Борьба с фашизмом после второй мировой войны сменилась глобальным противостоянием Востока и Запада. Началась «холодная война» (1946 – 1991 гг.) - идеологическое, военно-стратегическое, политическое противостояние двух систем (капитализма и социализма). Формами противостояния стали: пропаганда своих ценностей, подрывная деятельность, создание образа врага и изоляция от него, гонка вооружений, борьба за сферы идеологического и экономического влияния, региональные вооруженные конфликты.
В советском руководстве до конца 40-х годов существовало два взгляда на стратегию внешней политики: группа А.А. Жданова, выступавшая за сохранение большой тройки (СССР, США, Великобритания) и разжигание межимпериалистических противоречий; группа И.В. Сталина, выступавшая за создание военного противовеса США и Англии и расширение зоны своего влияния. К концу 40-х вторая позиция Запада была сформулирована премьер-министром Великобритании У. Черчиллем (речь в Фултоне в 1946 г.) и Президентом США Г. Трумэном (доктрина «сдерживания коммунизма», 1947 г.). Ее сущность заключалась в минимализации советской идеологической и военной экспансии, сдерживании распространения «восточного коммунизма», организации военно-политического блока против СССР, при этом противостояние Запада с СССР трактовалось как борьба демократии с тоталитаризмом.
Первые послевоенные проблемы (устройство новой Германии, появление ядерного оружия, экономический кризис в большинстве европейских стран) обозначили начавшееся противостояние между бывшими союзниками. В 1945 г. американцы провели испытание ядерной бомбы. В 1949 г. успешное испытание прошло в СССР. Установился военный паритет между соперниками. Гонка вооружения продолжилась. В 1952 г. в США прошли испытания водородной бомбы, в 1953 г. – в СССР.
Д. Маршал, госсекретарь США, выдвинул (в 1947 г.) план «экономического оздоровления» европейских государств, заключавшийся в оказании финансовой помощи европейским государствам в размере 13 млрд. долларов. Ее приняли 17 европейских стран. СССР продолжил распространять свое влияние в Восточной Европе. Линия раскола в Европе пролегла через Германию. Берлинский кризис 1948 – 1949 гг. привел к образованию ФРГ, попавшей под влияние Запада, и ГДР, на которую распространил свое влияние СССР. Начавшееся противостояние СССР – США привело к формированию в 1949 г. двух военно-политических блоков: НАТО (10 западноевропейских стран, США и Канада) и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), в который вошли страны социалистического блока во главе с СССР. В 1955 г. социалистические страны объединились в Организацию Варшавского договора (ОВД). Таким образом, к середине 50-х годов оформилась биполярная система устройства мира, установилось военно-стратегическое равновесие между СССР и США. Пиком блокового противостояния в начале 50-х годов стала война в Корее (1950-1953 гг.). Дальнейший внешнеполитический курс СССР всецело определялся, исходя из позиций «холодной войны».
Потери СССР в войне составили 27 млн. человек, 30 % национального богатства, общий материальный урон составил 2,6 трлн. руб. Основной задачей 4-й послевоенной пятилетки стало восстановление народного хозяйства. На мирные рельсы экономика была переведена в 1946 году. К 1948 г. промышленность достигла довоенного уровня (1940 г.). Восстановление экономики проводилось за счет переброски всех средств на приоритетные отрасли, а также за счет репараций, поступавших с Германии (4,3 млрд. долларов) и других побежденных стран. Свой вклад в развитие экономики внесли сотни тысяч заключенных (в 1945 г. – 1,5 млн. чел., в 1953 г. – 2,5 млн. чел.), спецпереселенцев (немцы, калмыки, карачаевцы и др. – 2, 3 млн. чел.), военнопленных (немцы, японцы – 2 млн. чел.). Успешному выполнению планов четвертой пятилетки способствовал трудовой героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах.
После войны была воспроизведена та же модель экономического развития, что и в 30-е годы. Приоритет отдавался тяжелой индустрии, оборонному комплексу, сохранившим свою стратегическую важность в условиях начавшейся «холодной войны». В легкую, пищевую промышленность, сельское хозяйство средства почти не вкладывались. На восстановление сельского хозяйства после войны оставалось лишь 8% общего объема бюджетных ассигнований. Низким оставался жизненный уровень населения. В 1947 г. была отменена карточная система, проведена денежная реформа. В 1946 г. тяжелое положение в сельском хозяйстве усугубила засуха в районах Украины, Молдавии, Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, центрально – черноземных областей и, как следствие, голод, от которого погибло 770,7 тыс. человек. К 1950 г. довоенный уровень общего объема сельскохозяйственного производства был достигнут, но советская деревня влачила жалкое существование. Урожаи и закупочные цены оставались низкими. Был введен налог на приусадебное хозяйство. Сохранялось внеэкономическое принуждение колхозников, неадекватная оплата по трудодням, крестьяне не имели паспортов, не могли покинуть колхоз без разрешения властей. По многим показателям советская деревня жила значительно хуже уровня 1913 г. Избранный путь развития экономики страны за счет экстенсивных форм и сверхэксплуатации труда, недостаточное внимание к развитию невоенных направлений НТР, несбалансированное развитие отраслей обуславливали уязвимость экономики СССР.
В политическом процессе 1945 – 1953 гг. тесно переплетались два противоположных курса – на сохранение и развитие репрессивной роли государства и на формальную демократизацию политической системы. В послевоенном обществе жила надежда на перемены, на обновление политических, экономических и идеологических структур. Постепенно появлялись идеи о возможности демократизации советского режима. Оживление общественной жизни проявлялось в возобновлении после долгих перерывов съездов общественных и общественно – политических организаций СССР. В 1949 г. состоялись Х съезд профсоюзов и ХI съезд комсомола (спустя соответственно 17 и 13 лет после предыдущих). В 1952 г. состоялся XIX съезд партии, принявший решение переименовать Всероссийскую коммунистическую партию большевиков в Коммунистическую партию Советского Союза. В 1946 – 1947 гг. велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП (б). Конституционный проект предусматривал развитие демократических начал в жизни общества. В процессе обсуждения проекта высказывались пожелания о децентрализации экономической жизни, о расширении хозяйственной самостоятельности местных управленческих организаций. Проект Программы партии основывался на доктрине перерастания диктатуры пролетариата в общенародное государство. Важное место в нем отводилось социальным проектам развития страны (выдвигалась задача развернуть жилищное строительство и др.). Проект предусматривал осуществление принципа выборности всех должностных лиц государственного аппарата. Работа над этими проектами прекратилась в связи с ужесточением внутриполитического курса и осуждением главных руководителей разработок, деятелей ленинградской «антипартийной группировки».
Тенденция на укрепление репрессивной роли государства выразилась в большом количестве арестованных и осужденных за контрреволюционные выступления и антисоветскую агитацию. О масштабах репрессий в СССР дают представление следующие данные. С 1921 г. по 1 февраля 1954 г. в СССР за контрреволюционные преступления Коллегией ОГПУ, тройками НКВД, Особым совещанием, Военной коллегией Верховного суда СССР, военными трибуналами было осуждено 3 777 880 человек, в том числе к высшей мере наказания приговорено 642 980 человек. Всего с 1930-х по 1953 г. в лагерях и колониях побывало 18, 3 млн. человек. В послевоенный период число политзаключенных увеличилось по сравнению с военным временем, но их доля в общем количестве заключенных снизилась до 23 % (всего в 1953 г. число заключенных составило 2 468 524 чел.). Жесткость в послевоенной политической и идеологической борьбе шла на убыль. С 26 мая 1947 г. до 12 января 1959 г. в стране не было смертной казни. Тем не менее, продолжал оставаться глобальный контроль над умами и общественным сознанием.
Совершенствовался культ личности вождя – И.В. Сталин стал маршалом, генералиссимусом, председателем Совета министров, а празднование его 70-летия (декабрь 1949 г.) вылилось в грандиозную акцию восхваления и возвеличивания вождя. После войны начался новый этап репрессий, борьбы с «космополитизмом», с «низкопоклонством перед Западом», продолжился процесс узурпации власти И.В. Сталиным. Г.В.Жуков был отозван с руководящих постов в Германии, освобожден с должности главнокомандующего сухопутными войсками, выведен из числа кандидатов в члены ЦК. Жертвами интриг стали и другие представители генералитета (маршал Г.И. Кулик, генерал – полковник В.Н. Гордов, маршал артиллерии Н.Д. Яковлев и др.). Изменилась расстановка политических сил и в самом Политбюро ЦК партии. Ослабевали позиции К.Е. Ворошилова, Л.М. Кагановича, В.М. Молотова, Г.М. Маленкова, Л.П. Берии. В 1949 г. по сфабрикованному при активном участии Г.М. Маленкова «ленинградскому делу» началось уголовное преследование большой группы руководителей, взращенных ленинградской партийной организацией (А.А. Кузнецов, М.И. Родионов, П.С. Попков и др.). В 1953 г. прошло «дело врачей». В числе участников «террористической группы врачей, ставящих своей целью путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза» были названы девять человек, шестеро из них были евреями. В рамках борьбы с космополитизмом последовали массовые антисемитские репрессии против еврейских деятелей культуры, обвиненных в «сионистской деятельности в интересах империализма». Был разгромлен «Еврейский антифашистский комитет» (1948 г.).
Под руководством Секретаря ЦК по идеологии А.А. Жданова развернулась атака на творческую интеллигенцию. Осуждению подверглись писатели А. Ахматова, М. Зощенко, А. Платонов, кинорежиссеры В. Пудовкин, С. Эйзенштейн, композиторы В. Мурадели, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян. Их критиковали за безыдейность, формализм, декадентство, отход от канонов социалистического реализма. Развернулись погромные «дискуссии» по естественным и общественным наукам. Сталин сам участвовал в двух – по языкознанию (1950 г.) и политэкономии (1951 г.).
Таким образом, в послевоенные годы тоталитарный режим в СССР получил свое дальнейшее развитие и укрепление. Но в то же время в эти годы все явственней становились симптомы политического, экономического, идейного кризиса. Необходимость обновления советского строя, ослабления политического режима, его либерализации стала ощущаться и среди правящей элиты государства. Со смертью Сталина (1953 г.) закончилась сложная, героическая, но и трагическая страница истории советского общества.
Выводы
Реализуя вариант догоняющей модернизации экономики, Россия в начале ХХ в. столкнулась с необходимостью немедленной модернизации политической системы, которая предполагала ее демократизацию, либерализацию, построение правового государства. В силу специфики экономического развития, низкой политической культуры населения, особенностей социальной структуры и менталитета российского общества попытка направить развитие страны в русло буржуазно – демократических преобразований обернулась возвратом к авторитарным традициям, но на иных (социалистических) началах. В ходе форсированной модернизации экономики в рамках советской системы в СССР была создана независимая от иностранного производителя экономика. При этом произошло полное огосударствление собственности, раскрестьянивание деревни, складывание административно - командной системы регулирования экономики. В политической сфере установилась диктатура большевистской партии, сложился культ личности вождя, сформировался тоталитарный политический режим. В годы Великой Отечественной войны советская тоталитарная система обеспечила победу над немецко-фашистской Германией. В первые послевоенные годы была сделана попытка укрепления тоталитарно – бюрократической системы. Вместе с тем были отмечены первые, не получившие полной реализации, тенденции демократизации. Складывалось понимание необходимости обновления режима, его либерализации.
Дополнительная литература
1. «Круглый стол» в ИРИ РАН // Отечественная история. - 2008. - № 6. – С. 167-211.
2. 1917 г. в свете научных конференций // Отечественная история. – 2008. - № 6. – С. 212-215.
Безыменский, Л.А. Советско-германские договоры 1939 года: новые документы и старые проблемы / Л.А. Безыменский //Новая и новейшая история. - 1998. - №3.
Волобуев, П.В., Булдаков, В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению / П.В. Волобуев, В.П. Булдков // Вопросы истории. - 1996. - №5 – 6.
Герасименко, Г.А. Трансформация власти в 1917 году / Г.А. Герасименко //Отечественная история. - 1997. - №1.
Гимпельсон, Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ / Е.Г. Гимпельсон // Отечественная история. - 1993. - №2.
Гражданская война в России. Круглый стол // Отечественная история. - 1993. - №3.
Данилов, В.Д. Сталинская стратегия начала войны / В.Д. Данилов // Отечественная история. - 1995. - №3.
Дмитриенко, В.П. Четыре измерения НЭПа / В.П. Дмитриенко // Вопросы истории КПСС. - 1991. - №7.
Искандеров, А.А. Гражданская война в России: причины, сущность, последствия / А.А. Искандеров // Вопросы истории. - 2003. - №10.
11. Калинин, А. А. Советско-британские переговоры о разделе сфер влияния в Европе в 1944 г. / А.А Калинин // Вопросы истории. – 2009. - № 9. – С. 19-37.
Мельтюхов, М.И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз в борьбе за Европу. 1939 – 1941 гг. (Документы, факты, суждения) / М.И. Мельтюхов. - М.: Вече, 2002.
Мунчаев, Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. От становления самодержавия до падения Советской власти / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: Изд. гр. НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
Плеханов, И.П., Шаронов, П.М. 1917 год и гражданская война в России. / И.П. Плеханов, П.М. Шаронов. – Самара: Изд-во СамГПУ , 2001.
Поляков, Ю. А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация. / Ю.А. Поляков // Отечественная история. - 1992. - №6.
16. Сахаров, А. Н. 1930: год «коренного перелома» и начала большевистского террора / А.Н. Сахаров // Вопросы истории. – 2008. - № 9.
Семиряга, М. И. Тайны сталинской дипломатии / М.И. Семиряга. - М.: Высшая школа, 1992.
Уткин, А.И. Вторая мировая война / А.И. Уткин. - М.: Алгоритм, 2002.
19. Цветков, В. Ж. Белое дело в России. 1917-1918. Формирование и эволюция политических структур Белого движения в России / В.Ж. Цветков. - М.: Посев, 2009.
Цветков, В.Ж. Белое движение в России 1917 – 1922 гг. / В.Ж Цветков // Вопросы истории. - 2000.
21. Чеботарева, В.Г. Сталин и партийно-советские национальные кадры. / В.Г. Чеботарева // Вопросы истории. – 2008.- № 7.
22. Шишкин, В. И. 1918 г.: от Директории к военной диктатуре. / В.И. Шишкин // Вопросы истории. – 2008. - № 1.