Методология как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методология как учение о методе. Два основных содержательных раздела методологии: 1) учение об исходных принципах познания; 2) учение о способах и приемах познания. Методология и рефлексия науки. Методология как учение о науке. Методология и философское знание. Функции методологии.
Лекция 1.2
Тема. Методология психологии: общие проблемы.
Предмет психологии. Содержание психического как основного предмета психологической науки. Психическое как особая, субъективная реальность. Сознательное и бессознательное в психике. Эмоциональное, волевое, когнитивное как основные содержательные компоненты психического. Проблема аффекта и интеллекта. Всеобщее, единичное, особенное в психике. Психическое как особенное. Психическое как рефлекторное отражение внешнего и внутреннего мира. Взаимосвязь переживания (отношения) и действия. Действие и деятельность как предмет психологического анализа. Детерминация психического. Человек как субъект деятельности и психического отражения. Активность субъекта. Постановка и реализация целей личностью. Основные функции психики: когнитивная, регулятивная, коммуникативная. Место психологии в системе других наук. Психология и философия. Связь психологии с общественными, естественными, медицинскими, педагогическими, техническими науками (Б.Ф. Ломов). Психология и биология. Психофизическая и психофизиологическая проблемы.
Для очного отделения
Лекция 3.
Тема. Понятие о методе. Методы психологического исследования.
Понятие метода в широком (форма теоретического освоения действительности, исходя из закономерностей движения изучаемого объекта) и узком (способ познания, опирающийся на на совокупность определенных знаний) значении этого термина. Классификации методов психологического исследования. Наблюдение и эксперимент как важнейшие методы психологии. Тесты как психодиагностические методы. Современные компьютерные тесты. Современные психологические методы изучения психического и воздействия на психику (компьютерные, методы психосемантики, методы виртуальной реальности, методы построения искусственного интеллекта). Использование данных психологии при построении мировоззренческих систем.
Лекция 4.
Тема. Принципы психологии как предельно обобщенные положения
о закономерностях психического.
Принципы отечественной психологии как наиболее общие постулаты науки, Принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, личностный (С.Л. Рубинштейн); принцип развития (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк), принцип отражения и активности (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип историзма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.Т. Кудрявцев), принцип общения и системности (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев), принцип субъекта (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский), принцип индивидуальности (В.В. Селиванов), принцип свободы (Е.А. Кузьмина). Принципы психологии как динамическая, развивающаяся система.
Лекция 5.
Тема. Принцип субъекта и субъектно-деятельностный подход.
Субъектная парадигма в психологии. Традиционное понимание субъекта, как функциональной организации личности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова). Современная трактовка субъекта в качестве раннего этапа онтогенеза, исходного образования по отношению к личности (А.В. Брушлинский). Стадии развития субъекта в онтогенезе. Субъектно-деятельностный подход в современной психологии Человек как субъект собственной психической активности, различных видов деятельности, межличностных и социальных отношений. Индивидуальный и групповой субъект.
Лекции 6.
Тема. Деятельностный подход к исследованию психического.
Деятельность как важнейшая категория психологии. Структура предметной деятельности (мотив, цель, действие, операция, навык, средства). Понятие психической деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Деятельность как предмет изучения многих наук. Психическое и деятельность. Разработка деятельностной парадигмы на основе теории интериоризации (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Деятельностный уровень психического отражения как мотивационно-операционный пласт психического.
Лекция 7.
Тема. Психологические исследования сознания.
Содержательные аспекты психологии сознания в различных направлениях. Сознание как единство аффекта, интеллекта и воли. Сознание как психологические состояния, отличающиеся наличием у личности различных ценностей. Понимание другого человека, сопереживание, «вчувствование» как основные методы изучения сознания. Учение о сознании Л.С. Выготского. Высшие и низшие психические функции. Наличие психических орудий - специфическая особенность сознания и психики человека. Мышление и речь как основные составляющие сознания. Взаимосвязь мышления и речи через значение слова. Сознание в теории С.Л. Рубинштейна. Основные образующие индивидуального сознания в концепции А.Н. Леонтьева. Значения, личностные смыслы и чувственная ткань. Теория сознания Б.Г. Ананьева. Понимание сознания в теории установки Д.Н. Узнадзе. Зависимость сознательных процессов от бессознательных факторов. Сознание и бессознательное. Психосемантика сознания (В.Ф. Петренко). Сознание и личность. Социальная сущность и природа личности (А.В. Петровский).
Лекция 8.
Тема.Психология и этика в решении проблем
современного общества.
Использование интернет-технологий, технологий виртуальной реальности и искусственного интеллекта в обучении, психологической коррекции, тренингах профессиональных навыков. Способы повышения экологичности современных программных Основные принципы натурпсихотерапии. Психология влияния и манипулирования личностью в современном обществе. Формирование критического мышления у субъекта (Д. Халперн). Эффекты «критического мышления».
Практические занятия
Для очного отделения
Занятие №1. Понятие о методологии науки.
Вопросы.
1. Сущность методологии, ее определение.
2. Понятие метода. Взаимосвязь категорий «методология» и «метод».
3. Взаимосвязь методологии, рефлексии и мировоззрения.
4. Уровни методологии..
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1983.
2. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.: МГУ, 1983.
1. Парные категории и их интепретация в истории психологии.
2. Психическое как единство общественного и индивидуального, социального и биологического, материального и идеального. Социальность психического.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления //Вопросы психологии, 1957. - № 5.
2. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. – М.: Высшая школа, 1968.
3. Брушлинский А.В. Проблема общественного – индивидуального в психике человека и культурно – историческая теория //Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология /Отв. ред Давыдов В.В. – М., 1981 – С.31-37.
4. Дюркгейм Э. Социология и теория познания //Хрестоматия по истории психологии /Ред. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. – М.: МГУ, 1980.
5. Выготский Л.С. Собр. Соч. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2.
6. Московичи С. Машина, творящая богов. – М.: КСП+, 1998.
Занятие №5. Деятельностный подход к исследованию психического в отечественной психологии.
Вопросы.
1. Деятельностный подход в концепции А.Н. Леонтьева.
2. Деятельностный подход в трактовке С.Л. Рубинштейна.
3. Субъектно-деятельностный подход в современной психологии (теория А.В. Брушлинского).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. – М.: Наука, 1997.
2. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.: Наука, 1997.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Полит. лит-ра, 1976.
4. Давыдов В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности //Психологический журнал, 1992. - № 2. – С. 3-14.
Занятие №6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ (4 ч.).
Вопросы.
1. Сущность сознания. Связь бытия и сознания.
2. Понимание сознания в отечественной психологии (теории Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева).
3. Психология сознания в некоторых зарубежных теориях.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. –М.: Соцэгиз, 1961.
2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М.: АН СССР, 1957.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.:Полит. лит-ра, 1976.
4. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – М., 1994.
6. Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs. – N.Y.: Norton, 1955.
7. Harding M.E. The “I” and the «not-I». A study in the development of consciousness. – Princeton University Press, 1961.
Занятие №7. Психология и этика в решении проблем современного технократического общества
Вопросы.
1. Цели и задачи экологической психологии.
2. Экопсихология сознания.
3. Психологические аспекты internet-зависимости и др. видов аддиктивного поведения в технократическом обществе.
4. Основные принципы натурпсихологии.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Панов В.И. Основные направления экологической психологии (краткий курс). – Смоленск: СГУ (электр. вариант).
2. Рыжов В. Экология сознания //Компьютер Пресс, 1998. - № 7. – С. 104-110.
Самостоятельная работа магистрантов
Всего – 91 часов.
По данной дисциплине желательно написание портфолио каждым магистрантом.
Задания и упражнения для понимания и сохранения материала.
Раздел – Общее понятие о методологии науки (27 ч.).
1. Ознакомьтесь с книгой Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.:МГУ, 1983. – С.5-36. Каковы два значения методологии – в широком и узком значении термина?
2. В чем заключается взаимосвязь понятий «методология» и «метод»?
3. Каковы основные функции методологии науки?
Тема – Методология и методы психологии.
1. Прочитайте книгу Современная психология (ред. Дружинин В.Н.). – М.: Инфра-М, 1999. – С. 7-19. Что входит в содержание предмета психологии, каковы основные противоречия в определении предмета психологии на сегодняшний день?
2. Прочитайте необходимый материал из книг: Методы психологического исследования: проблемы и поиски путей реализации. – М.:ИПРАН, 1986; Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М.: Прогресс, 1987; Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск: СГУ, 1997. Ответьте на следующие вопросы – в чем специфика новых методов исследования личности, как данные методы связаны с концептуальным представлением о структуре личности, каковы будущие изменения этих методов?
3. Просмотрите лекции академика А.В. Брушлинского по методологическим проблемам психологии (видеоархив СмолГУ), первая кассета. Охарактеризуйте следующие основные свойства психического отражения (мышления) – недизъюнктивность, непрерывность, отсутствие выбора из альтернатив.
Раздел – Принципы отечественной психологии (18 ч.).
1. Составьте кластер, в котором фиксированы все принципы отечественной психологии.
Раздел – Основные проблемы современной методологии психологии. (27 ч.).
Психология деятельности.
1. Просмотрите лекции К.А. Абульхановой по психологии личности (видеоархив СмолГУ). Ответьте на вопросы – какова история формирования субъектной парадигмы в отечественной психологии, каково классическое понимание субъекта (как функциональной организации личности) в нашей психологии?
2. Ознакомьтесь с содержанием следующих работ: Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.,1994; Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна //Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. – М., 1989; Проблема субъекта в психологической науке /Ред. Брушлинский А.В., Воловикова М.И., Дружинин В.Н. – М.: Академический проект, 2000; Селиванов В.В. Субъект, личность и мышление //Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. - С. 71-87. Каковы положения нового понимания субъекта в современной психологии?
3. Охарактеризуйте основные стадии развития субъекта в онтогенезе?
4. Каковы основные критериальные признаки субъекта?
Психология сознания.
1. На основе рекомендованной на лекциях литературе выделите структуру сознания в теориях Л.С. Выгосткого, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева.
2. На основе содержания следующих работ (Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. –М.: Соцэгиз, 1961; Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М.: АН СССР, 1957; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Полит. лит-ра, 1976; Селиванов В.В. Психология сознания. – Смоленск: СГУ, 1999. Дюркгейм Э. Социология и теория познания //Хрестоматия по истории психологии /Ред. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. – М.: МГУ, 1980; Выготский Л.С. Собр. Соч. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2; Московичи С. Машина, творящая богов. – М.: КСП+, 1998) выделите основные тенденции изучения проблемы «общественного – индивидуального» в психологии..
3. В чем специфика понятий «биологическое» и «социальное», «материальное» и «идеальное»?
4. Охарактеризуйте дуалистическое понимание общественного – индивидуального Э. Дюркгеймом.
5. Как вы понимаете психическое как единство общественного и индивидуального, социального и биологического, материального и идеального?
6. Почему недизъюнктивное мышление выступает способом преодоления тройного дуализма в психологии (А.В. Брушлинский)?
Раздел - Психологические проблемы современного технократического общества (19 ч.).
1. Составьте на основе прочитанной литературы по теме учебный кроссворд, в котором
была бы отражена специфика «энергетической» и информационной парадигм к изучению психического.