Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные тенденции развития социальной система защиты детства в Республики Беларусь



Особой социальной группой, которая выступает объектом постоянной и разнообразной поддержки со стороны государства, общественных организаций являются дети. Во все времена общество старалось оказать помощь подрастающему поколению, сознавая отсутствие у детей какой-либо возможности самостоятельного решения тех проблем, которые возникают при реализации, как базовых потребностей человека, так и тех, которые связанны с получением медицинской помощи, образования, начальных профессиональных знаний [19, с.103].

Представляется, что в свете сказанного нет необходимости приводить дополнительные аргументы в качестве свидетельства того, что одним из самых важных достижений и весомым результатом действия международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом факта, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения», но и признание детей самостоятельными субъектами прав.
Этот основополагающий принцип международного права, провозглашенный в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г., получил свое развитие в день 30-летия Декларации, когда 20 ноября 1989 г. на сессии Генеральной Ассамблеи была принята Конвенция о правах ребенка, ставшая первым наиболее полным международным документом, в котором закрепление прав ребенка приобрело силу норм договорного права. Конвенция не только развила дальше положения Декларации прав ребенка, но и возложила на присоединившиеся к ней государства правовую ответственность за любые действия в отношении детей [9, с.3].

Большой опыт в организации социальной поддержки детей имеется в различных регионах нашей страны. На местном уровне органы социальной защиты с привлечением квалифицированных специалистов организуют постоянное изучение тех проблем, которые существуют у детей, нуждающихся в социальной поддержке. Принимаются местные законодательные акты, специальные программы, направленные на решение конкретных проблем, существующих у детей-инвалидов, детей, у которых родители лишены родительских прав, живущих в малообеспеченных семьях, нуждающихся в помощи при трудоустройстве, в получении начальной профессиональной подготовки и т.д.

Социальная поддержка детей, нуждающихся в защите и помощи со стороны различных социальных институтов. Законодательная и исполнительная власть по инициативе министерства социальной защиты разрабатывает и принимает те местные законодательные акты, также специальные программы, которые позволяют существенно улучшить помощь беременным женщинам, семьям, в которых растут дети-инвалиды, многодетным и малообеспеченным семьям и т.д. При этом важнейшей особенностью этой работы выступает то, что основным объектом социальной поддержки является не только ребенок, но и та семья, в которой он растет и воспитывается [20, с. 143]. Основным направлением совершенствования всей деятельности органов социальной защиты является создание условий, когда семья сможет самостоятельно решать большинство возникающих у нее проблем, связанных с содержанием детей и обеспечением их успешной первичной социализации.

Вопросы, касающиеся работы с детьми постоянно учитываются в нормотворческой деятельности. В развитии правовой основы деятельности в указанной сфере, в совершенствовании правового регулирования первостепенное значение имеет неуклонное и правильное применение нормативных актов.

Основой социальной защиты детей в Республике Беларусь является Закон «О правах ребенка». Согласно ст. 3 Закона права ребенка и их защита обеспечиваются местными исполнительными и распорядительными органами, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей.

Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона осуществляется Министерством образования Республики Беларусь.

Однако обобщение имеющегося опыта, выделение тех перспективных направлений, в рамках которых должна в дальнейшем развиваться социальная поддержка детей, осуществляется явно недостаточно. Отсутствуют специальные исследования, которые позволили бы выявить основные противоречия, имеющиеся в этой сфере, а так же наметить те меры, которые позволяют наладить эффективную систему взаимодействия государства, общественности с семьей с целью обеспечения успешного физического, психического и социального развития подрастающего поколения[28, с. 103].

Основной задачей психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также патологического развития личности у детей и подростков. Все психолого-педагогические воздействия имеют не только профилактическую, но и лечебно-коррекционную направленность[21, с. 215].

- Социально-информационная помощь направлена на обеспечение детей и их родителей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.
- Социально-правовая помощь направлена на соблюдение прав человека и прав ребенка, на содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, на правовое просвещение детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.
- Социально-реабилитационная помощь направлена на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей.

- Социально-бытовая помощь направлена на содействие в улучшении бытовых условий детей .

- Социально-экономическая помощь направлена на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов и т.д.
- Медико-социальная помощь направлена на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска.
- Социально-психологическая помощь направлена на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, где развивается ребенок; на устранение негативных воздействий дома, в школе; а также затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в том числе в профессиональном и личностном самоопределении.
- Социально-педагогическая помощь направлена на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями; предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение и воспитание детей в семьях группы риска.

Таким образом, все перечисленные виды социальной помощи могут быть реализованы в различных формах: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно или непосредственно (кратковременно, продолжительно, многопрофильно).

Формирование жизнеспособного молодого поколения - одна из главных задач белорусского государства. Решается она при помощи утвержденных Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко целевых программ «Дети Беларуси», «Молодежь Беларуси» и Молодые таланты Беларусь», которые представляют собой целостные проекты и содержат конкретные экономические механизмы их реализации.

Многоотраслевая Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 гг. являлась логическим продолжением успешно реализованных программ 1998-2000 и 2001-2005 гг. Целями программы являлось: обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей; формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации[13, с. 7]. В составляющих ее подпрограммах «Социальная защита семьи и детей», « Дети и закон. Воспитание личности», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и «Детское питание» называются основные мероприятия, реализация которых будет способствовала достижению поставленных целей.

Подпрограмма «Социальная защита семьи и детей» предусматривала решение целого комплекса задач , приоритетное значение среди которых имеют: повышение уровня жизни семей с детьми, включая усиление государственной поддержки семьям при строительстве, реконструкции и приобретении жилья; совершенствование социально-психологической и правовой помощи семьям, направленной на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия.

Программа «Дети Чернобыля» нацелена на решение всех вопросов, связанных с развитием, оздоровлением и безопасностью нахождения на загрязненных территориях детей и беременных женщин. Это обеспечение на самом высоком уровне медицинского обслуживания, оздоровления и санаторно-курортного лечения, оказания детям социально-психологической и педагогической помощи.

Важным итогом интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития является подпрограмма «Дети -инвалиды», которая предусматривает не только профилактику заболеваемости и инвалидности в детском возрасте, но и создание условий для нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов, развития их индивидуальных возможностей, повышения качества профессиональной и социальной реабилитации.

Подпрограмма «Дети-сироты» предлагает, в первую очередь, решение такой важной задачи, как создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в различных формах семейного устройства: приемная семья, опекунство, патронаж, усыновление.

Цель подпрограммы «Детское питание» - сделать детское питание не уступающим по качеству лучшим зарубежным аналогам, а также доступным для семей с различным уровнем доходов. В связи с этим подпрограмма предусматривает создание и внедрение новых технологий по производству детских продуктов.

Новой в программе «Дети Беларуси» на 2006-2010 гг. являлась подпрограмма «Дети и закон. Воспитание личности». Она предусматривала своеобразное сопровождение нуждающихся в правовой помощи детей и обучение их правилам поведения в обществе. В связи с ростом числа регламентируемых насильственных актов в отношении детей, вовлечения их в различные радикальные группировки реализация этой подпрограммы становится чрезвычайно актуальной.

Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357была утвержденаНациональная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, задачам которой стали[10, с. 12]:

- увеличение рождаемости и усиление социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей

- создание условий для сокращения социального сиротства, развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

- укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций

- улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства

- снижение уровня общей смертности населения, особенно по предотвратимым причинам, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении

- улучшение качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов путем создания им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья

- регулирование внешних миграционных процессов с учетом национальных интересов

В заключении главы необходимо отметить, что реализация вышеназванных программ обеспечила целый комплекс законов и правовых актов, регулирующих молодежную политику в стране. С некоторыми из них знакомит сборник нормативных правовых актов «Защита прав ребенка в Республике Беларусь», в который включены тексты документов и извлечения из них по состоянию на 24 октября 2006 года, обеспечивающие основные гарантии прав ребенка в Республике Беларусь(«Конвенция о правах ребенка», «Конституция Республики Беларусь 1994 года»; «Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы», «Кодекс Республики Беларусь о браке и семье», Закон республики Беларусь «О правах ребенка»), а также нормативные материалы, регулирующие вопросы охраны здоровья, права на образование, правовой охраны и оплаты труда, защиты имущественных прав несовершеннолетних.[4, 28].

Итак, подрастающее поколение - важнейший объект национально -государственных интересов, один из главных факторов обеспечения социально-экономического и культурного развития страны. Формирование жизнеспособного молодого поколения - одна из главных задач белорусского государства. Государственная политика в отношении детства направлена на создание условий для соблюдения прав детей, оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства, дальнейшего улучшения их положения. За последнее десятилетие в Республике Беларусь сформировалась новая государственная политика в отношении детства, построенная с учетом современных позиций мирового сообщества и в соответствии с международными документами. Эта политика направлена на создание условий для соблюдения прав детей, оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства, дальнейшего улучшения их положения.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.