В Республике Беларусь охрана детства – одно из приоритетных направлений деятельности государства. Права и законные интересы маленьких граждан Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Законе Республики Беларусь “О правах ребенка”, Программе демографической безопасности на 2011-2015 годы, Национальном плане действия по улучшению положения детей и охране их прав в Республике Беларусь и других документах. Первоочередное право каждого ребенка – иметь семью и достойный уровень жизни в ней. Поэтому в Беларуси принят ряд мер, направленных на поддержку семьи: действует система социальных пособий, гарантий и льгот семьям с детьми, которая является одной из самых эффективных среди стран СНГ[27, с. 21].
В цивилизованном правовом государстве проблемы заботы о детях рассматриваются и решаются государством и обществом, по меньшей мере на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просветительском, которые предлагают определенные конкретные правовые механизмы.
Законодательный уровень. Главным международным документом, закрепляющим права детей и защищающим их интересы является Конвенция о правах ребенка. На республиканском уровне в 1993 году принят Закон «О правах ребёнка».
Программный уровень. Подкрепляющей и конкретизирующей государственную правовую политику в области защиты прав детей и детства должна стать разработка специальных долговременных социальных программ.
Управленческий уровень. Правовая политика в области защиты прав детей и детства не будет осуществляться целенаправленно, если на различных уровнях не будут функционировать социальные управленческие органы в интересах детей
Исполнительский уровень. Функционально проблемами защиты детей и детства занимаются на местах органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также благотворительные, молодежные и детские организации и т.д. В некоторых городах созданы реабилитационные комплексы для подростков.
Просветительский уровень. Дело первоначальной важности - изучение и пропаганда Конвенции и Закона о правах ребёнка. В достижении этой цели главная роль отводится общеобразовательной школе [16, с. 26].
Т.о. государство в виде специально созданных органов, призвано обеспечить соблюдение прав и свободы человека, выполнения им своих обязанностей перед обществом, законность и порядок.
Государственная политика в отношении детства направлена на создание условий для соблюдения прав детей, оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства, дальнейшего улучшения их положения. Совершенствуется нормотворческая деятельность по приведению нормативных правовых актов в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Принята новая редакция Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года "О правах ребенка" [4]. Впервые в стране был реализован Национальный план действий по охране прав детей на 1995 - 2000 годы, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 19 апреля 1995 г. N 150, что обеспечило принятие более 27 нормативных правовых актов в поддержку детства и его защиту.[9, с.3] Основной задачей Закона РБ «О правах ребенка» и Национального плана действий по охране прав детства является всесторонняя защита государством и обществом детства, семьи, материнства, настоящего и будущего поколений.
Закон о правах ребёнка основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особая забота и социальная защита гарантируются детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и чрезвычайных ситуациях.
Правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, Закон о правах ребёнка и иные акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие порядок и условия реализации прав и законных интересов ребенка.[6, с.3].
Правовое регулирование прав и интересов ребенка осуществляется с учетом возраста ребенка и его дееспособности.
Ограничение прав и свобод ребенка допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
В целях координации и анализа усилий государственных органов по выполнению Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" создана и целенаправленно работает Национальная комиссия по правам ребенка. На ее заседаниях рассматриваются наиболее актуальные и значимые вопросы положения детей, принимаются при необходимости конкретные решения по изменению ситуации.
Основными задачами комиссии являются : - осуществление в республике государственной политики в отношении детей; -контроль за соблюдением прав детей, закрепленных в Конвенции ООН о правах ребенка, Законе Республики Беларусь "О правах ребенка" и иных нормативных актах; -координация деятельности министерств, других республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, общественных объединений по выполнению законодательных и иных нормативных актов, касающихся защиты прав и интересов детей; - разработка и внесение в установленном порядке Президенту Республики Беларусь, Правительству Республики Беларусь программ поддержки детей; -утверждение национальных докладов по вопросам защиты прав детей, представляемых на рассмотрение Комитета ООН по правам ребенка; -координация разработки и принятия законодательных и иных нормативных актов по вопросам защиты прав и интересов детей; -подготовка и проведение мероприятий, связанных с Международным днем защиты детей; -проведение республиканских благотворительных акций и других мероприятий в поддержку детей, оказавшихся в экстремальных ситуациях; -широкое информирование детей, родителей, общественности о соблюдении Конвенции ООН о правах ребенка, Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" и иных нормативных актов, изучение их в учебных заведениях. -Комиссия координирует сотрудничество Республики Беларусь с другими странами, международными организациями по вопросам защиты прав и интересов детей. С начала 90-х гг. в Республике Беларусь был начат активный законотворческий процесс, в том числе в целях регламентации в национальном законодательстве правового механизма, направленного на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей. В 1991—1992 гг. были приняты законы "Об образовании в Республике Беларусь", "Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь, "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей", "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях", "О гражданстве Республики Беларусь", "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь". В 1993 г. в Беларуси — первой среди республик бывшего Союза ССР — был принят закон "О правах ребенка", который стал своего рода национальной декларацией прав ребенка. На законодательном уровне был закреплен правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта права, установлены принципы государственной политики, а также регламентированы обязанности государственных органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение надлежащих условий реализации прав детей. Помимо мер правового регулирования деятельности государственных структур по проведению в жизнь политики государства в отношении детей за последние два-три года в республике на уровне исполнительной власти были приняты некоторые меры в области социальной защиты семей с детьми и, в частности, утверждены Основные направления государственной семейной политики [15, с.18].
С 1999 года формируется система органов охраны детства. На сегодняшний день в 93 органах образования созданы отделы либо секторы по охране детства. Представителями органов охраны детства в учреждениях образования являются социальные педагоги. Принимаются меры по созданию специализированных судов по делам несовершеннолетних в системе общих судов[26, с.23].
Созданы условия для расширения участия детей в принятии решений и реализации их права быть услышанными. Стали традиционными национальные детские форумы, встречи лидеров детского движения. В стране зарегистрировано 132 молодежных и детских объединения, а также фондов и организаций, деятельность которых связана с оказанием разносторонней помощи детям и защитой их прав.
Был принят и реализован Национальный план развития образования в области прав человека на 1999 - 2004 годы, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 1999 г. N 366 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 26, 5/435), что обеспечило формирование системы образования в области прав человека, прав ребенка. В информационно-просветительскую деятельность по пропаганде прав детей и их защиты вовлечены средства массовой информации, учреждения культуры, социальной защиты и другие[14, с.31].
Значительное влияние на изменение реального положения детского населения республики оказала президентская программа "Дети Беларуси" на 2001 -2005 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 24 мая 2001 г. N 281 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 51,1/2686), и ее целевое финансирование. Реализация названной Программы обеспечила улучшение работы по укреплению здоровья детей, прежде всего проживающих на загрязненных радионуклидами территориях, социальному обслуживанию семьи и детей, решению проблем детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последние годы несколько стабилизирован уровень первичной заболеваемости детей, снизилась смертность детей в возрасте от 0 до 14 лет. В системе социальной защиты работают 24 центра социального обслуживания семьи и детей, 83 центра социального обслуживания населения, в системе образования - 81 детский социальный приют и 24 социально-педагогических центра, которые оказывают комплексную социальную, социально-педагогическую и психологическую помощь семье и детям, прежде всего оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации[29, с.104]. Приоритетным направлением деятельности государственных органов является создание условий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов. Обеспечивается преимущественное развитие семейных форм устройства и воспитания детей-сирот, создаются центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые позволяют детям-инвалидам получать образовательные услуги по месту жительства. Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. N 46 утверждены Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., N 3, ст. 57), в которых закреплен приоритет семьи как наиболее благоприятной и естественной среды для развития и воспитания детей и определены действия по упрочению ее института. Предпринятые государством усилия позволили сохранить и развить социальные приоритеты, обеспечивающие маленьким гражданам республики равный доступ к системе дошкольного воспитания, возможность получения полноценного и качественного образования, бесплатного медицинского обслуживания и оздоровления, защиту в экстремальной ситуации.[27,с.34]
В мае 2002 г. Комитет ООН по правам ребенка рассмотрел второй периодический доклад Республики Беларусь по осуществлению положений Конвенции о правах ребенка. В заключительных замечаниях по итогам рассмотрения отмечаются позитивные усилия нашей страны по улучшению положения детей, приведению национального законодательства в соответствие с основными нормами Конвенции о правах ребенка, обеспечению приоритета интересов детей в социальной политике страны. Комитет ООН по правам ребенка высказал также озабоченность в связи с тем, что в силу объективных причин переходного периода социально-экономического развития, сохраняющихся негативных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нашей стране не удалось обеспечить полную реализацию Конвенции по правам ребенка, и сформулировал конкретные рекомендации по ее достижению. Среди предложений Комитета ООН по правам ребенка наиболее актуальными и значимыми для страны являются следующие[17, с.39]:
- совершенствование национального законодательства в части соответствия основным положениям Конвенции о правах ребенка и другим международным документам;
- создание механизма реальной защиты детства с введением института уполномоченного по правам ребенка;
- координация усилий органов государственного управления, государственных органов и общественных объединений в создании условий для улучшения положения детей, обеспечения их прав и интересов.
Особое внимание обращено на необходимость подготовки специалистов, работающих с детьми и для детей, и внедрение мониторинга положения детей.
Был принят и осуществлен национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 - 2010 годы, направленный на достижение следующих целей[9, с.27]:
- обеспечение благоприятных условий для полноценного физического, интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения, повышения качества жизни детей, сохранения их здоровья и формирования навыков здорового образа жизни, защиты их от насилия и жестокости;
- формирование правового самосознания подрастающего поколения, привлечение детей к участию в принятии решений, касающихся их интересов, подготовка к активной общественной жизни;
- выполнение рекомендаций, содержащихся в итоговом документе специально сессии Генеральной Ассамблеи ООН "Мир, пригодный для жизни детей", и рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада Республики Беларусь об осуществлении Конвенции о правах ребенка.[8,6-8]
Выполнение мероприятий Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 - 2010 годы достигается совершенствованием межведомственного взаимодействия и обеспечением приоритета проблем детей в деятельности министерств и других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, общественных объединений, выделением средств из республиканского и местного бюджетов на финансирование основных направлений политики в отношении детей и их защиты.
Таким образом, важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений. Ведущим аспектом социальной защиты детства является всесторонний учет интересов детей в условиях социально-экономический трудностей, переживаемых Белоруссией в течение более десяти лет. Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям из группы риска. Защита детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы Белоруссии является одним из самых разработанных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения. Вместе с тем учреждения социальной защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать средства для проведения мер по социальной защите детей.