Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обеспечение прав, свобод и законных интересов субъектов таможенных правоотношений.



(Примерный ответ):

Важнейшими условиями реализации прав и свобод участников таможенных правоотношений — субъектов внешнеэкономической деятельности являются основные конституционные принципы равноправия, всеобщности и не отчуждаемости прав человека, защиты экономических интересов. Эти и другие конституционные положения конкретизированы в основополагающих началах, закрепленных в источниках таможенного права — Таможенном кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Законе РФ «О таможенном тарифе»: принцип дифференциации правового регулирования таможенных режимов (ст. 23,24 ТК), единства ставок таможенных пошлин (ст. 3 Закона о таможенном тарифе), принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП), презумпция невиновности {ст. 2.5 КоАП). В целом условия реализации основных прав и свобод при осуществлении экономических интересов участников внешнеэкономической деятельности формируются на нормативной правовой основе.

На реализацию прав и свобод во внешнеэкономической сфере значительное влияние оказывает работа должностных лиц таможенных органов с конкретными участниками правоотношений. Важное место в системе юридических гарантий (условий реализации прав и свобод) занимает закрепленное в таможенном законодательстве право на свободный доступ к информации, нормативным актам, связанным с непосредственной реализацией физическими и юридическими лицами права на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Не секрет, что влияние международного сообщества на политику отдельно взятого государства огромно. В сфере регулирования таможенных правоотношений это проявляется особенно ярко. Россия сотрудничает с различными международными организациями, участвует в работе СТС/ ВТО17, стремится вступить во Всемирную торговую организацию, а одним из условий ее вступления является изменение структуры таможенного законодательства с учетом международно-правовых норм, а также системы таможенных органов: переход от «таможни для правительства» к «таможне для участников внешнеэкономической деятельности». Такой переход представляется возможным лишь в случае дальнейшей либерализации внешнеторговых отношений и закрепления механизма реализации основных прав, свобод участников таможенных правоотношений и принципов осуществлений внешнеэкономической деятельности.

Влияние внутриэкономической ситуации в стране на таможенные правоотношения бесспорно и небезосновательно. Так, интересы государства могут предопределить установление количественных ограничений экспорта и импорта, что, в конечном итоге, может ограничить право свободного перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу. Ограничения прав и свобод субъектов таможенных правоотношений нередко предопределяются необходимостью защиты интересов других участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенному законодательству известны два способа защиты таможенных правоотношений: административный и судебный.

Административный способ защиты состоит в том, что контроль за возникновением, развитием и прекращением таможенных правоотношений, рассмотрение заявлений, предложений и жалоб происходит в системе таможенных органов (гл. 7 ТК).

Действующие нормы позволяют различать: а) общее право жалобы, которым обладают все граждане как таковые; б) специальное право жалобы, предоставленное участникам административного, уголовного и иных видов производств по делу18. Общее право жалобы, в свою очередь, подразделяется на два вида: право на административное и право на судебное обжалование19.

Административный порядок обжалования в таможенной сфере можно разделить на две разновидности: обжалование решений, действий (бездействий) должностных лиц таможенных органов, не связанных с применением административного или уголовного законодательства (общий порядок административного обжалования); обжалование указанных решений в упрощенном порядке.

Рассмотрим основные положения общего порядка обжалования в таможенной сфере, который регламентирован ст. 45—57 ТК.

Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган и подлежит рассмотрению (п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 54 ТК). Административный порядок обжалования не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. В таком случае жалоба подлежит рассмотрению соответствующим судом согласно требованиям гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства (п. 2, 3 ст. 46 ТК).

Жалоба на решение, действие ,(бездействие) должностного лица таможенного органа подается и рассматривается в том таможенном органе, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо, а на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа — в вышестоящий таможенный орган, где она подлежит рассмотрению (п. 2. ст. 47, п. 2 ст. 54). От имени таможенного органа решение по такой жалобе принимает начальник этого таможенного органа или должностное лицо, им уполномоченное. При этом рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица не может производиться должностным лицом, принявшим обжалуемое решение, совершившим обжалуемое действие (бездействие), или нижестоящим по отношению к нему должностным лицом.

Таможенный кодекс РФ закрепляет возможность подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуется (п. 1 ст. 47).

В свою очередь, таможенный орган, чьи действия обжалуются, направляет жалобу в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими материалами в пятидневный срок со дня ее поступления.

В случаях, когда рассмотрение жалобы не относится к подведомственности указанного таможенного органа, он обязан направить ее в трехдневный срок в таможенный орган, который должен ее рассматривать, с уведомлением в письменной форме лица, подавшего жалобу.

Жалоба на решение, действие (бездействие) Федеральной таможенной службы подается в этот орган (п. 3 ст. 47 ТК).

Статья 48 ТК устанавливает срок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица. Он составляет три месяца:

со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно

о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой- либо обязанности;

со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования этот срок по заявлению лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может быть восстановлен таможенным органом, правомочным рассматривать эту жалобу (п. 1 ст. 49 ТК).

Как правило, подача жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица не приостанавливает исполнения обжалуемых решения, действия. Однако при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые решение, действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, а также в случае, если неприостановле- ние исполнения решения, действия может иметь необратимый характер, Таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решения, действия до Принятия решения по существу жалобы (ст. 51).

Таможенный кодекс РФ устанавливает требования к форме и содержанию жалобы (ст. 50), основания для отказа в рассмотрении жалобы на Решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должно стного лица по существу (ст. 52), предусматривает возможность отзыва такой жалобы в любой момент до принятия решения по ней (п. 1 ст. 53).

Так, таможенный орган вправе отказать в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу в случае, если: не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено; форма и содержание жалобы не соответствуют установленным п. 1, 2 ст. 50 ТК требованиям20; в случае если лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба была принята судом, арбитражным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение; предметом указанной жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу должно быть принято не позднее трех дней со дня ее поступления, а в случае рассмотрения такой жалобы в судебном порядке — со дня получения таможенным органом, рассматривающим эту жалобу, определения суда, арбитражного суда о принятии жалобы аналогичного содержания к рассмотрению или судебного решения.

Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу может быть обжаловано в административном (в вышестоящий таможенный орган) или судебном порядке (в суд, арбитражный суд).

Статья 55 ТК устанавливает, что жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу.

Этот срок может быть продлен начальником таможенного органа, но не более чем еще на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.

По результатам рассмотрения жалобы в письменном виде по установленной форме21 принимается одно из следующих решений: о признании

правомерными решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица и об отказе в удовлетворении жалобы; о признании неправомерными решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принятии решения об удовлетворении жалобы полностью или частично.

В последнем случае таможенный орган:

отменяет полностью или частично принятое таможенным органом кии его должностным лицом решение;

отменяет принятое таможенным органом или его должностным лицом решение и обязывает этот таможенный орган или его должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации либо самостоятельно принимает такое решение, если его принятие относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу;

признает действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает необходимые действия, если их совершение относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу.

Действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы должны быть совершены таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого признаны неправомерными, в течение 10 дней со дня поступления такого решения^

Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, в течение одного месяца.

Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.

Таможенный кодекс РФ регламентирует также и упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа, который применяется в случае, если решение, действие (бездействие) должностным лицом таможни или таможенного поста предпринято в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн руб., и (или) одного транспортного средства.

Упрощенный порядок обжалования заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответ ственно таможни или таможенного поста* а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста — к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост.

Рассмотрение такой жалобы осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно. По результатам рассмотрения жалобы составляется акт, требования к которому содержатся в п. 4 ст. 57 ТК. В случае отказа в рассмотрении жалобы в упрощенном порядке в этом акте указываются причины такого отказа. Форма акта была определена Минэкономразвития России22. Копия акта о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке вручается лицу, обратившемуся с жалобой.

Рассмотрение жалобы и принятие по ней решения в упрощенном порядке не являются препятствием для подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в общем порядке.

Административный способ защиты таможенных правоотношений тесно связан с осуществлением ведомственного контроля за деятельность таможенных органов (ст. 412 ТК).

Судебный способ защиты участников таможенных правоотношений прямо вытекает из смысла ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту прав и свобод. Исходя из положений ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности любых органов власти, в том числе и таможенных органов, и обеспечиваются системой правосудия. Данный принцип находит отражение в нормах Таможенного кодекса, которые не исключают возможности подачи жалобы в суд на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц (ч. 2 п. 1 ст. 46).

Интересно, что нормативные правовые акты ФТС, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ (см. п. 4 ст. 5 ТК).

Вместе с тем Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции России и п. 3 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Рассмотренный выше судебный порядок обжалования действий и • решений должностных лиц таможенных органов взаимосвязан с системой судебного контроля за деятельность таможенных органов.

Помимо перечисленных способов защиты таможенных правоотношений, своеобразной гарантией обеспечения интересов участников таких отношений является надзор прокуратуры за деятельностью таможенных органов.

Какова роль прокурора в защите таможенных правоотношений при нарушении должностными лицами таможенных органов законных прав и интересов лиц, перемещающих товары и транспортные средства?

Согласно ст. 1 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»23, указанная федеральная централизованная система органов осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со ст. 23 Закона прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган (в данном случае — в таможенный орган) или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Защита правоотношений, возникающих из правонарушений, состоит в том, чтобы они изменялись и прекращались также в соответствии с нормами таможенного законодательства, гарантировали бы реализацию прав физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Так, необходимо применять только те меры административного и уголовного принуждения, которые установлены законодательством, соблюдать все правила и принципы процессуального производства.

Нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливают, что основными принципами привлечения виновных лиц к административной ответственности являются: принцип равенства перед законом (ст. 1.4), презумпция невиновности физических лиц (ст. 1.5), необходимость установления в ходе разбирательства дела вины юридических лиц (ч. 2 ст. 2.1). Административное наказание не может применяться с целью унижения человеческого достоинства физического лица, причинения ему физических страданий или нанесения вреда деловой репутации юридического лица (ст. 3.1 КоАП). Аналогичные требования содержат также нормы уголовно-процессуального законодательства.

Применяемые к виновным в совершении противоправного деяния физическим или юридическим лицам меры принудительного характера, в том числе меры административной и уголовной ответственности, являются также своеобразными ограничениями прав и свобод таких лиц в целях защиты интересов и восстановления прав иных участников правоотношений, обеспечения правопорядка и безопасности государства. Основания и порядок привлечения правонарушителей к административной и уголовной ответственности, особенности мер принуждения в таможенной сфере будут рассмотрена далее.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.