Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 7 Переименование исцеляет



Наше обыденное мышление, которое делает ржавым наш ум, зачастую, если не сказать всегда, является источни­ком наших проблем. Кроме того, многие из нас предпо­читают трепетать, когда сталкиваются с теми или иными неприятностями и страданиями, которые, кстати, сами и производят на свет, и, покорные своей «злой Судьбе», тащат за собой свое жалкое существование, проклиная и мир, и людей. Многие предпочитают терпеть, нежели ра­ботать со своим сознанием. Хотя не страдать проще, чем страдать.

Но если человеку по тем или иным причинам надоело жить в ситуации постоянного психологического напря­жения, он неизбежно задумается над своим состоянием, и выберет окончательную тактику поведения: поиск ре­шения или пассивное подчинение. Тот, кто выбрал для себя первый вариант, быть может, найдет в этом опыте нечто полезное.

Но это пока только слова... Хотя речь здесь пойдет имен­но о словах. Ведь мы постоянно заняты тем, что именуем и переименовываем, используя все те же слова, и таким образом ориентируемся в потоке жизни. Всякое осозна-вание происходит посредством имени, знака. Формирова­ние мира есть формирование языка. Начиная со своего имени, в которое мы смотримся как в зеркало, привыкая к себе, мы начинаем осознавать себя и одновременно за­хватываем окружающее нас пространство, обозначая и его — от родителей до детского горшка. В процессе по­добного включения в реальность Хаос, царящий в голо­ве, постепенно превращается в Логос. Логос соразмеряет наши действия, которые — не что иное, как наши слова.

Прежде чем сделать что-либо, мы называем то, что собираемся сделать, и пока мы не назовем это, мы никог­да не сделаем это. Хотя одно и то же назвать можно по-разному. Данное свойство языка отражает нашу особен­ность — постоянно оценивать. Одно и то же слово спо­собно возвысить и растоптать, оправдать и обвинить, исцелить и уничтожить.

Ведь истинные наши действия — это наши слова. И от­сюда все наши проблемы, которые, прежде всего, — про­блемы, связанные с наименованием и оценкой. Мы оцени­ваем свое состояние, свое положение в обществе, обозна­чаем свои планы, прогнозы, замыслы. Мы постоянно возводим свое мироздание, используя строительный ма­териал — Слово.

Словами мы созидаем и словами мы разрушаем себя. Со словами мы приходим на прием к врачу и с новыми словами уходим. И тем более со словами приходит паци­ент к психотерапевту и тем более слов он ждет от него.

Однако в словах, с которыми приходят к нам пациен­ты, никогда нет правды. Слова, которые они несут нам, — не столько правда, сколько оправдание. Почему? Пото­му что за этими словами пациент пытается спрятать ис­тинную причину своих страданий, хотя об этом и не зна­ет, так как данный процесс происходит неосознанно.

Просятся «на гипноз», «на биополе», заранее форми­руя установку — «поможет». И помогает. Но не всегда. А когда помогает, то не навсегда.

Все дело в том, что гипнозом, императивным внуше­нием или биоэнергетическим воздействием я «выбиваю» симптом. И действительно — становится легче, и уходит боль, но... Но, по существу, я вычерпываю воду из проху­дившейся лодки. И, сколько бы я не вычерпывал дальше, вода все равно набирается. Если существует симптом, зна­чит, где-то «прохудилась» личность. Но что же такое — симптом?

Симптом — это устойчивое описание, с которым иден­тифицируется (гипнотизируется) пациент. Получается, что, если мы хотим фундаментальным образом перерабо­тать симптом и избавиться от него насовсем, нам следует его перекодировать, то есть поменять систему описаний — текстов.

Например, если я считаю, что испытываю головную боль, то мне следует подумать, насколько верно то, что я полагаю, и испытываю ли я действительно головную боль, а не что-то другое, лишь напоминающее головную боль.

Ведь моя ошибка может стать заблуждением и напра­вить меня по ложному пути. И, чтобы этого не случилось, мне необходимо предельно точно обозначить симптом. Только после этого можно перейти к правильному его осознаванию и интерпритации.

Техника осознавания производится путем отождеств­ления, знака равенства: «Симптом — это я». Этим самым актом мы как бы заново воссоединяемся с собой. Теперь мы можем свободно расшифровать темный и непонят­ный для нас код. Вживаясь в свой симптом, мы получаем доступ к более глубокому материалу своей личности. И одним только этим мы снимаем значительную часть напряжения, в котором постоянно находились. Каждый симптом — своеобразный знак, который поддается рас­шифровке, и ключ к этому шифру — собственное Я.

Теперь мы готовы к тому, чтобы рассмотреть несколь­ко примеров, взятых из психотерапевтической практики.

Пациентка Р.«Жалобы на неудовлетворенность вдохом, когда хо­чется вдохнуть еще чуть-чуть, а не получается, как будто стоит ка­кой-то ограничитель в грудной клетке. И чем сильнее пытаюсь вздохнуть, тем меньше шансов на удовлетворение».

Только что произошла оценка и обозначение симптома, но пока она еще недостаточно конкретна. И следует ее дополнить и уточнить.

«Я чувствую неудовлетворенность вдохом. Иногда мне не хватает дыхания. Мне хочется вздохнуть полной грудью, но не получается. Это меня чрезвычайно раздражает и злит».

Формула осознавания: «Симптом — это Я».

Интерпретация: «Дыхание» заменяется на «Я».

Результат: «Я чувствую неудовлетворенность своим Я. Мне хочет­ся полностью ощутить свое Я, но это редко получается. И это чрез­вычайно меня злит и раздражает. Интересно, за что же я раздраже­на на себя?»

Интерпретацию можно расширить и углубить, если еще поработать с симптомом.

«Хочется вздохнуть поглубже, но словно что-то мешает... То ли груд­ная клетка не расширяется больше, то ли... неясно... одним сло­вом, что-то блокирует свободный вдох. Дыхание несвободное».

Теперь все это переводим на себя: дыхание и все, что связано с ды­ханием, — это Я.

«Хочется ощутить большую свободу своего Я. Но, вероятно, я себе же мешаю. Неясно, что со мной происходит, но получается, что я сама же себя и блокирую. Во мне нет внутренней свободы. Вероят­но, это меня и раздражает».

Симптом полностью переформулирован в иную форму выражения. Это выражение получило свое обозначение и оценку. Мы обнару­жили проблему, но зато освободились от симптома, и теперь уже невозможно «жаловаться» на него. Добравшись до корней, мы не испытываем теперь нужды в том, чтобы поливать засохшие листья.

Сама же по себе работа с проблемой означает новый этап в персо­нальном развитии — этап психологического роста.

Пациентка Д.Ощущение кома в горле и проблемы с глотанием. Ра­бота проводится по уже выведенной формуле.

1. Четкое обозначение симптома.

2. Осознавание: «Симптом — это я».

3. Формирование тождества личности и симптома.

Получается следующее: «Ком — это я. И я мешаю себе. Я сама ме­шаю принять себя (проглотить себя). Я совершаю судорожные уси­лия, чтобы протолкнуть, вытолкнуть себя, сдвинуть с мертвой точки, но мои действия оказываются безуспешными. Я — ком. Я своим существованием мешаю себе. Я сама у себя вызываю досаду, недо­умение, напряженность. Я невольно сдерживаю в себе то, что про­сится наружу. Я существую в постоянном противоречии между силами, стремящимися к высвобождению и силами самоподавления. И символ этой борьбы — клубок. Чтобы противоречия не разорва­ли меня, мне пришлось сжаться в клубок. Клубок противоречий. И ес­ли меня это угнетает, то не следует ли предпочесть взрыв? Ведь я слишком ценю свободу».

Пациент П.Головная боль. «Я постоянно себя то стискиваю, то сжимаю, то начинаю пульсировать или вовсе раскалываю себя. За что? Откуда это недовольство собой? Быть может, я ожидал от себя боль­шего, чем могу? Быть может, мои претензии и амбиции не оправда­лись? Или я храню в себе старые обиды и хочу их раздавить? Или смутное чувство вины точит меня? Но ведь я — это я, не больше и не меньше. И разве только из-за того, что я есть, не следует полю­бить себя и принять себя? А что касается несбывшихся надежд, не­состоявшихся попыток, то не следует ли от них отказаться — перей­ти от иллюзий в реальность? В конце-концов, мне надоело истязать себя. Мне хочется успокоиться. Ведь я уже ощущаю в себе цели­тельную чистоту покоя. Не правда ли?»

Пациент Ф.Импотенция. «В самый нужный момент я смущаюсь, пасую, становлюсь вялым, безынициативным и напуганным. Мне хочется сжаться, сморщиться, стать незаметным и уснуть. Я теряю себя тогда, когда нужно проявить себя. Я теряю напряжение, когда это напряжение необходимо. Что это — форма протеста или тру­сость? Как бы то ни было, но я слишком поглощен собой, я слишком занят своими переживаниями, и внешний мир при попытке контак­та с ним невольно отпугивает меня. Не следует ли мне поменьше заниматься своей персоной и побольше интересоваться окружаю­щими, не боясь напряжения и затраты энергии?»

Пациентка С.Фригидность. «По существу, я безразлична сама себе. Я бросила вызов природе и слишком активно подавляла свою сек­суальность. Вследствие этого развился страх, в котором я не хотела признаваться себе и заменила его отвращением и холодом. А быть может, в глубине души я все-таки симпатична себе? И все-таки все еще люблю себя? Может быть, мне просто никогда не приходило в го­лову признаться в любви самой себе?»

Пациентка Ч.Страх толпы. «Я боюсь себя, боюсь толпы своих мыслей, может быть, запретных и, как мне иногда кажется, — пре­ступных. Я теряюсь в самой себе. Почему бы мне в один прекрас­ный момент не подойти к зеркалу и после пристального взгляда в упор не скорчить от всей души гримасу? Вот будет интересно по­смотреть, как притихнет моя огорошенная толпа. Уж слишком серь­езно я отношусь к себе и пытаюсь контролировать себя».

Пациентка М.Страх одиночества. «Я существую в себе самой и от­того страшусь себя, своей пустоты. Но пустота — это не только ни­что, пустота — это также и все. Что же я больше ценю в себе — все или ничего? Достаточно того, что я ценю себя и свою пустоту, кото­рую я всегда могу заполнить собой».

Пациент Р.Страх смерти. «Я — смерть, и я боюсь себя. С другой стороны, смерть — это то, чего нет. Ведь пока мы живем, про нас нельзя сказать, что мы мертвы. Итак, смерть — это то, чего нет. Зна­чит, меня пугает во мне то, чего во мне нет. Но это уже и не страх. Быть может, мне следует подумать, как обрести то, чего во мне нет?»

Пациентка 3.Астения. Упадок сил. «Я сама вызываю в себе напря­жение и затрачиваю на него колоссальное количество энергии. Не­понятно пока, откуда у меня потребность к ощущению постоянного напряжения, но ясно уже одно — я обладаю громадными силами, раз мне приходится их извлекать из себя же самой. Мое состояние можно сравнить с работой прибора, который зашкаливает. Возни­кает естественная необходимость освободиться от излишка энер­гии. Я слишком много энергии использую на себя».

Я проиллюстрировал всего несколько примеров. Быть может, основываясь на изложенных здесь принципах, кто-то даст иное осознавание и интерпретацию имею­щихся у него симптомов. Такой вариант вполне логичен. И было бы странно, если бы это было не так. Важнее всего здесь осознать главное положение, заключающееся в том, что симптом есть не некое фатальное зло, а своеобразная и полезная подсказка, следуя которой мы можем обра­тить внимание на малоисследованные и малоизученные стороны своей собственной жизни и использовать это но­вое знание для своей же собственной пользы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.