1) персонал – это могут быть работники предприятия, которые непосредственно занимаются управлением оборотными средствами (работники финансовой службы), либо работники, которые в той или иной мере выполняют функции по управлению оборотными средствами (например, технологи, рассчитывающие нормы расхода материальных ресурсов);
2) соответствующую организационную структуру – работа по управлению оборотными средствами должна координироваться в рамках определенных структурных подразделений предприятий;
3) информационное обеспечение – данные учетной, плановой, аналитической, прогнозной, статистической и других систем предприятия;
4) программно-техническое обеспечение предприятия – для управления оборотными средствами должны использоваться компьютеры и соответствующие программы;
5) методическое обеспечение – для правильности расчетов по управлению оборотными средствами на предприятии должны быть единые методические рекомендации.
В хозяйственной деятельности существует объективная необходимость проведения нормирования оборотного капитала.
Нормирование оборотного капитала – установление экономически обоснованных (плановых) норм запаса и нормативов по элементам оборотных средств, необходимых для нормальной деятельности предприятия.
Основная цель нормирования – определение рационального размера оборотных средств, отвлекаемых на определенный срок в сферу производства и сферу обращения.
К числу нормируемых оборотных средств обычно относятся оборотные производственные фонды и готовая продукция. Фонды обращения, как правило, не-нормируемы.
Нормирование оборотных средств предполагает определение: норм запаса оборотных средств в днях; нормативов всех оборотных средств в денежном выражении, в том числе по каждому элементу.
Норма оборотных средств в днях по видам сырья и основным материалам включает: транспортный запас – время пребывания в пути оплаченных материальных ценностей – разница между продолжительностью грузооборота и временем документооборота
Нормирование оборотных средств позволяет повысить эффективность использования оборотных средств.
Каждое предприятие имеет в составе своих активов оборотные активы. Для их финансирования предприятие использует определенные источники, которые в сумме называются оборотным капиталом. Предприятие должно стремиться к повышению эффективности использования оборотного капитала. Это необходимо в целях максимизации эффективности хозяйственной деятельности предприятия в целом. Использование оборотных средств характеризуют три коэффициента: оборачиваемости, оборачиваемости в днях и загрузки.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает, сколько оборотов совершают оборотные средства за анализируемый период
Высвобождение оборотных средств может быть абсолютным и относительным.
Абсолютное высвобождение имеет место, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков предшествующего периода при сохранении или превращении объема реализации за рассматриваемый период.
Относительное высвобождение оборотных средств имеет место в тех случаях, когда ускорение их оборачиваемости происходит одновременно с ростом объема выпуска продукции, причем темп роста объема производства опережает темп роста остатков оборотных средств.
Пути повышения эффективности использования оборотного капитала:
1) нормирование оборотных средств;
2) снижение себестоимости продукции;
3) оптимизация производственных запасов;
4) оптимизация доставки сырья и материалов;
5) оптимизация хранения и доставки готовой продукции;
6) управление дебиторской задолженностью;
7) управление денежными средствами;
8) сокращение производственного цикла;
9) снижение потребности в инвентаре.
Управление запасами.
Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления
Одним из элементов оборотного капитала вступают запасы.
Управление запасами – одна из сфер финансового менеджмента, цель которой состоит в том, чтобы довести общую сумму затрат, связанных с запасами, до оптимального уровня при условии выполнения договоров.
Запасы как элемент оборотных средств делятся на три группы:
1) производственные запасы;
2) незавершенное производство;
3) готовая продукция.
По месту нахождения запасы делятся на: • Производственные; • Товарные. Производственные запасы формируются в промышленных предприятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Товарные запасы находятся у предприятий–изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения у производителей и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией. По видам товарно-материальных ценностей запасы могут включать: • сырье и материалы, продовольствие; • производственные запасы (запасы незавершенного производства) и комплектующие; • готовую продукцию; • вспомогательные материалы и т.п. По исполняемым функциям запасы подразделяются на: • Текущие. обеспечивают непрерывность поступления материальных ресурсов в производственный процесс, а также возможность непрерывной реализации готовой продукции предприятиями • Подготовительные. запасы готовой продукции вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям. • Гарантийные (страховые и резервные). запасы предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.
• Сезонные. запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке. • Рекламные. запасы для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику. • Спекулятивные. Спекулятивные запасы создаются в целях защиты от возможного повышения цен или введения протекционистских квот или тарифов По времени запасы подразделяются на: • Максимальный желательный уровень - определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами • Пороговый уровень используется для определения момента времени очередного заказа. • Текущий уровень Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом. • Гарантийный уровень предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств. Можно также выделить неликвидные запасы – длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы. Они образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа.
Уровень запасов неодинаков для различных отраслей. Он зависит:
– от объема и характера производства;
– объема продаж;
– состояния товарных рынков;
– взаимоотношений с поставщиками и покупателями;
– наличия финансовых ресурсов;
– сезонности производства;
– наличия складских помещений;
– выбранной политики в данной области. Существуют два подхода в управлении запасами.
1. В условиях инфляции и разрыва хозяйственных связей стало распространенным накапливание производственных запасов. Такой подход в известной мере оправдан, так как в условиях неплатежей и низкого уровня межотраслевых связей риск разрыва ликвидности предприятия очень велик.
2. Оптимизация уровня запасов. Этот подход состоит в использовании рекомендаций зарубежного опыта, в частности метода определения оптимального уровня запасов, , с одной стороны, минимизирует затраты по их поддержанию, а с другой – была бы достаточной для успешной работы предприятий.
10. Дебиторская задолженность: содержание и формы управления.
Дебиторская задолженность,сумма долгов, причитающихся предприятию, организации или учреждению от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Источником покрытия Д. з. являются отвлечённые из оборота собственные средства.
Дебиторскую задолженность условно можно подразделить на нормальную и просроченную дебиторскую задолженность.
Задолженность за отгруженные товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но право собственности уже перешло к покупателю; либо поставщику (подрядчику, исполнителю) перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) – это нормальная дебиторская задолженность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ):
«сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией».
По истечении срока исковой давности сомнительная дебиторская задолженность переходит в категорию безнадежной задолженности (не реальной к взысканию).
Согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ:
«безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации».
Дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, может образоваться вследствие:
· ликвидации должника ;
· банкротства должника;
· истечения срока исковой давности без подтверждения задолженности со стороны должника;
· наличия денежных средств на счетах в «проблемном» банке.
В зависимости от предполагаемых сроков погашения дебиторская задолженность подразделяется на:
· краткосрочную (погашение которой ожидается в течение года после отчетной даты);
· долгосрочную (погашение которой ожидается не ранее чем через год после отчетной даты).
Следует отметить, что в отношении просроченной дебиторской задолженности целесообразно использовать отсрочку (рассрочку) платежа, производить расчеты акциями, векселями, применять бартер.
При предоставлении отсрочки (рассрочки) платежа необходимо учитывать платежеспособность и деловую репутацию контрагента.
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах; реализуется в ходе формирования кредитной политики предприятия.
Этапы формирования кредитной политики по отношению к дебиторам следующие.
1. Определение принципов кредитной политики по отношению к дебиторам, в процессе которого решается, какой тип кредитной политики (безрисковый, умеренный или рисковый)следует избрать предприятию.
2. Формирование системы кредитных условий, в состав которых входят следующие элементы:
– срок предоставления кредита;
– размер предоставляемого кредита;
– стоимость предоставления кредита;
– система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства покупателями.
3. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита (в основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность).
4. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности (предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия продления сроков возврата долга по предоставленному кредиту;).
5. Обеспечение использования на предприятии своевременных форм рефинансирования дебиторской задолженности (, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги).
Основу управления дебиторской задолженностью составляет кредитная политика. Последняя подразумевает ответ на три основных вопроса: кому предоставлять кредит, на каких условиях и в каком количестве.
Главный критерий эффективности кредитной политики – рост доходности по основной деятельности компании вследствие увеличения объемов продаж (будет осуществляться при либерализации кредитования) или путем ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (этому способствует ужесточение кредитной политики).
Метод АВС-анализа(метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности) применяется в основном при управлении дебиторской задол-женностью, которая уже существует. Для предупреждения возникновения непредсказу-емой задолженности можно использовать управление с установлением кредитных лимитов. Он представляет собой максимально допустимый размер дебиторской задол-женности как в целом для предприятия, так и по каждому контрагенту или устанав-ливается для каждого из коммерческих отделов компании. Рассчитывая эти показатели, предприятие в первую очередь ориентируется на свою стратегию, увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем содержание своей рыночной доли и аккумуляция свободных денежных средств. При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность предприятия и учитывать кредитный риск (риск полной или частичной потери выданных средств). В большинстве случаев работа с новым клиентом начинается на условиях предоплаты. После того как накоплена статистика платежей и поставок по контрагенту, ему может быть предоставлен кредит-ный лимит.
Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, при которой происходит переуступка клиентом-поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним. Он может включать инкассирование дебиторской задолженности клиента, кредитование, гарантию от кредитных и валютных рисков, административное управление дебиторской задолженности, консультационные услуги и т.д. Общим для всех факторинговых операций является то, что в их основе лежит предоставление финансовым агентом денежных средств в обмен на уступаемую ему дебиторскую задолженность.