Реализация этих принципов приводит к развитию мышления, в том числе творческого, к более эффективному функционированию памяти, к формированию осмысленных знаний и опыта по их использованию.
Результаты мыслительной деятельности учеников контролируются учителем на вербальном и образном уровнях. Контроль за формированием внутренних образов, связанных с изучаемым физическим процессом, необходим, ибо искажение внутреннего образа или его отсутствие является одной из причин возникновения ошибочных представлений в сознании ученика. Ученикам предлагается дать не только словесное или математическое описание изучаемого процесса, но и воспроизвести его зрительный образ в динамике (описанный, к примеру, математическим уравнением) или изобразить его на рисунке согласно своим представлениям (рис. 13).
Рис. 13. Образные представления об электрическом токе в металлах одной и той же ученицы в 8 (рис. а) и в 10 (рис. в) классах.
Сравнивая действительный процесс или его изображение с воображаемым, ученики лучше видят и понимают ошибки, чем при словесном объяснении. Кроме того, у них формируется способность к зрительному абстрагированию, развивается воображение, что необходимо для творческого мышления.
В своей работе, посвящённой проблеме организации памяти, Даниэль Лапп (1993) утверждает: «Творческая мысль опирается на зрительное воображение. Это единственная возможность обойти логические схемы, сковывающие наш ум». Концепция относительности, по утверждению Альберта Эйнштейна, родилась в его голове «из вихря зрительных образов», и далее он высказывает предположение: «По-видимому, слова языка в их письменной или устной форме не играют никакой роли в механизме мышления. Психические сущности, которые, вероятно, служат элементами мысли, – это определённые знаки и более или менее ясные образы, которые можно “произвольно” воспроизводить и комбинировать между собой… Обычные слова и другие знаки приходится мучительно изыскивать лишь на втором этапе, когда упомянутая игра ассоциаций достаточно установилась и может быть по желанию воспроизведена…» [Цит. по 11, с.19].
Материал темы (логически завершённого блока) изучается учащимися самостоятельно в два этапа:
1 – самостоятельная работа дома; 2 – самостоятельная работа под руководством учителя на уроке. Материал каждой последующей темы даётся в начале второго этапа работы над предыдущей темой. Дома идёт предварительная подготовка последующей. Цель первого этапа – накопление необходимой информации и установление смысловых связей между её элементами в доступных для каждого ученика пределах. Цель второго – использование учителем приобретённого и приобретаемого информационного материала учениками как многоцелевого инструмента для реализации функциональных возможностей мозга: памяти, мышления, эмоций, интуиции и т.д.
Целевой урок
Учащиеся должны знать, что и зачем они будут изучать. Эти уроки проводятся учителем в начале новых разделов физики. Даётся общий обзор раздела, историческая справка, практическое значение, определяется цель работы по этому разделу и первая тема самостоятельной работы (внешняя мотивация предстоящей учебной деятельности).