В качестве самостоятельного договорного типа организационные договоры составляют богатое множество отдельных видов. Среди них можно выделить:
1) договоры о взаимосвязанной деятельности по снабжению ресурсами и сбыту товаров. Названные договоры предусматривают различные формы сотрудничества производственных или оптовых торговых организаций для обеспечения устойчивого сбыта товаров, а также снабжения сторон необходимыми ресурсами. Достижение указанных целей ведет к повышению прибыли, получаемой сотрудничающими сторонами.
Основной формой взаимодействия является создание несколькими производственными либо оптовыми торговыми организациями на договорной основе снабженческих или сбытовых структур. Образуемые организации являются подконтрольными по отношению к своим учредителям, что принципиально отличает их от независимых в организационно-экономическом отношении посредников. Порядок деятельности создаваемой снабженческой или сбытовой организации определяется заключаемым ее учредителями организационным договором. В таком договоре, в частности, предусматривается расширение объемов сбыта товаров за счет предложения к продаже имеющегося у сторон более широкого (чем у каждого в отдельности) ассортимента изделий, «разведения» конкурирующих товаров на разные потребительские рынки и др. Относительно снабжения предусматриваются возможность и порядок займа одними из учредителей ресурсов из имеющихся неиспользуемых запасов других партнеров, обмена различных ресурсов и т. п. Определяется порядок распределения прибыли от деятельности снабженческо-сбытовой структуры пропорционально вложенному капиталу либо уровню продаж товаров каждого учредителя;
2) договоры об образовании контрактных объединений. Таковы договоры о простом товариществе, о создании финансово-промышленной группы, договоры между центральным и зависимыми звеньями холдинга о принятии управленческих решений и др. Договоры о создании контрактного объединения требуют урегулирования в них разных вопросов в зависимости от характера стоящих перед субъектами задач. Так, заключение договора о создании простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ) предполагает определение в нем:
а) видов и стоимости имущества и иных благ, вносимых каждым из товарищей в общее дело;
б) порядка учета на отдельном балансе общего имущества товарищей, а также произведенной продукции и полученных доходов;
в) поручения о ведении общих дел одному из товарищей;
г) систематического распределения прибыли, полученной товарищами в результате совместной деятельности;
3) договоры об организации перевозок грузов. Они заключаются при необходимости осуществления систематических перевозок грузов и носят преимущественно долгосрочный характер. Договоры об организации перевозок позволяют сторонам решать широкий круг вопросов их взаимоотношений в связи с перевозками грузов. Они определяют общие условия выполнения отдельных договоров перевозки. В самих отдельных договорах эти вопросы не могут получить решения в силу краткосрочного характера таких договоров. Именно поэтому необходимы долгосрочные договоры организационного содержания.
В договоре об организации перевозок грузов могут полно и детально определяться положения, единые для транспортной деятельности сторон. Так, в договоре согласовываются минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно), определяются условия о месте передачи и приема вагонов, порядке погрузки (выгрузки) грузов, видах и количестве механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах и др. Могут быть предусмотрены условия, отражающие специфические особенности перевозки определенных видов грузов и подлежащие учету при каждой конкретной отправке таких грузов;
4) организационный характер носят договоры, заключаемые между организациями различных видов транспорта об обеспечении перевозок грузов. Таковы узловые соглашения организаций железнодорожного и водного транспорта, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов автотранспортными организациями на станции (порты, пристани, аэропорты) и др. Предметом таких договоров являются взаимоотношения между различными транспортными организациями по поводу перевозки грузов.
Существует немало других организационных договоров, которые могут использоваться для содействия торговому обороту.