Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность кадрового менеджмента



Материальные и духовные ценности создаются в процессе индивидуального или коллективного труда. Каждый из способов трудовой деятельности имеет свои условия, преимущества и недостатки.

Исторически сложилось разделение и специализация труда в виду ограниченной возможности человека в одинаковой степени профессионально выполнять различные трудовые функции. Поэтому первичными сферами специализации труда стали земледелие, охота, рыболовство, животноводство. В последующем по мере усложнения производства разделение труда стало применяться практически во всех сферах.

Тем не менее, до настоящего времени эффективно применяется индивидуальный труд при следующих основных условиях:

творческий характер труда, когда создается уникальный товар, пользующийся общественным спросом;

человек обладает необходимыми индивидуальными природными способностями, позволяющими самостоятельно завершить процесс труда;

результат (продукт) труда принадлежит лично работнику на правах собственности (чаще всего интеллектуальной собственности);

достигаются минимальные накладные расходы, что позволяет получать высокую эффективность интеллектуального (творческого) труда.

Коллективный труд в большинстве случаев экономически целесообразен из-за следующих основных преимуществ:

реализуется массовое производство стандартной продукции требуемого качества с одновременным снижением уровня удельных издержек, что способствует ее конкурентоспособности;

снижаются требования к природным способностям отдельного работника в виду разделения и специализации труда при одновременном получении синергетического эффекта от взаимного дополнения качеств работников;

достигается высокая производительность труда общественного труда за счет распространения передового опыта и освоения совершенных навыков выполнения отдельных трудовых операций.

Вместе с тем, коллективный характер общественного труда обусловил необходимость координации усилий соисполнителей и выполнения управленческих функций в организации, что вполне естественно ведет к росту накладных расходов. Рациональное сочетание преимуществ и недостатков коллективной формы организации труда является одной из главных целей кадрового менеджмента.

Для выбора способа реализации трудовых усилий каждому человеку требуется реально оценить свои индивидуальные способности и пройти соответствующую подготовку, а при коллективной форме организации труда руководство должно реализовать рациональное использование кадровых ресурсов. В условиях высоких темпов научно-технического прогресса, кроме того, потребуется периодическое повышение квалификации и переподготовка руководящих кадров.

Процесс кадрового менеджмента начинается с целенаправленных усилий государства по созданию условий для воспроизводства достаточной численности квалифицированных трудовых ресурсов различного уровня подготовки, прежде всего, социально необходимых специалистов и руководящих кадров. В этих целях формируется специальная государственная система управления трудовыми ресурсами.

В дальнейшем кадровые ресурсы различной степени подготовленности начинают свою самостоятельную трудовую деятельность, реализуют и постепенно наращивают свой потенциал, чаще всего, в составе того или иного первичного трудового коллектива. На этом этапе весьма важное место в рациональном использовании кадровых ресурсов приобретают воздействия на формирующиеся личности руководителей подразделений, так и специалистов кадровых служб.

В конечном счете, каждый человек при настойчивом желании реализовать свои способности, своевременном пополнении профессиональных знаний и навыков может достичь достойного положения в обществе и реализовать свою карьеру.

Таким образом, кадровый менеджмент как система управления кадровыми ресурсами в условиях рыночной среды должен включать три основных этапа:

подготовка кадровых ресурсов;

рациональное использование кадров;

повышение квалификации, переподготовка и выращивание руководящих кадров.

а) Подготовка кадровых ресурсов является преимущественно функцией государства и состоит в воспроизводстве квалифицированных трудовых ресурсов в соответствии с потребностями народного хозяйства и условиями научно-технического прогресса.

Функции государства в сфере подготовки кадров состоят из организации системы дошкольного и школьного обучения за счет бюджетных средств, а также выполнения социального заказа на подготовку специалистов в средних профессиональных и высших учебных заведениях в соответствии с потребностями народного хозяйства.

Следует подчеркнуть, что наряду с подготовкой кадровых ресурсов в средних и высших учебных заведениях на бюджетной основе в соответствии с определенным количественным социальным заказом им разрешено дополнительно привлекать обучаемых на платной основе, при этом сравнительно недавно сняты ограничения по соотношению численности обучаемых на бюджетной и платной основе.

Наряду с бюджетными учебными заведениями создана сеть негосударственных, автономных и коммерческих образовательных заведений, которые осуществляют подготовку кадров в соответствии с полученными от государственных органов лицензиями и установленными налоговыми льготами.

Подготовка кадровых ресурсов может осуществляться также силами и средствами самих предприятий, особенно обладающих существенной спецификой производственной деятельности. При этом задача государства сводится не только к проверке качества подготовки в соответствии с полученными лицензиями, но и стимулировании стремления предприятий к вложению финансовых средств в процесс развития своих сотрудников.

Кадровые ресурсы подразделяются на занятых в производственной деятельности, а также резерв кадров, который готов и желает найти применение в труде с учетом уровня своей подготовки.

б) Рациональное использование кадров в условиях рыночных отношений существенно усложняется в связи с трудностями объективного определения рациональной численности социального заказа и правом свободного выбора профессии и места работы после завершения обучения.

Поэтому в последние годы нередко ставится вопрос о введении мер регулирования трудоустройства бюджетных выпускников учебных заведений, так как в настоящее время значительная их часть работает не по полученной специальности. Это свидетельствует о напрасно затраченных финансовых средствах при дефиците кадров, особенно по недостаточно престижным специальностям и в отдаленных от культурных центров местностях.

Предлагается постепенно внедрять целевое направление на обучение работников, имеющих определенный рабочий стаж по дефицитным специальностям, а также выделение квот для части местной молодежи из отдаленных регионов, которая с большей вероятностью вернется в родные места после обучения в крупных промышленных и культурных центрах.

Основная нагрузка по организации рационального использования кадровых ресурсов осуществляется непосредственно в организациях различных организационно-правовых форм. При этом государство практически не вмешивается в их кадровые проблемы, хотя в последнее время руководством страны проявлена озабоченность о создании достаточного резерва подготовленных кадров для органов государственного и муниципального управления.

Свобода подбора и расстановки кадров в организации свидетельствует о наличии феномена кадрового менеджмента при соблюдении норм установленного трудового законодательства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.