Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие национальной системы защиты детства



Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главенствующей.

Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

Необходимость усиленной заботы о несовершеннолетнем определена рядом характерных для него специфических особенностей: беззащитностью, беспомощностью, недостаточностью жизненного опыта, податливостью и склонностью к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, импульсивностью. Подросток стремится привлечь к себе внимание, выделиться; в то же время им руководит страх прослыть несамостоятельным, трусом, "слабым". Несовершеннолетний отличается развитым чувством личной дружбы и групповой солидарности. С точки зрения особенностей психических процессов подростка его отличает также способность к неадекватному восприятию, запоминанию и воспроизведению некоторых фактических данных о наблюдаемых событиях. По сравнению со взрослым несовершеннолетний обладает ограниченной дееспособностью, меньшей свободой в передвижении, в хранении и распоряжении своим имуществом[13, с.121].

Несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны[8, с.118].

В кодексе "о браке и семье" в 1999г. впервые был заключен раздел охраны детства, посвященный социальным и материальным правам несовершеннолетних. Конвенция о правах ребенка принятая ООН 20 ноября 1989г. определяет, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста если по закону, применимому к данному ребенку он не достигает совершеннолетия ранее. В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.1 закона от 19 ноября 1993г. «о правах ребенка»ребенок – это физическое лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) если по закону оно ранее не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме. В ст.179 кодекса "о браке и семье" определено, что несовершеннолетним считается лицо, с момента рождения до достижения им 18 лет. Ребенок до достижения им 14 лет считается малолетним и признается недееспособным. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет считается подростком и приобретает частичную дееспособность. Несовершеннолетние, достигшие 16 лет может быть объявлен полностью дееспособным, т.е. эмансипированным [3, с. 4]. Национальное законодательство исходит из того, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в особой преимущественной и первоочередной заботе как со стороны родителей, так и со стороны государства. Государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения. В соответствии с конвенцией о правах ребенка государство уважает и обеспечивает охрану неприкосновенности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к алкоголю, употребления наркотических средств и психотропных веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеству, азартным играм. В соответствии со транспортное средство.182 кодекса "о браке и семье" все дети имеют равные права, независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья. Равной и всесторонней защите пользуются дети, рожденные в браке и вне брака[7, с. 12].

Определение прав ребенка логически определяется из основных идей Всеобщей декларации прав человека. В статье, посвященной детям, указывается, что «материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Для гармоничного развития личности ребёнок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей.

Раскрывая понятие национальной системы защиты детства, мы, прежде всего, обратились к анализу понятия «система».

В работе мы исходим из определения сущности системы как «совокупности принципов, служащих основанием какого-либо учения; как устройства, структуры, представляющих собой единство взаимосвязанных частей чего-либо», и как «объединения некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие места» [20, c.115], и формулируем понятие «система» как сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями.

Любая система имеет следующие основные признаки [3, c.86]:

-общую целевую направленность, определяющую содержание, задачи, формы и средства ее функционирования;

-определенную структуру, т.е. взаимосвязанные и взаимодействующие элементы;

-определенную иерархию функциональной компетентности ее элементов (координирующих, контролирующих, организующих).

Система защиты детства эффективна при действии следующих механизмов:

-законодательное обеспечение и сформированность нормативно-правовой базы;

-управление и взаимодействие компетентных органов и учреждений; межведомственная взаимосвязь и организованные формы деятельности учреждений;

- финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение;

- научно-методическое и кадровое обеспечение.

Национальная система защиты детства представляет собой единство таких составляющих, как: государственная, общественная, педагогическая, семейная защита и самозащита личности[20, c.116]. Сущность процесса защиты детей заключается во взаимодействии и взаимосвязи государственной политики по вопросам социальной защиты, общественной и педагогической деятельности учебно-воспитательных учреждений, деятельности семьи по обеспечению социальной защищенности ребенка и по подготовке детей к процессу самозащиты.

Таким образом, субъектами системы защиты детства выступают педагоги, семья, наставники, друзья, общественные объединения и др. Они имеют разную степень влияния на систему социальной защиты детства, и потому одна из важнейших педагогических задач - гармонизировать усилия данных субъектов, предотвратить (нейтрализовать) стихийность их воздействия. Социальная защита детей, их самозащита эффективны, если достигается непротиворечивость интересов субъектов социальной защиты[14, c.43]. Детство - надежда и будущее человечества; ребенок - существо, которому еще только предстоит стать человеком. В сферу внимания следственных и судебных органов попадает ничтожно малая доля детей - жертв насилия. Опыт показывает, что несоблюдение прав ребёнка в дальнейшем может привести лишь к накоплению критической массы насилия в обществе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.