Контрольно – оценочный компонент для дисциплины«Методологические проблемы психологии»
(программа - «психологическое консультирование)
1. Предварительная диагностика слушателей осуществляется с целью выявления их представлений о психическом и самой общей компетентности в методологии психологии. Данная диагностика предназначена и для создания соответствующей мотивации у слушателей, стимулирующей изучение данного курса.
1. Анкета на степень информированности в области методологии психологии.
Инструкция. Постарайтесь ответить на один вопрос, через согласие (ответ – да) или несогласие (ответ – нет) с различными утверждениями о вашей личности.
Шкала ответов: «да – нет».
Я думаю, что могу эффективно организовать свою жизнь, справиться с кризисными ситуациями рассказать любому человеку на профессиональном уровне о психологии как науке, поскольку…
1. Имею большой опыт самопознания.
2. Хорошо знаком (а) с основными компонентами человеческой психики.
3. Чётко представляю, чем мотив отличается от потребности.
4. Знаю, основные принципы отечественной психологии.
5. Знаю, что такое методология науки.
6. Мне известно, как рефлексия связана с методологией.
7. Ясно понимаю и помню, основные компоненты сознания в теории А.Н. Леонтьева.
8. Владею теорией психологии.
9. Знаю основные компоненты структуры личности.
10. Понимаю, что деятельность крайне важна для любого человека.
11. Умею определить психологические проблемы другого человека и устранить их.
12. Знаю, как доступно рассказать о сложных психологических проблемах.
13. Владею методами разрешения конфликтных ситуаций.
14. Мне нравится рассуждать о сложных проблемах в психологии.
15. Хорошо знаю теорию психофизиологического параллелизма.
16. Люблю знакомиться с индивидуальными особенностями собеседника.
17. Участвовал (а) в организации психологической помощи другому человеку.
18. Я участвовал (а) в написании теоретической статьи на психологическую тему.
19. Мне интересно разбираться в собственной душе и развивать свои восприятие, память, мышление.
20. Я отчетливо представляю, в чем состоят основные функции методологии науки.
Интерпретация.
За каждый ответ - да начисляется 1 балл. Если испытуемый набирает от 0 до 6 баллов, то его уровень знаний и навыков в области методологических проблем психологии низкий, если от 7 до 13 баллов – средний, если от 14 до 20 – высокий.
2. Текущий контроль (осуществляется в виде обсуждения вопросов на семинарах, возможен в качестве ответов на вопросы при опросе внутри лекций).
Вопросы для самоконтроля.
Раздел 1.
1. Каковы связи методологии и системой принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности?
2. Назовите два основных содержательных раздела методологии.
3. Каковы основные области соприкосновения методологии и рефлексии?
4. Перечислите не менее пяти функций методологии.
Раздел 2.
1. Каковы основные свойства психического отражения?
3. Перечислите не менее трех принципов в отечественной психологии.
4. Кратко охарактеризуйте новые принципы – субъекта, индивидуальности, свободы.
Раздел 3.
1. Перечислите основные компонеты деятельности человека.
2. Напишите три основных структурных элемента сознания в теории А.Н. Леонтьева.
3. В чем сущность методов психосемантики для изучения индивидуального сознания?
4. Каковы специфические особенности сознательной саморегуляции человеком своего поведения?
Раздел 4.
1. Сравните традиционный энергетический и новый информационный подходы к изучению психики. В чем принципиальная новизна когнитивной психологии?
2. Охарактеризуйте три основных элемента методов виртуальной реальности.
3. В чем смысл экоцентрированного сознания ?
4. Перечислите хотя бы три эффекта «критического мышления».
3.Экзаменационные вопросы.
Вопросы к экзамену.
по дисциплине «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ».
«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ»
1. Понятие о методологии. Методология и метод.
2. Уровни методологии. Методология и метод.
3. Современные методы психологического исследования (компьютерные, методы психосемантики, методы виртуальной реальности, методы построения искусственного интеллекта), их место в построении методологии.
4. Сущность психического как предмета психологии. Современные представления о предмете психологии.
5. Взаимодействие человека с миром как предмет психологии.
6. Понятие о личности в психологии. Различные подходы к психологии личности.
7. Личность и психические функции, свойства, состояния.
8. Соотношение понятий «субъект» и «личность». Субъектная парадигма и субъектно-деятельностный подход в психологии.
9. Субъект как носитель человеческого способа бытия. Свойства субъекта.
10. Проблема “единицы” психического в психологии.
11. Понятие принципа в отечественной психологии. Характеристика основных принципов.
12. Изначальная социальность психики человека. Социальное и биологическое в психике.
13. Проблема высших и низших психических функций в отечественной психологии.
14. Принцип детерминизма в психологии. Условия и движущие силы развития личности.
15. Деятельностный подход в психологии (различные варианты).
16. Принцип субъекта.
17. Понятия «социальное», «общественное», «индивидуальное», их взаимосвязь и различия.
18. Категории «социальное-биологическое», «общественное-индивидуальное», «материальное-идеальное» в психологии. Тройной дуализм.
19. Саморегуляция субъектом деятельности и поведения.
20. Принцип общения в психологии.
21. Психология сознания. Связь сознания и бытия.
22. Теории сознания в отечественной психологии (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева).
23. Экопсихология сознания на современном этапе. Соотношение искусственного-естественного в психическом.
24. Психическое как процесс и как деятельность.
25. Логика и психология мышления. Соотношение продуктов и процесса в психическом.
26. Свойства психического отражения (неизоморфность, недизъюнктивность, неаддитивность и т.д.
27. Проблема индивидуальности в психологии.
28. Принцип развития в психологии.
29. Психология аддикций в современном обществе.
30. Психологические проблемы современного технократического общества (информационные перегрузки, манипулирование личностью и т.д.).
4.Контрольная работа (примерный вариант).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ проблемы ПСИХОЛОГИИ
Тест
Выберите правильный ответ.
1. Психология как самостоятельная наука возникает:
а) в 1863 году; б) в 1879 году; в) в 1906 году.
2. Связь методологии и мировоззрения осуществляется через:
3. Выделяются следующие уровни методологии: 1) философский; общенаучных принципов и форм исследования; 3) конкретно-научный; 4) …:
а) уровень взаимосвязи между науками; б) методики и техники исследования; в) приемов и средств реализации познавательной деятельности.
4. Методология и метод исследования взаимосвязаны между собой следующим образом…:
а) никак не связаны; б) метод выступает необходимой частью методологии; в) методология обобщает метод изучения объекта и строится только на его основе.
5. Существуют следующие функции методологии: 1) стимулирования процесса познания; 2) проблематизации и критического осмысления существующих знаний, идей; 3) формирования творческой личности ученого за счет расширения его кругозора; 4) организации и структурирования научного знания; 5) эвристическая; 6)…:
а) выработки стратегии науки, перспективности того иного научного направления; б) разрешения конфликтных ситуаций; в) установления адекватности философских идей; г) установления положительных отношений между ученым и его учениками.
6. Основные функции психического – это когнитивная, регулятивная и …:
8. Современные методы виртуальной реальной при воздействии на психическое состоят из: 1) сетевой обработки данных; 2) создания трехмерного изображения объекта, приближенного к реальному; 3) …
а) возможности навигации; б) тюнинга; в) возможности сканирования изображения объекта.
9. Принцип детерминизма в отечественной психологии был впервые предложен:
10. Учение о сознании как совокупности интенциональных актов было выдвинуто:
а) Ф. Гуссерлем; б) Л.С. Выготским; в) В. Вундтом; г) Ф. Брентано.
Ответьте на вопрос (или утверждение) - да или нет.
1. Верно ли, что методология включает в себя два основных содержательных раздела: 1) учение об исходных принципах познания; 2) учение о высшей нервной деятельности человека и животных?
12. Правильно ли, что главенствующее значение психологии в системе наук определяется тем, что психология исследует познавательную деятельность человека, продуктом которой являются все другие науки?
13. Верно ли, что К.А. Абульханова впервые сформулировала методологический принцип субъекта в психологии?
14. Верно ли, что краткая формулировка принципа историзма звучит следующим образом – психическое не только проявляется, но и формируется в ходе деятельности субъекта?
15. Согласно А.Н. Лентьеву основными образующими человеческого сознания являются значения, личностные смыслы и чувственная ткань, так ли это?
6.Портфолио.
1. Подготовка к семинарским занятиям осуществляется по рабочей программе, с содержанием которой можно ознакомиться в библиотеке СмолГУ или на кафедре общей психологии (ауд.213, третьего корпуса).
2. Магистрант может оформлять и вести собственное портфолио по каждому семинарскому занятию изучаемой дисциплины.
Структура портфолио (по каждому занятию):
- терминологический словарь по теме;
- составление концептуальной карты по каждому вопросу семинарского занятия (схемы, таблицы и т.п.);
- для получения дополнительных рейтинговых баллов студент может представить в портфолио аннотацию на прочитанную статью (1балл), монографию (3балла), главу (2 балла), эссе (3 балла).
Критерии оценки портфолио:
- наличие обязательных рубрик (по1 баллу за каждую)
- качество представленного содержания (от 1 до 3 баллов)
- креативность оформления материалов (от 1 до 3 баллов)
- наличие дополнительных индивидуальных рубрик (от 1 до 3 баллов)
- работа с дополнительной литературой (см. выше)
Портфолио может быть представлено как в рукописном (формат А-4), так и в электронном вариантах. За представление электронного портфолио с использованием специальных программ присуждаются дополнительные баллы от 3 до 10 (за портфолио в целом, в зависимости от сложности и креативности).
Рефлексивные анкеты.
Рефлексивная анкета к дидактической единице № 1.
Что, на ваш взгляд, является наиболее важным для совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня из методологии психологии ?
Совсем неважно
Неважно
Трудно определиться
Важно
Очень важно
1) Знать сущность основных понятий психологии
2) Информированность о различных подходах к изучению психического
3) Знать методы воздействия на психику
4) Представлять себе технологии экологического подхода к психическому миру человека