Налогообложение должно быть справедливым. Идея справедливости воплощается во всей системе принципов налогообложения. Справедливость проявляется и во всеобщности, и в равенстве, и в соразмерности, и в определенности, и в других правовых основах налогообложения. Налогообложение изначально несправедливо по отношению к налогоплательщику, поскольку предполагает изъятие части принадлежащего ему имущества. Справедливость в отношении налогоплательщика проявляется в строгом соблюдении государством общих и специальных принципов налогообложения при установлении, введении и взыскании налогов.
Принцип законности налогообложения.Подразумевает верховенство закона, неукоснительное выполнение каждым субъектом актов налогового законодательства.
Принцип всеобщности и равенства налогообложения.Правовые нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения участников социальных взаимодействий. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования.
Из требования всеобщности и равенства налогообложения вытекает закрепленный в ст. 56 НК РФ запрет устанавливать налоговые льготы индивидуального характера.
Принцип равного налогового бременине допускает установление дискриминационных правил налогообложения в зависимости как от организационно-правовой формы, так и от характера(содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.
Равенство налогообложенияне означает подушную систему уплаты налогов, когда все налогоплательщики уплачивают одинаковые налоги. Принцип равенства в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.
Принцип соразмерности налогообложения.Соразмерность налогообложения включает требования: 1) пропорциональности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ); 2) обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ); 3) допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ).
12. Упрощенная система налогообложения: экономическая сущность и содержание.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, единого социального налога. Налогоплательщики не уплачивают налог на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную-территорию РФ. Другие налоги уплачиваются в соответствии с иными режимами налогообложения.
Для налогоплательщиков сохраняется порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется добровольно.
Налогоплательщикамипризнаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация заявляет о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 15 млн руб. Указанная величина (15 млн руб.) подлежит индексации на коэффициент-дефлятор.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
2) банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;
3) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), игорным бизнесом;
4) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие все формы адвокатских образований;
5) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
6) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
7) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 %;
8) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период превышает 100 человек;
9) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн руб.;
10) бюджетные учреждения;
11) иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по одному или нескольким видам деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов деятельности.
Налоговые ставки.Если объектом налогообложения являются доходы, ставка устанавливается в размере 6 %. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка – 15 %.
Налогоплательщики, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Согласно Новому закону о бухгалтерском учете организации на упрощенной системе налогообложения (УСНО) с 2013года будут обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме и подчиняться всем правилам нового закона о бухучете.
В случае если по итогам налогового периода доход плательщика налога превысит 20 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. Указанная величина предельного размера доходов, ограничивающая применение упрощенной системы, подлежит индексации.
Налогоплательщики,которые до окончания текущего года перестали быть плательщиками единого налога на вмененный доход, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправеперейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
Объектами налогообложенияявляются: доходы налогоплательщика; доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком самостоятельно (за исключением налогоплательщиков, являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом).. Объект налогообложения не может менятьсяв течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по одному или нескольким видам деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов деятельности.
Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации; внереализационные доходы. Не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом.
Налоговой базой признается:
– денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя (если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя);
– денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов