Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Денежно-кредитная система Беларуси.



Денежная система— исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Государство определяет денежную единицу (рубль, доллар и др.), масштаб цен, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, характер обеспечения денег, формы безналичного платежного оборота, курс национальной валюты.

Кредитная система— это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются «Основ­ные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», ежегодно разрабатываемые и утверждаемые Правле­нием Национального банка и предоставляются совместно с Правительством РБ до 1 октября Президенту РБ.

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятель­ности в Республике Беларусь» и ст. 136 Конституции Респуб­лики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банков­ская система:

1) первый уро­вень - Национальный банк;

2) второй уровень- банки (унитарные, акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финан­совые организации

Правовой основой фун­кционирования национальной банковской системы в настоя­щее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2001 года.

В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной политики:

• обеспечение устойчивости белорусского рубля к валютной корзине и снижения темпов инфляции;

• дальнейшее наращивание нормативного капитала;

• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;

• снижение общего уровня процентных ставок в экономике при условии обеспечения финансовой стабильности;

• В 2010 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем РБ и других государств СНГ, а также сотрудничество с МВФ, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией;

• обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе.

6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси.

Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики.

Планирование национальной экономики— форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления.

С точки зрения временного аспекта планы бывают:

• долгосрочные:планы на период от 15—20 лет - отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения ;

• среднесрочные:срок 3—5 лет - конкретизируют основные направ­ления стратегии;

• краткосрочные:планы сроком до 1 года - формируются на основе пятилетних планов;

• оперативные:планы на сутки, неделю и декаду.

 

При осуществлении планирования разраба­тывается система планов:

на макроуровне:планы, программы экономического и социального развития страны на региональном уровне (планы развития отраслей, районов, городов);

на микроуровне:планы развития отдельных предприятий, имеющие вид бизнес-планов.

Выделяют следующие формы планирования:

Директивное планирование –форма народнохозяйственного планирования в условтях командной экономики, имеющая обязательный характер исполнения. Реализу­ется через административно-распределительные документы, а именно законы, указы, приказы, распоряжения, подразумева­ющие контроль за практической реализацией.

Стратегическое планирование— процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. При этом конечный результат не является строго фиксированным, опре­деляются границы, в рамках которых колеблются показатели.

Индикативное планирование— это инструмент по реали­зации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуа­ции. Индикативный план-прогноз входит в стратегический и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя:

1)концептуальную часть: концепция социально-экономического развития;

2)прогнозную часть: прогноз социально-экономического развития;

3)планово-регулирующую часть: система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы.

Прогнозирование— это процесс разработки прогноза, пост­роенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения.

Прогнозы социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективыразрабатываются Министерством экономики совместно с заинтересованными министерствами и другими органами государственного управления. Базируются на информа­ции, представляемой Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, другими республиканскими орга­нами государственного управления, кото­рые несут ответственность за достоверность информации, ее качественную разработку и своевременность представления по сферам их ведения.

В РБ на различные периоды времени разрабатыаются следующие документы:

1) Национальная стратегия устойчивого социально-экономичес­кого развития Республики Беларусь (НСУР) на 15 лет - разрабатывается за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.

2) Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период - разрабатываются на основе НСУР один раз в пять лет за два года до начала прогно­зируемого периода (с погодовой разбивкой первой половины периода).

3) Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается на пятилетний срок. Правительство одобряет программу социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на среднесрочную пер­спективу и направляет ее Президенту Республики Беларусь для утверждения. После утверждения Президентом Республики Беларусь программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу используется при разработке про­гнозов социально-экономического развития Республики Бела­русь на краткосрочную перспективу.

4) Прогноз социально-экономического развития Республики Бе­ларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегод­но в сроки, определяемые постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Проект данного постановления подго­тавливается Министерством экономики совместно с заинтере­сованными и в установленном порядке вносится в Совет Ми­нистров Республики Беларусь ежегодно до 1 мая года, предшес­твующего прогнозируемому.

Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода.

1) Программа устойчивого развития лесного хозяйства на 2007-2011 годы.

2) Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.