Национальное богатство (НБ) является важнейшим показателем экономического состояния страны. Он представляет собой денежное выражение совокупных потребительных стоимостей, созданных и накопленных обществом за все время его производственной деятельности по состоянию на определенную дату. В его состав включают: а) природные богатства; б) материальные блага; в) духовные ценности.
В любом обществе НБ создается трудящимися, однако присваивается оно крайне неравномерно между членами общества. В зависимости от господствующего способа производства (экономической системы) оно находится в собственности всего общества или отдельных его классов, групп или лиц.
В росте НБ большую роль играет производственный и научно - технический опыт населения. Природные ресурсы, которые еще не вовлечены в воспроизводственный процесс, представляют собой общественное достояние, существующее в качестве потенциального НБ. Впервые НБ было исчислено английским экономистом У.Петти в 1664году.
При измерении НБ нет единого подхода (как и при измерении ВВП). В отечественной литературе под НБ обычно понимают запасы материальных благ, созданных трудом и используемых для производства и потребления. Природные богатства и рабочая сила (труд) выступают при этом в качестве условий и источника создания НБ.
Некоторые экономисты включают в состав НБ естественные ресурсы (землю, водные, лесные ресурсы и т.д.). Существует точка зрения, согласно которой понятие НБ должно охватывать и нематериальные ценности (объем научных знаний, уровень культуры населения и т.д.).
Все материальные блага, созданные трудом и входящие в состав НБ, в зависимости от своего значения в экономической жизни общества делятся на следующие группы;
1. Основные и оборотные производственные фонды народного хозяйства, которые включают средства труда (машины, станки, оборудование, производственные здания и сооружения и т.д.) и подвергшиеся обработке предметы труда (сырье, материалы, топливо и т.д.).
2. Непроизводственные фонды общества, к которым относятся жилой фонд и фонды культурно - бытового назначения, принадлежащие государственным, кооперативным и общественным организациям (школы, больницы, театры, музеи и т.д.).
3. Товарные запасы народного хозяйства. К ним относятся: а) фонды обращения (запасы готовой продукции на складах предприятий и торговых организаций, а также товарные запасы непроизводственных предприятий - учреждений науки, культуры, институтов, госучреждений и т.д.); б) резервы и страховые запасы народного хозяйства: часть продукции, предназначенной для устранения возможных диспропорций или для использования при особых обстоятельствах (неурожай, стихийные бедствия и т.п.), золотой запас, запасы на нужды обороны и т.д.
4. Личное потребительское имущество населения (жилые дома, домашняя обстановка, бытовые приборы, автотранспорт, одежда и т.д.).
5. Природные ресурсы, вовлеченные в процесс производства (сельскохозяйственные угодья, леса, воды, разведанные месторождения полезных ископаемых, запасы гидроэнергии и т.д.).
Содержание составных частей НБ и их удельный вес не остаются неизменными. В условиях научно-технической революции (НТР) быстро увеличиваются и обновляются производственные фонды, а в составе непроизводственных фондов все большую долю занимает имущество научных, учебных, медицинских и других учреждений, ускоряющих темпы вовлечения природных богатств в хозяйственный оборот.
Размеры НБ оказывают воздействие на величину и темпы расширенного воспроизводства ВВП, а также на материальные возможности общества в деле повышения уровня жизни народа.
28.Проблемы перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике
Транзитивным, или переходным, называют такое состояние общества, когда существовавшая система социально-экономических отношений и институтов разрушается, а новая только формируется. Переходная экономика -это и состояние, и процесс перехода экономики в новое состояние в связи с кардинальным реформированием экономической системы.
Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике предполагает три этапа:
- деформация старого экономического порядка, переживающего системный кризис;
- структурная перестройка и утверждение основных характеристик национальной модели экономики;
- стабилизация и становление новой экономической системы.
В трансформации экономики Беларуси выделяют следующие этапы:
§ 1991-1995 гг. - период глубокого затяжного кризиса;
§ 1996-2000 гг. - этап выхода из кризиса и осуществления рыночных реформ;
§ с 2001 г. - переход на инновационный путь устойчивого развития.
Преобразования в переходной экономике могут быть систематизированы по трем основным блокам: институциональные преобразования либерализация, макроэкономическая стабилизация. Институциональные преобразования включают в себя:
- изменение роли государства в экономике, переход от командного централизованного управления к гибкому сочетанию прямого и косвенного регулирования;
- разгосударствление и приватизация собственности;
- становление предпринимательства;
- формирование системы рынков, рыночной инфраструктуры, рыночных институтов;
- создание правовой базы новой системы хозяйствования.
Либерализация экономики предполагает следующее:
- либерализацию рынков;
- либерализацию внутренних цен;
- либерализацию внешнеэкономических связей;
- демонополизацию экономики и введение антимонопольного регулирования;
- введение института банкротства;
- создание благоприятной среды для развития предпринимательства.
Макроэкономическая стабилизация заключается в осуществлении мер,
направленных на минимизацию дефицита государственного бюджета; ужесточение денежно-кредитной политики в антиинфляционных целях; изменение налоговой политики с целью сокращения льгот, развитие внебюджетных фондов и т.д.
В последние годы в Республике Беларусь преобладает «точечное» реформирование объектов государственной собственности на основе оценки экономической эффективности, возможности внедрения новых технологий, освоения выпуска новых видов продукции. Существенный вклад в создание негосударственного сектора в экономике страны вносит развитие малого и индивидуального предпринимательства, совместных и иностранных предприятий.
В стране существует Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси. Наибольшее количество предприятий-монополистов в Беларуси – в машиностроении и металлообработке, а по удельному весу выпускаемой продукции предприятиями-монополистами лидируют химическая и нефтехимическая, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, черная металлургия. Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет развитие конкуренции. Антимонопольная политика государства направлена на создание условий для равной, добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке.