Особой социальной группой, которая выступает объектом постоянной и разнообразной поддержки со стороны государства, общественных организаций являются дети. Во все времена общество старалось оказать помощь подрастающему поколению, сознавая отсутствие у детей какой-либо возможности самостоятельного решения тех проблем, которые возникают при реализации, как базовых потребностей человека, так и тех, которые связанны с получением медицинской помощи, образования, начальных профессиональных знаний [19, с.103].
Представляется, что в свете сказанного нет необходимости приводить дополнительные аргументы в качестве свидетельства того, что одним из самых важных достижений и весомым результатом действия международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом факта, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения», но и признание детей самостоятельными субъектами прав. Этот основополагающий принцип международного права, провозглашенный в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г., получил свое развитие в день 30-летия Декларации, когда 20 ноября 1989 г. на сессии Генеральной Ассамблеи была принята Конвенция о правах ребенка, ставшая первым наиболее полным международным документом, в котором закрепление прав ребенка приобрело силу норм договорного права. Конвенция не только развила дальше положения Декларации прав ребенка, но и возложила на присоединившиеся к ней государства правовую ответственность за любые действия в отношении детей [9, с.3].
Большой опыт в организации социальной поддержки детей имеется в различных регионах нашей страны. На местном уровне органы социальной защиты с привлечением квалифицированных специалистов организуют постоянное изучение тех проблем, которые существуют у детей, нуждающихся в социальной поддержке. Принимаются местные законодательные акты, специальные программы, направленные на решение конкретных проблем, существующих у детей-инвалидов, детей, у которых родители лишены родительских прав, живущих в малообеспеченных семьях, нуждающихся в помощи при трудоустройстве, в получении начальной профессиональной подготовки и т.д.
Социальная поддержка детей, нуждающихся в защите и помощи со стороны различных социальных институтов. Законодательная и исполнительная власть по инициативе министерства социальной защиты разрабатывает и принимает те местные законодательные акты, также специальные программы, которые позволяют существенно улучшить помощь беременным женщинам, семьям, в которых растут дети-инвалиды, многодетным и малообеспеченным семьям и т.д. При этом важнейшей особенностью этой работы выступает то, что основным объектом социальной поддержки является не только ребенок, но и та семья, в которой он растет и воспитывается [20, с. 143]. Основным направлением совершенствования всей деятельности органов социальной защиты является создание условий, когда семья сможет самостоятельно решать большинство возникающих у нее проблем, связанных с содержанием детей и обеспечением их успешной первичной социализации.
Вопросы, касающиеся работы с детьми постоянно учитываются в нормотворческой деятельности. В развитии правовой основы деятельности в указанной сфере, в совершенствовании правового регулирования первостепенное значение имеет неуклонное и правильное применение нормативных актов.
Основой социальной защиты детей в Республике Беларусь является Закон «О правах ребенка». Согласно ст. 3 Закона права ребенка и их защита обеспечиваются местными исполнительными и распорядительными органами, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей.
Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона осуществляется Министерством образования Республики Беларусь.
Однако обобщение имеющегося опыта, выделение тех перспективных направлений, в рамках которых должна в дальнейшем развиваться социальная поддержка детей, осуществляется явно недостаточно. Отсутствуют специальные исследования, которые позволили бы выявить основные противоречия, имеющиеся в этой сфере, а так же наметить те меры, которые позволяют наладить эффективную систему взаимодействия государства, общественности с семьей с целью обеспечения успешного физического, психического и социального развития подрастающего поколения[28, с. 103].
Основной задачей психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также патологического развития личности у детей и подростков. Все психолого-педагогические воздействия имеют не только профилактическую, но и лечебно-коррекционную направленность[21, с. 215].
- Социально-информационная помощь направлена на обеспечение детей и их родителей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг. - Социально-правовая помощь направлена на соблюдение прав человека и прав ребенка, на содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, на правовое просвещение детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам. - Социально-реабилитационная помощь направлена на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей.
- Социально-бытовая помощь направлена на содействие в улучшении бытовых условий детей .
- Социально-экономическая помощь направлена на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов и т.д. - Медико-социальная помощь направлена на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска. - Социально-психологическая помощь направлена на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, где развивается ребенок; на устранение негативных воздействий дома, в школе; а также затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в том числе в профессиональном и личностном самоопределении. - Социально-педагогическая помощь направлена на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями; предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение и воспитание детей в семьях группы риска.
Таким образом, все перечисленные виды социальной помощи могут быть реализованы в различных формах: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно или непосредственно (кратковременно, продолжительно, многопрофильно).
Формирование жизнеспособного молодого поколения - одна из главных задач белорусского государства. Решается она при помощи утвержденных Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко целевых программ «Дети Беларуси», «Молодежь Беларуси» и Молодые таланты Беларусь», которые представляют собой целостные проекты и содержат конкретные экономические механизмы их реализации.
Многоотраслевая Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 гг. являлась логическим продолжением успешно реализованных программ 1998-2000 и 2001-2005 гг. Целями программы являлось: обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей; формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации[13, с. 7]. В составляющих ее подпрограммах «Социальная защита семьи и детей», « Дети и закон. Воспитание личности», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и «Детское питание» называются основные мероприятия, реализация которых будет способствовала достижению поставленных целей.
Подпрограмма «Социальная защита семьи и детей» предусматривала решение целого комплекса задач , приоритетное значение среди которых имеют: повышение уровня жизни семей с детьми, включая усиление государственной поддержки семьям при строительстве, реконструкции и приобретении жилья; совершенствование социально-психологической и правовой помощи семьям, направленной на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия.
Программа «Дети Чернобыля» нацелена на решение всех вопросов, связанных с развитием, оздоровлением и безопасностью нахождения на загрязненных территориях детей и беременных женщин. Это обеспечение на самом высоком уровне медицинского обслуживания, оздоровления и санаторно-курортного лечения, оказания детям социально-психологической и педагогической помощи.
Важным итогом интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития является подпрограмма «Дети -инвалиды», которая предусматривает не только профилактику заболеваемости и инвалидности в детском возрасте, но и создание условий для нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов, развития их индивидуальных возможностей, повышения качества профессиональной и социальной реабилитации.
Подпрограмма «Дети-сироты» предлагает, в первую очередь, решение такой важной задачи, как создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в различных формах семейного устройства: приемная семья, опекунство, патронаж, усыновление.
Цель подпрограммы «Детское питание» - сделать детское питание не уступающим по качеству лучшим зарубежным аналогам, а также доступным для семей с различным уровнем доходов. В связи с этим подпрограмма предусматривает создание и внедрение новых технологий по производству детских продуктов.
Новой в программе «Дети Беларуси» на 2006-2010 гг. являлась подпрограмма «Дети и закон. Воспитание личности». Она предусматривала своеобразное сопровождение нуждающихся в правовой помощи детей и обучение их правилам поведения в обществе. В связи с ростом числа регламентируемых насильственных актов в отношении детей, вовлечения их в различные радикальные группировки реализация этой подпрограммы становится чрезвычайно актуальной.
Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357была утвержденаНациональная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, задачам которой стали[10, с. 12]:
- увеличение рождаемости и усиление социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей
- создание условий для сокращения социального сиротства, развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций
- улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства
- снижение уровня общей смертности населения, особенно по предотвратимым причинам, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении
- улучшение качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов путем создания им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья
- регулирование внешних миграционных процессов с учетом национальных интересов
В заключении главы необходимо отметить, что реализация вышеназванных программ обеспечила целый комплекс законов и правовых актов, регулирующих молодежную политику в стране. С некоторыми из них знакомит сборник нормативных правовых актов «Защита прав ребенка в Республике Беларусь», в который включены тексты документов и извлечения из них по состоянию на 24 октября 2006 года, обеспечивающие основные гарантии прав ребенка в Республике Беларусь(«Конвенция о правах ребенка», «Конституция Республики Беларусь 1994 года»; «Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы», «Кодекс Республики Беларусь о браке и семье», Закон республики Беларусь «О правах ребенка»), а также нормативные материалы, регулирующие вопросы охраны здоровья, права на образование, правовой охраны и оплаты труда, защиты имущественных прав несовершеннолетних.[4, 28].
Итак, подрастающее поколение - важнейший объект национально -государственных интересов, один из главных факторов обеспечения социально-экономического и культурного развития страны. Формирование жизнеспособного молодого поколения - одна из главных задач белорусского государства. Государственная политика в отношении детства направлена на создание условий для соблюдения прав детей, оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства, дальнейшего улучшения их положения. За последнее десятилетие в Республике Беларусь сформировалась новая государственная политика в отношении детства, построенная с учетом современных позиций мирового сообщества и в соответствии с международными документами. Эта политика направлена на создание условий для соблюдения прав детей, оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства, дальнейшего улучшения их положения.