Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующим функциям:
1. Идеологическая и законодательная функции (концепция развитиярынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные и нормативные акты для запуска и развития рынка, установление требований к участникам, операционных и учетных стандартов).
2. Стимулирующая функция (создание эффективного механизмаперераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимыесекторы экономики).
3. Административная функция (прямое административное регулирование рынка, применение санкций).
4. Контрольная и надзорная функции (контроль за экономическойбезопасностью рынка, регистрация и контроль за входом на рынок,регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контрольза соблюдением правовых и этических норм).
5. Арбитражная функция (разрешение споров между участникамирынка через систему судебных органов).
Таким образом, являясь одним из основных регуляторов фондового рынка, государство способствует выполнению таких задач, как:
1. создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаги обеспечение ее открытости для инвесторов;
2. формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
3. предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
4. предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.
Модель рынка ЦБ – это способ организации рцб в зависимости от того, какие институты - банковские или небанковские выполняют функцию финансовых посредников. Существуют 3 модели рцб:
1 - банковская модель. Функцию финансовых посредников (брокеров, дилеров) выполняют комм. банки. Классич. пример - фондовый рынок Германии; раньше на рцб были только банки, сейчас ситуация чуть-чуть меняется. Т.е. немецкий банк - универсальный.
Члены фондовой биржи - банки; они же и их подразделения - управляющие фондов; регистраторов нет, т..к акции предъявительские
2 - небанковская модель. Классич. пример - фондовый рынок США. З-н Гласса Стигала (кб потеряли право работать на рынке корпоративных цб, даже через дочерние компании). Банки в США разделились на коммерческие и инвестиционные (предоставляет все виды услуг по цб, владеет большим портфелем цб, выступает в качестве эмитента и андеррайтера) В послед. годы кб получили право участвовать на рынке цб через дочерние структуры.
3- смешанная модель рцб. В кач. финансовых посредников на рцб одновременно и с равными правами присутствуют как кб, так и небанковские компании по рцб.
В России - смешанная модель рцб. Ведущ. роль -у кб из-за развитого рынка ГКО/Офз, т.к. они являлись крупнейшими дилерами. СРО, их функции и роль на финансовом рынке -Институт саморегулирования является неотъемлемым элементом цивилизованных финансовых рынков. Саморегулируемые организации (далее – СРО) обладают большими возможностями квалифицированно и оперативно регулировать отношения, как между участниками рынка, так и между ними и их клиентами, а также контролировать соблюдение норм и правил. В деятельности государственного регулирующего органа на финансовом рынке, как мегарегулятора, касательно профессиональной деятельности на финансовом рынке не относящейся к банковской сфере, бỏльший удельный вес должно занимать осуществление правоприменительных процедур, постепенно замещающее избыточное ведомственное нормотворчество. Основная часть ныне существующих нормативных требований к организации собственно профессиональной деятельности на финансовом рынке (кроме банковской) должна быть перенесена на уровень стандартов СРО, одним из главных условий регистрации которых государственным регулирующим органом должен быть более высокий качественный уровень их требований, чем это предусмотрено действующим законодательством для участников финансового рынка. Основные государственные органы, регулирующие российский рынок ценных бумаг и их функции :
1. Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ – первое непосредственно участвует в работе федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;
2. Правительство РФ - осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законодательную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ , а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России и т.д.)
3. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) – образована указом Президента РФ от 9 марта 2004 г., №314, согласно которому ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечение прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
4. Министерство финансов РФ (Минфин РФ) вступает на рынке ценных бумаг в качестве: - представителя эмитента государства, выполняющего все функции по выпуску государственных ценных бумаг на федеральном уровне; - государственного органа регулирования рынка.
5. Министерство госимущества РФ; 6. Российский фонд федерального имущества РФ;
7. Министерство РФ по антимонопольной политике; 8. Министерство экономического развития и торговли РФ