Ставшие известными всему миру представители рода Медичи происходили из Флоренции. Их династия пришла к процветанию и мировой известности после долгого восхождения по социальной лестнице: от аптекарства и врачевания (что нашло отражение в фамилии и гербе) до вершин светской и духовной власти. История княжества, и особенно захватившей в нем власть семьи Медичи, — это череда интриг, убийств и разврата. Слово «флорентиец» до сих пор является синонимом двуличия и изворотливости.
Из семьи Медичи происходили Папы Римские Лев Х и Климент VII, несчетное количество кардиналов и две могущественные французские королевы — Екатерина и Мария, давшие жизнь четырем королям Франции.
Все Медичи имели глаза навыкате, были смуглыми и толстыми; они прекрасно разбирались в искусстве (Лоренцо Великолепный, например, был поэтом, а библиотека Медичи была одной из богатейших библиотек того времени и насчитывала, кроме шедевров античности, трактаты гуманистов и архитекторов-новаторов эпохи Возрождения) и были просто одержимы коллекционированием драгоценностей. Кстати, именно благодаря флорентинкам французская корона приобрела многие шедевры ювелирного искусства. (Например, «Неаполитанское яйцо» — рубин фиолетового оттенка с большой грушевидной жемчужиной, «Миланский шип» — бриллиант с шестью верхушками и «Генуэзская таблица» — продолговатый рогатый бриллиант. Среди других сокровищ, привезенных во Францию, находился шедевр Валерио Белли Виченцино — самого знаменитого огранщика драгоценных камней того времени: футляр из горного хрусталя для евхаристических запасов, на котором были изображены 21 сцена из жизни Христа — от Поклонения волхвов до Вознесения.) Они умели зарабатывать деньги, но и тратили их с поистине королевским размахом.
Медичи правили Флоренцией, за исключением краткого периода в начале XVI в., с 1430 года до смерти последнего великого герцога ДжанаГастоне в 1737 году.
Медичи стали набирать политический вес во времена Флорентийской республики (которую они же потом превратили в Флорентийскую синьорию). В XIII веке они уже были допущены к выборным должностям республики и входили в число крупнейших банкиров того (и последующего) времени. Но несмотря на все это, Медичи не были допущены в круг аристократов. Это обстоятельство сослужило семье добрую службу: выступая от народной партии, они подняли восстание против правящих тогда Альбицци. И, поддержанные народом, победили. В последующее столетие популярность семьи только увеличивалась. В начале XV века Джованни Медичи, прозванный де Биччи, вошел в состав правительства, а в 1421 году он стал знаменосцем (то есть фактически— руководителем) республики.
При нем Флоренция — город-государство — становится мощной международной державой и богатым культурным центром. В 1426 году он приказал обложить налогом имущество богачей. Он принимал участие во всех заказах на произведения искусства и во всех акциях общественного милосердия, например во время эпидемии чумы.
После смерти Джованни в 1428 году его место занял сын Козимо, под давлением дворянской партии вынужденный отправиться в изгнание в 1433 году. Спустя 10 лет он с триумфом возвращается, и его сразу же избирают знаменосцем. С этого момента и до самой смерти в 1464 году Козимо единолично правил Флоренцией, а покровителем семьи стал святой Козимо. У него не было никакого титула, а только поддержка народа.
Козимо был столь популярен в народе, что его сын Пьеро, прозванный Подагриком, без проблем занял место отца. Пьеро правил всего четыре года, но его правление было отмечено замечательным событием: французский король Людовик XI, из желания выразить свое уважение, разрешает Медичи поместить в геральдическую эмблему три французские лилии (на золотом поле пять красных кругов, увенчанных главным лазоревым кругом, в верхней части — старинная корона, украшенная золотым распустившимся цветком лилии). С этого времени и до угасания династии флорентийские Медичи всегда имели особые отношения с французской короной, нашедшие свое отражение в браке двух французских принцев с флорентийскими принцессами.
Старший сын Пьеро Лоренцо, прозванный Великолепным, пришел к власти в 1469 году, в 20 лет, но он уже был знаменит своей политической зрелостью, культурой и художественным вкусом. Он продолжал и расширял дело своих предков во всех областях, отдавая в распоряжение общины и жертвуя на благотворительные цели свое огромное состояние. Поэт и эрудит, он, как и его младший брат Джулиано, стал блестящим примером для подражания всей флорентийской молодежи. Благодаря обоим братьям празднества, состязания и турниры сменяют друг друга.
Литературное наследие Лоренцо Великолепного — неоплатоническая поэзия любви, карнавальная лирика в формах народной песни (в том числе «Триумф Вакха и Ариадны», 1490), религиозные стихи (лауды), антиклерикальная «Новелла о Джакоппо».
В 1492 году, после смерти Лоренцо, его сын Пьеро, прозванный Несчастным, не сумел сохранить власть: 9 ноября 1494 года Флорентийская синьория примет декрет, навсегда изгоняющий Медичи из Флоренции. Художественные ценности семьи подверглись разграблению.
Дружески настроенный по отношению к Медичи, Папа Римский Юлий II решил помочь им вернуть власть. В 1512 году он поручил кардиналу Джованни Медичи напасть на Флоренцию. 1 сентября того же года Джулиано Медичи взял управление Флоренцией в свои руки. Имея мягкий и приветливый характер, он прилагал все свои силы, чтобы восстановить согласие между партиями, когда его брат Джованни был избран Папой Римским под именем Льва X. Уже во время конклава Лев Х заявил: «Давайте будем наслаждаться папством, которое ниспослал нам Бог!» (и наслаждался!).
Лев Х вызвал брата в Рим, где Джулиано должен был принять командование папскими войсками. Направленный ко двору Франции в 1515 году, он добился руки Филиберты Савойской, тетки короля, и в придачу к ней — титул герцога Немурского. Этот союз французской короны и семьи Медичи, скрепленный браком, однако, ни к чему не привел: Джулиано умер всего лишь через год после свадьбы и не оставил законных наследников.
Тогда Джованни (он же Лев X) обратил свой взор на Лоренцо, сына Пьеро Несчастного. Лоренцо установил во Флоренции авторитарный стиль правления. Лев X, более всего интересовавшийся делами семьи и выступление Лютера считавший всего лишь очередной склокой, направил свои войска на Урбино, изгнал оттуда местного герцога и передал герцогство своему племяннику. Так Медичи получили титул.
Между Лоренцо и французской принцессой крови Мадлен де Ла Тур Д'Овернь был заключен брачный союз. Герцогиня ждала ребенка. Казалось, все благоприятствовало молодой чете: герцог сосредоточил в своих Руках всю полноту государственной власти, все полюбили приветливую иизящную герцогиню. Однако судьба распорядилась иначе: 13 апреля 1519 года у герцогини родилась дочь, названная Екатерина-Мария-Ромола, и в результате горячки мать умерла 28 апреля, а 4 мая от лихорадки; умер и Лоренцо. Таким образом, едва успев родиться, Екатерина стала ставкой в дипломатической игре. Детство ее было не особенно радостным. Вместе с Екатериной воспитывались и два незаконных Медичи: Ипполит, незаконный сын Джулиано и прозванный Моро (Мавром), Алеесандро и незаконный сын племянника Льва X, кардинала Джулио Медичи, ставшего в 1523 году Папой Римским Климентом VII.
Во Флоренции все ожидали, что для сохранения престола в руках Медичи Екатерину выдадут замуж за Ипполита, но у Климента VII было свое мнение по этому вопросу. Во-первых, он хотел видеть мужем Екатерины своего собственного сына Алессандро, а во-вторых, он думал и о преемственности в Священной Коллегии. Поэтому прекрасно сложенному, умному, проницательному и образованному Ипполиту против воли в 20 лет пришлось стать кардиналом.
Климент VII в течение своего одиннадцатилетнего понтификата вел политику профранцузскую балансирования, используя Франциска I против Карла V, и наоборот, прибегая в случае необходимости к помощи Генриха VIII Английского. Все ненавидели папу, Рим «оккупировали» проповедники-монахи, предсказывавшие скорый конец света и называвшие Климента VII Антихристом. Политика папы вызывала недовольство и у Австрийского императора, и у флорентийцев. Это недовольство вылилось в наступление на Ватикан, Медичи были изгнаны из Флоренции, а Климент VII бежал из Рима. Лишь к 1630 году Клименту удалось стабилизировать положение: он вновь захватил власть во Флоренции, поставил во, главе этого государства Алессандро и начал переговоры с императором Священной Римской империи о женитьбе Моро на Маргарите, незаконнорожденной дочери императора Карла V. В 1632 году Алессандро был провозглашен вечным и наследным герцогом Флоренции.
Но судьба отмерила ему недолгий срок: уже в 1637 году Лоренцино Медичи убил «вечного» герцога. Престол унаследовал Козимо II, сын кузена Екатерины и ее товарищ по детским играм. Именно благодаря неудачам Климента VII, вынужденного искать сильного союзника, состоялся брак Екатерины с французским дофином.
Позже она станет королевой Франции и подарит этой стране трех королей. Но о ней же говорили: «Хитрость и скрытность были основными методами ее правления», «Жадная до власти, без каких-либо нравственных или религиозных убеждений и угрызений совести, совершенно равнодушная как к злу, так и к добру». Ее заклеймили за то, что она допустила Варфоломеевскую ночь. Ее обвиняли в безбожии и колдовстве. Романисты и популярные писатели к своей выгоде использовали ее образ, из самых знаменитых — Бальзак, Мериме, Понсон дю Террайль, А. Дюма, Эжен Сю, Микеле Дзевако.
А в это время во Флоренции события разворачиваются стремительно и часто трагически. Герцог Франческо-Мария I узнал о том, что его сестра Изабелла изменяет своему мужу, Паоло Джордано Орсини, герцогу Браччано. Не долго думая, Франческо-Мария сообщает шурину о своем открытии. Ревнивец задушил жену. Другой брат Изабеллы тоже отличился: он заколол кинжалом свою жену Элеонору. В центре смертельной интриги оказался и сам герцог: его любовница, Бьянка Капелло, ставшая впоследствии его второй женой, стремясь привязать к себе Великого герцога, купила трех еще не родившихся детей у их матерей: двое первых оказались девочками, которых она приказала задушить, а третьего — мальчика — предъявила Великому герцогу как его ребенка.
Великий герцог Тосканский Франческо-Мария внезапно умер 19 октября 1587 года. Поговаривали об убийстве, отравлении. Его место занял брат, кардинал Фердинандо, оставивший кардинальский сан, чтобы стать Великим герцогом Тосканским под именем Фердинанда I.
От первого брака у Франческо-Марии осталась дочь по имени Мария. Одна сиенская монахиня, Пасситея, предсказала Марии Медичи, что она станет королевой, поэтому упрямая Мария решила, что она станет королевой Франции, и никакой другой страны. Ей не раз делали предложения, но принцесса упорно отклоняла их, несмотря на несладкую сиротскую жизнь при дворе Фердинанда. Она ждала своего часа и дождалась в возрасте 27 лет она все-таки вышла замуж за французского короля Генриха IV. Это был брак по любви, но и по расчету: Мария принесла мужу самое большое приданое за всю историю Франции.
Во время свадебных торжеств в 1600 году произошли два практически незамеченных современниками события: дали первую в истории музыки оперу — «Эвридика» Пери, и новой королеве Франции был представлен молодой талантливый, но пока никому неизвестный художник Питер Пауль Рубенс. Мария Медичи родила Людовика XIII, короля Франции, Елизавету, королеву Испанскую, Генриетту, несчастную королеву Английскую.
Она прекрасно разбиралась в драгоценных камнях — впрочем, как и все Медичи, ее более прочих волновали бриллианты и жемчуг. Королева заставляла испытывать ужас тех, кто оказывался обладателем какого-нибудь красивого бриллианта: она изводила его до тех пор, пока ей не уступали желанный камень. Характерной чертой ее правления было то, что ни одно назначение на должность не обходилось без того, чтобы королева не получила денег «на булавки».
С 1621 по 1670 год Флоренцией правил Фердинанд II, предпочитавший объятиям жены объятия своего молодого пажа графа Бруто дела Молары. Его сын, Козимо III, был воспитан своей глубоко набожной матерью и вырос ограниченным, серьезным и ревностным богомольцем, более подходящим для церковной, чем светской, карьеры. Уже в 1659 году о нем говорили, что он проявлял «признаки исключительного благочестия… он подвержен меланхолии сверх всяких обычных пределов… никогда не видно, чтобы принц улыбался». Он посещал пять или шесть храмов ежедневно, и величайшим наслаждением для него было принимать участие в религиозных процессиях.
Козимо женился на Маргарите Луизе Орлеанской, внучке Марии Медичи. Но этот брак был обречен: Козимо был строгого и мрачного нрава и настолько не расположен к физическому контакту, что его даже подозревали в гомосексуализме. Маргарита, наоборот, была красива, отличалась чрезвычайной живостью, физической энергией и — гордостью, упрямством и эгоизмом. В Париже ей пришлось оставить возлюбленного, принца Карла Лотарингского, ибо она хотела быть королевой, а не великой герцогиней. К тому же ей не нравилась новая страна. Под давлением родственников она все-таки выполнила свой долг: родила Козимо наследника Фердинанда, дочь Анну-Марию и Джана-Гастоне. После этого ее отпустили на родину. Но ни у кого из ее детей не было потомства.
Наследник Фердинанд женился на баварской принцессе Виоланте, но едва заключили соглашение о браке, он отправился на поиски новых знакомств с мужчинами и женщинами. Он получал удовольствие от «неприлично близких отношений с музыкантами». Его наставник изгнал из дома певца Петрилло, но в Венеции Фердинанд нашел ему замену, кастрата Чеканно де Кастриса, который оказал на него большое влияние. Во время следующего визита в Венецию он заболел сифилисом и вернулся в компании певички «Ватной куколки». Задолго до смерти он потерял память, его умственные и физические способности расстроились, он стал жертвой общего паралича. Кто-то верно подметил, что он стал «мучеником Венеры».
Джан-Гастоне женился на богатой вдове графа Пфальцского АннеМарии, дочери герцога Саксен-Лауенбургского. Это была грубая, неряшливая женщина, огромная и грозная на вид. Она явно интересовалась только охотой, лошадьми и своими богемскими поместьями. Джан-Гастоне от семейной жизни пришел в ужас. Он сразу же невзлюбил богемскую деревню, запах лошадей и не стремился к физическому сближению со своей женой.
За помощью он обратился к своему слуге Гвилиано Дами, человеку низкого происхождения, который стал его любовником, а позже сводником, и который оказывал на него огромное влияние. Так он приобрел склонность к забавам с отбросами общества, которую сохранил до конца дней.
Козимо понял, что наследников от его детей ждать не приходится, поэтому как за последнюю надежду уцепился за своего брата кардинала франческо Мариа. Кардинал был полной противоположностью великому герцогу: жизнелюбивый, снисходительный к недостаткам, любящий мирские радости и прожорливый. Он скопил огромные богатства от своих церковных владений. Но к религиозным обязанностям относился легко. Брат уговорил его испросить освобождения от церковного сана, чтобы он мог жениться и стать отцом наследника великого герцогства. Но и этому проекту не суждено было свершиться, так как кардинал умер в 1711 году, не оставив детей.
В 1723 году умер старый Козимо, правивший своей страной ни хорошо, ни плохо 53 года, и Джан-Гастоне, уже 52-летний и во многих отношениях преждевременно состарившийся, стал его преемником. Когда-то стройный, приятный юноша, теперь он был толстым, с тяжелым подбородком. Он мало интересовался делами управления, но хорошо подбирал министров, так что флорентийское правительство было в некотором смысле лучше, чем при его отце. Тяжелая рука церкви в защите устоявшихся норм морали несколько ослабела. Галилею был возвращен почет, и было разрешено публиковать произведения Гассенди. Налоговое бремя было несколько облегчено.
Великий герцог смотрел на мир сквозь постоянный туман опьянения. Из лености и неряшливости он никогда не одевался за последние тридцать лет своей жизни и никогда не вставал с постели за последние восемь. Он принимал тех, кому он с неудовольствием разрешал к себе приблизиться, в сорочке без воротника, в длинном шейном платке и в ночном колпаке, изрядно испачканных нюхательным табаком. Он совершенно не обращал внимания на свою внешность: ногти на руках и ногах ему не стригли.
В 1731 году в Вене собрались представители великих держав и договорились, что в случае смерти Джана-Гастоне герцогство должно перейти к Дону Карлосу, сыну короля Испании Филиппа V и Елизаветы Фарнезе.
Но со временем Дон Карлос был заменен Франциском Стефаном, герцогом Лотарингским, мужем Марии-Терезии, ставшим впоследствии императором Франциском I.
Джан-Гастоне смог заставить Франциска Стефана пообещать, что Флоренция никогда не будет включена в Австрийскую империю. Это было самым главным (и одним из последних) делом его жизни, так как обещание обеспечило будущую независимость Флоренции. Он был похоронен 14 июля 1737 года в соборе с большой пышностью Джан-Гастоне умер во время урагана, так же во время урагана шесть лет спустя умерла его сестра Анна-Мария, последняя Медичи.
СТЮАРТЫ
Стюарты — это королевская династия, правившая в Шотландии с 1371 года и в Англии в 1603–1649 и 1660–1714 годах. Происхождение эта династия ведет от старинного шотландского феодального рода, один из представителей которого получил придворное звание королевского управляющего — стюарта.
В истории Англии есть особая страница, связанная с отношениями этой страны с ее северным соседом — Шотландией. Англичане на протяжении нескольких сот лет пытались подчинить ее себе. Особенно обострились эти отношения в период правления шотландской королевской династии Стюартов.
Основателем династии считается управляющий дворцом короля Малькольма II граф Вальтер Стюарт, который женился на принцессе королевской крови, и его сын Роберт стал королем. Все продолжатели династии по мужской линии носили имя Яков. Яков I (1394–1437) был королем с 1406 года, но долгие годы провел в английском плену, куда попал еще ребенком. Только в 1424 году шотландцы выкупили его за сорок тысяч фунтов. Вернувшись домой, он повел войну против независимости крупных феодалов, конфисковывал у них земли, принудил к покорности кланы горной Шотландии, специальным актом парламента запретил союзы знати, и в результате был убит своими придворными во главе с его родным дядей.
Четверо потомков Якова I носили такое же имя, и все они погибли вборьбе с англичанами. Был убит даже Яков IV (1488–1513), несмотря на то, что он породнился с королевским родом Англии, вступив в брак с дочерью Генриха VII Тюдора, родной сестрой Генриха VIII, Маргаритой. Но одна из самых ярких страниц рода Стюартов — это жизненная трагедия внучки Якова IV и Генриха VII Тюдора, шотландской королевы в 1560–1567 годах Марии Стюарт. Она претендовала на английский престол и в 1587 году была казнена королевой Елизаветой Тюдор. Пожалуй, ни об одной женщине в истории не создана такая богатая литература — драмы, биографии, дискуссии, романы (например, одноименная трагедия Ф. Шиллера). Вряд ли найдется женщина, которую бы рисовали так по-разному — то убийцей, то мученицей, то неумелой интриганкой, то святой. Сын Якова IV, Яков V, взял в жены дочь французского короля Франциска I Магдалину, а после ее смерти — французскую принцессу Марию Гиз. Ему пришлось вести войну со своим дядей — английским королем Генрихом VIII. В борьбе пали двое его сыновей, шотландская знать изменила своему королю и отказала в помощи. И Яков V сошел с ума и умер, оставив после себя дочь-наследницу Марию, которой было всего шесть дней от роду.
С шести лет Мария Стюарт воспитывалась во Франции при королевском дворе. По достижении совершеннолетия она вышла замуж за наследника французской короны Франциска II. Но спустя всего год после вступления на престол Франциск II умер, и власть в стране взяла в свои руки Екатерина Медичи, мать десятилетнего Карла IX, к которому перешел трон. Марии Стюарт пришлось покинуть Париж и уехать в Реймс к родственнику Карлу Гизу, кардиналу Лотарингскому. Но в положении вдовы короля не было ничего привлекательного, и Мария решила вернуться на родину в Шотландию, где временным правителем страны был назначенный Елизаветой сводный брат Марии Джеймс Стюарт, побочный сын короля Якова V, впоследствии получивший титул графа Меррея.
По дороге домой она потребовала от английской королевы Елизаветы I Тюдор, чтобы та пропустила ее через свои владения, но получила отказ. Так началась вражда двух королев.
Протестантская Шотландия сурово приняла свою королеву, католичку по вероисповеданию, но так как ее права на престол ни у кого не вызывали сомнения, открытого выступления против Стюарт не последовало.
Мария вела жизнь, к которой она привыкла при французском дворе: она давала роскошные балы и маскарады, выезжала на охоту, проводила католические богослужения. Из Франции за Марией Стюарт последовал ее горячий поклонник и почитатель Шателяр, поэт, певец, искатель приключений, внук знаменитого французского рыцаря Баярда. Однажды ночью влюбленный трубадур проник в спальню королевы. Проснувшись от его объятий и поцелуев, Мария от неожиданности закричала, и люди давно следившего за ней Меррея схватили Шателяра. Обвиненный в оскорблении ее королевского величества, он был казнен, а Марии, чтобы избежать обвинений в греховной связи, в 1565 году пришлось выйти замуж за графа Дарнлея.
Генри Дарнлей был ее сводным братом, сыном вдовы короля Якова V, сестры Генриха VIII, и английского графа Леннокса. С этим браком Дарнлей получал титул короля Шотландии, а Меррей терял надежду на корону. С помощью вождей кланов он поднял мятеж, но Мария Стюарт, самолично возглавив войско своих приверженцев-католиков, легко разгромила своего сводного брата. После подавления восстания король Дарнлей обвинил свою жену в том, что его не допускают к власти и причина этого в близости Марии с ее секретарем Давидом Риччо, итальянцем по происхождению. Риччо прибыл ко двору королевы в свите савойского посла. Прекрасно образованный, с ясным, живым умом и тонким вкусом, он прекрасно пел, сочинял стихи, перекладывал их на музыку. Постепенно Риччо стал доверенным лицом и личным другом Марии Стюарт, и среди придворных начали ходить слухи, что Риччо — отец будущего ребенка шотландской королевы. Однажды ревнивый Дарнлей с несколькими своими приближенными поздно вечером явился в покои королевы, где она ужинала вместе со своими придворными. Заговорщики схватили несчастного Риччо, вытащили его в коридор и нанесли ему кинжалами пятьдесят с лишним ран. Спустя несколько месяцев Мария родила сына, будущего короля Якова VI. По легенде, Яков не выносил вида обнаженного оружия и падал в обморок, так на нем отразилась та страшная ночь, когда на глазах его матери произошло убийство.
Мария Стюарт решила отомстить. Когда через какое-то время в поездке Дарнлей заболел оспой, Мария «заботливо» привезла больного супруга в Эдинбург, но поселила его в отдельном домике недалеко от дворца. И в 1567 году однажды ночью дом был взорван, а короля и его слугу нашли мертвыми в саду в одних рубашках. Убийство совершил граф Джеймс Босвел, который через несколько месяцев развелся со своей женой и стал мужем королевы. Но этот брак не понравился шотландской знати. Под руководством шотландских лордов вспыхнуло восстание, в результате которого Босвел бежал в Данию, а королеву взяли в плен. Вскоре королеву заставили отречься от шотландского престола в пользу малолетнего сына Якова. Регентом был назначен враг Марии Стюарт граф Меррей.
После почти целого года заточения бывшей королеве помогает бежать влюбленный в нее юноша Уильям Дуглас. Через неделю она собрала шеститысячное войско, и 13 мая 1568 года брат и сестра Стюарты встретились на поле сражения. Битва при Лангсайде была короткой, но решающей. В Шотландии для Марии Стюарт было все потеряно навсегда. Через три дня она в рыбачьей лодке переправилась через Солуэйский залив и оказалась в английских владениях, где ее сразу же арестовали. Королеве предъявили обвинение в убийстве мужа, была создана комиссия по расследованию всех обстоятельств дела, главным обвиняемым выступил граф Меррей, но виновность Марии Стюарт доказать не смогли. Несмотря на это, шотландскую королеву почти двадцать лет возили из одной тюрьмы в другую. Католические королевские дворы Европы просили Елизавету отпустить свою узницу. Время от времени в Англии вспыхивали восстания католиков, направленные против протестантизма и королевы Елизаветы.
Заговорщики знали, кого посадить на престол в случае успеха — королеву католического вероисповедания Марию Стюарт. В 1587 году был раскрыт очередной заговор, во главе которого стоял католик Антон Бабингтон. У заговорщиков были найдены письма Марии Стюарт. И по приказу Елизаветы следует новое обвинение в участии в заговоре и в покушении на жизнь английской королевы.
Еще никто и никогда не решался судить королевское лицо, высший символ закона в государстве. Суд из пяти верховных судей и сорока пэров приговорил Марию Стюарт к смертной казни. На сотни лет вперед отныне был создан прецедент — казнь коронованного монарха. Без ссылки на этот прецедент невозможна была бы впоследствии казнь Карла I, правнука Стюартов, Людовика XVI и Марии Антуанетты. Единственное, что требовалось для завершения акта исторической трагедии, это подпись на смертном приговоре королевы Елизаветы, и приговор был подписан. По закону он должен был быть заверен большой государственной печатью, после приложения которой об этом должны были оповестить королеву.
Но на этот раз, как только печать была поставлена, Вильям Сесиль, главный помощник Елизаветы в государственных делах и фаворит, поспешно организовал исполнение приговора. 8 февраля 1587 года Мария Стюарт взошла на эшафот. К своей смерти она готовилась тщательно: одела бальное платье с мехом, ее белье и перчатки были пунцового цвета, чтобы не видно было брызнувшей крови, на голове — гребенка в виде короны. Палач промахнулся, и удар топора пришелся именно по этой гребенке. Только третий удар закончил жизнь шотландской королевы Марии Стюарт.
История свидетельствует, что Елизавета Тюдор, узнав о смерти Марии, пришла в ярость и велела строго наказать так спешно и усердно подготовивших казнь придворных. Но, быть может, английская королева тем самым проницательно скрыла перед королевскими дворами Европы и потомками свою вину и участие в этом деле.
В 1603 году сын Марии, король Шотландии Яков VI, по завещанию бездетной Елизаветы, стал королем Англии, Шотландии и Ирландии под именем Якова I. Взойдя на престол в Лондоне, Яков приказал разрушить до основания замок, в котором последние годы томилась его мать, а ее тело перенести из небольшой католической капеллы в усыпальницу всех английских королей — Вестминстерское аббатство.
Яков I и его сын Карл I были искренне убеждены в божественном происхождении своей власти. Они заявляли, что никто не вправе ставить под сомнение их решения и поступки. С этим мнением не соглашались некоторые их подданные.
В 1632 году Карл I пригласил к своему двору фламандского художника Антониса Ван Дейка. Портреты работы Ван Дейка настолько понравились королю, что он возвел художника в рыцарское достоинство и назначил ему пенсию, чтобы тот остался в Англии.
Время правления Якова I и Карла I (1625–1649 гг.) было периодом кризиса феодально-абсолютистской системы в Англии. Английская буржуазная революция XVII века привела в 1649 году к свержению монархии и установлению республики. Карл І — единственный английский король, который был казнен «как тиран, изменник, убийца и враг государства». Карлу I служил последний шут, живший при дворе английских королей, по имени Верзила Джон. Очевидно, после казни этого короля его наследникам было уже не до шуток.
После реставрации монархии Карл II Стюарт (1660–1685) и Яков II Стюарт (1685–1688) пытались продолжать политику абсолютизма.
Во времена правления Карла II произошла историческая попытка похищения драгоценностей английской короны. Ирландский авантюрист полковник Блад, одевшись священником, приехал в сокровищницу Тауэра вместе с женщиной, которую назвал своей женой. Во время осмотра королевских регалий женщина сделала вид, что упала в обморок. Пока охранники «приводили ее в чувство», Блад, оставшись наедине с хранителем сокровищницы, ударил его по голове, схватил скипетр, державу и корону и направился к ближайшему выходу. Но дорогу ему преградил сын хранителя, произошла короткая стычка, в результате которой Блад был арестован. Странно, но факт, что Блад не понес наказания за это преступление. Но еще удивительнее то, что Карл II даже назначил ему пенсию и выделил земельный участок. Предполагают, что Блад действовал по просьбе короля, который тогда остро нуждался в деньгах. В результате государственного переворота 1688–1689 годов (так называемой «Славной революции») на английский престол был посажен зять Якова II — Вильгельм III Оранский, правивший вместе с Марией II Стюарт, дочерью Якова II. Последней представительницей династии Стюартов была дочь Якова II Анна, королева с 1702 года. Анна же была последней английской королевой, к которой обращались с просьбой об исцелении (французы и англичане верили, что больные золотухой, так называемой «королевской болезнью», могут быть немедленно излечены прикосновением царственной руки).
После смерти Анны Стюарт в 1714 году английская корона перешла к Ганноверской династии, находившейся в отдаленном родстве со Стюартами.
ЛАНКАСТЕРЫ И ЙОРКИ
В английской истории судьбы двух знаменитых правящих династий оказались тесно переплетены друг с другом. На протяжении тридцати лет (с 1455 по 1485 гг.) шла кровавая борьба за английский престол между двумя линиями королевской династии Плантагенетов — Ланкастерской и Йоркской.
Ланкастеры— королевская династия, правившая с 1399 по 1461 год. Ее основатель — герцог Ланкастерский (впоследствии Генрих IV) — во время своего правления в 1399–1413 годах захватил с помощью парламента и крупных феодалов престол, низложив Ричарда II, последнего из династии Плантагенетов.
Йоркская династия — это династия английских королей в 1461–1485 годах. Первым ее представителем был Эдуард IV, правивший в 1461–1483 годах (с перерывом), который захватил престол в ходе войны с Ланкастерами, использовав поддержку, оказанную ему рыцарством, горожанами и частью Феодальной аристократии юго-востока Англии, недовольной политикой Ланкастерской династии.
В 1455 году началась война за английский престол между Ланкастерами и Йорками, во время которой Ланкастерская династия была свергнута.
Итак, столетняя война между Францией и Англией 1337–1453 годов не принесла победы ни одной из сторон. Но если Францию эта война сплотила в единое государство, то Англию привела к эпохе смут и междоусобиц.
В 1422 году умирает английский король Генрих V Ланкастер, во времена своего правления возобновивший Столетнюю войну и захвативший почти всю Северную Францию с Парижем. Английскую корону наследует его малолетний сын от брака с французской принцессой Екатериной Генрих VI. Наследнику не было и года, когда он стал обладателем английского престола, поэтому за него правил ближайший родственник герцог Бедфорд. Англичане все еще продолжали военные действия во Франции, где после появления Жанны д'Арк они терпели одно поражение за другим.
Когда Генриху VI исполнилось десять лет, его дядя Бедфорд короновал его в Париже, а позднее женил на Маргарите, дочери графа Анжуйского, надеясь с помощью этого брака сохранить за Англией хоть часть французских колоний. Но англичан все-таки вытеснили с территории Франции, и за ними остался один-единственный город на французском берегу Ла-Манша — порт Кале.
После смерти Бедфорда слабовольный и, по свидетельству многих историков (современников), слабоумный Генрих VI не мог удержать в своих руках власть. Во время его правления (1422–1461 гг.) происходили крестьянские восстания, вызванные неудачами Англии в Столетней войне и усилением налогового гнета (например, народное восстание 1450 года под руководством Джека Кэда и др.). И в 1455 году герцог Ричард Йоркский, который по семейным наследственным связям мог претендовать на престол, начал войну против короля. В истории эта война получила название войны Алой и Белой роз, или войны Ланкастеров и Йорков.
К фамилии герцогов Ланкастерских принадлежал сам король Генрих VI. Гербом Ланкастеров была алая роза, а родовым центром — город Ланкастер. Их поддерживали северо-западные графства, Уэльс и Ирландия.
Йорки владели одним из важнейших городов Англии — Йорком и тоже когда-то были выходцами из королевской семьи. На их гербе изображалась белая роза. На стороне Йорков стоял торговый юго-восток, средние слои города и деревни.
В борьбе Ланкастеров и Йорков значительную роль сыграл граф Варвик, крупнейший феодальный магнат. Это был смелый и очень энергичный человек, отличный полководец и дипломат. Приняв сторону Ричарда Йорка, он разгромил в 1460 году в битве при Нортхэмптоне королевские войска, взял в плен Генриха VI Ланкастера и заставил парламент объявить Ричарда Йорка правителем страны и наследником престола.
Королева Маргарита Анжуйская, жена Генриха VI, бежала в Шотландию. Там она собрала своих сторонников, неожиданно напала на армию Йорка и Варвика и наголову разбила ее. В бою пали отец Варвика и сам Ричард Йоркский. Отрубленную голову Йорка, одетую в шутовскую бумажную корону, выставили на всеобщее обозрение.
После гибели Ричарда Йорка приверженцев Белой розы возглавил его сын Эдуард. Он занял Лондон, где и был провозглашен королем под именем Эдуарда IV. Варвик в очередном сражении одержал победу над войсками Маргариты Анжуйской, и она вместе с Генрихом VI сначала снова скрылась в Шотландии, а потом вернулась на родину во Францию. Получив поддержку французского короля Людовика XI, Маргарита и Генрих VI вновь попытались захватить трон, но Варвик и на этот раз разгромил их.
Маргарита Анжуйская после поражения спаслась, а Генрих VI попал в плен, и его заточили в тюрьму в башню Тауэр.
Но самовластие нового короля Йорков восстановило против него прежних его соратников. Эдуард IV не ужился с Варвиком. Вопреки его совету король выдал сестру за наследника престола Бургундии. После этих разногласий Варвику пришлось покинуть королевский двор в Лондоне и искать убежища в Париже. Там он примирился с Маргаритой Анжуйской и даже выдал свою дочь замуж за ее сына. Теперь Варвик решил восстановить на престоле им же свергнутого Генриха VI. Война продолжилась с прежним ожесточением.
В 1471 году Варвик высадился в Англии с войсками и захватил Лондон. Парламент провозгласил Генриха VI королем, а Эдуарда IV объявил похитителем власти, изменником, незаконно захватившим корону. Сам Варвик стал регентом-правителем.
Однако через полгода Эдуард IV, укрывавшийся у своего родственника в Бургундии, вернулся в Англию. В сражении при Тюксбери он нанес решительное поражение ланкастерцам и опять завладел престолом. Варвик погиб в бою. В истории он получил прозвище делателя королей. А его внука все последующие английские короли продержат всю жизнь в тюрьме как возможного претендента на престол.
Генрих VI, снова взятый в плен еще до решающего сражения, умер в королевской тюрьме Тауэр. Его жену, королеву Маргариту Анжуйскую, после долгих лет заточения выкупил французский король.
Эдуард IV сильно укрепил королевскую власть и правил, редко прибегая к созыву парламента. Он чувствовал себя настолько сильным, что даже нашел время и средства для строительства церкви св. Георга и знаменитого Виндзора. Казалось, Йорки надолго завладели престолом Но их погубили внутрисемейные распри. После смерти Эдуарда IV в 1483 году корона досталась его двенадцатилетнему сыну Эдуарду V. Но брат умершего короля, командующий войсками герцог Глостерский, тоже мечтал о престоле.
Это был, по свидетельству исторических хроник, решительный, жестокий и коварный человек. Уродливый горбун со страшным лицом и высохшей скрюченной рукой, он одним своим видом наводил на всех ужас. Его образ использовал знаменитый драматург Уильям Шекспир в одной из своих исторических трагедий — «Ричард III». Когда юного принца Эдуарда V объявили королем, герцог Глостерский ввел в Лондон свои войска. В том же 1483 году парламент признал его опекуном Эдуарда V и правителем страны.
Когда вдовствующая королева вместе с младшим сыном укрылась в монастыре, герцог Глостерский окружил монастырь войсками и заставил запуганную королеву передать ему на воспитание и младшего сына. Вскоре оба принца оказались в Тауэре. В день, когда была назначена коронация, народу объявили, что дети короля — незаконнорожденные.
Сторонники герцога Глостерского поднесли ему акт, подписанный представителями всех сословий, подтверждающий, что герцог — единственный законный наследник, и он короновался под именем Ричарда III.
В страхе за престол Ричард III приказал задушить обоих своих малолетних племянников. А потом убил и свою жену, так как хотел жениться на старшей дочери короля Эдуарда и тем самым укрепить свои права на корону. Преступления Ричарда потрясли и его врагов и его сторонников.
Казнями и преследованиями он добился только того, что потерял старых, ранее верных ему приверженцев. Все отвернулись от одержимого властью убийцы.
В это время в борьбу за престол вступил Генрих VII, представитель младшей линии Ланкастеров, сын овдовевшей королевы Екатерины, жены короля Генриха V, стремившегося когда-то объединить короны Англии и Франции. После смерти Генриха V Екатерина вышла замуж за дворянина Оуэна Тюдора. Их сын, Генрих Тюдор, и оставался законным претендентом на английский престол. Во время междоусобных войн Ланкастеров и Йорков он скрывался во Франции, на родине своей матери. Когда Ричард III своими злодеяниями окончательно восстановил против себя и народ и дворянство, Генрих Тюдор отправился в Англию. В 1485 году Ричард III собрал двадцатитысячную армию и встретил своего противника у города Босворта. Многие приближенные короля перешли на сторону Тюдора, ведь своими преступлениями Ричард восстановил против себя не только ланкастерцев, но и йоркистов. Ричард IIІ сражался отчаянно. Потеряв в бою лошадь, в надежде продолжить битву он воскликнул:
— Коня! Полцарства за коня!
Эту фразу Шекспир ввел в свою драматическую хронику о Ричарде III, и она стала крылатой.
Сражение окончилось полным поражением Ричарда III, а сам он погиб, став последним представителем йоркской династии.
Генрих Тюдор стал королем Англии под именем Генриха VII. Он женился на дочери Эдуарда IV и этим объединил Ланкастеров и Йорков в одну династию, которая получила название династии Тюдоров. Так окончилась кровавая междоусобная война Алой и Белой роз, длившаяся без малого тридцать лет. Она привела к исчезновению двух старых и появлению новой королевской династии — Тюдоров.
Период междоусобных войн Алой и Белой роз завершился.
ДЕЛЛА РОВЕРЕ
Папы и кардиналы
Семья делла Ровере родом из Италии, она возвысилась благодаря одному человеку — Франческо делла Ровере, купившему себе тиару и устроившему распродажу церковных должностей и привилегий. Его племянник Джулиано делла Ровере поднял авторитет папства и папского государства на небывалую до того высоту.
Основателем династии считается Франческо делла Ровере, который был сначала кротким францисканским монахом, затем магистром францисканского ордена, а с 1470 года кардиналом. В 1471 году он, купив голоса кардиналов, был избран Папой Римским под именем Сикста IV. Главной целью его деятельности на этом поприще было продвижение членов своей семьи по церковной иерархии, чтобы превратить папский престол в наследственный.
Дело в том, что ко времени прихода к духовной власти Сикста IV возможности для миссионерско-наставнической деятельности пап были исчерпаны, а борьба с турками стала очевидно бесперспективной. Папе оставалось только одно — стать во главе политической жизни Италии, одновременно укрепляя свои позиции с помощью родственных связей.
Сикст IV и не скрывал, что главной задачей своего понтификата он считает возвышение семьи Ровере. Для воплощения своих желаний он щедро раздавал своим родственникам церковные должности, а также помогал им приобрести итальянские княжества и герцогства. Современники говорили: «Реальными турками являются в настоящее время папские племянники».
Из 34 назначенных им кардиналов 6 были его родственниками, а остальным пришлось заплатить немалые суммы. Особенно близки ему были племянники Джулиано Ровере (ставший позднее папой Юлием II) и скандально известный своими похождениями мошенник Пьетро Риарио.
Впрочем, племянники и сами не терялись в Ватикане: Джулиано организовал в кардинальской коллегии семейную партию, чтобы обеспечить преемственность, Пьетро наслаждался жизнью, которую ему обеспечивали церковные бенефиции, не особенно задумываясь о понтификате. Он погиб молодым.
Третий племянник Сикста IV, кардинал Рафаэле Риарио, позднее станет участником покушения на папу Льва X, происходившего из семьи Медичи.
Но самые теплые отношения связывали папу и бакалейного торговца Джироламо Риарио, который не принял духовный сан и был командиром наемников папского государства. Он пользовался своими родственными связями, чтобы создать свое княжество, а Сикст пошел дальше, присвоив ему титул герцога и помогая ему в создании герцогства на плодородных равнинах Романьи. Однако планам папы мешала семья Колонна, и Сикст начал преследовать их, пока не изгнал всех. Именно после Сикста IV стало правилом, что новый папа с помощью своих родственников и сторонников изгонял родню и приверженцев своего предшественника.
Мешала Сиксту и семья Медичи. Папа даже организовал заговор, целью которого было убийство флорентийских герцогов. На братьев Медичи напали в флорентийской церкви при торжественном богослужении по случаю приезда во Флоренцию кардинала Сансони-Риарио. Джулиано был убит, но Лоренцо Медичи скрылся. Горожане видели, кто был виновником смерти Джулиано, поэтому папе пришлось заключить в тюрьму племянников — кардинала Сансони-Риарио и князя Джироламо Риарио.
В историю Сикст IV вошел как папа, введший инквизицию в Испании. При нем в 1481 году в Севилье состоялось первое сожжение еретиков в этой стране.
Но Сикст вошел в историю еще и как щедрый меценат Возрождения. При нем Рим стал центром итальянской культуры. По поручению папы были созданы Ватиканская библиотека, написана история папства, а также заложена основа Ватиканского архива. Его именем названа самая нарядная часть Ватикана — часовня (капелла), расписанная изумительными фресками, в которой проводятся конклавы, заседания консистории и наиболее торжественные папские мероприятия.
Когда Сикст IV умер в 1484 году, в Риме начались погромы. Жители Рима громили земляков умершего папы — генуэзцев, многие из них были убиты, а жилища — разграблены. Дом фаворита папы Джироламо Риарио разрушили до основания, уничтожив даже сад, разбитый вокруг дома. По всему городу встречались надписи, позорящие Сикста. Вот одна из них: «Радуйся, Нерон, даже тебя в порочности превзошел Сикст».
Много лет спустя на конклаве, длившемся всего один день, папой избрали заклятого врага Борджиа — кардинала Джулиано Ровере, который к тому моменту был кардиналом уже 30 лет. Джулиано взял имя Юлий II. Юлий II был политиком, дипломатом, меценатом, но прежде всего — полководцем, за что и получил прозвище Грозный. Папа Юлий II часто сам становился во главе войск, хотя официально полководцем при нем был Помпео Колонна. С именем Юлия II связывают создание Швейцарской гвардии, которая вначале насчитывала 200 человек и обеспечивала личную охрану папы. Впоследствии гвардия разрослась в целую армию, которая вела нескончаемые сражения с германскими ландскнехтами.
Юлий II, как и Сикст IV, опирался на свою семью, для которой завоевал Урбино. Ему удалось существенно расширить папские владения и организовать их в единое государство, стоящее на достаточно высоком для своего времени уровне развития и уважаемое крупнейшими державами.
С целью укрепления папской власти Юлий II поддерживал искусство, хотя сам он считал, что даже самый великий художник есть всего лишь слуга, который обязан беспрекословно исполнять его приказы. При нем начал возводить знаменитый собор св. Петра архитектор Браманте, Рафаэль расписывал потолок Сикстинской капеллы и залы Ватиканского дворца, а Микеланджело создал знаменитую статую «Моисей», которая должна была обессмертить Юлия II. При Юлии ІІ, присоединившем к своим владениям Парму, Пьяченцу, Реджио, Перуджу, Болонью и Романью, Папское государство занимало наибольшие территории за всю историю средневекового папства. Оно было хорошо организовано, оно еще и приносило значительный доход, так что после смерти Юлия II, несмотря на непрерывные войны, которые он вел, преемник папы нашел в казне 700 000 золотых. Юлий II был последним Папой Римским из рода делла Ровере, но кардиналы Ровере еще долго служили своей семье и церкви.
БАХ
Бах — это немецкая семья из Тюрингии, на протяжении XVI–XIX веков выдвинувшая множество музыкантов, среди которых — Иоганн Себастьян Бах и его сыновья — Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эмануэль, Иоганн Кристоф Фридрих, Иоганн Кристиан.
Музыкальная династия Бахов интересная, яркая и едва ли не единственная в истории германской музыки. В городах Тюрингии целое столетие имя Бахов было нарицательным, Бах непременно означало музыкант. О поколениях музыкантов Бахов написано немало книг. Сам Иоганн Себастьян Бах записал в тетрадь, названную «Происхождение музыкальной семьи Бахов», больше пятидесяти своих предков и современников, связанных с ремеслом музыканта. В роду были бродячие шпильманы, странствующие актеры-музыканты, музыканты-любители, церковные органисты и городские музыканты, были сочинители музыки и виртуозыисполнители. Не заслони Иоганн Себастьян своим гением род, в истории немецкой музыки гремели бы имена нескольких Бахов. Родоначальник фамилии Витус, или Фейт Бах, немец из Тюрингии, переселился в Венгрию, но из-за начавшихся гонений протестантов в XVI веке он, верный лютеранин, возвратился на родную землю. По семейному преданию, предок рода, по ремеслу булочник, не расставался с каким-то гитарообразным инструментом наподобие цитры. Даже на мельнице, ожидая, когда будет измолото зерно, булочник-музыкант наигрывал народные песни и танцевальные мотивы. Фейт умер в 1619 году и оставил двух взрослых сыновей, один из которых, Ганс Бах, прекрасный скрипач, и стал прадедом Иоганна Себастьяна.
Сыновья недолго пережили отца. Землю Тюрингии охватила жестокая, разорительная война, прозванная впоследствии Тридцатилетней. Не прошло и трех лет военных бедствий, как в стране вспыхнула чума, от которой погибли оба сына Фейта, а в дальнейшем еще немало членов семьи Бахов. Спустя несколько лет после первой эпидемии разоренную землю снова поразила чума. Из 9 сыновей Ганса в эти тяжелые времена выжили только трое. Но десятки одаренных потомков Фейта Баха — внуков и внучек, правнуков и правнучек — продолжат этот род.
В 1645 году, за три года до окончания Тридцатилетней войны, у среднего из оставшихся в живых детей Ганса Христофа, конечно же тоже музыканта, появились на свет два сына-близнеца. Их звали Иоганн Христоф и Иоганн Амвросий. Самыми талантливыми Бахами этого поколения справедливо считаются сыновья Генриха, другого сына Ганса Баха.
Скрипач Генрих был известным во второй половине XVII века незаурядным композитором, теоретически образованным музыкантом. Его же сыновья вошли в историю рода как выдающиеся композиторы уже после Тридцатилетней воины. Это были Иоганн Михаэль и Иоганн Христоф. Не будь Иоганна Себастьяна, его двоюродный дядя Иоганн Христоф остался бы самым известным представителем династии. Произведения этого Баха, дошедшие до нас, смелые и опережают свой век. Иоганн Михаэль, дядя великого Баха, был также талантливым музыкантом и сочинителем, а его дочери, Марии Барбаре, суждено было стать женой Себастьяна Баха. 21 марта 1685 года (по григорианскому календарю, который был введен в Германии несколько лет спустя, 31 марта) у Иоганна Амвросиуса Баха и его жены, урожденной Леммерхирт, появился на свет восьмой ребенок, сын, названный Иоганном Себастьяном. Городской музыкант Иоганн Амвросий поселился в городе Эйзенахе всего лишь за четыре года до рождения сына, переехав сюда из Эрфурта. О годах раннего детства Себастьяна известно только то, что отец рано подметил большое музыкальное дарование сына и принял меры к его развитию. Иоганн Амвросий сам давал всем своим сыновьям уроки игры на скрипке и на клавесине.
Старший брат Себастьяна, Иоганн Христоф, ездил в Эрфурт на уроки к знаменитому во всей Германии органисту и композитору Иоганну Пахельбелю, а в 1690 году девятнадцатилетний Христоф уже занял самостоятельное место церковного органиста в довольно крупном по тем временам городе Ордруфе. А Якоб Бах, другой брат Иоганна Себастьяна, был гобоистом шведской армии и едва спасся с королем Карлом XII после поражения шведов под Полтавой.
В 1695–1703 годах Иоганн Себастьян учился в школах-гимназиях Ордруфа и Люнебурга. С детских лет он проявлял беспримерное трудолюбие, сохранившееся у него на всю жизнь, рано научился играть на органе, клавире, скрипке, самостоятельно стал изучать партитуры старых и современных ему мастеров, вникая в образцы всевозможных стилей. Он выступал певчим в бродячем хоре для «фигурального» пения в праздничные дни дети-школьники ходили по домам горожан и распевали кантаты. Уже в Люнебурге Бах сделал первые попытки сочинения органных пьес.
С 1703 года Иоганн Себастьян стал служить в разных городах певчим, скрипачом, органистом, клавесинистом, капельмейстером, композитором. Для него начался период непрерывных конфликтов с начальством, подавлявшим человеческое достоинство и творческую инициативу великого композитора, его стремление к независимости.
Трудная обстановка постоянно вынуждала Баха искать другую службу. В 1703 году он начал работать в Веймаре в качестве придворного скрипача местного герцога. С 1703 по 1707 год он служил церковным органистом в Арнштадте. Но влиятельные бюргеры города начали выражать свое недовольство теми вольностями, которые, по их мнению, позволял музыкант, украшая богослужебную музыку. Обработки хоралов и вариаций отходили от канонизированной музыки. И Бах перешел на место органиста церкви Святого Власия города Мюльхаузена. Но опять возникают богословские споры о том, что дозволено, а что нет в церковной музыке, — духовная музыка. Баха утратила связь с ритуалами церкви. И Баху снова пришлось написать прошение об отставке. После года работы в Мюльхаузенской церкви Бах пятнадцать лет прослужил в придворной обстановке, вначале опять в Веймаре, где до 1717 года он был органистом, музыкантом и концертмейстером, затем в 1717–1723 годах — придворным капельмейстером в Кетене.
В 1723 году Иоганна Себастьяна пригласили на должность кантора (регента и учителя) в церковь Святого Фомы и в школу при ней города Лейпцига. Здесь же Бах стал руководить знаменитой студенческой «музыкальной коллегией».
С этого года и до самой его смерти наступает период, который является вершиной творческого пути Баха. В эти годы были написаны самые монументальные его композиции. Философская глубина содержания и высокий эпический смысл произведений Баха поставили их в ряд шедевров мировой культуры. В них он обобщил достижения европейской музыкальной культуры и открыл новую эпоху в истории мировой музыки.
Его искусство сочетает смелую фантазию и рационалистическую строгость, патетику и созерцательность, эпические, драматические и лирические элементы. Сила идей, богатство переживаний, реалистическое ощущение жизни, индивидуальная характерность образов — все это выводит музыку Баха далеко за рамки церковной тематики, с которой связано большинство его вокальных произведений. Особенным богатством и глубиной отличаются его композиции «Страсти по Матфею», произведение ораториального типа, в котором с большой психологической проникновенностью воплощена тема страдания и нравственной стойкости человека, и Высокая месса (си-минор), грандиозное творение, в котором использовались традиционные формы католической литургии, но оно выходило за церковные рамки по своему масштабу и эмоциональному содержанию.
Бах был непревзойденным мастером полифонии, в его инструментальных фугах, хоровых мотетах, «Музыкальном приношении», в «Искусстве фуги» она достигла наивысшего совершенства. Выдающееся историческое, художественное и педагогическое значение имеет его «Хорошо темперированный клавир» (прелюдии и фуги), утвердивший современный музыкальный строй. Кроме того, он написал «Страсти по Иоанну», свыше 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, в том числе шесть «Бранденбургских концертов» для оркестра, многочисленные сочинения для органа, клавесина, «Итальянский концерт» и многое-многое другое.
Жизнь Баха всегда полностью зависела от княжеского двора и лютеранской церкви. Противоречие между гениальным воплощением передовых идей в его творчестве и положением зависимого служителя проходит через все периоды его жизни и творчества. В оценке современников Бах всю свою жизнь оставался провинциальным музыкантом среднего порядка, повышенного внимания к нему как к композитору не было. Надо сказать, что в те времена редко известность отечественных композиторов выходила за пределы княжеств и герцогств раздробленной феодальной Германии. У себя на родине Бах пользовался славой в основном как органист и мастер контрапункта. «Великим Бахом» в XVIII веке считали его сына Карла Филиппа Эммануила, оказывавшего покровительство своему отцу. Почти все произведения Баха остались при его жизни в рукописи.
Единственным изданием были выпущенные в 1708 году ноты его «Выборной кантаты» Бетховену и Моцарту, которые преклонялись перед гением Баха, была известна всего лишь незначительная часть его творчества.
Только в XIX веке произошло «возрождение» Баха. Спустя 100 лет после создания «Страстей по Матфею» впервые состоялось исполнение этого произведения, с которого начался все возрастающий интерес к творчеству великого музыканта. Постепенно были опубликованы все его сочинения. Современники высоко оценили их, например, М. И. Глинка указал на «Страсти по Матфею» и Мессу си-минор как на образцовые в своем роде произведения Баха назвали «колоссом новой музыки». А по словам Бетховена, Бах — это «праотец гармонии».
Умер Иоганн Себастьян 28 июля 1750 года, оставив свою многочисленную семью (всего у него родилось двадцать детей) в тяжелом материальном положении. В последний год жизни Бах перенес неудачную операцию на глазах и полностью ослеп. Но, несмотря на это, до последних дней он диктовал своему ученику ноты фуг и хоралов.
Из всех сыновей Иоганна Себастьяна Баха наиболее близок к нему по характеру творчества был старший сын Вильгельм Фридеман (1710–1784), композитор и органист. В своих клавирных и камерных произведениях он подготовил новый выразительный стиль, развитый братом Карлом Филиппом Эммануилом Бахом. Работал Вильгельм Фридман в Дрездене, Халле (Галле), поэтому его и назвали «халльским», или «галльским», Бахом, во многих других городах. Последние годы жизни он провел в нужде и постоянных скитаниях.
Карла Филиппа Эммануила (1714–1788) называли «берлинским», или «гамбургским», Бахом, так как в 1738–1767 годах он был придворным музыкантом в Берлине, а с 1767 года работал в Гамбурге. Второй сын Иоганна Себастьяна пользовался при жизни славой крупнейшего немецкого композитора и клавесиниста своего времени. Выразительный стиль Баха по характеру и идейному содержанию родствен течению «Буря и натиск» в немецкой литературе. Из его многочисленных произведений наибольшее значение имеет его клавирное творчество, особенно сонаты, новый жанр XVIII века, в развитии которого Баху принадлежит выдающаяся роль. Он подготовил методический труд «Опыт правильного способа игры на клавире», который имеет огромное значение для фортепианного исполнительства. Венские классики Гайдн, Моцарт, Бетховен признавали в «берлинском» Бахе своего учителя.
Меньше известен еще один сын И. С. Баха — Иоганн Кристоф Фридрих (1732–1795), композитор, клавесинист и капельмейстер, «бюккенбургский» Бах. Он работал в придворной капелле города Бюккенбурга. Его сын Вильгельм Фридрих Эрнст (1759–1845) стал популярным в свое время чембалистом и органистом.
Самый младший сын И. С. Баха — композитор и пианист Иоганн Христиан (1735–1782), «миланский», или «лондонский», Бах — пользовался мировой славой как автор опер (написал одиннадцать опер в итальянском стиле), симфоний, сонат и концертов для фортепиано, отличавшихся приятной певучестью, изящным «галантным» стилем. С 1754 года он жил в Милане, с 1762-го и до конца жизни — в Лондоне, где пользовался немалой популярностью. Музыка Баха оказала довольно заметное влияние на стиль молодого Моцарта.