Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Критерии оценивания уровня освоения дисциплины _



Отлично - ответ студента полный, раскрывающий сущность данного вопроса; - материал излагается в логической последовательности; - студент связывает теоретический материал с практической деятельностью, подтверждая данные теоретические положения конкретными примерами; - формулирует вывод в конце ответа; - обосновано отвечает на дополнительные вопросы; - ответ уверенный, речь грамотно оформленная.  
Хорошо - ответ студента полный, раскрывающий сущность данного вопроса; - материал излагается в логической последовательности; - допускает незначительные недочеты в изложении учебного материала; - знает определение педагогических понятий; - связывает теоретический материал с практической деятельностью; - на дополнительные вопросы отвечает с некоторыми неточностями; - ответ уверенный, речь грамотно оформлена.
Удовлетворительно - ответ студента неполный, непоследовательный, нарушена логика изложения; - педагогические понятия формулируются неточно, затрудняется в приведении примеров, связанных с практической деятельностью; - затрудняется при ответе на дополнительные вопросы; - ответ не уверенный, имеются речевые ошибки.
Неудовлетворительно - знания неполные, поверхностные; - не знает определений педагогических понятий; - плохо ориентируется в учебном материале, не отвечает на дополнительные вопросы; - не умеет связывать теоретические положения с практической деятельностью; - речь несвязная, нелогичная.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Общее понятие о методологии психологической науки.

Тема 1. Методология науки. Методология как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методология как учение о методе. Два основных содержательных раздела методологии: 1) учение об исходных принципах познания; 2) учение о способах и приемах познания. Методология и рефлексия науки. Методология как учение о науке (наука о науке). Методология и философское знание. Философия как наука, продуцирующая общеметодологическое знание, и мировоззренческая функция философии. Связь методологии и мировоззрения через философское знание. Взаимосвязь философии и конкретной науки: различные точки зрения (экзистенциализм, неопозитивизм и др.). Уровни методологии: 1) философский; общенаучных принципов и форм исследования; 3) конкретно-научный; 4) методики и техники исследования. Функции методологии: а) стимулирования процесса познания; б) проблематизации и критического осмысления существующих знаний, идей; в) формирования творческой личности ученого за счет расширения его кругозора; г) организации и структурирования научного знания; д) эвристическая; е) выработки стратегии науки, перспективности того иного научного направления.

Тема 2. Методология психологии: общие проблемы. Предмет психологии. Содержание психического как основного предмета психологической науки. Психическое как особая, субъективная реальность. Сознательное и бессознательное в психике. Эмоциональное, волевое, когнитивное как основные содержательные компоненты психического. Проблема аффекта и интеллекта. Всеобщее, единичное, особенное в психике. Психическое как особенное. Психическое как рефлекторное отражение внешнего и внутреннего мира. Взаимосвязь переживания (отношения) и действия. Действие и деятельность как предмет психологического анализа. Детерминация психического. Человек как субъект деятельности и психического отражения. Активность субъекта. Постановка и реализация целей личностью, детерминация поведения субъекта. Влияние субъектного бытия на природу и общество. Основные функции психики: когнитивная, регулятивная (У. Джемс), коммуникативная (Б. Ломов). Место психологии в системе других наук. Срединное (центральное) положение психологии между философскими, гуманитарными, естественными науками (Б.М. Кедров). Главенствующее значение психологии в системе наук: а) все науки по происхождению являются продуктом познавательной деятельности человека; б) все науки созданы для человека и в конечном итоге приходят к человеку (Ж. Пиаже). Важнейшее место психологии в человекознании (Б.Г. Ананьев). Психология как классическая наука. Онтологический статус психического. Представительство психологии в РАН. Взаимосвязь психологии с другими науками. Психология и философия. Связь психологии с общественными, естественными, медицинскими, педагогическими, техническими науками (Б.Ф. Ломов). Психология и биология. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии.

Тема 3. Понятие о методе. Методы психологического исследования. Понятие метода в широком (форма теоретического освоения действительности, исходя из закономерностей движения изучаемого объекта) и узком (способ познания, опирающийся на на совокупность определенных знаний) значении этого термина. Классификации методов психологического исследования. Наблюдение и эксперимент как важнейшие методы психологии. Тесты как психодиагностические методы (разновидность эксперимента). Современные компьютерные тесты. Организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный) в психологии, методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, психодиагностические, моделирующие), методы обработки данных, интерпретационные (генетический, структурный) методы. Современные психологические методы изучения психического и воздействия на психику (компьютерные, методы психосемантики, методы виртуальной реальности, методы построения искусственного интеллекта). Взаимосвязь психологии и нравственности, нравственная психология. Психология и мировоззрение. Использование данных психологии при построении мировоззренческих систем. Влияние психологии на философское знание.

Раздел 2. Принципы отечественной психологии.

Тема 1. Принципы психологии как предельно обобщенные положения о закономерностях психического. Принципы отечественной психологии как наиболее общие постулаты науки, отражающих природу психического, его место в системе других явлений и процессов материального мира. Принципы психологии как форма предельно генерализованных, отрефлексированных закономерностей функционирования психического. Принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, личностный (С.Л. Рубинштейн); принцип развития (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк), принцип отражения и активности (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип историзма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.Т. Кудрявцев), принцип общения и системности (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев), принцип субъекта (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский), принцип индивидуальности (В.В. Селиванов), принцип свободы (Е.А. Кузьмина). Принципы психологии как динамическая, развивающаяся система.

 

Тема 2. Принцип субъекта и субъектно-деятельностный подход. Субъектная парадигма в психологии. Традиционное понимание субъекта, как функциональной организации личности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова). Современная трактовка субъекта в качестве раннего этапа онтогенеза, исходного образования по отношению к личности (А.В. Брушлинский). Стадии развития субъекта в онтогенезе (предсубъектная, аморфной субъектности, парциальной субъектности, познавательной, противоречивой, личностной, полноценной, воплощенной, угасающей субъектности (В.В. Селиванов). Субъектно-деятельностный подход в современной психологии (А.В. Брушлинский). Субъект как источник и организатор деятельности. Человек как субъект собственной психической активности, различных видов деятельности, межличностных и социальных отношений. Индивидуальный и групповой субъект.

 

Раздел 3. Основные проблемы современной методологии психологии.

Тема 1. Деятельностный подход к исследованию психического. Деятельность как важнейшая категория психологии. Деятельность как активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает субъектом, воздействующим на объект и удовлетворяющим свои потребности. Структура предметной деятельности (мотив, цель, действие, операция, навык, средства). Понятие психической деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Деятельность как предмет изучения многих наук. Психическое и деятельность. Разработка деятельностной парадигмы на основе теории интериоризации (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Две основные формы деятельности (внешняя и внутренняя). Порождение внутренней психической деятельности из деятельности внешней, материальной через интериоризацию. Интериоризация как переход внешнего во внутреннее. Единство деятельности и психического (С.Л. Рубинштейн). Формирование психического в деятельности. Два значения понятия «деятельность»: 1) деятельность субъекта (человека, группы людей и др.); 2) деятельность органа (сердечная, дыхательная и др.). Деятельностный уровень психического отражения как мотивационно-операционный пласт психического. Мыслительные, познавательные операции (действия) как продукты психического. Психические действия и психические процессы. Психический процесс как исходное состояние психического (непрерывное взаимодействие субъекта с объектом), в котором порождаются и функционируют психические операции.

Тема 2. Психологические исследования сознания. Содержательные аспекты психологии сознания в различных направлениях. Структурализм В. Вундта. Сознание как сочетание простейших элементов - ощущений и простейших чувствований (удовольствий, напряжений и т.п.). Сознание как апперцепция (различающее внимание), которая обеспечивает человеку прохождение частей образа, не теряя связи с целым. Сознание как «объем внимания». Учение об интенциональных актах Ф. Брентано. Сознание как акты, которые производит субъект, когда превращает нечто в объект осознания. Сознание как понимание значения. Значение - связь акустического раздражителя и обозначающей им вещи. Учение У. Джемса о «потоке сознания». Сознание как динамическое образование, как процесс, который непрерывно изменяется. Содержание сознания не может быть сведено к совокупности составляющих его ощущений, идей, представлений. Сознание как отражение образов в их отношениях с другими образами, объектами, с психической активностью. Сознание в гештальтпсихологии. Сознание как целостные образы (гештальты), неразложимые на сенсорные первоэлементы. Несводимость целого к составляющим его компонентам. Приоритет целого в детерминации частей. Законы гештальта – транспозиции (человек реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение); прегнантности (в поле восприятия господствуют «хорошие» фигуры, т.е. простые, симметричные, уравновешенные, замкнутые);. центрации (центральные части общего поля или фигуры воспринимаются как более яркие, крупные, отчетливые, они переоцениваются во всех отношениях.) и др. Понимание сознания в качестве феноменального поля. Фигура и фон, динамика фигуры и фона. Уравновешивание сознания посредством мышления, которое преобразует структуру наглядной ситуации через постижение проблемной ситуации как целого, заключающего в себе конфликт. Природа сознания в понимающей психологии (В. Дильтей, Э. Шпрангер). Несводимость содержания сознания к логическим, когнитивным схемам. Сознание как единство аффекта, интеллекта и воли. Сознание как психологические состояния, отличающиеся наличием у личности различных ценностей. Понимание другого человека, сопереживание, «вчувствование» как основные методы изучения сознания. Учение о сознании Л.С. Выготского. Высшие и низшие психические функции. Наличие психических орудий - специфическая особенность сознания и психики человека. Примеры психологических орудий (нумерация и счисление, мнемотехнические приспособления, алгебраическая символика, произведения искусства, письмо, схемы, диаграммы и др.) Мышление и речь как основные составляющие сознания. Взаимосвязь мышления и речи через значение слова. Значения и смыслы (совокупность всех психологических фактов, возникающих в сознании благодаря слову; внутренняя сторона речи, обращенная к личности; контекстное значение) как образующие сознания. Сознание в теории С.Л. Рубинштейна. Сознание как единство: 1) знания и переживания (отношения); 2).знания и деятельности, поведения; 3) реального и идеального; 4) объективного и субъективного; 5) психологического и языка, речи; 6) знания и процесса осознания, прерывного и непрерывного. Основные образующие индивидуального сознания в концепции А.Н. Леонтьева. Значения, личностные смыслы и чувственная ткань. Чувственная ткань как образы воспринимаемой человеком реальности. Функции чувственной ткани. Взаимосвязь личностных смыслов и значений, выражение смыслов в системе значений. Различные системы связей смыслов и значений: 1) слитости (характерно для неразвитого сознания в детском возрасте, для первобытного сознания); 2) отчуждения (свойственно буржуазному сознанию или дезъинтегрированному); 3) несовпадения (обычное состояние нормального, развитого сознания при социализме). Теория сознания Б.Г. Ананьева. Внутреннее содержание сознания как переход от ощущения к мысли посредством языка. Системы логических и чувственных знаний – основное содержание сознания. Регулирующая роль сознания. Механизм ассоциаций и непрерывность состояний сознания. Непрерывность сознания как проявление общности различных психических процессов, их отнесенности к «Я», к самосознанию субъекта. Понимание сознания в теории установки Д.Н. Узнадзе. Зависимость сознательных процессов от бессознательных факторов. Установка как неосознанное психическое образование, опосредствующее поведение и деятельность личности и способствующее удовлетворению определенной потребности. Примеры установок. Человек как личность, субъект, поведение которого начинается до восприятия стимулов в данной конкретной ситуации, с установки. Зависимость установки от предшествующего опыта личности. Детерминация установкой организованности, взаимосвязи компонентов психической организации, ее устойчивости и согласованности в функционировании. Основные образующие индивидуального сознания в современной психологии: знания (значения), отношения (смыслы), сенсорно-перцептивные и эмоциональные психические явления (чувственная ткань), характер связи между элементами сознания, мера влияния знаний, отношений, аффективных компонентов друг на друга. Сознание и бессознательное Сознание как психологический процесс осознания человеком внешнего и внутреннего мира, как непрерывное взаимодействие субъекта с объектом. Психосемантика как метод и подход к исследованию взаимосвязей между коннотативными и денотативными значениями индивидуального сознания. Сознание и бытие. Включенность сознания в структуру бытия. Детерминирующая роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Зависимость общественного и индивидуального сознания от уровня и характера развития производства (производительных сил и производственных отношений), неоднозначность этой зависимости.

Тема 3. Тройной дуализм в психологии (проблемы: общественного-индивидуального; биологического-социального; материального-идеального). Понятия «общественное» и «индивидуальное». Общественное как исторический тип общества, основывающийся на определенном типе производства. Социальное как то в поведении и психике человека, что выражает специфически человеческий способ бытия (сознание, самосознание, язык, речь, осуществление деятельности и др.). Различие категорий «общественное» и «социальное». Проблема общественного – индивидуального в истории психологии. Дуализм в понимании общественного – индивидуального: Э. Дюркгейм – коллективный опыт и индивидуальный опыт; ранний Ж. Пиаже – неспонтанные и индивидуальные понятия. Дуализм в понимании проблем «социального – биологического», «материального – идеального». Психическое как единство общественного и индивидуального, социального и биологического, материального и идеального. Социальность психического. Взаимосвязь социального и биологического в психике. Различное соотношение социального и биологического в различных уровнях психического отражения. Недизъюнктивное мышление как способ преодоления тройного дуализма в психологии (А.В. Брушлинский).

Раздел 4. Психологические проблемы современного технократического общества.

Тема 1. Информационная природа психического. Краткая история становления когнитивной психологии. Когнитивная психология как отражение кризиса бихевиоризма и психоанализа. Компьютерная метафора в понимании информационной природы психического. Традиционный энергетический и новый информационный подходы к изучению психики. Проблема искусственного-естественного в современной психологии. Натуральное и неестественное в образах виртуальной реальности, в программных моделях объектов природы и общества. Проблема экологии индивидуального и массового сознания. Интернет - зависимость, ПК-зависимость, их психологическая природа.

 

Тема 2. Психология и этика в решении проблем современного общества. Использование интернет-технологий, технологий виртуальной реальности и искусственного интеллекта в обучении, психологической коррекции, тренингах профессиональных навыков. Способы повышения экологичности современных программных продуктов – создание трехмерных изображений, навигации, сетевого ресурса, экологически чистого интерфейса программ и др. Основные положения экологической психологии. Антропоцентрированное и экоцентрированное сознание. Основные принципы натурпсихотерапии. Психология влияния и манипулирования личностью в современном обществе. Формирование критического мышления у субъекта (Д. Халперн). Эффекты «критического мышления».

5. Тематический план

Наименование разделов и тем Всего часов Лекции Практические Самост. работа
Раздел 1.Общее понятие о методологии психологической науки.  
1. Методология науки.  
2. Методология психологии: общие проблемы.  
3. Понятие о методе. Методы психологического исследования.    
Раздел 2. Принципы отечественной психологии.  
1. Принципы психологии как предельно обобщенные положения о закономерностях психического.  
2. Принцип субъекта и субъектно-деятельностный подход.    
Раздел 3. Основные проблемы современной методологии психологии.  
1. Деятельностный подход к исследова- нию психического.  
2. Психологические исследования сознания.    
3. Тройной дуализм в психологии (про- блемы: общественного-индивидуаль- ного; биологического-социального; материального-идеального) .    
Раздел 4. Психологические проблемы современного технократического общества.  
1.Информационная природа психического..    
2. Психология и этика в решении проблем современного общества.  
Текущий и итоговый контроль    
Всего

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ (технологическая) КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Название темы Лекции Практиче ские Самостоятельная работа Форма контроля
Общее понятие о методологии науки     Конспект раздела в книге Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.:МГУ, 1983. Обзор публикаций по теме, в том числе в доступных эл. журналах Собеседование
Методология и методы психологии   Анализ содержания раздела книги Современная психология (ред. Дружинин В.Н.). – М.:Инфра-М, 1999. – С. 7-19. Просмотр лекции академика А.В. Брушлинского по методологическим проблемам психологии (видеозапись) (составление таблицы по специфике современных методов психологии Групповая дискуссия, тест
Принципы отечественной психологии.   Составление кластера по теме Собеседование
Основные проблемы современной методологии психологии (психология деятельности).   Просмотр лекции академика К.А. Абульхановой по психологии личности (видеозапись) Составление глоссария по теме Тест, коллоквиум
Основные проблемы современной методологии психологии (психология сознания)     Составление кластера по теме «Содержание сознания» в концепциях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева Терминологическкий диктант, групповая дискуссия
Психологические проблемы современного технократического общества   Составление учебного кроссворда Взаимопроверка
  Всего  

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.