Существующая пятибалльная система оценки учебной деятельности имеет ряд существенных недостатков, которые являются серьёзной причиной снижения результативности в работе учащихся:
1. Эта система содержит элементы наказания, иначе, принуждения. За что наказывается ученик плохой оценкой? Чаще всего за ошибки, допущенные в работе, но они неизбежны и естественны, тем более при бездумном заучивании, а, следовательно, ненаказуемы.
Наказывается плохой оценкой ученик за то, что предложенная учителем работа не соответствует особенностям его мышления. Например, ученику с развитым образным мышлением очень трудно, а порой просто невозможно решить задачу абстрактного содержания и наоборот. В этих случаях ученик оказывается «без вины виноватым», не говоря о злоупотреблениях со стороны учителя возможностью наказать ученика плохой оценкой.
2. Эта система не способна отразить индивидуальность ученика в работе и, значит, необъективна.
3. Не оценивает, не поощряет активность учащихся в работе.
4. Не стимулирует непрерывный рост учебной деятельности. Получив отличную оценку, содержание которой у разных учителей разное, ученик не видит смысла в дальнейшем совершенствовании своей работы.
5. Выставление четвертных, годовых оценок – это не приближение к истине, а доведённое до предела уравнивание и обезличивание ученика в работе.
Предлагаемая автором система оценки учебной деятельности учащихся используется с 1986 года совместно с пятибалльной и даёт положительные результаты. У учащихся активность и уверенность в работе повысились, возрос интерес к учёбе, исчезло чувство страха, у части учащихся удалось ликвидировать психологический барьер неверия в свои способности, возможности. Полный переход на эту систему дал бы ещё лучшие результаты.
Общие особенности системы
1. Нет наказания оценкой, есть только поощрение за разные по уровню сложности работы разным количеством баллов. Нет наказания – нет страха, нет страха – нет обмана, нет шпаргалок, нет списывания.
2. Учащимся оставляется право выбора работы и, следовательно, оценки согласно своим возможностям.
3. Оценивается не только качество работы, но и активность в работе.
4. Баллы суммируются, тем самым полнее отражается индивидуальность в работе ученика.
5. Стимулируется рост учебной деятельности, т.к. максимальный балл имеет тенденцию к непрерывному росту.
Содержание предлагаемой системы
Эту систему можно назвать переходной, т.к. она используется совместно с пятибалльной и поэтому частично сохраняет недостатки этой системы, хотя они и сведены к минимуму.
В переходной системе работа учащихся оценивается следующими баллами: 14, 11, 8, -3, что соответствует 5, 4, 3, 2 по пятибалльной. Такой вариант подбора баллов (14, 11, 8, -3), во-первых, в большей степени согласуется с традиционными правилами выставления итоговых оценок за четверть по прежней оценочной системе, во-вторых, более полно удовлетворяет требованиям к новой системе. Например, в предлагаемой системе расширяется содержание итоговой оценки, она учитывает не только качество ответов, но и количество, т.е. активность в работе. Но, чтобы на итоговый балл преимущественное влияние оказывало всё же качество работы ученика, нужна большая количественная разница между удовлетворительной и отличными оценками.
Регистрация текущей и итоговой успеваемости осуществляется следующим образом. В классный журнал оценки текущей успеваемости выставляются как обычно, по пятибалльной системе. В отдельном журнале или на стенде успеваемости против фамилии каждого ученика выставляется раз в неделю или в две недели суммарный балл. Предположим, ученикам за какой-то период времени в классном журнале были поставлены оценки: одному – 3, 4, 2, 5, а другому – 3, 4, 4, 5, 3, тогда на стенде итоговый балл у первого будет 30 (8+11–3+14), а у второго 63. Следовательно, итоговой оценкой за любой период времени является балл, полученный в результате суммирования всех оценок, что позволяет учитывать не только качество работы, но и активность. Ясно, что в результате суммирования итоговый балл у всех учеников получится разный, очень точно отражающий их личные достижения в работе, то есть, оценка приобретает ярко выраженную индивидуальность. Те учащиеся, которые в течение четверти получили большее количество оценок высокого качества, набирают максимальный суммарный балл. Таких результатов обычно несколько, по ним определяется средний максимальный балл (СМБ). Он необходим для определения границ итоговых оценок за четверть по пятибалльной системе.
Тем учащимся, которые набрали итоговый балл, близкий к СМБ или выше, в журнале за четверть ставится оценка пять; тем, кто имеет баллы в интервале 2/3 СМБ до 1 СМБ, получают оценку 4; те, кто получил баллы от 1/3 СМБ до 2/3 СМБ – 3, и те, кто имеет балл ниже 1/3 СМБ, получают 2.
От СМБ и выше – 5.
От 2/3 СМБ до СМБ – 4.
От 1/3 СМБ до 2/3 СМБ – 3.
Ниже 1/3 СМБ – 2.
Непрерывный рост максимального балла в течение учебного года изменяет содержание любой оценки по пятибалльной системе (цена 3, 4, 5 возрастает), т.е. итоговая оценка перестаёт быть стабильной, меняется критерий выставления этой оценки. Возникает, как выражаются сами учащиеся, «гонка за лидером», что приводит к росту уровня учебной деятельности. Пропуск возможности получить оценку, например, на контрольной работе, равноценен получению двойки: в том и в другом случаях снижается суммарный балл. Поэтому даже при пропуске занятий по уважительной причине учащиеся просят предоставить возможность выполнить работу. Эмоциональная реакция учащихся на предлагаемую систему оценки их знаний более высокая, чем на традиционную. Есть у этой системы и другие существенные особенности, проявление которых связано с характером работы учителя и его личностью.
На разных этапах обучения система используется по-разному. На первом этапе, пока идёт обсуждение и коррекция знаний, отработка навыков использования знаний на практике, деятельность учащихся только поощряется. На таких уроках возникает максимальный диалоговый контакт между учителем и учащимися. В этих условиях на протяжении всего урока необходимо быстро, не нарушая логики обсуждения материала и не нарушая общий ход работы, оценить мысль ученика. Для этого используются жетоны (пластинка красного цвета с отверстием), которые ученик получает за успешную работу. По окончании урока учащиеся вывешивают жетоны против своей фамилии на доске учёта работы. После получения трёх жетонов итоговый балл на доске увеличивается на 14 баллов, а в журнале ставится оценка 5. Нужное количество жетонов ученик может получить и на разных уроках, в этом случае он знает, что не один его хороший ответ не будет пропущен или забыт.
И только на уроках, завершающих изучение какой-либо темы, при выполнении самостоятельных, контрольных, экспериментальных или теоретических работ результаты оцениваются так же, как и в пятибалльной системе (2, 3, 4, 5 или -3, 8, 11, 14). Так как при изучении у учащихся формируются осознанные знания (пусть в разной степени), теряет смысл плохая оценка; она просто не нужна, наказывать не за что.
При полном переходе на предлагаемую систему на любом этапе обучения наказание плохой оценкой возможно исключить; может быть поощрение, стимулирующее рост учебной деятельности, при этом несколько изменяется смысл оценки. Оценка должна зависеть от уровня сложности выполняемой учеником работы. Чем сложнее работа, тем большим количеством баллов она оценивается (что не делается в школе). Оценка должна поощрять творчество, нестандартный подход к решению какой-либо задачи, самостоятельность и оригинальность мысли, иными словами, качество умственной работы, а не просто способность запоминать и воспроизводить учебный материал. Оценка не должна быть только «вынужденной», когда возможность получения оценки целиком зависит от условий, диктуемых учителем. Нужно дать ученику возможность получить оценки за работу по его инициативе. Сделал больше и лучше – больше получил, не сделал ничего – ничего не получил. Что касается ошибок в работе учащихся, то при бездумном заучивании они связаны или просто с незнанием материала (не запомнил, забыл), или с непониманием. При осознанном восприятии материала ошибки имеют другой характер. Это ошибки, допущенные по невнимательности, из-за рассеянности, поспешности, неверной логики рассуждений. В последнем случае справедливо утверждение «на ошибках учатся».
За что же и кого наказывать?
Повторение материала
Цель: сформировать окончательную логическую связь между различными разделами физики. Проводится в конце учебного года в четвёртой четверти. На уроках учащиеся самостоятельно выполняют физический практикум по всему объёму изученного за год материала. Параллельно готовят самостоятельно и сдают три зачёта: два – по теории, один – по решению задач. Готовятся к экзамену по выбранной каждым учеником теме.
Итоги работы за год подводятся на экзамене, содержание и проведение которого имеет иной характер, чем традиционный.
Проведение экзамена
Традиционный экзамен – это проверка механической памяти и умения пользоваться шпаргалкой при значительном психологическом напряжении, это итог, наиболее ярко выражающий суть методики, применяемой в обучении.
В течение нескольких лет в школе № 12 г.Томска автором проводился эксперимент, целью которого была проверка новой для школы формы экзамена, логически связанной с предлагаемой методикой обучения. В основу организации, подготовки и проведения экзамена был заложен принцип: экзамен – не просто проверка знаний, умений, навыков (учителю они хорошо известны и без экзаменов); экзамен – возможность для учащихся максимально раскрыть свои творческие способности, особенности своего мышления, умение анализировать жизненные явления, события, факты с позиции законов природы, используя всю сумму полученных знаний по всем предметам, взяв за основу законы физики. Для создания на экзамене творческой обстановки, свободной работы мысли необходимо было снять чувство страха и неуверенности в своих знаниях, желание показать их, т.е. сохранить ту психологическую атмосферу, которая формировалась в процессе обучения. Для чего в конце третьей четверти учащимся предлагается на выбор 16 экзаменационных тем практического и теоретического характера, в том числе свободная тема.
Каждая тема не имела готового решения и требовала от учащегося самостоятельной работы с различной литературой, её анализа и вывода на основе изученных законов физики, химии, биологии и т.д.
Для разработки тем учащимся необходимо было найти и изучить литературу, подготовить отчёт и защитить результаты перед комиссией, которая поощряла творческое отношение к работе и оформлению (плакаты, снимки, рисунки, макеты).
Поощрялась также самостоятельность мышления и выводы в работах, на этом акцентировалось внимание.
Поощрялось активное участие в процессе экзамена присутствующих школьников (вопросы, мнения, дискуссия). Экзамен проводился в течение двух дней.
Анализ проведённых экзаменов показал, что поставленная цель была достигнута. Было снято психологическое напряжение, стрессовое состояние, наблюдалась явно активизация мыслительного процесса, мобилизация умственных сил, уровень которых доказывает огромную потенциальную возможность умственной деятельности учащихся. Экзамены действительно показали, насколько изменился интеллектуальный уровень учащихся за учебный год.
Экзамены проводились с 8-го по 10-й класс и имели разное содержание. В 8-м классе предлагались темы, которые позволяли проверить способность учащихся к анализу, систематизации, обобщению теоретического и экспериментального материала на доступном для них уровне, умение устанавливать смысловую связь между понятиями, сформированными при изучении химии, биологии, физики и т.д.
Примеры тем:
I. Экспериментальные работы с элементами исследования с последующим теоретическим анализом:
1. Предложить продемонстрировать и объяснить с точки зрения физики установку, в которой жидкость при температуре кипения и нормальном давлении кипеть не будет.
2. Предложить схему по практической проверке закона Ома для участка цепи и получить графическую зависимость тока от напряжения и сопротивления, проанализировать результаты.
II. Работы теоретического содержания, определяющие место физики в природных процессах и явлениях, а также связь физики с другими науками:
1. Перечислить и описать физические процессы при прохождении тока в металлических и жидких проводниках.
2. Какой формы посуда для приготовления пищи применяется в быту и почему? Предложите собственную форму, (конструкцию) посуды, более совершенную, с вашей точки зрения.
3. Оптические явления в живой и неживой природе.
В 9-м классе проверялась способность к построению математических моделей реальных и воображаемых процессов.
Примеры тем:
I. Экспериментальные работы:
1. На основе выбранной математической модели осуществить экспериментальное исследование коэффициента трения скольжения, качения. Дать анализ результатов. При этом проверялась способность к самостоятельной разработке и постановке эксперимента.
II. Работы по математическому моделированию реальных и воображаемых процессов:
1. Разработать полную математическую модель движения тела по вертикальной петлеобразной траектории. Изготовить действующую модель.
2. Математическая модель механического движения какого-либо живого организма. (На экзамен были представлены две работы: движение горнолыжника и движение мухи по стене и потолку).
В 10-м классе проверялась способность к более глубокому анализу и обобщению теоретического и экспериментально-исследовательского материала.
Примеры тем:
I. Практической направленности:
1. Исследование электрического поля в неоднородной по удельному сопротивлению среде.
2. Исследование зависимости коэффициента поверхностного натяжения жидкости от температуры, примесей.
II. Теоретической направленности:
1. Влияние электромагнитных полей на живые организмы.
На основе анализа работ, в том числе экзаменационных, у одних и тех же учеников в течение трёх лет делались выводы об изменении их мыслительных способностей в процессе обучения. Заметные изменения наступают на второй год обучения: возрастала скорость мыслительных операций, увеличился уровень аналитико-синтетической деятельности, продуктивность умственной работы при сохранении индивидуальных различий и особенностей, изменения которых наблюдались позднее.
Учащиеся без предварительной подготовки в среднем могли воспроизвести 85 – 90 % информации, изученной год назад.