Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300.68 «Психология»
Программу разработал
доктор психол. наук, профессор Селиванов В.В.
Утверждено кафедрой
Протокол № __ от «___»__________________201___ г.
Завкафедрой _____________
Смоленск
2015 1. Пояснительная записка
Место дисциплины в структуре ООП
Курс «Методологические проблемы психологии» в магистерской подготовке относится к дисциплинам общенаучного цикла, к разделу «базовая часть» (М.1.Б.1). Знания, умения и навыки, формируемые в процессе освоения дисциплины «Методологические проблемы психологии» необходимы для изучения дисциплин: «Качественные и количественные методы исследований в психологии», «Планирование теоретического и эмпирического исследования в психологии», «Психологическое консультирование» и др. Содержание данной дисциплины имеет принципиальное значение для общей ориентации магистрантов в терминологическом аппарате общей психологии, для методологически грамотного мышления при решении базовых проблем психологии (соотношения общественного-индивидуального, социального – биологического, сознательного – бессознательного и др.), для написания магистерской диссертации, разработки плана, хода и осуществления экспериментальной научно-исследовательской работы.
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплиныЦелью данного курса является освоение магистрантами фундаментальной информации в области методологии психологии, основных принципов отечественной психологии, развитие способности использовать понятийный аппарат современной психологии при решении проблем культурного, нравственного, интеллектуального развития человека, наиболее значимых задач в изучении психического, формирование способности к овладению новыми методами исследования.
Задачи курса:
рассмотреть фундаментальные знания в области методологии психологии;
осуществить формулировку и раскрытие содержания основных понятий методологии психологии;
развить способность к самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля профессиональной деятельности психолога применительно к изменяющимся условиям;
научить использовать современные методы и средства, адекватные для исследования и познания сущности психического;
предложить слушателям варианты различных трактовок фундаментальных проблем психологии (общественного-индивидуального; материального-идеального; социального-биологического и др.);
сформировать первичные навыки методологического анализа, интерпретации и научной оценки психологических фактов.
Требования к уровню освоения дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
- способностью и готовностью к совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1);
- самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-2);
- активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3).
В результате освоения дисциплины учащийся должен
Знать: теоретический и фактический материал дисциплины, ориентироваться в подходах и предложенных направлениях психологической науки в отечественной и зарубежной психологии;
Уметь:самостоятельно формулировать выводы и заключения по основным методологическим проблемам общей, возрастной, социальной психологии, психодиагностики и истории психологии, быть знакомы с психологическими и морально-этическими проблемами, встающими перед личностью в эпоху современной культуры, использования информационных технологий. инновационные подходы к образованию, место психологии в социально-экономической сфере, общественной жизни; содержание и структуру научно-исследовательской деятельности; реализовать в исследовательской деятельности процессе методологические принципы психологической науки.
Владеть: основами методологии научного психологического познания, приемами грамотной интерпретации результатов психологических экспериментов, способами и формами просветительской работы в области психологии среди населения.