Трудовой потенциал организации по своему содержанию представляет собой сложное и многогранное явление. Основными элементами трудового потенциала обычно выступают: профессионализм, работоспособность, творчество, коммуникативность и нравственность.
Профессионализм– это сочетание общего образования, высокой квалификации в определенной сфере деятельности, умений и навыков, которые приобретены в процессе работы в конкретной организации в специфических условиях ее функционирования.
Профессионализм является основным средством реализации преимущества специализации и кооперации работников в процессе коллективной трудовой деятельности. Наибольший вклад в профессионализм и трудовой потенциал коллектива вносят руководитель и ведущие специалисты, которые представляют собой наиболее квалифицированную часть организации. Росту профессионализма трудового коллектива способствуют:
лидерские качества, организаторские способности и авторитет опытного руководителя, доверие к нему основного состава трудового коллектива;
высокая квалификация специалистов организации как результат непрерывного обучения и повышения квалификации, периодических стажировок в ведущих отечественных и зарубежных компаниях;
приглашение в состав трудового коллектива опытных специалистов («вливание свежей крови»), способных внести достойный вклад в повышение трудового потенциала;
выращивание руководящего состава из наиболее перспективных сотрудников путем обучения с оплатой образовательных услуг организацией, планирования и реализации их деловой карьеры;
создание совместных предприятий в целях освоения современных производственных технологий;
приглашение квалифицированных зарубежных специалистов в российские компании в качестве консультантов;
привлечение формальных и неформальных лидеров к процессам выработки управленческих решений и формирования организационной культуры.
Работоспособность – это соответствие индивидуальных характеристик работников физическим и эмоциональным нагрузкам, обусловленным особенностями сферы производственной деятельности и состоянием морально-психологического климата в трудовом коллективе. На работоспособность трудового коллектива оказывают влияние многочисленные факторы, основными из них следует считать:
состояние здоровья, возрастные изменения в физическом развитии и психической устойчивости, последствия вредных привычек и отсутствия здорового образа жизни;
условия трудовой деятельности, уровень напряженности умственных и двигательных усилий, которые обусловливают быструю усталость организма и предрасположенность к определенным профессиональным заболеваниям;
эргономика конкретного рабочего места, включая площадь и объем помещения, приходящегося на одного работника, освещенность и цветовая гамма, наличие растительности и чистота воздуха, уровень шума и электромагнитного излучения;
стиль руководства и уровень конфликтности, сплоченность и характер взаимоотношений в трудовом коллективе, готовность сотрудников оказать помощь в трудной ситуации;
влияние на организацию факторов внешней среды, особенно представителей государственных и муниципальных органов, общественных организаций;
активность преступных элементов в данном виде деятельности.
Оценка работоспособности обычно включается в процедуру отбора кандидатов по признаку пригодности к данной профессиональной деятельности. В некоторых сферах деятельности требуется периодическое медицинское освидетельствование работников специалистами. Для некоторых специальных видов деятельности проводится тестирование кандидатов на качество памяти, быстроту реакции, физическую выносливость, эмоциональную и психическую устойчивость.
При найме персонала в американские фирмы проводится тестирование непосредственно на рабочем месте в реальных условиях выполнения должностных обязанностей, медицинскому осмотру подвергаются до 52 % кандидатов, тестированию умственных способностей подлежит каждый четвертый-пятый кандидат на должность. Для качественного подбора на ответственные работы в США используются результаты изучения кандидатур специализированной сторонней организацией, а около 6 % кандидатов добровольно соглашаются на испытания на полиграфе (детекторе лжи).
Творчество– это комплекс особых свойств личности, позволяющих находить новые (инновационные) способы достижения успеха в различных видах деятельности. Творческие личности обладают рядом особенностей мышления и поведения в процессе коллективного труда и обычно вносят значительный вклад в решение сложных технических, технологических, экономических и финансовых задач за счет внедрения инноваций (нововведений). Творческие качества личности охватывают широкий перечень специфических свойств, в том числе:
склонность к систематическому пополнению суммы научных знаний и поиску различных областей их практического применения с использованием накопленного человечеством опыта;
обладание широким кругом научных и профессиональных интересов, высоким уровнем работоспособности и взрывным характером творческой активности путем использования богатого багажа знаний и обширных контактов со специалистами различного профиля деятельности;
свойство нестандартного мышления и выработки принципиально новых подходов к анализу ситуации, подготовки разносторонних альтернативных вариантов действий и обоснованию оптимальных решений;
способность генерировать инновационные идеи и находить необычные пути их внедрения при реализации сложных проблемных производственных задач, обеспечивать эффективное использование интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов;
природный талант предвидения современных направлений развития научно-технического прогресса, умение обоснованного выбора приоритетов социально-экономической политики, концентрации потенциала человеческих ресурсов трудового коллектива на наиболее важных задачах и обеспечивать тем самым конкурентоспособность организации на рынке.
Оценка творческих способностей основана на анализе личностных качеств и достигнутых результатов в своей сфере деятельности, а также на тестировании особенностей мышления и поведения в сложных ситуациях. Основными качествами потенциально творческой личности обычно считаются высокий уровень общих умственных способностей (интеллекта), широта взглядов и глубина научных знаний, смелость и логическое мышление, интуиция и природное чувство нового, последовательность и уверенность действий. Особенность подбора исполнителей для конкретного творческого задания заключается в оценке имеющихся возможностей каждой личности, а также на прогнозировании потенциального развития способностей одаренных молодых людей в будущем под руководством генератора инноваций.
Коммуникативность – это способность налаживать эффективный обмен информацией, умения и навыки организации взаимодействия между группами и отдельными людьми в процессе коллективной трудовой деятельности. Коммуникативная компетентность особенно необходима для руководителя трудового коллектива и всех работников, занятых в информационных процессах с хозяйственными партнерами, потребителями продукции и услуг, представителями органов власти и общественности.
Основные элементы коммуникативной компетентности включают общительные личностные качества, знания, умения и навыки успешной работы с людьми, а также природные способности к сотрудничеству и взаимодействию как внутри организации, так и с внешней средой. Основные компоненты коммуникативности:
генетические и приобретенные в процессе коллективной трудовой деятельности личностные качества, такие как общительность, тактичность, внимательность, сдержанность, выдержанность и деловая строгость;
теоретические знания закономерностей коммуникационного процесса, включая краткое и ясное формулирование идеи, понятная конструкция сообщения, выбор надежных каналов передачи информации, умелое преодоление семантических барьеров и невербальных преград, овладение искусством общения;
профессиональные умения и навыки анализа информационных потоков, отбора сведений с учетом их важности и срочности реакции на сообщения отправителей информации, владение искусством краткости и четкости постановки задач подчиненным, поддержания эффективной обратной связи с ними;
умение слушать и слышать собеседника, способность понимать людей и налаживать плодотворное деловое сотрудничества, формировать коллектив с высоким трудовым потенциалом и создавать условия для наиболее полной реализации возможностей сотрудников, быстро реагировать на нужды работников и запросы потребителей продукции и услуг;
способность стать лидером команды и повести за собой последователей, быть требовательным к себе и другим, внимательным к каждому человеку, обеспечивать здоровый психологический климат в трудовом коллективе и взаимопонимание между сотрудниками, поддерживать горизонтальные коммуникации.
Нравственность – это совокупность определенных моральных норм и внутренних этических представлений, регулирующих устойчивые взаимоотношения в трудовом коллективе и с внешней средой, духовные ценности и правила поведения в ходе коллективной практической деятельности. В условиях рыночных отношений предпринимательская мораль находит свое выражение в традициях, правилах и обычаях, которые направлены на длительный и честный коллективный труд, стимулирование стремления всего трудового коллектива к самосовершенствованию.
личностные этические ценностные установки и предпочтения работников, особенно руководящего состава и ключевых специалистов, включая честность, справедливость, доброжелательность, обязательность, ответственность;
коллективистские этические установки взаимодействия внутри организации и с внешней средой на основе соблюдения таких принципов как надежность, открытость, корректность, беспристрастность, готовность к сотрудничеству и взаимопомощи в трудных ситуациях;
взаимное влияние и взаимообогащение с учетом установленных и общепринятых нравственных представлений о добре и зле, уважении и постыдности, справедливости и несправедливости;
высокая степень предсказуемости поступков и поведения сотрудников, обеспечивающих доверие и благоприятный психологический климат внутри трудового коллектива, рациональное взаимодействие в процессе коллективной трудовой деятельности;
способность постоянно поддерживать положительный имидж трудового коллектива во внешней конкурентной среде путем обеспечения стабильности качества продукции, работ и услуг, высокого уровня сервисного обслуживания потребителей, социальной ответственности организации перед работниками, потребителями и обществом в целом.