Наше обыденное мышление, которое делает ржавым наш ум, зачастую, если не сказать — всегда — является источником наших проблем. Кроме того, многие из нас предпочитают трепетать, когда сталкиваются с теми или иными неприятностями и страданиями, которые, кстати, сами и производят на свет, и покорные своей "злой судьбе" тащат за собой свое жалкое существование, проклиная и мир, и людей. Многие предпочитают терпеть, нежели работать со своим сознанием, ибо страдать проще, чем не страдать.
Но если кому-то по тем или иным причинам надоело жить в ситуации постоянного психологического напряжения, тот неизбежно задумается над своим состоянием, пока не выберет окончательную тактику поведения: поиск решения или пассивное подчинение. Тот, кто выбрал для себя первый вариант, быть может, найдет в этом опыте нечто полезное.
Но это пока только слова... Хотя речь здесь пойдет именно о словах. Ведь мы постоянно заняты тем, что именуем и переименовываем, используя все те же слова и таким образом ориентируясь в потоке жизни. Всякое осознавание происходит посредством имени, знака. И формирование мира есть формирование языка. Начиная со своего имени, в которое мы смотримся как в зеркало, привыкая к себе, мы начинаем осознавать себя и одновременно захватываем окружающее нас пространство, обозначая и его — от родителей до детского горшка. В процессе подобного включения в реальность, Хаос, царящий в голове, постепенно формируется в Логос. Логос соразмеряет наши действия, которые — не что иное, как наши мысли.
Прежде чем сделать что-либо, мы называем то, что собираемся сделать и, пока мы не назовем это, мы никогда не сделаем это.
Хотя одно и то же назвать можно по-разному. Данное свойство языка отражает нашу особенность-постоянно оценивать. Одно и то же слово способно возвысить и растоптать, оправдать и обвинить, исцелить и уничтожить. Ведь истинные наши действия — это наши слова. И отсюда — все наши проблемы, которые прежде всего —' проблемы, связанные с наименованием и оценкой.
Мы оцениваем свое состояние, свое положение в обществе, обозначаем свои планы, прогнозы, замыслы. Мы постоянно возводим свое мироздание, используя строительный материал — Слово.
Словами мы созидаем и словами мы разрушаем себя. Со словами мы приходим на прием к врачу и с новыми словами уходим. И тем более со словами приходит пациент к психотерапевту и тем более слов он ждет от него.
Однако в словах, с которыми приходят к нам пациенты, никогда нет правды. Слова, которые они несут нам — не столько правда, сколько оправдание. Почему? Потому что за этими словами пациент пытается спрятать истинную причину своих страданий, хотя об этом и не знает, так как данный процесс происходит неосознанно.
Просятся "на гипноз", "на биополе", заранее формируя установку — "поможет". И помогает. Но не всегда. А, когда помогает, то не навсегда.
Все дело в том, что гипнозом, императивным внушением или суггестией с биоэнергетическим воздействием я "выбиваю" симптом. И действительно — становится легче, и уходит боль, но... Но по существу; я вычерпываю воду из прохудившейся лодки. И сколько бы я ни вычерпыват дальше, вода все равно набирается.
Если существует симптом, значит, где-то прохудилась личность..
Но что же такое — симптом? Определим само его понятие, несколько расширив его понимание за пределы клинических рамок. Симптомом мы будем здесь называть все то, что идет от личности, но при этом мешает самой личности испытывать и поддерживать состояние биопсихического комфорта. Наличие симптома свидетельствует о наличии психологического неблагополучия. Это — аварийный знак, сигнализирующий о том, что в личности образовалась трещинка, трещина или пробоина.
Разумеется, легче предотвратить саму аварию, чем переживать ее последствия. И прекрасно то, что на-это способен каждый. Достаточно вспомнить Марка Аврелия и Сенеку, которые постоянно занимались своеобразной аутопсихотерапией, дабы понять, что затраченные усилия не окажутся напрасными.
То, о чем говорится на этих страницах — один из вариантов аутопсихотерапии. Цель и средство его заключаются в непосредственной, прямой работе со своим симптомом. И, прежде чем приступить к этой работе, необходимо осознать существенно важное положение, некую точку опоры: "Наши симптомы — это вовсе не наши симптомы, а мы сами".
Это непривычно осознавать, потому что мы интуитивно стремимся избавиться от того, что принадлежит нам, но, принадлежа, заставляет страдать. Поэтому мы и выделяем симптом в нечто отдельное — теми же самыми словами. Мы даем ему самостоятельное наименование и, стало быть, самостоятельное существование и иждивенчески сваливаем на него все свои "грехи". И старательно засыпаем камнями истинную причину своих страданий.
А потому стоит твердо себе уяснить, пережить, осознать, что "Мой симптом — это я Сам/Сама".
Сделав этот шаг, мы можем теперь достаточно точно разобраться в себе и, следовательно, помочь себе.
Однако перед этим следует довольно точно сформулировать свой симптом (чего я весьма настойчиво требую от своих пациентов).
Например, если я считаю, что испытываю головную боль, то мне следует подумать, насколько верно
то, что я полагаю и испытываю ли я действительно головную боль, а не что-то другое, лишь напоминающее головную боль. Ведь моя ошибка может стать заблуждением и направить меня по ложному пути. И, чтобы этого не случилось, мне необходимо предельно точно обозначить симптом. Только после этого можно перейти к правильному его опознаванию и интерпретации.
Техника осознавания производится путем отождествления, знака равенства — "Симптом — это я". Этим самым актом мы как бы заново воссоединяемся с собой. Теперь мы можем свободно расшифровать темный и непонятный для нас код. Вживаясь в свой симптом, мы получаем доступ к более глубокому материалу своей личности, мы начинаем видеть свою щель или пробоину. И одним только этим мы снимаем значительную часть напряжения, в котором постоянно находились. Каждый симптом — своеобразный знак, который поддается расшифровке, и ключ к этому шифру — собственное Я.
Теперь мы готовы к тому, чтобы рассмотреть несколько примеров, взятых из психотерапевтической практики.
Пациентка Р.
"Жалобы не неудовлетворенность вдохом, когда хочется вдохнуть еще чуть-чуть, а не получается, как будто стоит какой-то ограничитель в грудной клетке. И чем сильнее пытаюсь вздохнуть, тем меньше шансов на удовлетворение".
Только что произошла оценка и обозначение симптома, но пока она еще недостаточно конкретна. И следует ее дополнить и уточнить.
"Я чувствую неудовлетворенность вдохом. Иногда мне не хватает дыхания. Мне хочется вздохнуть полной грудью, но не получается. Это меня чрезвычайно раздражает и злит".
Формула осознавания. "Симптом — это Я".
Интерпретация. "Дыхание" заменяется на "Я".
Результат. "Я чувствую неудовлетворенность своим Я. Мне хочется полностью ощутить свое Я, но это редко получается. И это чрезвычайно меня злит и раздражает. Интересно, за что же я раздражена на себя"?
Интерпретацию можно расширить и углубить, если еще поработать с симптомом.
"Хочется вздохнуть поглубже, но словно что-то мешает... То ли грудная клетка не расширяется больше, то ли... неясно... одним словом, что-то блокирует свободный вдох. Дыхание несвободное".
Теперь все это переводим на себя: дыхание и все, что связано с дыханием — это Я.
"Хочется ощутить большую свободу своего Я. Но, вероятно, я себе же мешаю. Неясно, что со мной происходит, но получается, что я сама же себя и блокирую. Во мне нет внутренней свободы. Вероятно, это меня и раздражает".
Симптом полностью переформулирован в иную форму выражения. Это выражение получило свое обозначение и оценку. Мы обнаружили проблему, но зато освободились от симптома и теперь уже невозможно "жаловаться" на него. Добравшись до корней, мы не испытываем теперь нужды в том, чтобы поливать засохшие листья.
Сама же по себе работа с проблемой означает новый этап в персональном развитии — этап психологического роста.