Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Меры по повышению удовлетворенности трудом в коллективе



 

Естественно, при рассмотрении проблемы повышения трудовой мотивации и удовлетворенности трудом правомерно выделить проблему повышения этой мотивации и удовлетворенности. Согласно Г. К. Уайту, можно выделить два основных постулата в проектировании и совершенствовании трудовой деятельности:

1. Работа должна проектироваться с учетом человека;

2. Сами работники должны участвовать в этом процессе [31, с. 65].

Г. К. Уайт выделяет также основные подходы к повышению мотивации труда:

1. Проектирование внешней трудовой мотивации. По заданиям − требования к заданиям должны быть: значимыми, понятными, обеспечивать обратную связь с руководителем. По организации труда − организация труда должна: способствовать достижению цели, обеспечивать соответствующую поддержку и контакты, создавать возможности обучения и получения необходимой информации. По характеристике рабочей обстановки: справедливая оплата, корректное поведение персонала, эстетическая привлекательность обстановки.

2. Проектирование внутренней мотивации работника предполагает: ответственность самого работника, свободу его действий, участие работника в планировании (особенно при разработке и внедрении инноваций).

3. Важную роль во взглядах Г. К. Уайта играет концепция «эквивалентного обмена», особенно для монотонных производств, где монотонный труд как бы «компенсируется»: разнообразием в способах выполнения, темпом выполнения задания (определяемом самим работником), местом (условиями) работы.

4. Концепция «оптимальности» при формировании мотивов труда предполагает, что у каждого человека существует индивидуальный «порог», за которым наступает слишком большое (чрезмерное) разнообразие, ответственность и т.п., что приводит к стрессам и конфликтам. Особенно это усугубляется при недостаточной квалификации, образовании и недостатке нужной информации.

5. Оплата должна соответствовать ожиданиям работников. Соответственно, сами эти ожидания должны исследоваться, специально формироваться (в сторону их адекватности затраченному труду и квалификации). Как отмечает К. Замфир, «один из эффективных методов гуманизации труда на предприятиях − обогащение знаний каждого о самом себе и других» [26, с. 42].

У. Альберг рассматривает технику реорганизации рутинных видов труда. Он отмечает, что для начального периода в проектировании эргатических систем было характерно выделение следующих задач: увеличение прибыли, рост производительности, уменьшение стоимости изделий, уменьшение затрат труда, сохранение ресурсов, уменьшение риска несчастных случаев, сокращение рабочих нагрузок на работников, использование работников с более низкой квалификацией.

В более современных подходах выдвигаются новые требования (критерии), в большей степени, учитывающие субъектные и интуитивные методы управления:

− первичные физиологические критерии: рабочая нагрузка не должна подвергать риску здоровье, работа не должна казаться отобранному персоналу излишне трудной, работа должна быть выполнима и для специально не отобранного персонала, работа не должна казаться излишне трудной не отобранному персоналу;

− психосоциальные критерии взаимодействия: оператор может влиять на скорость работы, может менять метод работы и должен иметь возможность поддержания визуального и речевого контакта с коллегами в рабочем помещении. Во время работы оператор может контактировать с работающими рядом (но в основном по производственным вопросам), оператор может постоянно менять метод и темп работы при взаимодействии с другими работниками;

− психосоциальный критерий, определяющий перерывы для отдыха: оператор может влиять на темп работы, оператор имеет возможность создавать резервы заготовок или продукции, оператор имеет возможность покидать на время рабочее место, оператор имеет возможность планировать свою работу в течение рабочего дня или большей его части [32, с. 234].

Естественно, при этом возникает вопрос: насколько все это реально (выполнимо) вообще и реально ли выполнить это в полном объеме в условиях конкретных организаций?

Вероятно, ответ на этот вопрос во многом зависит не только от квалификации и воли руководства, но и от чувства собственного достоинства рядовых работников, от их мотивации на профессиональное самоуважение, а также от их стремления гордиться не только своим трудом, но и своими правами, за которые пришлось побороться.

Повышение качества трудовой жизни предполагает повышение удовлетворенности работников своим трудом за счет совершенствование организации труда. Немаловажным условием удовлетворенности трудом является осознание человеком эффективности и результативности своего труда. Совершенствование организации и условий труда способствует развитию чувства удовлетворенности работников, повышению качества труда, снижению количества прогулов и текучести кадров [34, с. 96].

Существуют четыре системы методов улучшения мотивации работников и повышения результативности труда:

− экономические методы (сдельная или повременная оплата, премии, плата за обучение, оплата жилья, программы оздоровления и т. д.);

− целевой метод (постановка конкретных, четких, ясных и достаточно трудных целей);

− проектирование работ (разделение труда) и перепроектирование работ (расширение работы или обогащение труда);

− метод соучастия и вовлечения работников [33, с. 128].

В работе И. Н. Андреевой представлены рекомендации по повышению индивидуальной мотивации:

− стремитесь к цели, но живите сегодняшним днем;

− помните: организации и люди развиваются с помощью кризисов;

− помните: мотивация к работе – лишь часть мотивации к жизни, поэтому не следует становиться «трудоголиком» [2, с. 44].

В. И. Герчиков считает, что лишь удовлетворяя внутренние глубинные мотивы, можно достичь высокой степени внутреннего комфорта человека в профессиональной среде: только в таком состоянии человек способен трудиться с максимальной отдачей, реализовывать свой потенциал. Удерживать работника на этом уровне помогают правильные стимулы.

Стимулировать необходимо всех работников, однако эффективность и действенность стимулирования мотивированных работников на порядок выше отдачи от стимулирования немотивированных. Причем к сотруднику, у которого преобладает профессиональный внутренний мотив, было бы неверно применять всевозможные выговоры, штрафы, лишение полномочий и т. д. В то время как для люмпенизированного сотрудника – это как раз наиболее адекватные стимулы [29, с. 111].

Чтобы стимулирование оказалось действенным, по мнению В. И. Герчикова, чрезвычайно важно выявить поведенческие установки работников.

В этом помогут анонимные опросы, беседы, позволяющие определить, хотят ли сотрудники:

− более интересной работы,

− более сложных и интересных задач,

− более квалифицированного руководства,

− больше возможностей увидеть конечный результат своей деятельности,

− большего участия,

− большего признания,

−большей конкуренции,

− больше возможностей для развития.

Затем следует формализовать систему поощрений, подробно прописав ее в Правилах внутреннего распорядка или Положении о стимулировании персонала.

Для того чтобы система стимулирования персонала была эффективной, необходимо выполнение следующих пяти условий:

− система стимулирования в организации должна соответствовать бизнес-стратегии организации, то есть разрабатываться для каждого конкретного случая;

− формы стимулирования должны быть адекватны мотивационному профилю организации (необходимо учитывать мотивационные типы работников в организации);

− применение системы стимулирования должно быть справедливым;

– при возникновении основания для стимулирования должны применяться только те формы, которые указаны в Положении о стимулировании персонала и соответствуют данному основанию;

− стимулирование должно носить неизбежный характер – при возникновении оснований соответствующее стимулирование должно неотвратимо осуществляться;

− система стимулирования должна быть известна и понятна всем работникам организации (работников необходимо проинформировать о существующей системе поощрений и взысканий в организации). При этом работник должен видеть, что стимулирование производится строго в соответствии с Положением о стимулировании персонала и в каждой ситуации, которая дает основание для той или иной формы стимулирования [29, с.111].

Это общие условия для разработки системы стимулирования, возможны различные варианты рекомендаций по повышению удовлетворенности работой персонала в каждой организации.

Однако внутренней мотивацией, которая является сильнейшим поведенческим фактором, определяющим трудовую эффективность, манипулировать очень сложно (если вообще возможно). Заставить или убедить кого-то что-нибудь полюбить или захотеть чем-то заниматься – крайне сложная задача. Поэтому многие руководители оставляют вопрос внутренней мотивации на совести специалистов по найму. Они полагают (впрочем, достаточно справедливо), что эта задача должна решаться на уровне «входа» в организацию (то есть на работу надо брать только тех, у кого уже есть внутренняя мотивация работать именно в их компании и именно над поставленными задачами).

Тем не менее, в долгосрочной перспективе даже самые изощренные многоступенчатые методы отбора кандидатов не решают проблемы внутренней мотивации. Потому что она имеет странное, но упорное свойство «испаряться»: вчера вроде еще была, а сегодня уже нет. А поскольку эта «субстанции» тяжело идентифицируема, особенно в крупных компаниях, где все поставлено на поток, процесс ее «испарения» зачастую остается незамеченным до тех пор, пока не происходит серьезных срывов в работе или пока сотрудник внезапно (для компании) не покидает ее [35, с. 39].

Таким образом, особенностью внутренней мотивации, о которой идет речь, является то, что организация практически не может повлиять на нее в положительную сторону (в отрицательную − вполне).

Казалось бы, на первом этапе все не так уж плохо, потому что обычно в своих отношениях с работником организация стартует с чрезвычайно выгодной для себя позиции. Когда человек только приступает к новой работе, чаще всего его внутренняя мотивация сильна, что определяет его поведение на рабочем месте. Для многих, по крайней мере, квалифицированных специалистов, новая работа – это новые задачи, новые преграды, которые хочется преодолеть, это возможность чему-то научиться. Даже, если, у сотрудника десятилетний опыт работы в данной области, каждая организация предлагает ему свой уникальный набор задач, коллег, преимуществ (которые надо научиться использовать) и проблем, с которыми предстоит справиться [36, с. 27].

На внутреннюю мотивацию можно повлиять в отрицательную сторону. Необходимо приложить все усилия для минимизации этого влияния. То есть предотвратить или смягчить возможные факторы демотивации.

Приведем некоторые возможные демотиваторы (факторы расположены приблизительно в хронологическом порядке их проявления):

− нарушение негласного и гласного контрактов;

− неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит;

− игнорирование идей и инициативы;

− отсутствие чувства причастности к компании;

− отсутствие ощущения достижения (не видно результатов, нет личного и профессионального роста);

− отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег;

− отсутствие изменений в статусе сотрудника [29, с. 112].

Рассмотрим факторы подробнее:

Невнимание к причинам исчезновения мотивации и снижения уровня удовлетворенности трудом приводит к негативным последствиям, препятствуя эффективной работе сотрудников, что напрямую влияет на экономические результаты – а это уже достаточно веская причина, чтобы вернуть внутреннюю мотивацию и демотивацию в круг обсуждения.

Таким образом, удовлетворенность работой способна стать одним из инструментов, грамотное использование, которого поможет добиться более высоких результатов от работника с одновременным удовлетворением его собственных потребностей. Важно найти баланс между тем и другим, понять, какие потребности и притязания работника могут быть использованы для создания у него стимулов к эффективной деятельности, достижению новых задач. И, как уже отмечалось выше, тонким моментом является умение избежать «перенасыщения» результатами (полной удовлетворенности трудом).

 


 

ГЛАВА 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.