент от общего их количества);
7) расходы на инновации (процент от товарооборота);
8) удельный вес новых товаров (процент от товарооборота).
Инновационный путь развития - одна из приоритетных задач социально-экономического развития страны, которая определяет стратегическую цель государственной научно-технической и инновационной политики по созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для развития науки, постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, уровня и качества жизни населения, укрепления национальной безопасности страны.