Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 8 Язык поведения



Известно, что Бессознательное проецируется. И в конеч­ном итоге, оно проецируется в поведение, которое в свою очередь предопределяет цепь событий, чью последова­тельность принято называть Судьбой. Иными словами, любое событие в жизни человека детерминировано и представляет собой реализацию проективной деятельно­сти Бессознательного.

Все то, что должно произойти, — уже произошло в про­странстве Бессознательного. Таким образом, то, что уже свершилось, не могло не свершиться.

Мы живем с некоторым запаздыванием — в том смыс­ле, что все наши поступки и ситуации являются лишь повторением того, что уже «отпечатано» в контексте Бес­сознательного. Поэтому вполне справедлива поговорка: «Это произошло потому, что это должно было произой­ти». Следовательно, то, что мы называем Судьбой, мож­но определить как «материализацию» на событийном уровне информационных матриц Бессознательного.

Психоаналитикам хорошо известна знаменитая фор­мула французского психоаналитика Жака Лакана: «Бес­сознательное структурируется как язык». Стало быть, и язык, в конечном итоге, одна из форм поведения.

Допустим, что вне поведения нет человека. Это зна­чит, что среди живущих мы не сможем найти человека, который бы никак себя не вел, ни одного живого суще­ства, которое бы никак себя не проявляло. Значит, пове­дение есть некая форма активности, отличающая живое от неживого. В свою очередь, понятие активность само­раскрывается как сумма актов. Но, с другой стороны, активность может быть присуща и неодушевленной ма­терии в таких ее проявлениях, например, как солнечная активность, активность ветра и т. д. В чем же заключает­ся разница между поведением человека и действием вет­ра или солнечного излучения? А в том, что активность неодушевленных предметов представляет собой сумму актов, активность же одушевленных существ есть сум­ма акций. В процессе поведения любой акт стремится превратиться в акцию, что вполне естественно, так как суть любого поведения — сообщение, сигнал.

И если мы внимательно проследим за употребляемы­ми словами и сопоставим их с тем подтекстом, который они могут нести, то без труда сможем определить бессо­знательные импульсы и намерения субъекта.

В связи с этим мне вспоминается случай, который пре­красно иллюстрирует данную идею. Однажды в одном учреждении группа мужчин стояла в ожидании лифта. В это время в холле появилась женщина средних лет, несколько манерная в одежде и походке. Когда дверцы лифта уже открылись, она громко попросила: «Возьмите меня. Я такая маленькая и худенькая».

Впоследствии я с ней встретился еще раз, но уже в ка­честве консультанта, и мои интерпретации ее реплики подтвердились в ходе совместного с нею анализа.

Начальная часть фразы: «Возьмите меня» — может ас­социироваться в двух направлениях. Первое заставляет вспомнить знаменитое идиоматическое клише, где выра­жение «взять женщину» воспринимается в конкретном сексуальном содержании. Поэтому призыв «Возьмите ме­ня» эквивалентен предложению: «Овладейте мной, я хо­чу этого», и в данном случае может выражать скрытые сексуальные фантазии. Второе направление интерпрета­ции предполагает наличие регрессии, инфантильной фик­сации, где «Возьмите меня» может быть расшифровано как «Возьмите меня на ручки», что подтверждается ос­тальной частью фразы: «Я маленькая...» Причем обе ин­терпретации не противоречат, а дополняют друг друга, так как хорошо известно, что у истеричных субъектов неосознанные фантазмы связаны с инфантильной сексуаль­ностью. Понятно, что поведение этой женщины пыталось сообщить именно о данной стороне ее личностных пере­живаний.

Что позволило мне сделать некие априорные выводы, которые подтвердились на практике? Общий методоло­гический принцип, рассматривающий поведение прежде всего как язык, систему сигналов, посредством которых субъект стремится заявить о своих притязаниях. В дан­ном случае мы имеем дело с вербальным поведением, расшифровка которого позволяет обнаружить скрытый контекст личностных маневров. Прием оказался прост — употребляемые слова следует понимать буквально. Вся­кое выражение, которое может звучать двусмысленно, следует воспринимать также двусмысленно.

Можно сказать «возьмите меня», можно — «подожди­те, пожалуйста».

Существует множество идиоматических выражений, но мы не используем их все, а выбираем для себя исходя из своих собственных причин и комплексов строго опре­деленные, делая бессознательный выбор.

Таким образом, получается, что восприятие речи в ка­честве точного психологического документа является вполне обоснованным, и, наряду с общепринятым инте­ресом исследователей к тому, как и почему говорит тот или иной человек, вполне допустимо проявить опреде­ленный интерес к тому, что он говорит. Ибо в этом что таится и как, и зачем.

Получается, что наша речь представляет собой наши высказанные невысказанные желания и одновременно является легальным оправданием для них. Во всяком случае, она явно демонстрирует то, как акт превращает­ся в акцию.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.