Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Взаимосогласованные договоры и договоры присоединения



Взаимосогласованные договоры — договоры, участники которых взаимно согласовывали права и обязанности. Договор присоединения — условия договора определяются только одной из сторон (например: договор о предоставлении услуг связи).

 

4. Формы организации транспортного бизнеса.

В современной экономике существует множество организационных форм бизнеса. С правовой точки зрения, все организации выступают как юридические лица, подразделяемые на две группы; коммерческиеи некоммерческиев зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

К основным формам организации бизнеса относят индивидуальные владения, партнерства и корпорации.

Индивидуальное владение представляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя). Владелец такой фирмы, с одной стороны, единолично распоряжается прибылью, полученной в результате ее хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, несет единоличную ответственность по всем обязательствам данной фирмы. Эта форма организации бизнеса в странах развитой рыночной экономики лидирует с огромным отрывом.

Для индивидуального владения характерна концентрация всего пучка прав собственности в руках владельца фирмы. Оно, как правило, более иерархично, по сравнению с другими организационными формами, поскольку команды в такой фирме исходят от одного лица, что связывает воедино принятие решения, оценку этого решения механизмом рынка и экономический результат. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень трансакционных издержек внутри фирмы-индивидуального владения, связанных с реализацией экономического решения, ниже, чем в более сложных организационных структурах бизнеса.

Рассмотренный аспект является одним из существенных преимуществ индивидуального владения. Кроме него, преимуществамиэтой формы организации бизнеса являются:

простота регистрации при создании;

налоговые льготы (во многих развитых странах);

лучшие условия для реализации функции новатора, ввиду отсутствия необходимости согласования решений;

сильные стимулы к извлечению экономической прибыли.

Однако, помимо существенных плюсов, индивидуальное владение не лишено ряда недостатков, к основным из которых можно отнести:

- отсутствие дополнительных источников финансирования хозяйственной деятельности (или затрудненный доступ к ним);

- концентрация риска на ограниченной сфере деятельности (нет ресурсов для диверсификации). Под диверсификацией в данном случае подразумевается увеличение числа рынков, на которых осуществляется деятельность фирмы. Диверсификация решает проблему зависимости фирмы от конъюнктуры единственного рынка, на котором она работает, поскольку неблагоприятная ситуация в одной отрасли не будет означать для фирмы угрозу разорения. Например, в целях диверсификации японская компания «Сони», которая является лидером на рынке аудио- и видеотехники, приобрела американскую киностудию «Коламбия Пикчерз». В рамках индивидуального владения такая производственная политика весьма ограничена;

- сосредоточение всех функций управления на владельце фирмы (проблема степени его компетентности и распределения рабочего времени);

- высокий уровень ответственности за ошибочные управленческие решения (вплоть до банкротства фирмы и потери личного имущества).

Другой распространенной формой организации бизнеса является партнерство. Партнерством принято называть фирму, которая находится в собственности двух или более лиц. Владельцы осуществляют совместное управление деятельностью фирмы, а доля в прибыли каждого из них пропорциональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется как их долей, так и видом партнерства. В зависимости от вида партнерства (полного или предусматривающего ограниченную ответственность) владельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы.

Поскольку партнерство, в отличие от индивидуального владения, организуется и управляется несколькими собственниками, отношения между ними по своей экономической природе представляют собой сеть отношенческих контрактов между владельцами интерспецифических ресурсов. Формальными (письменными) проявлениями данных отношений являются учредительный договориустав фирмы, однако неформальные соглашения между партнерами имеют более существенное значение, особенно в текущей деятельности фирмы. Поскольку в партнерстве существует несколько владельцев, каждый из них может реализовывать любое из прав собственности, составляющих известный нам пучок правомочий, однако нужно учесть, что такого рода действия должны согласовываться с остальными партнерами. Это обстоятельство приводит к увеличению внутрифирменных трансакционных издержек.

К числу преимуществ партнерства как формы организации бизнеса следует отнести следующие:

относительная простота регистрации при создании;

большие возможности привлечения финансовых ресурсов по сравнению с индивидуальным владением;

специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой.

Однако, партнерствамприсущи и определенные недостатки:

- неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного партнерства);

- возможные разногласия между партнерами по реализации прав собственности;

- проблема «припципал-агент» (когда функции управления передаются собственниками наемному руководителю);

- ограниченные возможности доступа к источникам финансирования деятельности.

Наиболее сложной организационной структурой и механизмами внутренней координации хозяйственной деятельности обладает корпорация.

Экономическая природа корпорации и ее организационная структура сложны и многогранны; не случайно этими проблемами занимается самостоятельная наука - теория организаций. Неоинституциональная теория трансакционных издержек и, в частности, работы О. Уильямсона, также внесла существенный вклад в изучение вопросов построения контрактных отношений внутри корпорации.

В отличие от рассмотренных выше форм организации бизнеса, совладельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой всех долей участия (паев) различных фирм и граждан.

Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного капитала - акций. Владелец акций имеет права на долю в прибыли корпорации пропорционально своей доле участия, а тот доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Размер прибыли, подлежащей распределению по итогам хозяйственной деятельности за год, определяется собранием акционеров. Каждый из совладельцев имеет право голоса на годовом собрании, а «вес» этого голоса определяется количеством акций у данного акционера.

Исключение составляют держатели привилегированных акций - они дают право на фиксированный (т. е. не зависящий от решения собрания акционеров) дивиденд, но не дают права голоса на собрании. В обыкновенных акциях нет гарантированного дивиденда, но есть право голоса.

Несмотря на то, что капитал распределен между большим количеством агентов (так называемая «диффузия собственности»), всегда существует владелец (или группа владельцев), концентрирующий контрольный пакет (50% плюс одна акция). В крупных корпорациях такой пакет, ввиду огромного количества акционеров, может составлять гораздо меньшие значения (3-5%). Собрание акционеров обладает правом назначения управляющих корпораций, осуществляющих текущее руководство деятельностью компании.

Не вдаваясь в более детальное рассмотрение структуры корпорации, отметим, что, в отличие от индивидуального владения и партнерства, она сталкивается с нарастающей величиной трансакционных издержек внутри фирмы.

К числу преимуществ корпорации как формы организации бизнеса относятся:

возможности привлечения значительных финансовых ресурсов для целей своего развития (выпуск акций и облигаций);

ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фирмы, т. е. только в пределах внесенного пая;

диверсифицированнаяпо разным рынкам и, возможно, странам деятельность;

возможности лоббирования своих интересов через механизмы государственной власти.

Недостатками корпорации являются:

сложная процедура регистрации и отчетности перед государственными органами;

проблема «принципал-агент»;

двойное налогообложение прибыли. Сначала прибыль корпорации облагается соответствующим налогом, а затем налог на доход, полученный в форме дивиденда, уплачивают ее акционеры.

 

Дополнительно (было на лекции)

О́бщество с ограни́ченной отве́тственностью (общепринятое сокращение — ООО) — учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей или акций в уставном капитале общества

  • ООО может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
  • Число участников ООО не должно быть более пятидесяти. В случае если число участников ООО превысит указанный предел, ООО в течение года должно преобразоваться в непубличное акционерное общество, либо публичное акционерное общество или в производственный кооператив.
  • Уставный капитал ООО составляется из номинальной стоимости долей его участников.
  • Уставный капитал ООО определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Вкладом в уставный капитал ООО могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
  • Учредительным документом ООО является Устав общества.
  • Участник ООО вправе в любое время выйти из ООО независимо от согласия других его участников, если это право предусмотрено Уставом общества.
  • ООО обязано выплатить участнику, подавшему заявление о выходе из ООО, действительную стоимость его доли или выдать ему имущество такой же стоимости в течение трех месяцев со дня возникновения соответствующей обязанности, при этом действительная стоимость доли определяется на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества

Полным признается такое общество, все участники которого занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом

Содержание норм главы 4 раздела II ЗХО позволяет

выделить следующие основные признаки полного общества:

1) состоит из двух и более участников; в некоторых странах запрещено участие в ПО юридических лиц или установлены специальные правила такого участия – на Украине таких ограничений еще не существует; число участников ПО невелико - в среднем от двух до четырехлиц;

2) уставный фонд не формируется, вклады участников составляют складочный капитал, размер и порядок создания которого определяется исключительно самими участниками (ЗХО не содержит положений о минимальной величине капитала ПО, сроках внесения вкладов участниками, порядке изменения размера складочного капитала);

3) действует на основании учредительного договора, содержание которого определяется в ст. 67 ЗХО;

4) участники ПО несут субсидиарную, солидарную и неограниченную ответственность по обязательствам общества;

5) ПО не имеет органов - в отношениях с третьими лицами общество представляют его участники;

6) движение участников существенно ограничено.

Отсутствие у ПО многих важных признаков юридического лица - в обществе не формируются органы управления, участники несут имущественную ответственность по обязательствам общества - привело к тому, что во многих государствах ПО (или иные аналогичные им структуры) не признаются самостоятельной юридической личностью, они рассматриваются только как совокупность отдельных участников, объединившихся для осуществления коммерческой деятельности. Такой подход не влияет на возможности ПО действовать в качестве предпринимательской корпорации - объединения предпринимателей

Акционерное общество (АО) — одна из разновидностей хозяйственных обществ. Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу[1]. Деятельность акционерного общества в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах».

Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

В современной России акционерное общество — наиболее распространённая организационно-правовая форма для организаций крупного и среднего бизнеса.[источник не указан 404 дня].

Выделяются публичные и непубличные акционерные общества. До 01.09.2014 ГК РФ применял классификацию на открытые и закрытые АО[2].

Основными характеристиками современных российских акционерных обществ являются:

  • разделение капитала на акции;
  • ограниченная ответственность.

Публичное акционерное общество в России — форма организации публичной компании; акционерное общество, акционеры которого пользуются правом отчуждать свои акции. Организация и деятельность открытых акционерных обществ регулируется федеральным законом Российской Федерации[1]. Поскольку открытое акционерное общество рассматривается законодателем как публичное, для него предусматривается обязанность по раскрытию информации в более широком формате по сравнению с непубличным акционерным обществом. Данная норма предназначена для повышения публичности и прозрачности процессов инвестирования.

До 01.09.2014 ГК РФ применял классификацию на открытые и закрытые АО, однако с изменением законодательства[2] в России применяется классификация на публичные и непубличные акционерные общества[3]

Особенности ПАО

  • неограниченное число акционеров;
  • свободное обращение акций на рынке;
  • отсутствие необходимости внесения денежных средств в уставный капитал предприятия до его регистрации и открытия накопительного счёта.

Высшим органом управления публичного акционерного общества является общее собрание акционеров. Исключительная компетенция Общего собрания установлена Законом[4] . Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам не отнесенным к его компетенции Законом. Число акционеров общества не ограничено, акции могут свободно продаваться на рынке.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества — директором, генеральным директором, или коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчётны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.[5]

Совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества. Совет директоров открытого акционерного общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесённых к компетенции общего собрания акционеров.[6]

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества[7]. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета), а также занимать иные должности в органах управления общества. Акции, принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года[4]. На годовом общем собрании акционеров должны решаться такие вопросы, как избрание совета директоров, утверждение ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора, утверждение годовых отчётов, годовой бухгалтерской отчётности, распределение прибыли, вопросы выплаты дивидендов

Права и обязанности акционеров ПАО

Права акционеров — владельцев обыкновенных акций[9]:

  • участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции в порядке, установленном Законом;
  • право на получение дивидендов;
  • в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества.

Каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру её владельцу одинаковый объем прав.

Права акционеров — владельцев привилегированных акций[10]:

  • право на получение дивидендов;
  • если предусмотрено уставом общества — право на получение части имущества общества в случае его ликвидации;
  • если предусмотрено уставом общества право требовать конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов;
  • право участия в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества.

Акционеры имеют право на доступ к документам общества, к таким как договор о создании, устав, документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе, внутренние документы общества, годовые отчеты и другие[11]. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право акционеры (акционер) имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества. Акционеры вправе продать свои акции, однако другие акционеры пользуются преимущественным правом приобретения этих акций. Уставом может быть предусмотрено преимущественное право приобретения акций самим обществом.

Непубличное акционерное общество — форма организации непубличной компании (общепринятое сокращение — ЗАО) — закрытое акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определённого круга лиц (в противоположность открытому). До 01.09.2014 ГК РФ применял классификацию на открытые и закрытые АО, однако с изменением законодательства[1] в России применяется классификация на публичные и непубличные акционерные общества[2].

Акционеры данного общества имеют преимущественное право на приобретение акций, продаваемых другими акционерами. Число участников закрытого акционерного общества ограничено законом. Как правило, закрытое акционерное общество не обязано публиковать отчётность для всеобщего сведения, если иное не установлено законом.

Основные различия между непубличным акционерным обществом (АО) и публичным акционерным обществом (ПАО):

  1. Число акционеров:
    • — для АО не более 50, если превысит, то АО должно преобразоваться в ПАО;
    • — для ПАО не ограничено.
  2. Преимущественное право на приобретение акций, отчуждаемых акционерами общества:
    • — для АО акционеры пользуются преимущественным правом по цене предложения третьему лицу (похоже на распределение долей в ООО);
    • — для ПАО преимущественное право не допускается.
  3. Распределение акций:
    • — для АО среди учредителей либо заранее определённого круга лиц;
    • — для ПАО распределение акций среди неограниченного круга лиц (открытая подписка).
  4. Уставный капитал:
    • — для АО от 100 МРОТ;
    • — для ПАО от 1000 МРОТ.

Законодательство РФ выделяет разновидность акционерного общества в форме акционерного общества работников (народное предприятие). Правовое положение ЗАОрНП определяется Федеральным законом от 19.07.1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (Закон о народных предприятиях). К народным предприятиям могут применяться также положения о закрытых акционерных обществах, установленные Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», если иное не предусмотрено Законом о народных предприятиях. Стоит отметить, что акционерное общество работников (народное предприятие) является достаточно редкой формой акционерного общества.

Унита́рное предприя́тие — особая организационно-правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  1. Федеральное государственное унитарное предприятиеФГУП
  2. Государственное унитарное предприятие(О; К; Р)ГУП[1] (субъекта федерации)
  3. Муниципальное унитарное предприятиеМУП (муниципального образования)

УП — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).[2] Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом, в соответствии с п.16 ч.1 ст.20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» 161-ФЗ от 14.11.2002, собственник имущества унитарного предприятия утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества[источник не указан 2382 дня] унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

Проведение закупок Государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется Федеральным законом Российской Федерации «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ от 18.07.2011. В части расходовании предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, по Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014г). До этого действовал Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года №94-ФЗ.

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия) (ст. 115 ГК РФ).

5. Конкуренция на транспортном рынке. Понятие и оценка уровня.

 

Конкуренция на транспорте, то есть соперничество между транспортными предприятиями, направленное на применение лучших методов хозяйствования (наиболее выгодных условий осуществления перевозок и получения максимальной выгоды), заставляет транспортные предприятия переходить на эффективные технологии производства и тем самым способствует научно-техническому прогрессу.

 

Ø межотраслевая конкуренция - между железнодорожным и другими видами транспорта;

Ø внутриотраслевая конкуренция - между различными участниками перевозочного процесса (компаниями-операторами, перевозчиками и т.п.);

Ø конкуренция продукции - когда продукт, перевозимый по железной дороге, например уголь для электростанции, заменяется другим видом топлива - газом, мазутом, доставляемым другим видом транспорта (это возможно в долгосрочной перспективе, т.к. требуется изменение технологии перевозки и технической оснащенности объектов);

Ø географическая конкуренция - когда груз может быть доставлен по другому маршруту.

Конкуренция, может быть ценовой и неценовой. Ценовая конкуренция определяется величиной затрат на производство и обращение товара, зависит от тарифной и инвестиционной политики, а также - от способности производителя своевременно и в нужном объёме востребовать инновации в области техники, технологии и менеджмента. Основными видами ценовой конкуренции являются открытая и скрытая.

Открытая ценовая конкуренция как метод конкурентной борьбы предполагает снижение цен для освоения новых сегментов рынка, а также установление демпинговых «барьеров» для вхождения новых контрагентов в рынок. Как правило, такое снижение цен кратковременно и затем цены повышаются ещё больше. Одной из задач реформы железнодорожного транспорта является обеспечение равноправного (недискриминационного) доступа к инфраструктуре независимых транспортных организаций, что практически исключает даже временное применение указанных приемов.

Скрытая ценовая конкуренция на железнодорожном транспорте недопустима по антимонопольному законодательству, однако, возможно применение скидок и формирование гибкой тарифной политики с целью привлечения дополнительных объемов перевозок.

На неценовую конкурентоспособность транспортной продукции непосредственно влияют три группы параметров: спроса, предложения и взаимодействия.

Параметры спроса отображают индивидуальные запросы клиентуры, зависят также от размещения и объемов производства предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства в районе тяготения железной дороги. Эти параметры формируют платежеспособный спрос на перевозки грузов. Аналогично, но с учетом социальных факторов, определяется и спрос на перевозки пассажиров.

Параметры предложения имеют более сложную структуру и определяются в свою очередь четырьмя подгруппами показателей: показателями развития и размещения производства, показателями транспортной обеспеченности региона, показателями качества работы, показателями качества транспортной услуги. Поэтому важно соотнести фактические характеристики качества конкретной перевозки с теми же характеристиками аналогичных перевозок, выполняемых конкурентами. Базой для сравнения может быть мировой стандарт, лучший отечественный или другой сертифицированный образец.

 

6. Транспортные издержки и тарифы. Понятие транспортного тарифа.

 

Составной частью системы цен за логистические услуги являются грузовые тарифы. Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Они должны обеспечить возможность расширенного воспроизводства на транспорте.
Все затраты связанные с транспортировкой можно разделить на 2 вида:
1) Постоянные, которые на прямую не зависят от объема перевозимого груза.
К постоянным можно отнести:
- затраты на содержание дорог, шоссе, и т.д.,
- затраты на содержание транспортных терминалов (вокзалы, станции),
- содержание транспортного оборудования,
- затраты на управление транспортировкой.
2) Переменные - связанные с объемом перевозимого груза пропорционально. К переменным относят:
- затраты на топливо,
- оплата труда,
- техническое обслуживание транспортных средств и оборудования,
- затраты на погрузку/разгрузку.
Транспортные тарифы- это плата и различные сборы, которые взыскиваются за перевозку за перевозку грузов. Тарифы рассматриваются как форма цены за транспортную услугу, тарифы должны обеспечивать возмещение затрат и получение прибыли. Традиционно тарифы делят от способа их формирования на 2 группы.
1) Тарифы по отношению к перевозимому объему. Данный вид тарифов исключают, когда увеличение объема перевозимого груза обеспечивает перевозчику снижение общих издержек. При формировании тарифов таким образом можно выделить 2 случая:
-оговаривается мин объем груза: при перевозке V кратных таре, либо вместимости транспортного средства.
-когда помимо V учитывается номенклатура перевозимых грузов.
2) Тарифы по отношению к расстоянию. Выделяют 3 вида тарифов:
1. Единый тариф- не зависит от расстояния и перевозки и действует вне зависимости от пункта отправления или назначения (почтовое отправление) Это обосновано тем, что большая доля затрат приходится на затраты по переработке в конечных пунктах (до 90 %).

 

2. Пропорциональные.Они являются компромиссом между затратами на обслуживание и легкостью назначения тарифов. Пропорциональные тарифы дают преимущества на короткие расстояния. Фирма невыгодность коротких перевозок компенсирует доходами, которые будут получены от дальних перевозок.
3. Сужающиеся тарифы характерны для ж/д транспорта по той причине ,что основными в структуре издержек - являются постоянные издержки. Чем больше расстояние, тем меньше постоянных издержек приходится на км. пути.

Тарифы включают в себя:
• Непосредственно плату, взимаемую за перевозку грузов.
• Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов.
Тарифы должны разрабатываться, а в дальнейшем корректироваться с учетом немногих, но очень важных для развития принципов. В конечном итоге они должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить, с одной стороны нормально работающему перевозчику возмещение себестоимости перевозок и возможность получения прибыли, а с другой, потребителю транспортных услуг выгодность связей транспортом общего пользования.

 

 

7. Регулирование транспортных тарифов. Тарифная политика. Социально-значимые перевозки.

 

Тарифное регулирование на транспорте связано с функциональной деятельностью организаций (предприятий) внутри логистической производственно-транспортной системы или логистической транспортно-сбытовой системы. Основная цель тарифного регулирования — воздействие на систему отношений между участниками товарного и транспортного рынков в процессе производства, транспортировки и сбыта товаров.
Тарифная системапредставляет собой систему транспортных ставок (тарифов) на грузовые и пассажирские перевозки. Расчеты за услуги, оказываемые транспортной организацией, осуществляются с помощью транспортных тарифов

При планировании тарифной политики важно обеспечить экономически обоснованные соотношения по трем направлениям:
• перевозки различных грузов;
• перевозки различными видами транспорта
• перевозки однородных грузов, но различными видами транспорта
Тарифное соотношение, сложившееся на определенный момент, не остается надолго стабильным. Помимо вышеуказанных причин это вызвано неустойчивостью затрат на производство транспортной продукции в процессе функционирования различных видов транспорта. Искомые затраты зависят от ряда факторов, в том числе от:
• дальности перевозок;
• степени использования живого и овеществленного труда;
• технической оснащенности;
• уровня производительности труда;
• деловой активности и т.д.
В то время существует ряд общих очевидных факторов, которые оказывают влияние на уровень тарифов, в связи, с чем их необходимо учитывать в процессе планирования логистической деятельности. Наиболее важные из них следующие: грузоподъемность; загрузка транспортного средства; род груза; вид груза; размер отправки; скорость перевозки; расстояние перевозки и др.
Принципиально расчет средней тарифной ставки можно осуществить по формуле
Т = С + П,
где Т - размер тарифной ставки; С - себестоимость перевозки;
П - прибыль, приходящаяся на единицу транспортной продукции.
Квалифицированным регулированием уровня тарифных ставок можно стимулировать спрос не только на основную продукцию транспорта, но и на дополнительные транспортно-экспедиционные услуги.
Цена- один из ключевых факторов, который совместно с качеством и обслуживанием формирует у покупателя определенный взгляд на продукцию. Хотя обычно логистики непосредственно не участвуют в выборе ценовой политики, их рекомендации, несомненно, влияют на решения, принимаемые в ходе установления цен, так как цена часто зависит от географического положения и действующих транспортных тарифов. Проблема ценообразования - комплексная, она включает многие аспекты экономической теории, теории поведения покупателей, теории конкуренции и многих других.
Методы тарифного ценообразования:
1. Свободное ценообразование.Данный метод основывается на определении местонахождения, где цена будет эффективной. Самые распространенные методы:
а) свободная цена производства. Устанавливается по месту производства. Если транспортировку организует покупатель, то он несет расходы по доставке товаров от места расположения производителя до места потребления данного товара. Если доставкой товара занимается производитель, то стоимость транспортировки будет добавляться к стоимости товара. Покупателя уведомляют об этом. Как правило, доставку ведет производитель в виду большей компетентности и возможностей.
б) свободная цена потребления. Цена заведомо включает в себя транспортные издержки. Определяется она месторасположением покупателя и транспортными тарифами. В данном случае транспортное обеспечение полностью выполняется поставщиком. Предполагается, что он достигает большей экономической эффективности, чем покупатель, так как у последнего нет возможностей и желания заниматься доставкой.
2. Поясное (зонное) ценообразование. Для компаний, работающих с тысячами покупателей, политика тщательной разработки индивидуальной цены не так уж важна. А требуется выработать системный подход к образованию цены. Поясной подход предполагает разделение покупателей по географич. признаку. Установление цены происходит так:
- становление свободной цены производства,
- разбиение покупателей по географическому признаку,
- определение транспортного тарифа для каждого пояса в завис. от вида транспорта и объема поставок,
- определение транспортных издержек, которые вместе со свободной ценой составят окончательную цену.
3. Единые цены. Одна цена для всех покупателей, независимо от их местоположения. Не учитывает реальные транспортные затраты, а усредняет их. Учебники, почтовые отправления.
4. Методы, уравнивающие транспортные расходы. Причина использования - конкуренция. Если две фирмы имеют одинаковые затраты на производство, но расположены разноудаленно от рынка сбыта. Та, которая находится дальше, вынуждена снижать свою прибыль за счет транспортных издержек, но в то же время стремиться к покрытию издержек на перевозку товара, но в то же время иметь цену, обеспечивающую конкурентоспособность.
5. Метод базисной точки. Причина использования - конкуренция. Для определения цены устанавливается отправная (базисная точка). Расчет ведется так, как будто товар отгружается из этого места (хотя это не всегда так). Для данной точки устанавливается свободная цена производства, которая учитывает транспортные издержки до базисной точки. Причем, может быть несколько базисных точек.
Этот способ эффективен когда:
- доля транспортных издержек по сравнению с общей стоимостью продукции велика,
- у поставщиков и покупателей продукции выбор невелик,
- попытки снизить цену вызовут противодействие конкурентов, так как количество поставщиков невелико.


 

8. Понятие «контракт» («договор») в транспортном бизнесе.

Транспортные договоры регулируют правоотношения, связанные с перевозкой грузов и пассажиров. Гражданский кодекс не выделяет такие договоры в отдельную группу, но в предпринимательской деятельности понятие транспортных договоров применяется довольно часто.

Транспортировку грузов и пассажиров можно организовать самостоятельно, с помощью собственного или арендованного транспорта, или поручить транспортной компании. А может, ваш бизнес как раз связан с оказанием услуг по перевозке (кстати, наша статистика подтверждает, что такой вид деятельности популярен среди наших пользователей). Предлагаем разобраться в разновидностях транспортных договоров, т.к. права и обязанности сторон по ним разнятся.

К самым популярным транспортным договорам относятся:

  • договор перевозки;
  • договор транспортной экспедиции;
  • договор фрахтования;
  • договор аренды транспорта с экипажем и без него.

9. Договор перевозки и транспортно-экспедиционного обслуживания.

Мы уже подробно разбирали этот транспортный договор на примере договора перевозки грузов, поэтому здесь только напомним основы.

По договору перевозки перевозчик обязуется доставить груз, пассажиров или багаж в пункт назначения вовремя, в целости и сохранности, а отправитель – оплатить его услуги. Необязательно заключать договор перевозки грузов в виде единого документа с подписями обеих сторон. Для подтверждения договорных отношений между сторонами достаточно транспортной накладной, которая в кратком виде содержит все существенные условия договора.

Однако в большинстве случаев, особенно если речь идет о грузах, которые используется в дальнейшем в бизнесе (товары, сырье, материалы), сторонам может потребоваться согласование других условий, поэтому заключать письменный договор рекомендуется

Перевозка грузов, пассажиров и багажа – это возмездная услуга, исполнение которой регулирует не только Гражданский Кодекс, но и транспортные уставы, кодексы, специальные законы и другие нормативно-правовые акты. Общие положения о перевозке представлены в статьях 784 – 800 ГК РФ, дополнительно кодекс выделяет отдельную главу 41 о транспортной экспедиции.

Транспортная экспедиция, кроме собственно перевозки, включает в себя такие дополнительные услуги как сопровождение груза, заключение сделок в интересах грузоотправителя, исполнение таможенных процедур, контроль количества и состояния груза, его погрузки/выгрузки и др. В этой статье мы рассмотрим договор перевозки на примере перевозки груза автомобильным транспортом, без его экспедиции.

Кроме положений ГК РФ перевозка грузов по России автотранспортом регулируется:

  • Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
  • постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Правила перевозок грузов автотранспортом».

Международные грузоперевозки подчиняются также положениям:

  • Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;
  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.