Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Комплекс социально-культурных отраслей



Комплекс социально-культурных отраслей (социально-культурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг. Комплекс формируют учреждения и организации образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и других. Результатом производства и потребления такого рода услуг является формирование и развитие человеческого капитала.

Комплекс социально-культурных отраслей включает в себя учреждения, организации и предприятия различных форм собственности и видов хозяйствования. Ведущие позиции занимают государственные учреждения и предприятия, являющиеся собственностью субъектов Республики Беларусь. Ведомственная сеть социально-культурных учреждений представлена объектами, находящимися на балансе предприятий (поликлиники, детские сады, клубы и т.д.). Доля частного сектора наиболее высока в сфере культуры и развлечений.

Роль и значение комплекса в национальной экономике Беларуси возрастают. Управление социально-культурным комплексом строится на основе принципа совокупности отраслей и направлений, реализующих цели социального развития. Главной из них является обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения.

В настоящее время управление социально-культурным комплексом
осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения,
Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством
труда и социальной защиты, Министерством информации, другими
министерствами и ведомствами республики. Структура министерств постоянно
совершенствуется, чтобы приспособить ее к меняющимся условиям
социально-экономической: жизни страны.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на следующих принципах:

v приоритетности образования;

v обязательности общего базового образования;

v осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

v доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе - среднего специального и высшего образования;

v преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

v национально-культурной основы образования.

Национальная система образования включает все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями. Образование делится на основное и дополнительное.

Роль образования в национальной экономике значительно возросла. Его удельный вес в ВВП увеличился с 2,5 % в 1990 г. до 4,9 % в 2009 г. (11% расходов консолидированного бюджета), что по абсолютной величине составило 6,8 трлн руб. Около 50% этих средств израсходовано на общее среднее образование; 19% - дошкольное; 13% - высшее и послевузовское;7%

- профессионально-техническое; 6% - среднее специальное образование; 5%

- внешкольное воспитание и обучение. Первоочередными задачами в сфере образования являются повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития.

Основной задачей развития здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от места его жительства. Реализация политики в области здравоохранения будет способствовать снижению уровня заболеваемости и сокращению смертности в 2015 году до 13 человек на тысячу населения (в 2010 году -более 14 человек).

Предусматривается, что медицинская помощь для граждан Республики Беларусь останется общедоступной и бесплатной, а ее качество, техническая оснащенность учреждений здравоохранения будут соответствовать уровню развитых стран. В медицинскую практику активно внедряются информационные технологии: в настоящее время примерно 45% амбулаторно-поликлинических учреждений оснащены автоматизированными информационными системами и амбулаторными сетями.

Физкультура и спорт представляет собой динамично развивающуюся отрасль национальной экономики, включающей сеть специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. В 2009 году в республике функционировало 25,8 тыс физкультурно-спортивных учреждений (на17,1% больше, чем в 2005 году), культивируется 132 вида спорта, более 500 специализированных учебно-спортивных учреждений осуществляют подготовку спортсменов, развивается спорт высших достижений.

К сфере культуры и искусства относится совокупность организаций, учреждений и предприятий, государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. В Беларуси функционируют 27 театров, 13 концертных организаций, 4245 библиотек, 3960 учреждений клубного типа, 153 музея. Создан фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, специальный фонд поддержки талантливой молодежи. Сфера культуры и искусства формирует 0,5% ВВП Беларуси, на нее приходится 1,8% занятых. Возрождение и развитие национальной культуры является приоритетом государственной политики.

Социальное обслуживание - это деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В 1990-е годы примерно 40% населения Беларуси находилось за чертой бедности, при этом теми или иными социальными льготами было охвачено 2/3 населения. В 2009 году уровень малообеспеченности благодаря высоким темпам роста заработной платы, пенсий, обеспечению занятости населения, последовательному повышению уровня социальных гарантий составлял лишь 3,4%. Расходы на поддержку малообеспеченных в 2007-2009 гг. возросли в 8 раз, составив 40,2 млрд. руб.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.