Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды учебной деятельности



Лекции

Лекция 1.1

Тема. Методология науки.

Методология как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методология как учение о методе. Два основных содержательных раздела методологии: 1) учение об исходных принципах познания; 2) учение о способах и приемах познания. Методология и рефлексия науки. Методология как учение о науке. Методология и философское знание. Функции методологии.

Лекция 1.2

Тема. Методология психологии: общие проблемы.

Предмет психологии. Содержание психического как основного предмета психологической науки. Психическое как особая, субъективная реальность. Сознательное и бессознательное в психике. Эмоциональное, волевое, когнитивное как основные содержательные компоненты психического. Проблема аффекта и интеллекта. Всеобщее, единичное, особенное в психике. Психическое как особенное. Психическое как рефлекторное отражение внешнего и внутреннего мира. Взаимосвязь переживания (отношения) и действия. Действие и деятельность как предмет психологического анализа. Детерминация психического. Человек как субъект деятельности и психического отражения. Активность субъекта. Постановка и реализация целей личностью. Основные функции психики: когнитивная, регулятивная, коммуникативная. Место психологии в системе других наук. Психология и философия. Связь психологии с общественными, естественными, медицинскими, педагогическими, техническими науками (Б.Ф. Ломов). Психология и биология. Психофизическая и психофизиологическая проблемы.

 

Для очного отделения

Лекция 3.

Тема. Понятие о методе. Методы психологического исследования.

Понятие метода в широком (форма теоретического освоения действительности, исходя из закономерностей движения изучаемого объекта) и узком (способ познания, опирающийся на на совокупность определенных знаний) значении этого термина. Классификации методов психологического исследования. Наблюдение и эксперимент как важнейшие методы психологии. Тесты как психодиагностические методы. Современные компьютерные тесты. Современные психологические методы изучения психического и воздействия на психику (компьютерные, методы психосемантики, методы виртуальной реальности, методы построения искусственного интеллекта). Использование данных психологии при построении мировоззренческих систем.

Лекция 4.

Тема. Принципы психологии как предельно обобщенные положения

о закономерностях психического.

Принципы отечественной психологии как наиболее общие постулаты науки, Принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, личностный (С.Л. Рубинштейн); принцип развития (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк), принцип отражения и активности (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип историзма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.Т. Кудрявцев), принцип общения и системности (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев), принцип субъекта (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский), принцип индивидуальности (В.В. Селиванов), принцип свободы (Е.А. Кузьмина). Принципы психологии как динамическая, развивающаяся система.

Лекция 5.

Тема. Принцип субъекта и субъектно-деятельностный подход.

Субъектная парадигма в психологии. Традиционное понимание субъекта, как функциональной организации личности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова). Современная трактовка субъекта в качестве раннего этапа онтогенеза, исходного образования по отношению к личности (А.В. Брушлинский). Стадии развития субъекта в онтогенезе. Субъектно-деятельностный подход в современной психологии Человек как субъект собственной психической активности, различных видов деятельности, межличностных и социальных отношений. Индивидуальный и групповой субъект.

Лекции 6.

Тема. Деятельностный подход к исследованию психического.

Деятельность как важнейшая категория психологии. Структура предметной деятельности (мотив, цель, действие, операция, навык, средства). Понятие психической деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Деятельность как предмет изучения многих наук. Психическое и деятельность. Разработка деятельностной парадигмы на основе теории интериоризации (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Деятельностный уровень психического отражения как мотивационно-операционный пласт психического.

Лекция 7.

Тема. Психологические исследования сознания.

Содержательные аспекты психологии сознания в различных направлениях. Сознание как единство аффекта, интеллекта и воли. Сознание как психологические состояния, отличающиеся наличием у личности различных ценностей. Понимание другого человека, сопереживание, «вчувствование» как основные методы изучения сознания. Учение о сознании Л.С. Выготского. Высшие и низшие психические функции. Наличие психических орудий - специфическая особенность сознания и психики человека. Мышление и речь как основные составляющие сознания. Взаимосвязь мышления и речи через значение слова. Сознание в теории С.Л. Рубинштейна. Основные образующие индивидуального сознания в концепции А.Н. Леонтьева. Значения, личностные смыслы и чувственная ткань. Теория сознания Б.Г. Ананьева. Понимание сознания в теории установки Д.Н. Узнадзе. Зависимость сознательных процессов от бессознательных факторов. Сознание и бессознательное. Психосемантика сознания (В.Ф. Петренко). Сознание и личность. Социальная сущность и природа личности (А.В. Петровский).

Лекция 8.

Тема.Психология и этика в решении проблем

современного общества.

Использование интернет-технологий, технологий виртуальной реальности и искусственного интеллекта в обучении, психологической коррекции, тренингах профессиональных навыков. Способы повышения экологичности современных программных Основные принципы натурпсихотерапии. Психология влияния и манипулирования личностью в современном обществе. Формирование критического мышления у субъекта (Д. Халперн). Эффекты «критического мышления».

Практические занятия

Для очного отделения

Занятие №1. Понятие о методологии науки.

Вопросы.

1. Сущность методологии, ее определение.

2. Понятие метода. Взаимосвязь категорий «методология» и «метод».

3. Взаимосвязь методологии, рефлексии и мировоззрения.

4. Уровни методологии..

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1983.

2. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.: МГУ, 1983.

3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – Москва-Воронеж, 1996.

4. Методологические и теоретические проблемы психологии /Отв. Ред. Шорохова Е.В. – М.: Наука, 1969.

5. Маланов С.В. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.-Воронеж, 2005.

6. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – М.: Юрайт, 2012.

Занятие №2. Методология психологии.

Вопросы.

1. Сущность психического, его основные критерии и составляющие.

2. Психология в системе связей с другими науками.

3. Взаимосвязь основных психологических дисциплин в методологии психологии.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Современная психология (ред. Дружинин В.Н.). – М.: Инфра-М, 1999.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1983.

3. Маланов С.В. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.-Воронеж, 2005.

Занятие №3. Принципы отечественной психологии.

Вопросы.

1. Принципы отечественной психологии, предложенные С.Л. Рубинштейном.

2. Принципы, сформулированные другими психологами.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления //Вопросы психологии, 1957. - № 5.

2. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка //Психология личности. Тексты. /Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А. – М.:МГУ, 1982.

3. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.,1994.

4. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна //Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. –М., 1989.

5. Проблема субъекта в психологической науке /Ред. Брушлинский А.В., Воловикова М.И., Дружинин В.Н. – М.: Академический проект, 2000.

6. Селиванов В.В. Психология сознания. – Смоленск: СГУ, 1999.

Занятие №4 Тройной дуализм в психологии.

Вопросы.

1. Парные категории и их интепретация в истории психологии.

2. Психическое как единство общественного и индивидуального, социального и биологического, материального и идеального. Социальность психического.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления //Вопросы психологии, 1957. - № 5.

2. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. – М.: Высшая школа, 1968.

3. Брушлинский А.В. Проблема общественного – индивидуального в психике человека и культурно – историческая теория //Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология /Отв. ред Давыдов В.В. – М., 1981 – С.31-37.

4. Дюркгейм Э. Социология и теория познания //Хрестоматия по истории психологии /Ред. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. – М.: МГУ, 1980.

5. Выготский Л.С. Собр. Соч. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2.

6. Московичи С. Машина, творящая богов. – М.: КСП+, 1998.

Занятие №5. Деятельностный подход к исследованию психического в отечественной психологии.

Вопросы.

1. Деятельностный подход в концепции А.Н. Леонтьева.

2. Деятельностный подход в трактовке С.Л. Рубинштейна.

3. Субъектно-деятельностный подход в современной психологии (теория А.В. Брушлинского).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. – М.: Наука, 1997.

2. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.: Наука, 1997.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Полит. лит-ра, 1976.

4. Давыдов В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности //Психологический журнал, 1992. - № 2. – С. 3-14.

Занятие №6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ (4 ч.).

Вопросы.

1. Сущность сознания. Связь бытия и сознания.

2. Понимание сознания в отечественной психологии (теории Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева).

3. Психология сознания в некоторых зарубежных теориях.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. –М.: Соцэгиз, 1961.

2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М.: АН СССР, 1957.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.:Полит. лит-ра, 1976.

4. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – М., 1994.

5. Селиванов В.В. Психология сознания. – Смоленск: СГУ, 1999.

6. Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs. – N.Y.: Norton, 1955.

7. Harding M.E. The “I” and the «not-I». A study in the development of consciousness. – Princeton University Press, 1961.

 

Занятие №7. Психология и этика в решении проблем современного технократического общества

Вопросы.

1. Цели и задачи экологической психологии.

2. Экопсихология сознания.

3. Психологические аспекты internet-зависимости и др. видов аддиктивного поведения в технократическом обществе.

4. Основные принципы натурпсихологии.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Панов В.И. Основные направления экологической психологии (краткий курс). – Смоленск: СГУ (электр. вариант).

2. Рыжов В. Экология сознания //Компьютер Пресс, 1998. - № 7. – С. 104-110.

Самостоятельная работа магистрантов

Всего – 91 часов.

По данной дисциплине желательно написание портфолио каждым магистрантом.

Задания и упражнения для понимания и сохранения материала.

Раздел – Общее понятие о методологии науки (27 ч.).

1. Ознакомьтесь с книгой Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.:МГУ, 1983. – С.5-36. Каковы два значения методологии – в широком и узком значении термина?

2. В чем заключается взаимосвязь понятий «методология» и «метод»?

3. Каковы основные функции методологии науки?

Тема – Методология и методы психологии.

1. Прочитайте книгу Современная психология (ред. Дружинин В.Н.). – М.: Инфра-М, 1999. – С. 7-19. Что входит в содержание предмета психологии, каковы основные противоречия в определении предмета психологии на сегодняшний день?

2. Прочитайте необходимый материал из книг: Методы психологического исследования: проблемы и поиски путей реализации. – М.:ИПРАН, 1986; Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М.: Прогресс, 1987; Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск: СГУ, 1997. Ответьте на следующие вопросы – в чем специфика новых методов исследования личности, как данные методы связаны с концептуальным представлением о структуре личности, каковы будущие изменения этих методов?

3. Просмотрите лекции академика А.В. Брушлинского по методологическим проблемам психологии (видеоархив СмолГУ), первая кассета. Охарактеризуйте следующие основные свойства психического отражения (мышления) – недизъюнктивность, непрерывность, отсутствие выбора из альтернатив.

Раздел – Принципы отечественной психологии (18 ч.).

1. Составьте кластер, в котором фиксированы все принципы отечественной психологии.

 

Раздел – Основные проблемы современной методологии психологии. (27 ч.).

Психология деятельности.

1. Просмотрите лекции К.А. Абульхановой по психологии личности (видеоархив СмолГУ). Ответьте на вопросы – какова история формирования субъектной парадигмы в отечественной психологии, каково классическое понимание субъекта (как функциональной организации личности) в нашей психологии?

2. Ознакомьтесь с содержанием следующих работ: Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.,1994; Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна //Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. – М., 1989; Проблема субъекта в психологической науке /Ред. Брушлинский А.В., Воловикова М.И., Дружинин В.Н. – М.: Академический проект, 2000; Селиванов В.В. Субъект, личность и мышление //Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. - С. 71-87. Каковы положения нового понимания субъекта в современной психологии?

3. Охарактеризуйте основные стадии развития субъекта в онтогенезе?

4. Каковы основные критериальные признаки субъекта?

Психология сознания.

1. На основе рекомендованной на лекциях литературе выделите структуру сознания в теориях Л.С. Выгосткого, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева.

2. На основе содержания следующих работ (Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. –М.: Соцэгиз, 1961; Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М.: АН СССР, 1957; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Полит. лит-ра, 1976; Селиванов В.В. Психология сознания. – Смоленск: СГУ, 1999. Дюркгейм Э. Социология и теория познания //Хрестоматия по истории психологии /Ред. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. – М.: МГУ, 1980; Выготский Л.С. Собр. Соч. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2; Московичи С. Машина, творящая богов. – М.: КСП+, 1998) выделите основные тенденции изучения проблемы «общественного – индивидуального» в психологии..

3. В чем специфика понятий «биологическое» и «социальное», «материальное» и «идеальное»?

4. Охарактеризуйте дуалистическое понимание общественного – индивидуального Э. Дюркгеймом.

5. Как вы понимаете психическое как единство общественного и индивидуального, социального и биологического, материального и идеального?

6. Почему недизъюнктивное мышление выступает способом преодоления тройного дуализма в психологии (А.В. Брушлинский)?

Раздел - Психологические проблемы современного технократического общества (19 ч.).

1. Составьте на основе прочитанной литературы по теме учебный кроссворд, в котором

была бы отражена специфика «энергетической» и информационной парадигм к изучению психического.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.