Промышленность строительных материалов и конструкций является важнейшей структурной частью строительного комплекса, от эффективности работы которой зависит успешная деятельность строительного комплекса в целом.
В Республике Беларусь почти 1500 предприятий и производств различной формы собственности представляют промышленность строительных материалов.. В настоящее время промышленность строительных материалов Беларуси объединяет 16 подотраслей и специализируется на выпуске цемента, извести, стеновых, облицовочных и отделочных материалов, сборных железобетонных и бетонных конструкций, кровельных материалов. Всего производится более 130 видов строительных материалов и изделий.
Производство цемента.Крупнейшее предприятие отрасли - РУП «Белорусский цементный завод» (г. Костюковичи), мощность - 1,2 млн т в год. Предприятие «Кричевцементно-шифер» (г. Кричев) объединяет цементный завод и завод асбоцементных изделий по выпуску волнистого кровельного шифера. Перспективная потребность Республики Беларусь с учетом экспорта продукции на 2015 год прогнозируется в объеме 4 млн т в год. Экспорт цемента из Беларуси осуществляется в основном в Польшу, Литву, Латвию, страны СНГ. Планируется увеличение объема экспорта до 25 % общего объема производства.
Производство керамического кирпича.Мощности по производству строительного кирпича используются только на одну треть. Наиболее крупное производство создано в Минске (завод стройматериалов и комбинат силикатных изделий), Витебске (ОАО «Керамика»), Могилеве (комбинат силикатных изделий), Бресте и Гродно (комбинаты стройматериалов), Минской области (Молодечненский и Любанский комбинаты, Радошковичский керамический завод), Витебской области (керамический завод в г. п. Оболь), Брестской области (Горынский комбинат стройматериалов). Расширяется производство стеновых изделий из ячеистого силикатного бетона (армированные панели, панели перекрытий и покрытий).
Производство ячеистого силикатобетона.В Беларуси созданы мощности по производству ячеистого силикатобетона в объеме около 2 млрд шт. усл. кирпича в год, которые пока используются только на 50 %. Основными предприятиями являются ОАО «Силикат» (г. Бобруйск) и ОАО «Забудова» (г п. Чисть Минской обл.).
Производство рулонных кровельных материалов.Производство кровельных материалов сосредоточено в ОАО «Кровля» (г. Осиповичи) и ОАО «Гидростеклоизол» (Брестская обл.). Здесь налажен выпуск кровельных материалов на негниющнх основах (синтетической и стекольной) с битумно-полимерным покрытием и битумно-полимерных кровельных материалов на основе стеклотканей. Срок службы таких кровельных материалов соответствует европейским стандартам и в отличие от традиционного рубероида составляет до 40 лет.
Производство керамической плитки.В Беларуси керамическую плитку выпускают три предприятия: ОАО «Керамин» (Минск), мощностью 6760 тыс. м2 в год; ОАО «Брестский КСМ» (Брест), мощностью 628 тыс. м2 в год; ГП «Березастрой-материалы» (г. Береза), мощностью 1,35 млн м2 в год.
Керамическая плитка занимает первое место среди экспортируемых из Беларуси строительных материалов. ОАО «Керамин» экспортирует около 80 % выпускаемой плитки.
Производство стекла.Оконное стекло в Беларуси выпускает ОАО «Гомельстекло». Высокохудожественные хрустальные изделия выпускают на РУП «Стеклозавод "Неман"» (г.п. Березовка) и Борисовском хрустальном заводе; другие виды стеклянных изделий - в Гродно, Елизово и др. Фарфоро-фаянсовые заводы действуют в Минске и Добруше.
Производство сборного железобетона.В производстве сборного железобетона выпускаются изделия для индивидуального строительства (пустотный настил, элементы благоустройства, цементно-песчаная черепица и т. д.).
Известковые и гипсовые материалы выпускают Гродненский и Климовичский комбинаты стройматериалов, Минский завод гипса и гипсовых строительных деталей, ОАО «Доломит». Намечается реконструкция Минского гипсового завода, создание совместного предприятия с немецким концерном.
Для отрасли разработан перечень инвестиционных проектов:
- линия по производству панелей типа «сэндвич» с минераловатным утеплителем с вертикально ориентированным волокном (Молодечненский ЗЛМК);
— линия по изготовлению металлочерепицы (Молодечненский ЗЛМК);
- технологическая линия для упаковки цемента (ОАО «Красносельскстройматериалы»);
- техническая линия по производству ячеисто-силикатного плитного утеплителя плотностью 250—300 кг/м (Бобруйский ОАО «Силикат»).
Транспорт и связь.
Транспорт— одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов.
Транспортный комплекс – совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.
Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.
Для оценки работы транспорта используется ряд показателей (за 2009 год):
1. Объем перевозок (отправлений) грузов – снизился на 4,9% (в 2008 году увеличился на 10,9%).
2. Объем грузооборота – снизился на 10,9% (в 2008 году возрос на 7%).
3. Объем пассажирооборота – снизился на 6,8% (в 2008 году – на 9,7%).
Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.
Железнодорожный транспорт.Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам.
Техническое оснащение БЖД в основном соответствует Евростандарту и характеризуется следующими параметрами: 30 % эксплуатационной длины железнодорожных линий составляют двухпутные линии; 67 % общей эксплуатационной длины железных дорог оборудовано автоблокировкой, из которых 58,5 % —диспетчерской централизацией, 34 % — полуавтоматической блокировкой, 97,7 % стрелок включено в электрическую централизацию.
Автомобильный транспорт.Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский.
Внутренний водный транспорт.Удельный вес в общем грузообороте за последние годы значительно сократился: в 2004 году составлял 0,37%, а в 2009 году лишь 0,14 %.
Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота.В настоящее время, не имея прямого выхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом на иностранных судах через порты России, Балтии, Украины, на которые имеется выход национальной железнодорожной сети в прямом сообщении.
Воздушный транспорт.Этот вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Для него характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется прежде всего для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.
Важнейшим направлением является обеспечение безопасности полетов, рентабельной и прибыльной работы авиапредприятий, расширение объемов применения авиации в экономике страны, обновление регулярных полетов на местных авиалиниях и др.
Трубопроводный транспортосуществляет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт. К магистральному трубопроводному транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса.
Связь — отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков.
Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).
Почтовая связь (почта)представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему, которая проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств.
Электросвязь.Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество.
Телефонная связь. Прирост числа телефонных аппаратов сети общего пользования достаточно значителен. Количество таксофонов значительно возросло в сельской местности (на одну треть), в городах увеличивается удельный вес таксофонов с карточной системой оплаты.
Видеотелефонную связь осуществляет самое крупное государственное предприятие электросвязи «Белтелеком».
Телеграфная связьосуществляет передачу на расстояние буквенно-цифровых сообщений — телеграмм или фототелеграмм. Отличительная особенность телеграфной связи — документальность, так как сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Она получила значительное развитие в сфере управления, деловой и коммерческой связи, используется также при передаче данных.
Наиболее крупные телеграфы функционируют в Минске, Гродно, Могилеве, Витебске, Гомеле, Бресте.
Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь.Она предназначена для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.
Особое внимание будет уделено организации более дешевого и быстрого доступа к сети Интернет.