Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Процедура таможенного оформления.



Непосредственно процесс таможенного оформления международной перевозки имеет свои стадии:+

I стадия. Носит название "Затаможка". Происходит она в стране отправления и своей целью имеет получение разрешения на вывоз груза и страны, а также оформление необходимых документов и оплатой всех требуемых пошлин.
II стадия. Непосредственно сама перевозка в страну назначения при помощи транспорта, опечатанного специальными пломбами таможни отправления.
III стадия. "Растаможка". Эта процедура происходит уже непосредственно в стране назначения. Цель данной процедуры – получение соответствующего разрешения на ввоз товара на данную государственную территорию. На этом этапе производится уплата требуемых таможенных сборов и пошлин, происходит оформление грузовой таможенной декларации. Заниматься этим может как таможенный брокер, уполномоченный на это грузополучателем, так и непосредственно сам получатель груза

Подобная кажущаяся легкость всех этих процессов не должна вводить в заблуждение. Таможенное оформление – не простая формальность. Процедура его прохождения требует очень внимательного, даже «въедливого» изучения и оформления всех документов. Не нужно забывать, что нет единого пакета документов для прохождения таможни. Их перечень напрямую зависит от характеристик груза, подлежащего транспортировке. В зависимости от количества границ, которые будут преодолены в процессе перевозки, нужно предусмотреть наличие необходимого количества копий обязательных документов, обеспечить наличие всех сертификатов.+

Если перевозке подлежит сборный груз, то на правильность занесения данных в документы следует обратить особое внимание. Любая ошибка в указании количества мест, недовложение комплектов инвойсов или сертификатов, непременно повлекут определенные проблемы в прохождении таможни. Санкции таможенных органов за подобную «невнимательность» могут вылиться как в обычный штраф, так и в штраф с конфискацией части, а то и всего груза.+

Избежать подобных неприятностей поможет обращение к профессионалам, которым известны все тонкости таможенных требований. Это позволит избежать многих «подводных камней» документального оформления международных перевозок. В случае если проблемы все-таки появятся, всегда можно предъявить претензию исполнителю, который изначально берет на себя ответственность за верность исполнения поставленной задачи.+

16. Товарно-транспортная накладная, погрузочный коносамент и другие перевозочные документы.

Товарно-транспортная накладная (ТТН) предназначена для учёта движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) при их перемещении с участием транспортных средств и является основанием для списания ТМЦ у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя. Как правило, оформляется грузоотправителем. Однако по согласованию сторон документ может составляться и перевозчиком.

Некоторые организации используют ТТН для списания/оприходования товарно-материальных ценностей (вместо товарной накладной ТОРГ-12).

Товарно-транспортная накладная — документ, сопровождающий груз, предназначенный для учёта движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Состоит из двух разделов:

  • Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
  • Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями-владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов и служащего для учёта транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Товарно-транспортная накладная выписывается в нескольких экземплярах, количество зависит от формы накладной.

  • первый - остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей;
  • второй - предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза (сдается водителем грузополучателю);
  • третий (передаётся организации-владельцу автотранспорта) - служит основанием для расчетов, организация-владелец автотранспорта прилагает его к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику автотранспорта;
  • четвертый (передаётся организации-владельцу автотранспорта) - прилагается к путевому листу и служит основанием для учёта транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Транспортная накладная - перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. Транспортная накладная составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком.

Коносаме́нт (фр. le connaissement; англ. bill of lading, B/L, BOL) — документ, товаросопроводительный + товарораспределительный, выдаваемый перевозчиком груза грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом, с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.

Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

  • расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза
  • товарно-транспортная накладная
  • подтверждение договора перевозки груза
  • товарораспорядительный документ

Может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.

Законодательно требования к оформлению и содержанию коносамента изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, Законе о перевозках грузов морем (COGSA: Carriage of goods by sea Act) США, нескольких международных конвенциях — например, Конвенции 1924 года «Об унификации некоторых правил о коносаменте» (Гаагские правила, Hague rules).

Существует несколько разновидностей коносамента. Классическим является ордерный коносамент (to order bill of lading), в котором указывается «грузополучатель „ХХХ“ или по его приказу», что означает, что грузополучатель «ХХХ» может передать коносамент и соответственно право на груз другому лицу с помощью передаточной надписи — индоссамента — и вручения. Количество индоссаментов не ограничено. Это свойство коносамента в качестве товарораспорядительного документа широко применяется в международной торговле, позволяя перепродать груз во время его следования.

Кроме того, различают следующие виды коносаментов:

  1. Бортовой (shipped). Когда судовладелец выдаёт бортовой коносамент, он признаёт, что груз погружен на борт судна.
  2. Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment). Данный коносамент подтверждает, что товары приняты для погрузки, то есть доставлены под его охрану. После погрузки на борт судна судовладелец выдаёт бортовой коносамент либо связывает документ в порту отгрузки с названием судна, датой отгрузки, указав, что товары уже находятся на борту. При этом документ должен обладать теми же характеристиками, что и бортовой коносамент.
  3. Чистый коносамент (clean bill of lading). Коносамент, в котором нет никаких дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или его упаковки. Обычно в чистом коносаменте говорится, что полученные товары находятся во внешне (apparent) хорошем состоянии. Например, в международной банковской практике при аккредитивной форме расчёта, коносаменты по общему правилу должны быть чистыми, если только обратное специально не оговорено условиями документарного аккредитива.
  4. Коносамент с оговоркой (claused) выдаётся тогда, когда капитан судна отмечает в нём обстоятельства, касающиеся видимых дефектов груза или его упаковки — то есть указывает на моменты несоответствия погрузочному ордеру. Принимается банком к оплате только тогда, когда в условиях оплаты (документарном аккредитиве), точно указаны, какие оговорки или пометки допускаются.
  5. Оборотный (negotiable). Коносамент, который может передаваться от одного владельца к другому. В принципе все коносаменты предназначены для того, чтобы их можно было передавать от одного лица к другому. Различие существует лишь в способах этих передач.
  6. Именной коносамент. Коносамент, в котором указана фамилия получателя груза и отсутствует указание на то, что груз может быть передан по его приказу. Такой коносамент называют ещё необоротным.
  7. На предъявителя. Коносамент, который передаётся простым вручением. На практике коносаменты на предъявителя используются редко.
  8. Линейный пароходный коносамент, иногда сокращённо называемый «S. S. Co’s bill of lading», должен содержать все существующие условия договора перевозки, и третье лицо (держатель коносамента) имеет возможность узнать о них из самого документа.
  9. Чартерный (фрахтовый) коносамент. Документ, в который инкорпорируются путём ссылки отдельные из условий договора перевозки (чартера). Данный документ в отличие от линейного пароходного коносамента нельзя считать документом, которым оформлен договор морской перевозки.
  10. Сквозной коносамент (through bill of lading). Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки или осуществляется двумя и более судоходными линиями, может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключить договоры с несколькими перевозчиками. Грузоотправитель, выписывающий сквозной коносамент, имеет дело только с перевозчиком, который подписывает коносамент. Перевозчик предпринимает усилия по организации перегрузок с последующими перевозками. Он взимает за это дополнительную плату (фрахт). Товары считаются доставленными после передачи последующим перевозчиком товара против передачи получателем груза сквозного коносамента.

Основными реквизитами коносамента согласно Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации являются:

  • наименование судна (если груз принят к перевозке на определённом судне),
  • наименование перевозчика и отправителя,
  • наименование места приёма или погрузки груза,
  • наименование места назначения груза (либо, при наличии чартера, место назначения или направления судна),
    • наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан «приказу отправителя», либо
    • наименование получателя с указанием, что коносамент выдан «приказу получателя» (ордерный коносамент), или
    • указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя);
  • наименование груза, имеющейся на нём марки, число мест либо количество и/или мера (вес, объём),
  • фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи,
  • время и место выдачи коносамента, число составленных экземпляров коносамента,
  • подпись капитана или иного представителя перевозчика.

Поскольку получатель груза не всегда осведомлён, на каких условиях осуществляется перевозка (например, при перепродаже груза), то все важные условия перевозки, как то: общая авария, ограничение ответственности перевозчика, ответственность перевозчика, арбитраж, применимое право и другие обязательно оговариваются в коносаменте.

Существуют типовые формы коносаментов в зависимости от рода груза, направлений перевозки.

Другие документы - Отгрузочное поручение, который в зависимости от условий поставки выписывается грузоотправителем или грузополучателем на бланке транспортно-экспедиторской фирмы и содержит перечень операций, поручаемых экспедитору и подробные инструкции по их выполнению. Документ включает следующие сведения: наименование и адрес отправителя, дата заказа, точна дата поставки, вид упаковки, порядок оформления коносамента, железнодорожная или авианакладная, размер страховки, условия поставки, с указанием какие расходы несет продавец и какие покупатель. К поручению прилагаются копии импортной лицензии или валютного разрешения. Также к этим документам относятся – извещение экспедиторам и экспортерам (выдается экспедиторам о мерах, принятых в исполнение полученных инструкций), счет экспедиторам (стоимость оказанных услуг и требование их оплаты), экспедиторское свидетельство о получении груза (документ подтверждающий, что экспедитор взял на себя ответственность за конкретную партию груза и обязуется отправить ее получателю), извещение об отправке (выдается грузоотправителям и перевозчику или оператору смешанных перевозок и содержит информацию об экспортных грузах, представленных к отправке и включает необходимые расписки и заявления об ответственности), складская расписка экспедиторам ( выписывается экспедитором, если он является управляющим складом. В документе подтверждается получение товара и условия его хранения), расписка о получении товара ил складская квитанция (выдается портом, складом или оператором терминала и удостоверяет, что товары, принятые на хранение занесены в складскую книгу и подлежат выдачи либо владельцу, либо агенту), товаро-складочная квитанция (в отличие от складской квитанции состоит из двух частей – документ о получении груза, складской варрант (документ, используемый в качестве залогового свидетельства. Может быть использован для оформления ссуды в банке под залог товаров, находящихся на складе. В этом случае на варранте делается отметка о размере выданной ссуды, сроке возврата и имени кредитора. Является товаро-распорядительным документом и используется в операциях широко проводимых на международных биржах).

17. Риски и ответственность в международных перевозках.

При международных перевозках риски могут модифицироваться и значительно усиливаться под воздействием зарубежной среды, а также возникают дополнительные риски, обусловленные особенностями политической, экономической и социальной ситуации в странах, по территории которых осуществляется перевозка, – это внешнеэкономические риски.

Таким образом, внешнеэкономические риски при осуществлении международных перевозок пассажиров и грузов включают в себя несколько разновидностей риска, которые отражают угрозы перевозочному процессу и способны повлиять на экономический результат деятельности транспортного предприятия:

1) хозяйственно-правовые риски – связаны с национальными различиями в законах и других нормативных актах, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность, в т. ч. в налоговом и таможенном законодательстве;

2) страновые риски – связаны с выбором страны, в которую осуществляются перевозки. Они обусловлены сложившейся геополитической, социально-экономической ситуацией и деятельностью государства в данной стране. Наличие политической нестабильности, возможность военной конфронтации, кризисная ситуация в экономике, большие курсовые потери от падения или повышения курса валюты платежа, возможные ограничения на конвертирование местной валюты, разрыв контракта из-за действий властей страны повышают риск внешнеэкономических операций. Страновые риски возникают по причинам, непосредственно не зависящим от действий хозяйствующих субъектов;

3) риски совершения противоправных действий – связаны с:

· морским пиратством (оно причиняет серьезный материальный ущерб и подрывает принцип свободы и безопасности судоходства в открытом море и реках, дезорганизует движение морских и речных транспортных средств, имеет устойчивую тенденцию к pocтy. Особенно активно пираты действуют в южных районах Тихого океана, где нападения совершаются даже флотилиями быстроходных катеров, экипажи которых имеют автоматы, пулеметы и даже пушки. Они совершают нападения на рыболовные суда, яхты, грузовые теплоходы и пассажирские лайнеры. Практике известны случаи, когда нападениям морских разбойников подвергались океанские лайнеры, имеющие на борту по 600 и более человек экипажа и пассажиров. Россия имеет выход к трем океанам и 14 морям, а ее береговая линия превышает 100 тысяч километров. Поэтому не исключена возможность, что российские суда станут объектами пиратских нападений.);

· угоном воздушного судна с пассажирами в качестве заложников;

· остановкой автобуса или автомобиля преступниками в форме работников правоохранительных органов (особенно в Польше, Италии), остановкой автобуса для отдыха водителя и пассажиров в неохраняемом месте; поломкой автобуса или автомобиля, во время устранения которой водитель и пассажиры становятся объектом нападения преступников,

· блокировкой автомобиля на ходу, стрельбой по колесам и др.

· деятельностью «акробатов», проникающих на малой скорости в автомобиль и сбрасывающих коробки с грузом и др.

4) собственно международные риски – связаны с действиями международных экономических и финансовых организаций, которые вводят новые условия торговли, международные стандарты, режимы запретительных или поощрительных мер в международной торговле.

Наконец, в самой внешней торговле каждой страны особенно при экспортно-импортных сделках, их заключении и исполнении возникают следующие риски:

1) риск невыполнения условий международного контракта (сроки поставки, несоответствие количества, качества и т.д.);

2) риск невыполнения обязательств по взаимным платежам или так называемый кредитный риск;

3) валютный риск, возникающий в связи с постоянным колебанием валютных курсов; 4) сбытовой риск связан с колебанием спроса на экспортные и импортные товары в стране или на отдельном сегменте зарубежного рынка; 5) ценовой риск возникает из-за постоянно изменяющихся мировых цен; 6) коммерческий риск проявляется в недобросовестности или неплатежеспособности населения страны-импортера и недополучении прибыли; 7) производственно-технический риск связан с невозможностью использования в производстве купленных на мировом рынке лицензий, патентов, «ноу-хау» или с невозможностью должной наладки купленного оборудования.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности большая роль принадлежит разработке маркетинговой стратегии транспортного предприятия. Возникающие при этом маркетинговые риски связаны с неполнотой и необъективностью собранной информации о состоянии конъюнктуры рынка – конкурентов, поставщиков, клиентуры, с просчетами в анализе рынка, а также с ошибками в выборе партнеров. Маркетинговые риски проявляются в полной или частичной потере ниши рынка.

Для снижения величины внешнеэкономических рисков применяются:

· планирование маршрутов (составление наиболее безопасных маршрутов, выбор оптимального временного интервала для перевозки и др.);

· мониторинг транспортных средств (оперативный контроль передвижения объектов и обмен сообщениями с диспетчерским центром);

· анализ и управление передвижением транспортных средств (сопоставление плана с фактическим графиком движения и реорганизация маршрутов при возникновении внештатных ситуаций);

· обработка статистических данных (расчет параметров и анализ работы транспортных средств);

· обучение участников транспортного процесса антирисковому стилю поведения;

· страховая защита перевозок грузов и пассажиров.

18. Страхование в международных транспортных операциях.

Международные перевозки связаны с повышенным риском, который обусловлен использованием источника повышенной опасности, каким является транспорт. Риск распространяется как на пассажиров, грузовладельцев, так ия на перевозчиков. Пассажиры рискуют жизнью и здоровьем, грузовладельцы рискуют потерять груз или получить его в меньшем количестве либо ненадлежащего качества. Риск перевозчиков заключается в необходимости при причинении убытков пассажирам и грузовладельцам возместить эти убытки. Кроме того, он связан с причинением транспортным средствам повреждений или даже их гибелью.

Эффективным средством возмещения имущественных потерь является страхование. Институт страхования преследует несколько целей. Основная цель заключается в компенсировании различного рода убытков, которые могут быть причинены субъектам международных транспортных отношений. Для пассажира и грузовладельца страхование выступает гарантом возмещений независимо от финансовых возможностей причинителя вреда – перевозчика. Для самого же перевозчика это надежный способ обезопасить себя от финансового краха в случае гибели принадлежащего ему транспорта либо необходимости возмещения убытков второй стороне договора международной перевозки.

Есть еще один момент, касающийся не только сторон договора международной перевозки, но и третьих лиц, когда возникает проблема деликтной ответственности в связи с перевозкой и гарантиями возмещения причиненного вреда.

Страхование базируется на идее распределения убытков одного лица между множеством лиц, что делает их малоощутимыми. Поэтому основу страхования составляет фонд, формируемый из взносов заинтересованных лиц. Международная практика выработала наиболее приемлемые формы образования фондов. Среди них выделяются акционерные компании и корпорации. Существуют также общества взаимного страхования. Они отличаются от страховых акционерных обществ тем, что включают заинтересованных лиц, создающих страховой фонд в целях распределения между собой убытков, причиной которых является заранее определенные общие для всех вредоносные факторы.

На практике получила распространение еще одна форма образования фондов. Речь идет об их сосредоточении в руках индивидуальных предпринимателей. В качестве примера можно привести широко известную на международном рынке страховых услуг фирму "Ллойд". Основной вид ее страховой деятельности – страхование морских судов и грузов.

Вопросы страхования при международных перевозках не нашли отражения в транспортных конвенциях и соглашениях. Исключение составляет Монреальская конвенция 1999 г. Однако в ней не регулируются условия и порядок страхования, а лишь закрепляется обязанность государств-участников требовать от своих перевозчиков надлежащего страхования своей ответственности (ст. 50). Регулирование порядка такого страхования является сферой национальных правовых систем. Регламентирован он и в ряде двусторонних межгосударственных соглашениях. Вместе с тем, как справедливо отмечает О. Н. Садиков, принципы и условия страхования по внутренним законам учитываются при определении в международных транспортных источниках оснований и пределов ответственности перевозчиков.

Следует также иметь в виду, что при перевозке грузов вопросы страхования определяются в транспортных условиях международных контрактов, в частности в базисе поставки товаров как элементе договора международной купли-продажи. Указанные базисы поставки закреплены в сборнике правил ИНКОТЕРМС-2000.

В зависимости от конкретного базиса поставки страхование товара (груза) может быть возложено и на продавца, и на покупателя. Так, при базисах поставки "с завода" и "франко-перевозчик" (FCA) страхователем является покупатель. Если же применяется базис поставки CIP, а также С IF, страхователем выступает продавец.

Основные понятия института страхования закреплены в национальных правовых системах. К ним относятся сам термин "страхование", а также страховой случай, страхователь, страховщик, страховая выплата, страховая премия и некоторые другие.

Страхование – это вид деятельности, заключающийся в полном или частичном возмещении вреда, причиненного наступлением при осуществлении международной перевозки определенных событий, за счет специальных фондов, образуемых из уплаты взносов – страховых премий.

Событие, наступление которого является основанием для возмещения вреда, именуется страховым случаем. Он представляет собой предусмотренное договором страхования или законом совершившееся событие в виде вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира, утраты, недостачи (порчи) груза. Такое событие влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Страховщиком является лицо, принявшее на себя за определенное вознаграждение (страховую премию) риск убытков стороны (страхователя или выгодоприобретателя), в пользу которой заключен договор страхования. По российскому законодательству им может быть юридическое лицо, имеющее разрешение (лицензию) на страхование соответствующего вида (ст. 938 ГК РФ).

Страхователем выступает сторона договора страхования, застраховавшая свой или чужой имущественный интерес, которая обязана уплатить страховую премию. В международных перевозках это в первую очередь пассажир и грузовладелец. Страхователем может быть также перевозчик, экспедитор, оператор.

Что касается выплат, которые должны произвести страховщик и страхователь, то, как следует из приведенных определений, это страховая выплата и страховая премия соответственно.

Страховая выплата представляет собой денежную сумму, которую страховщик обязан уплатить в соответствии с договором страхования или законом.

Под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и сроки, установленные договором страхования.

Страхование при международных перевозках и институт страхования в целом подразделяются на различные виды. В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах (п. 1 ст. 3). Добровольное страхование – это страхование по воле сторон, которые заключают договор по своему желанию и на определенных ими условиях. В отличие от него обязательное страхование представляет собой страхование, осуществляемое в силу закона, который обязывает стороны заключить договор на указанных в нем условиях.

В сфере международных перевозок обязательное страхование получило наибольшее распространение на автомобильном транспорте. Примером может служить заключенное государствами – участниками СНГ 13 января 1999 г. Соглашение об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках. Соглашением на его участников возложено введение на своих территориях обязательного страхования пассажиров от несчастных случаев при выполнении регулярных и нерегулярных международных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Еще раньше ряд стран Европейского Совета заключили 20 апреля 1959 г. Европейскую конвенцию об обязательном страховании гражданской ответственности в области автотранспортных средств, по которой участникам вменялось введение во внутреннее законодательство норм, регламентирующих обязательное страхование гражданской ответственности за вред, причиненный автотранспортом.

Во многих двусторонних соглашениях Российской Федерации по вопросам сотрудничества в области транспорта содержится пункт об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика.

Обязательное страхование присуще в первую очередь международным перевозкам пассажиров. В предусмотренных нормативными источниками случаях оно осуществляется за счет пассажиров. Российские транспортные источники, представленные законами, которые регулируют перевозки соответствующими видами транспорта, содержат специальные нормы, устанавливающие обязательное страхование. Так, ст. 31 Федерального закона "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" закрепляет положение об обязательном страховании пассажиров на период проезда поездами дальнего следования, а также работников железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении своих трудовых обязанностей.

Воздушным кодексом РФ предусмотрено страхование ответственности перевозчика перед пассажиром, грузовладельцем или грузоотправителем. В отношении пассажира – это страхование ответственности за вред, причиненный его жизни и здоровью, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам (ст. 133 ВК РФ). Что касается грузовладельца или грузоотправителя, то страхованию подлежит ответственность перед ними за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 134 ВК РФ).

Предусмотрено также обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами (ст. 131 ВК РФ). Наконец, установлено обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна (ст. 132 ВК РФ).

Обязательное страхование гражданской ответственности предусмотрено и при перевозках автомобильным транспортом в специально принятом Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Следует отметить, что в добровольной и в обязательной формах осуществляется имущественное страхование. Оно характеризуется тем, что у страхователя (выгодоприобретателя) имеется имущественный интерес, который проявляется, во-первых, в риске утраты, недостачи, ухудшения качества груза и, во-вторых, в риске ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира, и деликтной ответственности. Из этого следует, что существуют такие разновидности имущественного страхования, как страхование груза и страхование гражданской ответственности в связи с международной перевозкой.

Специфическим для страхования при международных перевозках является деление его на страхование при перевозках пассажиров и страхование при перевозках грузов. Причем при перевозках пассажиров национальные правовые системы предусматривают институт обязательного страхования. Как уже отмечалось, российскими транспортными законами установлено обязательное страхование при перевозках пассажиров железнодорожным, воздушным и внутренним водным транспортом.

Второй момент, характеризующий этот вид страхования при международных перевозках, связан с тем, что страхованию подлежит ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, если же речь идет о воздушных перевозках – то и за вред, причиненный багажу пассажира и находящимся при нем вещам.

Имеются особенности страхования и при международных перевозках грузов. Они будут рассмотрены в разд. 19.2 учебника. Отметим лишь, что этому виду страхования особое внимание уделяется в КТМ РФ, где договор морского страхования регулирует гл. XV. Учитывая важность страхования для морских перевозок, ГК РФ выделяет морское страхование в качестве специального вида страхования, который но замыслу законодателя должен регулироваться специальным законом (ст. 970 ГК РФ).

Страхование при международных перевозках грузов имеет особую классификацию. В частности, выделяют такие его виды, как страхование "каско", страхование "карго" и страхование ответственности перевозчика за груз перед его владельцем и третьими лицами.

Страхование "каско" – это страхование при международных перевозках грузов подвижного состава, к которому относятся железнодорожные вагоны, автомобильный транспорт, суда, самолеты, контейнеры. Цель данного вида страхования заключается в возмещении убытков вследствие повреждения или гибели подвижного состава. Это страхование используется владельцем подвижного состава. Им, как правило, является перевозчик.

Страхование "карго" представляет собой страхование груза, т.е. товара, являющегося предметом купли-продажи по внешнеторговому контракту. Его страхование осуществляют стороны контракта – продавец или покупатель. Кто из них конкретно является страхователем, зависит от выбранного сторонами базиса поставки товара. По их поручению страхование может выполнить перевозчик или экспедитор.

Страхование ответственности перевозчика за груз перед его владельцем осуществляется перевозчиком обычно в размере возмещения, которое он вынужден будет выплатить в случае утраты, повреждения или порчи груза. Обычно грузовладельцы при выборе перевозчика требуют от него подтверждения наличия международно признанного страхового покрытия.

19. Правовое регулирование транспортировки пассажиров и грузов в международном сообщении.

20. Фрахт, лизинг, аренда и другие формы использования транспортных средств в международном сообщении.

 

Фрахт (нем. Fracht, англ. freight) — в праве: обусловленная договором или законом плата за перевозку груза.

Фрахт, как плата за перевозку груза, прежде всего относится к перевозке по договору рейсового чартера или договора фрахтования, поскольку в тайм-чартере и тем более в бербоут-чартере, предметом договора является не перевозка груза, а сдача судна внаём.

Уплачивается перевозчику отправителем груза или фрахтователем.

Также: непосредственно сама перевозка груза на зафрахтованном судне, а также контракт на перевозку, включающий описание груза, обязанности перевозчика и размеры платы.

Также: груз под контрактом, на время действия последнего.

Размер фрахта устанавливается соглашением сторон. При отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза.

В случае, если груз погружен на судно в бо́льшем количестве, чем предусмотрено договором, размер фрахта соответственно увеличивается. Стоит отметить, что в сфере коммерческих перевозок водным транспортом под термином фрахт часто подразумевается стоимость перевозки одной тонны груза. Соответственно, в случае, если фрахтователь не обеспечит погрузку минимального количества груза, оговорённого в договоре фрахтования / рейсовом чартере, судовладелец имеет право выставить фрахтователю «мёртвый фрахт», компенсирующий судовладельцу упущенную выгоду.

Также стоит различать понятие люмсум (англ. lumpsum), когда оговорёный фрахт выплачивается вне зависимости от количества груза, которое было принято к перевозке.

С развитием мировой транспортной системы понятие фрахта распространилось на воздушный (англ. air freight) и наземный (англ. land freight) транспорты.

Ли́зинг (англ. leasing от англ. to lease — сдать в аренду) — вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами.

Лизингодатель обязуется приобрести в собственность определённое лизингополучателем имущество у указанного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Чаще всего это осуществляется для предпринимательских целей, однако с 1 января 2011 года в России это не обязательно. В мировой практике широко распространён потребительский лизинг.[1] Договор может предусматривать, что выбор продавца и приобретаемого имущества делает лизингодатель. Лизингополучатель может изначально являться собственником имущества.

Законодательство разных стран по-разному рассматривает налоговые последствия лизинга. В России лизинг позволяет применять ускоренную амортизацию, возможно перераспределение сроков уплаты НДС. По сути, лизинг — это долгосрочная аренда имущества с последующим правом выкупа. Ратифицированная Россией конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге не предусматривает обязательности права выкупа, возможна только аренда

 

Предмет лизинга

Предметом лизинга являются любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

Земельные участки не могут быть самостоятельным предметом договора лизинга. Содержащийся в ст. 666 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» запрет не распространяется на случаи, когда предметом лизинга служат здание (сооружение), предприятие, иной имущественный комплекс (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.09.2008 No. 4904/08 и 8215/08).

Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору финансового лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по соглашению сторон.

Предметы лизинга относят к той или иной профильной группе. В зависимости от принадлежности к профильной группе рассчитывается показатель риска лизинговой сделки. В условиях экономической нестабильности риски возмещения остаточной стоимости в секторе автолизинга минимальны.

Виды лизинга

В зависимости от срока полезного использования объекта лизинга и экономической сущности договора лизинга различают:

  • Финансовый лизинг (финансовая аренда). Срок договора лизинга сравним со сроком полезного использования объекта лизинга. Как правило, по окончании договора лизинга остаточная стоимость объекта лизинга близка к нулю, и объект лизинга может без дополнительной оплаты перейти в собственность лизингополучателя. По сути, является одним из способов привлечения лизингополучателем целевого финансирования (в целях приобретения объекта лизинга).
  • Оперативный лизинг (иногда «операционный лизинг»). Срок договора лизинга существенно меньше срока полезного использования объекта лизинга. Обычно предметом лизинга являются уже имеющиеся в распоряжении лизингодателя активы (может не быть третьей стороны — продавца). По окончании договора объект лизинга либо возвращается лизингодателю и может быть передан в лизинг повторно, либо выкупается лизингополучателем по остаточной стоимости. Лизинговая ставка обычно выше, чем по финансовому лизингу. По экономической сущности является разновидностью аренды. В Российской Федерации оперативный лизинг законодательно не регулируется, поэтому контракты, по сущности являющиеся оперативным лизингом, заключаются в виде договоров аренды.

В договорах лизинга может быть предусмотрено техническое обслуживание поставляемой техники, обучения кадров и т. д. В договоре возможны положения о праве (или обязанности) лизингополучателя купить товар по истечении срока аренды.

Особым случаем является возвратный лизинг, при котором продавец лизингового имущества одновременно является лизингополучателем. Фактически это форма получения кредита под залог производственных фондов и получения дополнительного экономического эффекта от различий в налогообложении.

Графики лизинговых платежей

Основными принятыми в практике графиками лизинговых платежей являются:

  • регрессивный (ежемесячный платёж в течение срока лизинга уменьшается);
  • аннуитетный (ежемесячный платёж в течение срока лизинга остаётся одинаковым);
  • сезонный (график платежей привязывается к сезонности бизнеса лизингополучателя).

Аре́нда (лат. arrendare — отдавать внаём) — форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование (или только во временное пользование) арендатору за арендную плату

Объектом аренды признаются движимые и недвижимые вещи, в том числе: земельные участки, предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, не теряющие своих натуральных свойств в процессе их использования (такие вещи называются непотребляемыми). Договор аренды должен чётко определить конкретное имущество, сдаваемое в аренду, то есть данные, позволяющие индивидуализировать объект аренды, должны быть непосредственно указаны в договоре. В зарубежном праве допускается аренда не только вещей, но и прав, представляющих имущественную ценность, а также ценных бумаг (в частности акций) и даже паёв торговых товариществ.

Аре́нда тра́нспортных сре́дств — один из видов арендных отношений, основывающийся на договоре аренды транспортных средств, который подразделяется на:

  • договор аренды транспортного средства (фрахтования на время) с экипажем, по которому арендодатель предоставляет его арендатору во временное владение и пользование за плату и при этом оказывает своими силами услуги по управлению им и технической эксплуатации;
  • аналогичный договор, но без экипажа и предоставления дополнительных услуг[1].

Общие признаки договора аренды транспортных средств

Общим для договоров этой группы является:

  • договоры аренды транспортных средств заключаются только в письменной форме, независимо от срока действия договора и состава участников, то есть с участием как юридических, так и физических лиц[2];
  • к договорам аренды транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу (недвижимым имуществом считаются воздушные и морские суда, а также суда внутреннего плавания[3]), не применяются правила статьи 609 ГК РФ об обязательной государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом;
  • на договоры аренды транспортных средств не распространяется правило статьи 621 ГК РФ о возможном возобновлении договора на неопределенный срок по истечении периода его действия и фактическом продолжении пользования имуществом и о преимущественном праве арендатора на заключение нового договора аренды транспортных средств на последующий период[4]. Это не лишает арендатора права по истечении срока аренды транспортных средств повторно взять транспортное средство внаём, но уже на основе нового договора, заключаемого на общих основаниях;
  • транспортные средства берутся в аренду преимущественно в коммерческих целях. Поэтому закон наделяет их арендаторов более широкими правами по использованию арендованного имущества по сравнению с обычными правилами аренды[5]. Арендатор транспортного средства может сдавать его в субаренду без согласия арендодателя (если иное не предусмотрено договором), от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, исходя из целей использования взятого в аренду транспортного средства, а если они не определены в договоре — в соответствии с назначением данного транспортного средства[6];
  • особенности аренды отдельных видов транспортных средств устанавливаются транспортными уставами и кодексами. Так, для безопасной эксплуатации воздушных и морских судов необходимо соблюдать ряд специальных требований, предусмотренных Воздушным и Водным кодексами, КТМ РФ.

Права и обязанности сторон договора аренды транспортных средств

Различия в правовом регулировании договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа связаны главным образом с обязанностями сторон по их содержанию, эксплуатации, а также с ответственностью за причинённый вред.

На арендодателя, сдающего транспортное средство с предоставлением услуг по управлению им и технической эксплуатации, возлагается обязанность в течение всего срока действия договора поддерживать его в надлежащем состоянии, включая осуществление как капитального, так и текущего ремонта и предоставление необходимых принадлежностей[7]. При аренде транспортных средств без экипажа все эти обязанности возлагаются на арендатора, который должен осуществлять ремонт, поддерживать надлежащее состояние арендованного имущества[8]. В договоре аренды транспортных средств стороны не могут предусматривать иное распределение обязанностей по проведению ремонта находящегося в аренде имущества, чем указано в ГК РФ.

Арендодатель по договору аренды транспортных средств должен обеспечивать нормальную и безопасную эксплуатацию транспортного средства в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. В договоре аренды транспортных средств может быть предусмотрено предоставление арендатору дополнительных услуг, выходящих за рамки технической эксплуатации транспортного средства.

Арендодатель (при аренде транспортных средств с экипажем) обязан укомплектовывать экипаж транспортного средства. Состав и квалификация экипажа должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, а если обязательными правилами такие требования не установлены — требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида. Члены экипажа в этих случаях являются работниками арендодателя, то есть находятся с ним в трудовых отношениях. По всем вопросам управления и технической эксплуатации транспортного средства они подчиняются распоряжениям арендодателя, в части его коммерческой эксплуатации — распоряжениям арендатора.

Если в договоре аренды транспортных средств не предусмотрено иное:

  • расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы по их содержанию несёт арендодатель, с которым они состоят в трудовых отношениях. Арендатор возмещает эти расходы арендодателю в составе арендных платежей (они должны учитываться при определении размера арендной платы);
  • расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, относятся на арендатора. В их состав входят затраты по оплате топлива и других материалов, используемых в процессе эксплуатации, внесению различных сборов[9];
  • обязанность страховать транспортное средство, а также ответственность за ущерб, который может быть причинён им или в связи с его эксплуатацией (например, при международных перевозках), возлагается на арендодателя, если транспортное средство обслуживается его экипажем[10], и на арендатора — при аренде без экипажа[11].

Ответственность сторон договора аренды транспортных средств

При сдаче в аренду транспортных средств с экипажем ответственность за вред, причинённый третьим лицам, несёт арендодатель, являющийся владельцем транспортного средства — источника повышенной опасности и осуществляющий управление им[12]. Ответственность арендодателя перед третьими лицами (в виде обязанности возместить причинённый ущерб) наступает в этих случаях в соответствии с правилами ст. 1079 ГК РФ и другими положениями гл. 59 ГК РФ. Меры имущественной ответственности применяются независимо от вины владельца источника повышенной опасности. Основанием освобождения от ответственности может служить в таких случаях лишь наличие обстоятельств непреодолимой силы либо умысла потерпевшего, вследствие которых причинён ущерб[13].

При аренде транспортных средств без экипажа арендатор выступает по отношению к третьим лицам как владелец источника повышенной опасности[14]. В этой связи ответственность за вред, причинённый транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием), несёт арендатор в соответствии с правилами гл. 59 ГК РФ[15].

В случае гибели или повреждения транспортного средства, сданного в аренду с экипажем, на арендатора может быть возложена обязанность возместить арендодателю причинённые убытки лишь при условии, если последний докажет, что гибель или повреждение произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором[16]. Все последствия случайной гибели или случайного повреждения транспортного средства несёт арендодатель как его собственник[17].

По истечении срока действия договора аренды транспортных средств транспортное средство возвращается арендодателю.

 

 

21. Основные понятия международной торговли и условия ее обеспечения.

- про ИНКОТЕРМС

22. Место различных видов транспорта в международной торговле.

Железнодорожный транспорт

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом - каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом спецификации клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рейсовый контрейлер), стали предоставляться услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.

Водный транспорт

Стоимость перевозки водным транспортом громоздких не скоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды.

Автомобильный транспорт

Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар "от двери до двери", избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики - рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводы - специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.

Воздушный транспорт

Этот вид транспорта приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда необходимо достичь отдаленных рынков. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов скоропортящиеся продукты (такие, как свежая рыба, живые цветы) и не громоздкие изделия высокой стоимости (такие, как приборы, ювелирные изделия). Фирмы убеждаются, что использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.

Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители принимают в расчет до шести факторов.

Если отправителя интересует скорость, то основной выбор оказывается между воздушным и автомобильным транспортом. Если цель - минимальные издержки, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом. Больше всего выгод связано, с использованием автомобильного транспорта, чем и объясняется рост его доли в объеме перевозок.

1 - Скорость (время доставки от двери до двери)

2 - Частота отправок (по плану в сутки)

3 - Надежность (соблюдение графиков доставки)

4 - Перевозочная способность (способность перевозить разные грузы)

5 - Доступность (число обслуживаемых географических точек)

6 - Стоимость (за тонно-милю)

Благодаря контейнеризации отправители все чаще прибегают к одновременному двух или более видов транспорта. Контейнеризация - это загрузка товара в ящики или трейлеры, которые легко перевозить с одного вида транспорта на другой.

Рельсовый контрейлер - это перевозка с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта, судовой контрейлер - это перевозка с использованием водного и автомобильного транспорта, "рельсы-судно" - это перевозки с использованием водного и железнодорожного транспорта, "воздух-шоссе" - это перевозки с использованием воздушного и автомобильного транспорта. Любой смешанный вид транспортировки обеспечивает отправителю определенные выгоды. Например, рельсовый контрейлер обходится дешевле чисто автомобильных перевозок и в то же время обеспечивает гибкость и удобство.

23. Система ИНКОТЕРМС. Назначения и принципы действия. Терминология.

Инкоте́рмс (англ. Incoterms, International commercial terms) — международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли, прежде всего, относительно франко — места перехода ответственности от продавца к покупателю. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи, которые определены заранее в международном признанном документе.

Правила впервые опубликованы в 1936 годуМеждународной торговой палатой, первая редакция известна как «Инкотермс-1936». Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах.

Область охвата

Основные принципы, регулируемые в терминах Инкотермс:

  • распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара, то есть определение, какие расходы и до каких пор несет продавец, и какие, начиная с какого момента, — покупатель.
  • момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза.
  • дату поставки товара, то есть определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя — например, транспортной организации — и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки.

За рамками Инкотермс остаются правила перехода права собственности с продавца на покупателя, а также последствия невыполнения сторонами обязательств по договору купли-продажи товаров, включая основания освобождения сторон от ответственности, что регламентируется нормами применимого права или Венской конвенцией.

Содержание

Каждый определяемый термин является трёхбуквенной аббревиатурой, первая буква указывает на точку перехода обязательств от продавца к покупателю:

  • E — у места отправки (англ. departure),
  • F — у терминалов отправления основной перевозки, основная перевозка не оплачена (англ. main carriage unpaid),
  • C — у терминалов прибытия основной перевозки, основная перевозка оплачена (англ. main carriage paid),
  • D — у покупателя, полноценная доставка (англ. arrival).

В Инкотермс-2010 определены 11 терминов, 7 из них применимы к любому виду транспорта основной перевозки[1].

  1. EXW (англ. ex works, франко-склад, франко-завод): товар забирается покупателем с указанного в договоре склада продавца, оплата экспортных пошлин вменяется в обязанность покупателю.
  2. FCA (англ. free carrier, франко-перевозчик): товар доставляется основному перевозчику заказчика к указанному в договоре терминалу отправления, экспортные пошлины уплачивает продавец.
  3. CPT (англ. carriage paid to…): товар доставляется основному перевозчику заказчика, основную перевозку до указанного в договоре терминала прибытия оплачивает продавец, расходы по страховке несёт покупатель, импортную растаможку и доставку с терминала прибытия основного перевозчика осуществляет покупатель.
  4. CIP (англ. carriage and insurance paid to…): то же, что CPT, но основная перевозка страхуется продавцом.
  5. DAT (англ. delivered at terminal): поставка до указанного в договоре импортного таможенного терминала оплачена, то есть экспортные платежи и основную перевозку, включая страховку оплачивает продавец, таможенная очистка по импорту осуществляется покупателем.
  6. DAP (англ. delivered at place): поставка в место назначения, указанное в договоре, импортные пошлины и местные налоги оплачиваются покупателем.
  7. DDP (англ. delivered duty paid): товар доставляется заказчику в место назначения, указанное в договоре, очищенный от всех пошлин и рисков.

Также в Инкотермс-2010 определены 4 термина, применимые исключительно к морскому транспорту и транспорту территориальных вод:

  1. FAS (free alongside ship): товар доставляется к судну покупателя, в договоре указывается порт погрузки, перевалку и погрузку оплачивает покупатель.
  2. FOB (free on board): товар отгружается на судно покупателя, перевалку оплачивает продавец.
  3. CFR (cost and freight): товар доставляется до указанного в договоре порта назначения покупателя, страховку основной перевозки, разгрузку и перевалку оплачивает покупатель.
  4. CIF (Cost, Insurance and Freight): то же, что CFR, но основную перевозку страхует продавец.

Содержание Инкотермс в различных ревизиях изменяется, так, в Инкотермс-2010 в сравнении с Инкотермс-2000 термин DAP введён взамен исключённых DAF (delivered at frontier, доставка к границе), DES (delivered ex ship, доставка на борту судна в порту назначения) и DDU (delivered, duty unpaid, доставка в указанное место без растаможки), а вместо DEQ (англ. delivered ex quey, доставка в порт) введён более общий термин DAT.

24. Рынок международных автомобильных перевозок.

25. Риски и ответственность в международных автомобильных перевозках.

26. Страхование в международных транспортных операциях.

В современных рыночных условиях, все яснее и очевиднее становится, что страхование – неотъемлемая часть поставок товаров. Развитие экономических отношений неразрывно связано с перевозками самых разных товаров. Редкий товар используется прямо там, где его производят. Но даже недолгий путь таит в себе опасность.

Однако возможные потери не должны стать преградой для развития деятельности компаний и организаций в сфере грузоперевозок.

Рассматривая страхование грузов как часть комплексной программы, нужно отметить, что для того чтобы страхователь или выгодоприобретатель могли рассчитывать на возмещение, они должны четко представлять, от каких именно рисков застрахован их груз. В противном случае весьма вероятно, что в выплате будет отказано, т.к. груз не был застрахован от данного вида рисков и поэтому случай его утраты или повреждения не является страховым.

В страховую сумму могут быть включены:

- действительная стоимость груза;

- сумма фрахта;

- ожидаемая прибыль (в соответствии с общепринятой практикой, основанной на положениях ГК РФ и Правил ИНКОТЕРМС, составляет не более 10% от общей стоимости груза и фрахта);

- комиссии;

- иные расходы, связанные с перевозкой груза (в том числе и таможенные расходы).

Выбор объема ответственности зависит от индивидуальной предрасположенности груза к риску и обстоятельств транспортировки. Договор страхования может быть заключен на основании одного из следующих условий:

1. «С ответственностью за все риски транспортировки включая кражу со взломом целых мест». На основании этого условия Страховщик возмещает убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине, кроме случаев, указанных в категории исключений.

Также страхование покрывает расходы по общей аварии и спасанию. Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасания судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности.

Эта самая широкая форма страхового покрытия, так как Страховщик обязуется возместить убытки, возникшие в результате повреждения или полной гибели всего или части груза по любой причине, кроме указанных в списке исключений. Рекомендуется для такой категории грузов, которая подвержена риску кражи (например, потребительские товары, автомобили).

2. «Только от полной гибели всего или части груза». При заключении договора страхования на этом условии, возмещаются убытки от повреждения или гибели всего или части груза, происшедшие вследствие:

A. гибели или повреждения застрахованного груза, относимые на счет:

- огня

- посадки на мель, выброса на берег, затопления или опрокидывания судна или баржи

- крушения воздушного судна

- перевертывания или схода с рельсов наземного перевозочного средства

- столкновения перевозочного средства с любым внешним предметом

- пропажи транспортных средств без вести

- провала мостов и складских помещений, падения самолетов и его частей

- выгрузки груза в порту бедствия или в месте катастрофы

- дорожно-транспортного происшествия (ДТП)

- землетрясения, извержения вулкана или молнии, другие стихийные бедствия.

B. Гибели или повреждения застрахованного груза, вызванные:

- пожертвованием при общей аварии

- смытием волной или выбрасыванием за борт

- проникновением воды к хранимому грузу

C. Полной гибели целого места груза, упавшего за борт или уроненного в ходе погрузки на транспортное средство или выгрузки с него.

Выше приведенные страхуемые риски показывают, что эту форму покрытия можно рекомендовать для определенных грузов и транспортных путей. Она является минимальным покрытием для крупногабаритных грузов и для транспортных путей в/или через местности, подверженные риску землетрясения.

3. «С ответственностью только за полную гибель». Возмещаются убытки вследствие:

A. Гибели или повреждения застрахованного груза, относимые на счет:

- крушения, перевертывания или схода с рельсов наземного перевозочного средства

- столкновения перевозочного средства с любым внешним предметом

- посадки на мель, выброса на берег, затопления или опрокидывания судна или баржи

- крушения воздушного судна

B. Гибели или повреждения всего или части застрахованного груза, вызванные:

- пожертвованием при общей аварии

- выбрасыванием за борт груза

C. Полной гибели всего или части застрахованного груза в результате:

- огня или взрыва

- стихийных бедствий

- пропажи транспортного средства без вести

D. Полной гибели груза в результате ненадлежащей перевозки.

Это самая минимальная форма покрытия, которая в основном рекомендуется при страховании грузов, перевозимых водным транспортом.

Страховое покрытие может предоставляться и согласно условиям Института Лондонских страховщиков при экспортно/импортных отгрузках.

В качестве исключений, следует отметить, что если иное не оговорено в договоре страхования, то как правило не возмещаются убытки, возникшие вследствие военных действий и их последствий, забастовки, локаута, гражданской войны, террористических действий, мятежа, реквизиции, ареста или уничтожения груза по требованию военных или гражданских властей, прямого или косвенного воздействия атомной энергии, умысла или грубой небрежности Страхователя, а также вследствие нарушения установленных правил перевозки, пересылки, хранения или складирования грузов, влияния температуры или химического состава воздуха в трюме (отсеке), где перевозится груз, огня или взрыва при погрузке без ведома Страховщика взрывоопасных и самовозгорающих веществ и предметов, несоответствующей упаковки груза, а также отправки груза в поврежденном состоянии, задержки в доставке груза, если об этом не известили Страховщика, особых свойств и качеств груза, включая усушку, недостачи, обесценения груза при его загрязнении или порчи при целости наружной упаковки, различий во взвешивании при отсутствии покрываемых страхованием событий, повреждения груза грызунами, червями и насекомыми.

При этом страхованием не покрываются косвенные убытки: потеря прибыли в результате задержки в доставке груза, изменения валютного курса или процентной ставки по банковским кредита

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.