Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Периодизация возрастного развития школьника



Психическое развитие ребенка в онтогенезе. Развитие ре­бенка представляет собой постоянный переход от одной возраст­ной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка.

Для самого ребенка окружающая действительность как бы разделена на две сферы: «мир вещей» и «мир людей». А поэтому деятельность ребенка происходит в двух системах: «ребенок— вещь» и «ребенок — взрослый».

Система «ребенок—вещь» в действительности является систе­мой «ребенок—общественный предмет». Общественно выработан­ные способы действий с предметами не даны непосредственно как некоторые физические характеристики вещей. На них не написано общественное происхождение и способы действий с ними, средства их воспроизведения. Поэтому овладение вещью невозможно путем адаптации. Необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с каждой вещью, предметом. При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.

В системе «ребенок — взрослый» взрослый выступает перед ре­бенком не только со стороны своих индивидуальных качеств, а как носитель определенных общественных по своей природе деятельностей, осуществляющий определенные задачи, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняющийся определенным нормам. Но в самой деятельности взрослого человека внешне не указаны ее задачи и мотивы. По­этому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в ко­торые вступают люди в процессе ее осуществления.

Усвоение детьми задач, мотивов и норм отношений, существу­ющих в деятельности взрослых, осуществляется через воспроизве­дение или моделирование этих отношений в собственной деятель­ности детей, в их группах и коллективах. В этом процессе ребенок сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых нельзя осуществить деятельность взрос­лых. Таким образом, взрослый человек выступает перед ребенком как носитель новых и все более сложных способов действий с предметами, общественно выработанных эталонов и мер, необхо­димых для ориентации в окружающей действительности. Следо­вательно, деятельность ребенка внутри систем «ребенок—обще­ственный предмет» и «ребенок—общественный взрослый» представляет собой единый процесс в котором формируется личность ребенка. В каждом периоде развития ребенка какая-то одна из многих деятельностей является ведущей, определяющей характер разви-- тия ребенка в этом периоде. Можно выделить следующие типы деятельности детей:

1. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми

представляет собой ведущую деятельность младенца, внутри ко­торой формируются ориентировочные и сенсо-моторно-манипулятивные Действия.

2. Првдметно-орудийная деятельность, в ходе которой происхо­дит овладение общественно выработанными способами действий с предметами, является ведущей в раннем детстве.

3. Ролевая игра, в которой происходит ориентация в самых общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности, яв­ляется ведущей в дошкольном возрасте.

4. Учебная деятельность, в процессе которой происходит ус­воение новых знаний и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью младшего школьного возраста. В процессе ее осуществления ребенком про­исходит интенсивное формирование его интеллектуальных и по­знавательных сил.

5. Деятельность общения, заключающаяся в построении ин­тимно-личных отношений с товарищами на основе определен­ных морально-этических норм, является ведущей' для подростко­вого возраста.

6. Учебно-профессиональная деятельность является ведущей для старших подростков.

Все выделенные типы ведущих деятельностей можно разде­лить на две большие группы.

В первую группу входят деятельности в системе «ребенок —общественный взрослый», внутри которых происходит интенсив­ная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Сюда относятся непосредственно-эмоциональное общение ребенка, ро­левая игра и интимно-личное общение подростков.

Вторую группу составляют деятельности в системе «ребенок — общественный предмет», внутри которых происходит усвоение об­щественно выработанных способов действий с предметами и эта­лонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Сюда относятся манипулятивно-предметная деятельность ребенка ранне­го возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старших подростков.

Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной сто­роны, периоды, в которых происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой осно­ве—развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой сто­роны, периоды, в которых происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе—формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей. Схема соответ­ствующей периодизации детства показана на рис. 1.

 

 

Мы видим, что в психическом развитии детей можно выделить два резких перехода: переход от раннего детства к дошкольному возрасту («кризис трех лет») и переход от младшего школьного возраста к подростковому («кризис полового созревания»). В обо­их этих переходах имеет место появление тенденции к самостоя­тельности и ряд негативных проявлений, связанных с отношения­ми со взрослыми (269, с. 7—19).

Возрастное развитие есть непрерывный процесс самодвиже­ния, имеющий скачкообразный характер. В нем периоды плавного изменения личности перемежаются и отделяются друг от друга кризисами. Чтобы получить картину становления личности ребен­ка, необходимо охарактеризовать социальную ситуацию развития в каждом периоде, главные личностные новообразования и веду­щую деятельность ребенка (см. табл)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.