Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство.



Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы насе­ления на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового об­служивания населения приходится 15 % общего объема предо­ставляемых платных услуг.

Систему управления бытовым обслуживанием населения об­разуют Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения («Белбыт») и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского гориспол­кома. Бытовые услуги населению оказывают также предприятия коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промыш­ленности и индивидуального (по патентам) бизнеса.

В бытовом обслуживании выделяют девять основных от­раслевых групп услуг: химическая чистка и крашение, услуги прачечных; ремонт и строительство жилья; ремонт, окраска и пошив обуви; ремонт и пошив швейных, меховых и кожа­ных изделий, головных уборов и изделий текстильной галан­тереи; ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; услу­ги парикмахерских, бань и душевых, услуги организаций по прокату, ритуальные и обрядовые услуги; услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, прочие услуги производственного характера; ремонт и техническое обслуживание бытовой теле-и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; техничес­кое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; изготовление и ремонт мебели.

Жилищно-коммунальное хозяйство – отрасль, обеспечивающая воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. Включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищную сферу); гости­ничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и по­мещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйс­тва, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию).

Управление отраслью осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Показатели, характеризующие работу ЖКХ в РБ:

1) Роль жилищного хозяйства

2) численность занятых в ЖКХ

3) Отпущено воды всем потребителям за год

4) Количество источников теплоснабжения

5) Суммарная мощность источников теплоснабжения

Современное состояние водопроводно-канализационного хозяйства обусловлено ухудшением качества подземных вод при недостаточной мощности сооружений подготовки и очис­тки питьевой воды и характеризуется низкой обеспеченностью населенных пунктов системами сбора и очистки поверхност­ного стока, нерациональным использованием воды, низкой обеспеченностью приборами учета воды и высоким удельным водопотреблением населения.

В жилищно-коммунальном хозяйстве актуальной является проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью пред­отвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.

Отраслевым предприятием «Техноресурс» раз­работана концепция переработки твердых бытовых отходов. Разработана технология их технической переработки, в том числе и совместно с осадком сточных вод. Усовершенствован­ная технология позволит уменьшить масштабы строительства перерабатывающих заводов примерно в 1,8—2 раза, энергопот­ребление - в 1,5-1,8 раза по сравнению с предприятиями-ана­логами, действующими сегодня в СНГ.

В июле 2003 года в стране принята Концепция развития жи­лищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на пе­риод до 2015 года.

5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике и создание перспективной модели НЭ.

Переходная экономика характеризует промежуточ­ное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и ре­формируется, а новая только формируется.

В трансформации экономики Беларуси можно выделить следующие этапы:

1991-1995 гг. - период глубокого затяжного кризиса;

1996—2000 гг. — этап выхода экономики из кризиса и разви­тия рыночных реформ;

2001 и н.в. — переход на путь устойчивого развития.

Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного пери­ода характеризовалось следующими чертами:

1) сильная и достаточно длительная по времени интеграция
хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР;

2) чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции;

3) неконкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках из-за ее низкого качества;

4) односторонняя привязка к России по топливно-энерге­тическим и некоторым сырьевым ресурсам; отсутствие собственной достаточной минерально-сырьевой базы;

5) доминирование государственной формы собственности;

6) несоответствие структуры производства потребностям общества;

7) чрезвычайная монополизация экономики и слабое развитие конкуренции;

8) глубочайший социально-экономический кризис.

Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип«шоковой терапии»основан на радикальной перестройке экономики,другой – базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Именно эволюционный путь трансформации был избран для Беларуси.

 

Признание проведения реформ под руководс­твом и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально ориентированной модели экономики. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:

1) длительная принадлежность к социалистической системе обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;

2) историческая вера в необходимость сильного государства обусловила сохранение ведущей роли государства в рыночных преобразованиях;

3)традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловила взвешенный подход к ры­ночным реформам, отказ от «шокового» пути преобразований;

4)неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, обогащения немногих за счет большинства населения.

Белорусская перспективная модель экономики включает следующие принципы и направления государственной поли­тики, определяющей контуры будущего общества:

1) общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;

2) построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;

3) формирование развитого гражданского общества и само­управления;

4) приоритетное развитие человеческого потенциала;

5) переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;

6) повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;

7) интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;

8) следование экологическим стандартам.

Социально-ориентированная рыночная экономика – тип эономической системы, ткоторый отличается высоким уровнем экономического политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности.

 

5.2. Формирование и развитие институтов рынка в Республике Беларусь.

Рынок — это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которых формируется спрос, предложение и цена на них.

Важнейшими рыночными институтами являются рынки факторов производства, финансовые и товарные. Рынок факторов производства(или рынок ресурсов): зем­ля, труд, капитал, предпринимательская деятельность (управ­ление). Эти факторы непосредственно воздействуют на произ­водство и экономический рост. Иногда в их состав включают техноло­гию, информацию и экологию.

Рынок земли.

В соответствии со ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о зем­ле собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной форме.Земли сельскохозяйственно­го назначения находятся в собственности государства.

При этом согласно ст. 6 Кодекса о земле местные исполни­тельные и распорядительные органы предоставляют земельные участки в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владе­ние, а также передают их в собственность.

Согласно ст. 87 Кодекса о земле земельные участки, нахо­дящиеся в частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, могут являться предметом купли-прода­жи, дарения, залога, обмена, аренды в порядке, определенном земельным законодательством Республики Беларусь.

Незастроенные земельные участ­ки выставляются на аукцион для продажи права аренды на них. При этом начальная стоимость земельного участка соответству­ет кадастровой оценке и может подняться в 10—20 раз.

В целях совершенствования регулирования отношений в области охраны и использования земель на территории Респуб­лики Беларусь, в том числе порядка предоставления земельных участков при продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, расширения полномочий мес­тных исполнительных комитетов в решении вопросов изъятия и предоставления земельных участков издан Указ № 667 «Об изъ­ятии и предоставлении земельных участков» от 27 декабря 2007 года. Разъясняет процедуру изъятия и предоставления земель­ных участков постановление № 462 от 16 марта 2008 года.

С 1 января 2009 года в действие вступил новый Кодекс о земле.

Рынок капитала.

Капитал может быть материальным и денежным, производя движения по фазам рыночного кругооборота. Капитал в форме средств производства физически не может перетекать из одних отраслей в другие, этот процесс осуществляется в форме де­нежного капитала, при помощи кредита.

Рынок капитала – это рынок финансовых средств, являющийся частью рынка факторов производства, который функционально подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг.

Рынок ссудного капитала- рынок среднесрочных и долго­срочных ссуд, определяющий соединение предложения сред­не- и долгосрочных денежных накоплений нефинансового сек­тора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для финансирования. Он охватывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (облигаций, векселей и др.).

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - часть рынка ка­питала, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ЦБ.

Ценные бумаги — это платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы) и фондовые ценности (акции, облигации) в на­циональной и иностранных валютах. Ценная бумага выступает в качестве документа, определяющего долю собственности в компании-эмитенте и кредиторские взаимоотношения с эми­тентом в лице государства или других организаций.

Рынок труда - система рыночных институтов, организаций и учреждений государственного сектора, общественных объ­единений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроиз­водства рабочей силы, использования труда.

Государственное регулирование на рынке труда осуществля­ют органы службы занятости, в соответствии с Государствен­ной программой содействия занятости, по направлениям: тру­доустройство, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, переселение на новое место жительства и работы, с их согласия, финансовая поддержка из средств Фонда социальной защиты населения.

К решаемым проблемам относятся условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, объемы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, нап­равления и механизмы повышения квалификации и переква­лификации работников и многое другое.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.