Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главенствующей.
Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.
Необходимость усиленной заботы о несовершеннолетнем определена рядом характерных для него специфических особенностей: беззащитностью, беспомощностью, недостаточностью жизненного опыта, податливостью и склонностью к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, импульсивностью. Подросток стремится привлечь к себе внимание, выделиться; в то же время им руководит страх прослыть несамостоятельным, трусом, "слабым". Несовершеннолетний отличается развитым чувством личной дружбы и групповой солидарности. С точки зрения особенностей психических процессов подростка его отличает также способность к неадекватному восприятию, запоминанию и воспроизведению некоторых фактических данных о наблюдаемых событиях. По сравнению со взрослым несовершеннолетний обладает ограниченной дееспособностью, меньшей свободой в передвижении, в хранении и распоряжении своим имуществом[13, с.121].
Несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны[8, с.118].
В кодексе "о браке и семье" в 1999г. впервые был заключен раздел охраны детства, посвященный социальным и материальным правам несовершеннолетних. Конвенция о правах ребенка принятая ООН 20 ноября 1989г. определяет, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста если по закону, применимому к данному ребенку он не достигает совершеннолетия ранее. В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.1 закона от 19 ноября 1993г. «о правах ребенка»ребенок – это физическое лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) если по закону оно ранее не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме. В ст.179 кодекса "о браке и семье" определено, что несовершеннолетним считается лицо, с момента рождения до достижения им 18 лет. Ребенок до достижения им 14 лет считается малолетним и признается недееспособным. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет считается подростком и приобретает частичную дееспособность. Несовершеннолетние, достигшие 16 лет может быть объявлен полностью дееспособным, т.е. эмансипированным [3, с. 4]. Национальное законодательство исходит из того, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в особой преимущественной и первоочередной заботе как со стороны родителей, так и со стороны государства. Государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения. В соответствии с конвенцией о правах ребенка государство уважает и обеспечивает охрану неприкосновенности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к алкоголю, употребления наркотических средств и психотропных веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеству, азартным играм. В соответствии со транспортное средство.182 кодекса "о браке и семье" все дети имеют равные права, независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья. Равной и всесторонней защите пользуются дети, рожденные в браке и вне брака[7, с. 12].
Определение прав ребенка логически определяется из основных идей Всеобщей декларации прав человека. В статье, посвященной детям, указывается, что «материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Для гармоничного развития личности ребёнок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей.
Раскрывая понятие национальной системы защиты детства, мы, прежде всего, обратились к анализу понятия «система».
В работе мы исходим из определения сущности системы как «совокупности принципов, служащих основанием какого-либо учения; как устройства, структуры, представляющих собой единство взаимосвязанных частей чего-либо», и как «объединения некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие места» [20, c.115], и формулируем понятие «система» как сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями.
Любая система имеет следующие основные признаки [3, c.86]:
-общую целевую направленность, определяющую содержание, задачи, формы и средства ее функционирования;
-определенную структуру, т.е. взаимосвязанные и взаимодействующие элементы;
-определенную иерархию функциональной компетентности ее элементов (координирующих, контролирующих, организующих).
Система защиты детства эффективна при действии следующих механизмов:
-законодательное обеспечение и сформированность нормативно-правовой базы;
-управление и взаимодействие компетентных органов и учреждений; межведомственная взаимосвязь и организованные формы деятельности учреждений;
- финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение;
- научно-методическое и кадровое обеспечение.
Национальная система защиты детства представляет собой единство таких составляющих, как: государственная, общественная, педагогическая, семейная защита и самозащита личности[20, c.116]. Сущность процесса защиты детей заключается во взаимодействии и взаимосвязи государственной политики по вопросам социальной защиты, общественной и педагогической деятельности учебно-воспитательных учреждений, деятельности семьи по обеспечению социальной защищенности ребенка и по подготовке детей к процессу самозащиты.
Таким образом, субъектами системы защиты детства выступают педагоги, семья, наставники, друзья, общественные объединения и др. Они имеют разную степень влияния на систему социальной защиты детства, и потому одна из важнейших педагогических задач - гармонизировать усилия данных субъектов, предотвратить (нейтрализовать) стихийность их воздействия. Социальная защита детей, их самозащита эффективны, если достигается непротиворечивость интересов субъектов социальной защиты[14, c.43]. Детство - надежда и будущее человечества; ребенок - существо, которому еще только предстоит стать человеком. В сферу внимания следственных и судебных органов попадает ничтожно малая доля детей - жертв насилия. Опыт показывает, что несоблюдение прав ребёнка в дальнейшем может привести лишь к накоплению критической массы насилия в обществе.