Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового обслуживания населения приходится 15 % общего объема предоставляемых платных услуг.
Систему управления бытовым обслуживанием населения образуют Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения («Белбыт») и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома. Бытовые услуги населению оказывают также предприятия коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промышленности и индивидуального (по патентам) бизнеса.
В бытовом обслуживании выделяют девять основных отраслевых групп услуг: химическая чистка и крашение, услуги прачечных; ремонт и строительство жилья; ремонт, окраска и пошив обуви; ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; услуги парикмахерских, бань и душевых, услуги организаций по прокату, ритуальные и обрядовые услуги; услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, прочие услуги производственного характера; ремонт и техническое обслуживание бытовой теле-и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; изготовление и ремонт мебели.
Жилищно-коммунальное хозяйство – отрасль, обеспечивающая воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. Включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищную сферу); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию).
Управление отраслью осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
Показатели, характеризующие работу ЖКХ в РБ:
1) Роль жилищного хозяйства
2) численность занятых в ЖКХ
3) Отпущено воды всем потребителям за год
4) Количество источников теплоснабжения
5) Суммарная мощность источников теплоснабжения
Современное состояние водопроводно-канализационного хозяйства обусловлено ухудшением качества подземных вод при недостаточной мощности сооружений подготовки и очистки питьевой воды и характеризуется низкой обеспеченностью населенных пунктов системами сбора и очистки поверхностного стока, нерациональным использованием воды, низкой обеспеченностью приборами учета воды и высоким удельным водопотреблением населения.
В жилищно-коммунальном хозяйстве актуальной является проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью предотвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.
Отраслевым предприятием «Техноресурс» разработана концепция переработки твердых бытовых отходов. Разработана технология их технической переработки, в том числе и совместно с осадком сточных вод. Усовершенствованная технология позволит уменьшить масштабы строительства перерабатывающих заводов примерно в 1,8—2 раза, энергопотребление - в 1,5-1,8 раза по сравнению с предприятиями-аналогами, действующими сегодня в СНГ.
В июле 2003 года в стране принята Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года.
5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике и создание перспективной модели НЭ.
Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется.
В трансформации экономики Беларуси можно выделить следующие этапы:
1991-1995 гг. - период глубокого затяжного кризиса;
1996—2000 гг. — этап выхода экономики из кризиса и развития рыночных реформ;
2001 и н.в. — переход на путь устойчивого развития.
Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами:
1) сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР;
2) чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции;
3) неконкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках из-за ее низкого качества;
4) односторонняя привязка к России по топливно-энергетическим и некоторым сырьевым ресурсам; отсутствие собственной достаточной минерально-сырьевой базы;
5) доминирование государственной формы собственности;
6) несоответствие структуры производства потребностям общества;
7) чрезвычайная монополизация экономики и слабое развитие конкуренции;
8) глубочайший социально-экономический кризис.
Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип«шоковой терапии»основан на радикальной перестройке экономики,другой – базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Именно эволюционный путь трансформации был избран для Беларуси.
Признание проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально ориентированной модели экономики. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:
1) длительная принадлежность к социалистической системе обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;
2) историческая вера в необходимость сильного государства обусловила сохранение ведущей роли государства в рыночных преобразованиях;
3)традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловила взвешенный подход к рыночным реформам, отказ от «шокового» пути преобразований;
4)неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, обогащения немногих за счет большинства населения.
Белорусская перспективная модель экономики включает следующие принципы и направления государственной политики, определяющей контуры будущего общества:
1) общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;
2) построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;
3) формирование развитого гражданского общества и самоуправления;
4) приоритетное развитие человеческого потенциала;
5) переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;
6) повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;
7) интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;
8) следование экологическим стандартам.
Социально-ориентированная рыночная экономика – тип эономической системы, ткоторый отличается высоким уровнем экономического политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности.
5.2. Формирование и развитие институтов рынка в Республике Беларусь.
Рынок — это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которых формируется спрос, предложение и цена на них.
Важнейшими рыночными институтами являются рынки факторов производства, финансовые и товарные. Рынок факторов производства(или рынок ресурсов): земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность (управление). Эти факторы непосредственно воздействуют на производство и экономический рост. Иногда в их состав включают технологию, информацию и экологию.
Рынок земли.
В соответствии со ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о земле собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной форме.Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.
При этом согласно ст. 6 Кодекса о земле местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, а также передают их в собственность.
Согласно ст. 87 Кодекса о земле земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, могут являться предметом купли-продажи, дарения, залога, обмена, аренды в порядке, определенном земельным законодательством Республики Беларусь.
Незастроенные земельные участки выставляются на аукцион для продажи права аренды на них. При этом начальная стоимость земельного участка соответствует кадастровой оценке и может подняться в 10—20 раз.
В целях совершенствования регулирования отношений в области охраны и использования земель на территории Республики Беларусь, в том числе порядка предоставления земельных участков при продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, расширения полномочий местных исполнительных комитетов в решении вопросов изъятия и предоставления земельных участков издан Указ № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» от 27 декабря 2007 года. Разъясняет процедуру изъятия и предоставления земельных участков постановление № 462 от 16 марта 2008 года.
С 1 января 2009 года в действие вступил новый Кодекс о земле.
Рынок капитала.
Капитал может быть материальным и денежным, производя движения по фазам рыночного кругооборота. Капитал в форме средств производства физически не может перетекать из одних отраслей в другие, этот процесс осуществляется в форме денежного капитала, при помощи кредита.
Рынок капитала – это рынок финансовых средств, являющийся частью рынка факторов производства, который функционально подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг.
Рынок ссудного капитала- рынок среднесрочных и долгосрочных ссуд, определяющий соединение предложения средне- и долгосрочных денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для финансирования. Он охватывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (облигаций, векселей и др.).
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - часть рынка капитала, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ЦБ.
Ценные бумаги — это платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы) и фондовые ценности (акции, облигации) в национальной и иностранных валютах. Ценная бумага выступает в качестве документа, определяющего долю собственности в компании-эмитенте и кредиторские взаимоотношения с эмитентом в лице государства или других организаций.
Рынок труда - система рыночных институтов, организаций и учреждений государственного сектора, общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использования труда.
Государственное регулирование на рынке труда осуществляют органы службы занятости, в соответствии с Государственной программой содействия занятости, по направлениям: трудоустройство, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, переселение на новое место жительства и работы, с их согласия, финансовая поддержка из средств Фонда социальной защиты населения.
К решаемым проблемам относятся условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, объемы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, направления и механизмы повышения квалификации и переквалификации работников и многое другое.