Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 1 Жизнь есть текст



После долгих лет моей интенсивной деятельности в об­ласти психоанализа и психотерапии я все же решился четко и открыто сформулировать вопросы, которые по умолчанию мною отодвигались на задний план, благона­меренно вытеснялись, и до поры до времени оставались в тени прохладного к ним внимания.

И дело заключалось вовсе не в том, что они заслужи­вали такого отношения, как раз наоборот, в силу своей актуальности требовали серьезной и честной их поста­новки. Однако явное, которое преднамеренно делается тайным, не может бесконечно быть тайным, и снова ста­новится явным. Пришло время, а если быть более точ­ным, то я пришел (ведь время приходит только тогда, когда приходим мы) к осознанию, что готов высказаться по поводу того, о чем раньше умалчивал.

Вопрос 1. Почему со мною происходит то, что со мною происходит?

Вопрос 2. Почему то, что со мною происходит, проис­ходит именно со мной?

Вопрос 3. Могу ли я изменить то, что со мною проис­ходит, если происходящее со мной мне не нравится?

Я поступил парадоксальным образом. Я наконец-то задал эти вопросы... Но это произошло тогда, когда ответ уже был найден. И, в первую очередь, я стал предлагать их пациентам прямо на первом же собеседовании. «По­думайте и ответьте: почему с Вами происходит то, что с Вами происходит? Почему то, что с Вами происходит, про­исходит именно с Вами? Возможно ли изменить (имен­но изменить, а не закрыть на это глаза) то, что с Вами происходит, если Вам это не нравится?»

Психотерапия — единственная область, где клиент не прав. Если же он считает обратное, я отправляю его в магазин — пусть там доказывает свою правоту. С другой стороны, если прав психотерапевт, то почему он испол­няет функцию консультанта, а не Господа Бога?

Таким образом, я не ждал от посетителя «правильных ответов», но переживал с ним возможность его озарения, иррационального пробуждения тех душевных энергий, которые, преодолев инерцию предубеждений рассудка, способны внедриться в самую глубину Сокровенного и обнаружить там живой смысл. А затем потустороннее «там» перенести в здешнее «здесь».

В результате наших совместных странствий по «ней­ронным пространствам», этаких внутренних навигаций, мы кое-что прояснили, но к этому добавился еще один вопрос: «Действительно ли возможно, то есть реально ли на самом деле с помощью слов изменить происходящее или это всего лишь красивая метафора, пленительный миф, чарующая сказка, космическая фантазия о предначальном глаголе Логоса, написавшем этот мир?»

Первые формулировки наших постижений оказали на нас впечатление и вдохновили на то, чтобы продолжить единожды начатую деятельность. Вопросы сами раскры­ли себя, и мы обнаружили в них спрятанные, словно зер­нышки в яблоках, ответы.

Вопрос 1. «Почему со мною происходит то, что со мною происходит?» — Ответ: «То, что происходит со мною, про­исходит в абсолютно точном и строгом соответствии с тем, что и как я говорю».

Вопрос 2. «Почему то, что со мною происходит, про­исходит именно со мной?» — Ответ: «Потому что имен­но я это говорю».

Вопрос 3. «Могу ли я изменить то, что со мною проис­ходит, если происходящее со мною мне не нравится?» — Ответ: «Поскольку происходящее со мною зависит от того, что я говорю, то, если я изменю свою речь, поменяется и происходящее».

Полученные выводы, однако, не показались ни абсурд­ными, ни фантастическими, ибо их согласованность с данными лингвистики оказалась вполне соответствую­щей. И поэтому, прежде чем изложить собственно ориги­нальность и инновационность авторского метода, кото­рый я назвал психограмматическим, напомню классиче­ские положения.

Одно из них, известное как Принцип лингвистической относительности Сепира — Уорфа, заявляет о том, что не реальность определяет язык, а, наоборот, язык определя­ет реальность. Это значит, что язык, в первую очередь, со­здает реальность, структурирует ее, а не описывает.

То есть слова не описывают мир, они пишут мир.

В качестве иллюстрации достаточно вспомнить слу­чай в лондонском метро, когда таблички на дверях «Вы­хода нет» по рекомендации социологов заменили надпи­сью «Выход рядом», что уменьшило число самоубийств в Лондоне.

Столь же показательны примеры, которые я могу при­вести из собственной практики.

Однажды на консультацию ко мне пришел молодой человек и посе­товал на собственную судьбу. На вопрос о том, что же его так удру­чает и печалит, он нерешительно пожал плечами, как-то нервно дер­нулся и выговорил нечто невнятное. Затем напрягся, сжался, съежил­ся и вдруг заявил, словно, наконец, решился: «В последнее время меня преследуют долги. Я никак не могу расплатиться со своими компаньонами. И даже если подворачивается удачный вариант, в са­мую последнюю минуту он срывается. Тут еще ни с того ни с сего жена начала предъявлять повышенные требования, а сын стал дер­зить. Наваждение какое-то».

Внимая его исповеди, я уловил, что в течение сорока минут он семь раз употребил слово «должен», причем безотносительно от описы­ваемой ситуации.

Оказалось, что его основная жизненная опора приходится на слово «должен». И получилось, что его главное руководство к действию заключено в черной магии этого понятия: «Я постоянно кому-то должен — обществу, приятелям, родителям, детям, педагогам...» Наиболее коварный соблазн — расширение принципа долженство­вания и на себя — оказался также характерным для моего посети­теля. Хотя бы такая его фраза, как: «Что я должен делать, доктор?», выразила довольно высокую степень его сцепления с проблемой.

Итак, мы выявили опорный, осевой тезис всей смыс­ловой конструкции, которая ляжет в основу метода прак­тической трансформации личности.

Жизнь есть текст. И конкретная жизнь отдельного субъекта складывается в точном соответствии с тем, что и как он говорит.

Однако в отношении вышесказанного мне довелось ус­лышать довольно логичное возражение: «Как на счет тех, кто говорит хорошо, а живет плохо?» И на самом деле, замечание весьма существенное. Разве мы не встречаем­ся с великолепными говорунами, которым можно вни­мать беспрерывно, но при этом их жизнь оставляет же­лать лучшего.

Вроде бы все правильно. Но здесь следует учесть один момент. Наша речь это не только то, что мы произносим вслух, но и то, что говорим про себя. Внутренняя неосо­знаваемая речь называется мышлением. По определению мышление и есть внутренняя речь. Мы мыслим словами. И даже наши нечаянные фразы оказывают на нас су­щественное воздействие. Как-то раз одна женщина в шутку обронила: «Мой ребенок ну прямо одно наказа­ние» — и через минуту уже забыла об этом. А фраза, тем не менее, записалась подсознательным умом и послужи­ла своеобразным посылом для выстраивания логической цепочки, кстати формально совершенно непогрешимой. Поскольку наказание всегда связано с болью, то послед­няя не заставила себя ждать, и молодая мамаша с непри­ятным удивлением вскоре обнаружила у себя склонность к мигреням и травматизму, чего раньше за собой не на­блюдала.

Основное правило

Продолжая развитие темы, перейду к представлению оригинальной части повествования, излагающей базовые положения разработанного мною метода, получившего название Психограмматика (Лингвопсихоанализ).

Итак, мы выяснили, что разгадка жизни заключена в разгадке слов — своеобразных кодов, конденсирующих в себе все мистерии Бытия.

Мы сами не подозреваем о том, сколь мощная и сак­ральная сила обитает в недрах слов, которые мы произ­носим. Связывая друг с другом слова и предложения, мы связываем варианты своих судеб. Исходя из этого мы можем обозначить и суть лингвопсихоанализа, которая сводится к тому, чтобы выявить в языке или в речи па­циента определенные закономерности, в поле его бытия проецирующиеся в явления, называемые им проблемами.

Поскольку язык первичен, а ситуация лишь следствие, то, внося определенные коррективы в собственный лекси­кон, мы автоматически корректируем и контекст наших обстоятельств. Данное высказывание является основ­ным правилом лингвопсихоанализа. Выражаясь проще: как говорим, так и живем. Если хочется жить по-друго­му, то следует и начать говорить по-другому. Преимуще­ство данного метода состоит в том, что он не требует от нас особых усилий, напряженного самокопания, болез­ненной рефлексии, затрат времени, но предполагает лишь наличие карандаша, да листка бумаги, с помощью кото­рых можно изменить собственную жизнь. Мы выполня­ем несложные, но точно согласованные действия, и в это время кардинальным образом меняется наша жизнь.

Жизнь каждого из нас — это грамматическая конст­рукция. Несмотря на свою очевидность, это утверждение нуждается в определенном прояснении, которое станет вполне ясным, если совершить короткое погружение в глубину эволюционных пластов той мистической руды, которую мы называем душой.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.