Во время коллективного обсуждения учитель предлагает не пересказывать текст учебника, а высказать своё мнение по тем или иным ключевым вопросам темы, придерживаясь принципа, выраженного Г. Лессингом: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, но сами». На этом уроке учитель видит наиболее чётко «работу» мысли учеников, получает достаточную информацию о характере, особенности их мышления и, следовательно, может создать наиболее полезный, благоприятный режим работы.
При помощи системы вопросов и постановки проблемных демонстраций учитель определяет объём информации, которой владеют ученики, выясняет характер установившихся первоначальных смысловых связей между элементами информации; помогает сформулировать недостающие, выделить в смысловой связи основное содержание информации. Иными словами, выясняется глубина понимания теоретического материала, если необходимо, производится коррекция знаний. Так как ошибки в понимании материала могут быть и они вполне естественны, мысль учащихся направляется так, чтобы они сами пришли к верному решению или пришли к мысли о необходимости дальнейшего расширения знаний по этой теме.
Вопросы учителя должны быть информационными сигналами, включающими механизмы внимания, памяти, мышления ученика. Сами вопросы и процесс поиска ответа должны вызывать эмоциональную реакцию у учащихся. При этом степень их эмоциональной реакции связана с реакцией учителя и может быть усилена в ту или иную сторону. Если вопросы достигают цели, то информация оказывается в ДП с первого предъявления, и ученики уйдут с урока не с 5 % информации в памяти.
При самостоятельном изучении материала и последующем обсуждении его на уроке в лучшем положении оказываются учащиеся с развитым абстрактным (левополушарным) мышлением, т.к. текст в большинстве учебников содержит большое количество абстрактных понятий. В худшем положении оказываются ученики, у которых преобладает образное (правополушарное) мышление, для них возникает порой непреодолимый барьер в понимании такого материала.
В таком случае при обсуждении темы учитель должен абстрактное превратить в нечто конкретное, предметное, чтобы предоставить возможность активно работать ученикам с образным мышлением.
Урок математического моделирования
Перевод на язык математики изучаемого физического процесса завершает формирование смысловой логической связи между его основными понятиями (параметрами), делая эту связь контрастной, предельно лаконичной, формализованной, освобождённой от вспомогательной, второстепенной информации.
При механическом, бездумном заучивании у учащихся теряется всякая связь между математической моделью процесса и его реальным содержанием. Язык математики становится для них мёртвым. Но и при осмысленном восприятии информации математическая модель будет наполнена реальным содержанием только при условии, когда она построена ими на основе непосредственных наблюдений физического процесса. И только позднее, по мере формирования глубоко осмысленных знаний и зрительного опыта, связанного с изучаемым предметом, у них появляется способность к построению предметно-образных или образно-символических моделей в своём воображении и созданию на их основе или реального устройства, или его математической модели, т.е. формируются творческие способности.
На таком уроке (уроках) учащимся предлагается дать математическое описание реального процесса, непосредственно наблюдаемого ими ранее или осуществить обратную операцию – воспроизвести зрительный образ процесса на основе его математической модели. Далее им предлагается перейти к созданию воображаемых ситуаций с их последующим словесным или математическим описанием и практической реализацией при необходимости (смотрите раздел «Роль физического эксперимента»).