Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Самойлович Иван Самойлович – гетман Левобережной Украины (1672-1687).



Самойлович Семен Иванович– сын гетмана И.Самойловича. В 1679 г. в качестве наказного гетмана осуществил «сгон» населения с правого берега Днепра в Гетманщину.

Самусь Самуил Иванович- один из руководителей освободительного движения на Правобережной Украине в 1680 - 1690-х гг., полковник Богуславского полка. Наказной гетман Правобережья в 1694-1699 гг. Участник крестьянско-казацкого восстания 1702-1704 гг. Соратник С.Палия.

Святополк-Четвертинский Гедеон– луцкий православный епископ (1663-1684), киевский митрополит (1685-1690).

Собеский Ян (Ян III) - польский военный деятель, великий коронный гетман, в 1674 - 1696 гг. - король Речи Посполитой. Широко использовал казачество, ведя по отношению к нему политику протекционизма. Прославился как руководитель объединенных войск Польши, Австрии, Германии, Украины в победоносной битве с турецкими и татарскими ордами под Веной в 1683 г. В 1686 г. заключил «Вечный мир» с Россией.

Хмельницкий Богдан (Зиновий) Михайлович – гетман Украины (1648-1657).

Чалый Савва - участник гайдамацкого восстания 1734 - 1738 гг. Военную службу постигал в Запорожской Сечи и в качестве сотника надворного отряда магнатов Четвертинских. Уже в 1736 г. стал оказывать помощь карателям в поимке гайдамаков. После подавления восстания стал полковником надворного войска магнатов Потоцких в Немирове. В 1741 г. казнен гайдамаками как предатель. Эти события послужили сюжетом для народной песни про Савву Чалого.

Чарторыйские – магнаты, могущественные «кролевята» Правобережной Украины.

Шумлянский Афанасий– луцкий православный епископ (1688-1694). Симпатизировал униатам.

Шумлянский Кирилл – луцкий православный епископ (1708-1712). Сын луцкого епископа Афанасия Шумлянского, племянник львовского епископа Иосифа Шумлянского, в 1700 г. открыто перешедшего в унию. Подвергался преследованиям со стороны Короны, шляхты, униатов и католиков. В 1712 г. бежал в Киев. В 1715-1726 гг. переяславский епископ.

Яблоновские– крупные землевладельцы Правобережья.

Яблоновский Станислав– польский коронный гетман. После Карловицкого мира (1699) пытался ликвидировать казацкое устройство на Украине, а в 1700 г. сделал попытку пленить самого С.Палия.

Ясинский Варлаам – киевский митрополит (1690-1707).

IV.

Базилиане– монашеский орден греко-католической церкви, основанный в 1617 г.

Гайдамаки (от турецк. haudamak - нападать) - участники народно-освободительных движений на Правобережной Украине в XVIII в. Первое известие о гайдамаках датируется 1714 г. Для польской историографии характерны оценка гайдамаков как обычных разбойников и подчеркивание их религиозного фанатизма и жестокости. Но и действительно, гайдамачество было формой социального бандитизма, только более организованной. В периоды кризисов Речи Посполитой ватаги гайдамаков, в обычное время занимавшиеся главным образом разбоем, разрастались в серьезную военную силу за счет поддержки местного населения, присоединения запорожской сиромы и части надворных казаков. Гайдамацкое движение воспето в поэмах Т.Шевченко "Гайдамаки" и "Холодный Яр".

Диссиденты(от лат. dissidens – несогласный) – верующие-христиане Речи Посполитой, не придерживающиеся господствующего католического вероисповедания.

Колиивщина- кульминация движения гайдамаков (1768). Сложилось довольно устойчивое мнение, что такое название восстание получило от слов "кол" (будто бы основного оружия повстанцев) и "колоть". Однако существуют и другие точки зрения. Так, Н.Яковенко считает, что название гайдамацкого движения 1768 г. происходит от слова «колий», которым на Приднепровье называли людей, специализировавшихся на убое свиней. Историк Г.Храбан вовсе отрицает сам термин «Колиивщина» как придуманный, по его мнению, польско-шляхетской историографией.

Конфедерация– временный военно-политический союз шляхты для борьбы с королевской властью.

Лебединский и Медведевский монастыри– важные очаги православного движения на Правобережной Украине. Располагались в густых лесах недалеко от Запорожской Сечи.

Маргинал(франц. marginal – побочный, предельный, находящийся на краю) – человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни (люмпен, бродяга и т. п.).

Мотронинский монастырь– центр подготовки гайдамацкого восстания 1768 г. Располагался недалеко от Чигирина, в непосредственной близости от Запорожской Сечи. В 1753-1768 гг. игуменом монастыря был М.Значко-Яворский.

«Палиивщина»- территория ПравобережнойУкраины, которая с конца XVII в. находилась под контролем С.Палия.

Почаевский монастырь– крупнейший центр православия на Волыни. Упоминается в письменных источниках с XVI в. В XVII в. неоднократно подвергался турецко-татарским нападениям. С 1721 по 1831 г. в руках униатских монахов, после чего возвращен првославному духовенству. В 1833 г. получил статус лавры.

Правобережная Украина- историческое название части Украины, которая после Андрусовского перемирия (1667) отошла к Польше. Охватывает земли восьми современных областей Украины.

«Символ веры»– краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых католическая и православная церкви предписывают каждому христианину. Был сформулирован вселенским собором 325 г. В VII в. западно-христианская (католическая) церковь сделала дополнение к «Символу веры» в догмате Троицы: об исхождении святого духа не только от бога-отца, но «и от сына». Дополнение не было принято восточно-христианской церковью, что позднее послужило одним из поводов разделения церквей.

"Тогобочная" Украина - название Правобережной Украины жителями Гетманщины.

Черный лес – возвышенная, покрытая лесом местность недалеко от Чигирина, служившая местом сбора гайдамаков.

V.

Гайдамацький рух на Украïнi в XVIII ст.: Збiрник документiв. К., 1970.

Гуслистий К. Колiïвщина. К., 1947.

История внешней политики России. XVIII век: От Северной войны до войн России против Наполеона. М., 1998.

Коялович М.О. История воссоединения западнорусских униатов старых времен. Мн., 1999.

Крикун Н. Административно-территориальное устройство Правобережной Украины в XV-XVIII вв. Границы воеводств в свете источников. К., 1992.

Лола О.П. Гайдамацький рух на Украiнi в 20 - 60-тi рр. XVIII ст. К., 1965.

Маркина В.А. Магнатское поместье Правобережной Украины второй половины XVIII в. К., 1961.

Маркина В.А. Крестьяне Правобережной Украины, конец XVII – 60-е годы XVIII ст. К., 1971.

Россия, Польша и Причерноморье в XV-XVIII вв. М., 1979.

Сергiенко Г.Я. Визвольний рух на Правобережнiй Украïнi в кiнцi XVII i на початку XVIII ст. К., 1963.

Смолiй В.А. Возз'еднання Правобережноï Украïни з Росiею. К., 1978.

Смолiй В., Степанков В. Правобережна Украïна у другiй половинi XVII - XVIII ст.: Проблеми державотворення. К. 1993.

Храбан Г.Ю. Спалах гнiву народного: Антифеодальне, народно-визвольне повстання на Правобережнiй Украïнi у 1768 - 1769 рр. К., 1989.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.