Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II 1.4. Сознание и самосознание



Сознание. Воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней пози­ций других людей можно назвать сознанием (69, с. 9).

Сознание — рефлексия субъектом действительности, своей дея­тельности, самого себя. Сознание есть со-знание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при на­личии общественного сознания и языка, являющегося его реаль­ным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом Ц 44, с. 97—98).

10* 147


Осознание. Осознанием является акт сознания, предмет коТо-" рого — сама деятельность сознания. В основе осознания лежит обобщение собственных психических процессов, приводящее к овладению ими.

Для осознания справедливы следующие законы:

Закон Клапареда (закон осознания): чем больше мы пользу­емся каким-либо отношением, тем меньше мы его осознаем. Или иначе: мы осознаем лишь в меру нашего неумения приспособить­ся. Чем более какое-нибудь отношение употребляется автомати­чески, тем труднее его осознать.

Закон сдвига или смещения: осознать какую-нибудь опера­цию — значит перевести ее из плоскости действия в плоскость языка, т. е. воссоздать ее в воображении, чтобы можно было Выразить ее словами (52, с. 209—219).

Самая общая характеристика сознаваемости (сознательности) психических процессов состоит в следующем: 1) человек может осознать то, что воспринимает, то, что он вспоминает, о чем мыс­лит, к чему внимателен, какую эмоцию испытывает; 2) человек может осознать, что именно он воспринимает, вспоминает, мыс­лит, чувствует.

Осознаваемость психических процессов не означает ни то, что человек всегда сознает содержимое своего восприятия, мышле­ния, памяти, внимания, ни то, что он всегда сознает себя в этом процессе. Речь идет лишь о том, что человек может осознать себя в этом процессе (231, с. 16).

Поле сознания. Сознание может уменьшаться или увеличи­ваться, отчасти утрачиваться во сне, полностью утрачиваться при обмороке. Это своеобразное “свечение”, перемещающийся свето­вой зайчик или, лучше сказать, прожектор, луч которого осве­щает внешнее или внутреннее поле. Его перемещение по этому полю выражается в явлениях внимания. “Поле внимания”, или, что то же самое, “поле сознания”, может быть более узким, бо­лее концентрированным, или более широким, рассеянным; оно может быть более устойчивым или менее устойчивым, флуктуи­рующим.

Содержание поля сознания определяется следующим законом:

актуально сознаваемым является лишь то содержание, которое выступает перед субъектом как предмет, на который непосред­ственно направлено то или иное -действие. Иначе говоря, для того чтобы воспринимаемое содержание было осознано, нужно, чтобы оно заняло в деятельности субъекта структурное место непосредственной цели действия и таким образом вступило бы в соответствующее отношение к мотиву этой деятельности (144,

С. 25—26, 248).

Сознание, подсознание и сверхсознание. Психическая деятель­ность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание (надсознание).

Сознание есть знание, которое может быть как-то передано другим, это возможность в речи или другим способом передать

148 , •


„ -я

свое знание другому. К сфере подсознания относится все то, чтоЯ когда-то было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Это — хорошо автоматизированные на­выки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, тягостные для субъекта. Подсознание защищает со-. знание от излишней работы и психических перегрузок. К подсо-• знанию относятся и проявления Интуиции, не связанные с порож­дением новой информации, а основанные лишь на использовании ранее накопленного опыта. Подсознание формируется также на основе имитации поведения. Поэтому пример взрослых и сверст­ников, непосредственно воздействующих на подсознание ребенка, минуя сознание, оказывает большое влияние на формирование личности ребенка-.

Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) проявля­ется в виде первоначальных этапов творчества, которые не кон­тролируются сознанием и волей. Неосознанность этих этапов представляет защиту рождающихся гипотез от консерватизма со­знания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. Толь­ко затем сознание отбирает нужную гипотезу путем их логиче­ского анализа. Важнейшим средством тренировки и развития сверхсознания является детская игра. Будучи свободна от дости­жения утилитарных и социально престижных целей (до 'опреде­ленного возраста), игра обладает той самоценностью, которая направляет ее на решение бескорыстно-творческих задач. Детская игра мотивируется исключительно потребностями познания и при­обретения знаний, умений и навыков (вооруженности), которое понадобится в дальнейшем. Эти потребности питают деятельность детского сверхсознания, делая каждого ребенка фантазером, пер­вооткрывателем и творцом. Недаром подлинно великие умы ха­рактеризуются сохранением отдельных черт детскости,

Неполное осознание субъектом движущих им потребностей снимает мнимое противоречие между объективной детерминиро­ванностью поведения человека наследственными задатками, ус­ловиями воспитания, окружающей средой и субъективно ощу­щаемой им свободой выбора. Эта иллюзия свободы является чрезвычайно важной, поскольку обеспечивает чувство личной от­ветственности, побуждающее всесторонне анализировать и прогно­зировать возможные последствия того или иного поступка.

С точки зрения внешнего наблюдателя человек несвободен, ибо все его поступки могут быть объяснены его характером, об­стоятельствами и т. д. В то же время с позиции внутреннего наблюдателя—его рефлексирующего сознания—он свободен, что и порождает чувство личной ответственности за совершенный поступок (222, с. 69—79).

Становление морального сознания. Становление морального сознания проходит через три главных уровня по степени осознан­ности, обобщенности и интериоризованности норм: доморальны” уровень, когда ребенок выполняет установленные правила исхо­дя из эгоистических соображений; конвенциональную мораль, ког-


да поведение ориентировано на внешние нормы и мнения окру­жающих; автономную мораль — ориентацию на определенную внутреннюю, автономную систему принципов.

Сначала в своем поведении ребенок ориентируется на внеш­нее начало: он должен вести себя хорошо, чтобы избегать нака­заний и получать поощрения, свои поступки он оценивает по их прямым последствиям (плохое наказывается, хорошее поощря­ется). Постепенно внешняя система правил и норм интериори-зуется: ребенок старается вести себя хорошо уже из потребности в одобрении со стороны значимых для него лиц и в поддержании Определенного порядка. “Хорошее” осознается как то, что одоб­ряют значимые для ребенка другие (родители, учителя и т. д.), а затем — как то, что соответствует определенным правилам. Од­нако понимание морали как совокупности правил и ожиданий окружающих означает, что источник моральных предписаний все еще мыслится как нечто внешнее, формальное. Эта ориентация не на осознанный принцип, а на внешний авторитет. Отсюда — определенная неустойчивость поведения ребенка, его зависимость от внешних влияний. Только с развитием абстрактного мышле­ния личность обретает осознанные моральные принципы, имею­щие общую мировоззренческую основу. В осуществлении этих принципов человек начинает ориентироваться прежде всего на собственную совесть.

Уже Л. С. Выготский связывал развитие морального созна­ния и самосознания личности с прогрессом абстрактного, понятий­ного мышления. Новейшие исследования, в частности работы аме­риканского психолога Л. Колберга, убедительно доказывают на­личие такой связи (114, с. 350—352).

Идеал. Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения. Иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные черты,— образ, который служит образцом. Идеалы формируются под особенно большим и непо­средственным общественным влиянием. Они в значительной ме­ре определяются идеологией, миросозерцанием (216, с. 637).

Самосознание. Совокупность психических процессов, посред­ством которых индивид осознает себя в качестве субъекта дея­тельности, называется самосознанием, а представления индиви­да о самом себе складываются в мысленный “образ Я” (114, с. 9).

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвига­ет, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всег­да отражают его побуждения, реально определяющие его дей­ствия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осо­знание реальной обусловленности своих переживаний.


- Самосознание не изначальная данность, присущая человеку,' а продукт развития. По мере того как человек приобретает жиз­ненный опыт, перед ним не только открываются все новые сто­роны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмыс­ление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное со­держание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разреша­ет в жизни. Способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для реше­ния случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем,— это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных зна­ний. Это драгоценное и редкое свойство—мудрость (216, с. 682).

Обобщение практического знания человека о других людях яв­ляется главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаи­моотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознает их с помощью оценок взрослых. Однако тре­буется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обоб­щенное отношение к себе, которое предполагает не только накоп­ление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о “Я”, и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к раз­ным вещам. Лишь в процессе обобщения этих представлений фор­мируется самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.

Всякое изменение жизненного положения человека в общест­венной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения. Следовательно, осознать себя — это значит осознать себя не только как психофизическое суще­ство, но и прежде всего как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива (13, с. 67—69).

Компоненты самосознания. В самосознании человека можно выделить следующие компоненты.

1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощуще­ния, исходящие от его собственного тела, от ощущений, “вызывае­мых внешними предметами.

2. Сознание “Я” как активного начала, как субъекта деятель­ности. Оно появляется в 2—3 года, когда ребенок овладевает лич­ными местоимениями и возникает первая фаза детского негати­визма, выражаемая формулой “Я сам...”.


3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому пред­полагает достаточно развитое абстрактное мышление.

4. Наконец, социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах на основе накопленного опыта общения и деятельности (175).

“Я-концепция”. “Я-концепция”— это совокупность всех пред­ставлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Установ­ки, направленные на самого себя, составляют:

1) “образ Я”—представление индивида о самом себе;

2) самооценку — эмоционально окрашенную оценку этого пред-

ставления?

3) потенциальную поведенческую реакцию — те конкретные действия, которые могут быть вызваны “образом Я” и само­оценкой.

Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписыва­ем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на пер­вый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их “Я-концепции”. Скажем, достижение сорокалет­него возраста одни считают порой расцвета, а другие — началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемле­мый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физи­ческими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реак­ции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождаю­щие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной “Я-концепции” могут возни­кать серьезные затруднения.

Позитивную “Я-концепцию” можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной “Я-концепции” становятся негативное отношение к себе, неприятие себя, ощуще­ние своей неполноценности.

“Я-концепция” играет, по существу, троякую роль: она спо­собствует достижению внутренней согласованности личности, оп­ределяет” интерпретацию приобретенного опыта и является источ­ником ожиданий относительно самого себя.

" Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства дли идеи, вступающие в противоречие с другими его-представлениями, чувствами или идеями, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психо-

152 • '


Щ

логического дискомфорта. Испытывая потребность во внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, ко­торые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с су­ществующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена “Я-концепция”. Если же новый опыт не вписывается в существую­щие представления, противоречит уже имеющейся “Я-концепции”, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чуже­родное тело внутрь этого сбалансированного- организма. Проти­воречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру лично­сти, может усваиваться с помощью механизмов психологической защиты личности.

У человека существует устойчивая тенденция строить на ос­нове представлений о себе не только свое поведение, но и интер­претацию собственного опыта. “Я-концепция” здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер • восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответст­вующее представлениям человека о себе.

“Я-концепция” определяет и ожидания человека, т. е. его представления о том, что должно произойти. Так, например, де­ти, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят: “Я знаю, что окажусь полным дураком” или “Я знаю, что плохо напишу эту контрольную”. Иногда с помощью таких суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе (26а, с. 30—46).

В “Я-концепции” запрограммировано, каким должно быть по­ведение человека. “Я-концепция”— это представление о “Я”, ко­торое может быть верным или неверным, искаженным. Она ча­стично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. “Я-концепция” да­ет поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его:

если в моем “Я” запрограммировано, что я хороший ученик,то я могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое “Я”. Однако если в моем “Я” жестко записано, что я “беспощадный и сильный”, то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достой­ную презрения.

Самосознание работает путем постоянного сравнения реаль­ного поведения с “Я-концепцией” и тем самым осуществляет ре­гуляцию поведения. Рассогласование между “Я-концепцией” и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в “Я”, тем сильнее переживается рассогла­сование. Неподкрепление “Я-концепции” настолько мучительно, что человек реагирует на него чувством вины, стыда, обиды, от-

\


вращения, гнева. Если бы воспоминание об этом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не мог защищаться против них с помощью механизмов психологической защиты.

Слишком жесткая структура “Я-концепции” вначале кажется силой характера, а на поверку часто становится источником му­чительных рассогласований, которые могут довести до болезни. С -другой стороны, слишком слабая “Я-концепция” делает нас бесхарактерными и непригодными для длительных и напряжен­ных усилий по достижению поставленной цели. Люди могут отли­чаться друг от друга также тем, как они реагируют на рассо­гласование между “Я-концепцией” и реальным поведением. Те, кто совершенно не способны его выдержать, очень чувствитель­ны к нему, кажутся людьми сильными, а на поверку жизнь лома­ет их быстро. Их жесткая структура не может “гнуться” и из­меняться под влиянием обстоятельств, и в силу нетерпимости к рассогласованию она ломается; личность переживает кризис, иногда необратимый.

В случае комплекса неполноценности, где нарушен процесс сличения между “Я-концепцией” и реальным поведением, эта сЯ-концепция” настолько искажена и деформирована, что дости­жение согласования невозможно. Когда мы говорим о низкой са­мооценке личности, то под этим подразумеваем то, что рассогла­сование настолько сильно, что человек потерял всякую возмож­ность достичь согласия с самим собой (193, с. 76—80).

Хотя понятие “Я” предполагает внутреннее единство и тожде­ственность личности, фактически индивид имеет множество раз­ных “образов Я”.

“Образ Я”— одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном собразе Я”: отрицательное отношение к себе, неприятие собст­венного “Я”, каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. “Образ Я” ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение.

Вопрос об истинности “образа Я” правомерен.только относи­тельно когнитивных его компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценоч­ных характеристик и противоречий (114, с. 64, 69—70).

Самооценка. Наши самооценки — это своеобразные когнитив­ные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и орга­низуют новую информацию относительно данного аспекта “Я”. Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, выражает и определен­ный уровень притязаний. А он зависит от множества условий. Мальчик, хвастливый в отношениях с товарищами, может гораздо скромнее оценивать себя в разговоре с учителем. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством самоутверждения, соз­дания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.

Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает се-


бя двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притяза­ний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качест­во или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Су­дить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно (114, с. 55—58, 72).

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависи­мости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдаю­щий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и до­волен собой, поскольку это признается другими: его успехи вы­зывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколеблен­ной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спор­тивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способ­ный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального “Я” с образом идеального “Я”, т. е. с пред­ставлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный “образ Я”, тот должен иметь высокую самооценку. Если же чело­век ощущает разрыв между этими характеристиками и реаль­ностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, свя- д зан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. „;| Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его ?| мнению, его оценивают другие. Наконец, еще один взгляд на j| природу и формирование самооценки заключается в том, что че­ловек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал


определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом “вписаться” в структуру общества.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеа­лы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъектив­ный характер (26а, с. 35—37).

Особенности самооценки школьника. Изучение роли самооцен­ки в познавательной деятельности обнаружило, что особое зна­чение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Так, в проведенном исследовании ни один из учеников (в том числе неуспевающие), перечисляя причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не сослался на затрудне­ния в понимании учебного материала, в овладении навыками, приемами мыслительной деятельности и пр. Все дети предпочита­ли считать себя (и считаться) ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интел­лектуальных способностей.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был спо­собен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему не­обходимо иметь положительное представление о себе. Дети с от­рицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.

Следует обратить внимание на то, что учитель, организуя учебно-воспитательную работу, соотносит обычно достигаемые детьми результаты преимущественно с их умственными способно­стями, .не принимая в расчет самооценку ребенка, его собствен­ные представления о характере и уровне реализации своих воз­можностей в различных учебных ситуациях. Между тем от этих представлений зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам, выбор для решения задачи в зависимости от степени ее трудности и ряд других важнейших моментов учебной деятельности, в которых выражаются уже не умственные способности сами по себе, а личностный фактор, влия-/'"ющий на процесс усвоения знаний (150, с. 135—136; 26а, с. 26—

27).

О возможностях изменения самооценки ребенка. Исследования по изменению внутренних установок показали, что чем больше доверия вызывает источник информации, тем большее влияние он может оказать на наше самовосприятие. В этом одна из причин особо важной роли учителей и родителей в формировании “Я-кон-цепции” ребенка. Если родители постоянно напоминают сыну о его безответственности, то, вероятнее всего, он так и будет


^"у

воспринимать себя. В конце концов, кто лучше родителей зна­ет его характер? Подобным же образом ребенок будет высоко оценивать свои способности, если услышит о них лестный отзыв учителя.

Важно отметить, что люди с высокой самооценкой в большин-. стве случае воспринимают и оценивают свой опыт таким образом, что это помогает им сохранять позитивное представление о себе. И, напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможность улуч­шения “Я-концепции”. Кроме того, они не только сами очень низ­ко оценивают результаты своей деятельности, но и крайне озабо­чены мнением других, если со стороны последних наиболее веро­ятна неблагоприятная оценка.

Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить зани­женный уровень самооценки ребенка путем создания положитель­ных подкреплений. Руководствуясь этой мыслью, мы щедро рас­точаем похвалы в адрес такого ребенка, стараемся сделать так, чтобы он занял в классе или в школе какую-нибудь “высокую должность”, которая помогла бы ему уверовать в свои силы. Од­нако нет никакой гарантии, что ребенок воспринимает все это именно так, как мы рассчитываем. Его интерпретация наших дей­ствий может оказаться неожиданно негативной. Например, он может сказать себе: “Должно быть, я совсем „неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное” или “Поче­му меня, такого толстого, назначил? капитаном команды? Навер­ное, учитель хочет, чтобы все убедились, какой я безнадежно тупой”.

Не существует практически такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной са­мооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, на­сколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах дру­гих детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искрен­ние благие намерения — ребенок может отреагировать отрица­тельно в любом случае. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе (26а, с. 45—46, 244). ;.

111.5. Нравственное развитие

Нравственная саморегуляция. Поведение в соответствии с ] £ нравственной нормой должно восприниматься человеком как един-| ственно для него возможное, выражающее саму сущность его лич-„, ности, его “Я”. Именно такое поведение позволяет ему сохранить f положительное отношение к себе, общее эмоциональное благопо­лучие.

; Нравственная саморегуляция поведения может быть как пред­намеренной, произвольной, так и непосредственной, непроизволь­ной. При произвольной саморегуляции человек сознательно при-


нимает решение действовать в соответствии с моральными требо­ваниями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосред­ственным желаниям. При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно потому, что иначе он просто поступить не может. Моральные мотивы поведения у него непосредственно более сильны, чем все остальные побуждения. Непроизвольное нравственное поведение наиболее отвечает условиям повседнев­ной жизни, которые часто требуют немедленных поступков.

Непроизвольная саморегуляция формируется в основном дву­мя путями. Во-первых, в процессе стихийного накопления нрав­ственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладе­вают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепля­ются определенные формы поведения, т. е. формируются так на­зываемые “нравственные привычки”. Подлинный моральный смысл этих прявычек осознается ими значительно позже. Этот путь, посредством которого закрепляются, главным образом, эле­ментарные правила и нормы, создает почву для усвоения более сложных моральных требований, которое осуществляется уже по второму пути: первоначально произвольно, под личным кон­тролем, вопреки другим желаниям, а затем — непосредственно. Именно на этом этапе, когда сознательно усвоенные нравствен­ные принципы, обогащаясь соответствующими переживаниями, становятся мотивами поведения, происходит становление нравст­венной саморегуляции в собственном смысле слова (205, с. 3—5).

Преодоление разрыва между моральными знаниями и поведе­нием. Существенным недостатком, часто встречающимся в прак­тике воспитания, является неучет такого момента, как необходи­мость при обучении детей моральным знаниям исходить прежде всего из их собственного опыта, создавая .при этом условия для супражнения” в поведении, соответствующем определенной нор­ме, качеству. В предъявлении детям нравственных знаний часто отсутствует какая-либо система, они даются фрагментарно, от случая к случаю.

Эти и другие недостатки в нравственном воспитании школь­ника приводят к разрыву между его моральными знаниями и мо­ральным поведением. Для ликвидации разрыва необходимо, во-первых, соблюдать такое соотношение между нравственным опытом ребенка и предъявляемыми ему готовыми моральными знаниями, когда этот опыт делает возможным применение дан­ного знания в поведении; во-вторых, ставить перед детьми специ­альные задачи по вычленению общего нравственного содержания различных поступков и выражению его в словесной форме; в-треть­их, побуждать детей ставить перед собой нравственные вопросы и помогать им находить на них ответы; в-четвертых, вооружать детей специальными средствами, требующимися для применения' нравственных знаний и воплощения нравственных побуждений в пЬведенин, т. е. обучить детей соответствующим формам нравст-

158 .


венного поведения; и, наконец, в-пятых, постоянно оценивать повУ

дение детей с точки зрения тех норм, которыми они хотят овла­деть.

Подчеркнем, что попытка внедрить в сознание школьника та­кие моральные принципы, которые в силу своей отвлеченности превосходят его теоретические возможности, не только бесполезна, в, но и вредна, так как ведет к формальному усвоению нрав-I ственных принципов. О последствиях этого предупреждал еще 1 К. Д. Ушинский: “Если вы хотите сделать дитя негодяем, то при-' учите его с детства повторять всевозможные нравственные сен­тенции, и потом они не будут уже производить на него никакого влияния” (205, с. 7—9). ' .

Эмпатия и нравственное развитие детей. Эмпатия — способ­ность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Человек может испытывать переживания того же качества или, если эмпатия носит искаженный характер, противоположного.

Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как устойчивое свойство. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль . в нравственном развитии ребенка.

Нравственный смысл поступка человека оценивается прежде всего по его мотиву, а не по внешней форме поступка. Люди мо­гут поступать нравственно, чтобы добиться одобрения окружаю­щих, и мотив такого поведения носит эгоистический характер.

С возрастом способность ребенка переживать за другого раз­вивается и переключается с реакции на физический ущерб дру­гого человека на реакцию на его чувства и далее — реакцию на жизненную ситуацию в целом.

В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чув­ством “Я” у ребенка складывается представление о “Я” других людей, отличном от его собственного. В этот период важно на­учить ребенка учитывать интересы других, их потребности, пред­ставленные в переживаниях.

Для развития эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взросло­го. Но для этого очень важно, чтобы воспитатель был сам эмо­ционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прий­ти ему на помощь.

Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека к аль­труистическому поведению, так как в основе этого свойства ле­жит нравственная потребность в благополучии других людей, формируется представление о ценности другого. По мере психи­ческого развития эмпатия сама становится источником нравст­венного развития.

Формирование непроизвольной нравственной мотивации через эмпатию возможно и при перевоспитании ребенка. Если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверж­дении, то его все равно необходимо похвалить. Видя радость чело-


века, которому он помог, он переживает удовлетворение. В ре­зультате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива:

он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия (55, с. 108—114).

Отношение к труду и нравственное развитие детей. Как пре­ломляются^ в сознании детей требования к их нравственной сфере, связанные со специфическим для процесса учения в школе отно­шением к труду?

С первых же дней обучения школьники узнают от учителя О том, что нельзя пользоваться подсказкой и самому подсказы- . вать, что нельзя списывать у других и давать им списывать и т. п. Какими бы на-первый взгляд незначительными для нравственного строя формирующейся личности ни казались коллизии, связанные с этим правилом, в действительности за ними скрыта проблема большого масштаба, на которую указывает нравственный прин­цип: жить собственным трудом.

Вдумавшись в эту ситуацию, можно понять детей, которые дают списывать выполненные ими задания. Отношениями, которые складываются в группе, они поставлены в такие условия, что не . могут отказать товарищу. Ведь взрослым тоже приходится, как об этом известно детям, порой выполнять работы за тех, кто не-' компетентен или ленив. Большинство младших-школьников вслед за учительницей утверждают: “Списывать нельзя давать. Если ученик что-то не знает, то ему после уроков надо объяснить, а если он ленивый и не старается, то ему помогать не надо, его надо пристыдить”. Старшие же, руководствуясь соображениями псевдоколлективизма, оправдывают безнравственный поступок.

Какую позицию следует занять в этой ситуации психологам и педагогам? Вопрос этот не прост. С одной стороны, нельзя культи- ^ вировать враждебность между детьми. Но вместе с тем ни в коей мере нельзя поддерживать солидарность в совершенствовании без­нравственных поступков, к числу которых и относятся попытки воспользоваться трудом другого, скрыть собственную некомпе­тентность и ввести в заблуждение учителя, родителей и т. п. .Задача здесь должна заключаться в том, чтобы создать такие условия, при которых отставший ученик, обладая чувством соб­ственного достоинства, посчитал бы для себя оскорбительным и унизительным воспользоваться плодами труда другого человека.

Личность утверждает себя в глазах других и собственных прежде всего в плодотворном, приносящем ей удовлетворение и успех, труде. Из этого следует, что противопоказано ставить перед учеником, личность которого формируется, задачи, с которыми, как это обычно заранее учителю известно, он не сумеет спра­виться. Когда ученик прибегает к списыванию, шпаргалкам и другим ухищрениям, он оказывается в чрезвычайно унизительном положении человека с протянутой за подачкой рукой, но делает это не открыто, а всячески стремясь замаскировать свои действия от учителя. Это культивирует безнравственное отношение к сво­ему труду, к тем, кто его учит.


Таким образом, то, что, к сожалению, постепенно начинает расцениваться в школе как “ничего особенного”, в действитель­ности имеет далеко идущие последствия, влечет за собой не толь­ко нарастание неуспеваемости, обеднение познавательной сфе­ры, но, что еще более пагубно, нравственную деградацию лично­сти — потерю достоинства, самолюбия, самоуважения. Это воз­вращает нас к старому, но все еще нерешенному вопросу о диф­ференцированных по степени трудности учебных заданиях для учащихся с различными возможностями в рамках единой програм­мы (152, с. 15-16).

Эффективный путь нравственного развития школьников — включение всех детей в различные виды деятельности и отноше­ний, в том числе расширение масштабов их общественной деятель­ности. Учитель имеет мощный инструмент формирования нравст­венности своих воспитанников — организацию классного коллек­тива. Становление личности происходит при такой его организа­ции, которая обеспечивает учащимся реальную возможность са­мим решать проблемы школьной жизни, влиять на положение дел в классе. Более подробно эти вопросы рассматриваются ниже.

Личность и коллектив

Группы и их виды. Группа — это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения их социальной, произ­водственной, экономической, бытовой, профессиональной, возраст­ной, половой и т. п. общности.

Группы бывают большими и малыми, условными (школьники девятых классов) и реальными (школьники IX класса школы № 1). Реальные группы делят на малые и большие, официальные и неофициальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.

Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психологической зрелости. Высокий уровень такой зрелости пре­вращает группу в коллектив.

Общие качества группы. 1. Интегративность—мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом (отсутствие интегративности—разобщенность, дезинтеграция).

2. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

3. Референтность -"- степень принятия членами группы группо­вых эталонов.

4. Лидерство — степень ведущего влияния тех или иных чле­нов группы на группу в целом в направлении осуществления груп­повых задач.

5. Интрагрупповая активность—мера активизации группой со­ставляющих ее личностей.

11 Заказ 1417ici


6. Интергрупповая-активность—степень влияния данной груп­пы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

а) направленность группы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и груп­повых норм;

б) организованность—реальная способность группы к само­управлению;

в) интеллектуальная коммуникативность — характер межлич­ностного восприятия и установления взаимопонимания, нахожде­ния общего языка;

г) эмоциональная коммуникативность — межличностные свя­зи эмоционального характера, преобладающий эмоциональный на­строй группы;

д) волевая коммуникативность — способность группы противо­стоять трудностям и препятствиям, ее стрессоустойчивость, на­дежность в экстремальных ситуациях (198, с. 67—75).

Развитие группы. Развитие коллектива из группы-конгломера­та, т. е. группы ранее непосредственно незнакомых людей, ока­завшихся (или собранных) на одном пространстве в одно и то же время (например, группа учащихся I класса в первые дни заня­тий), проходит через ряд этапов: номинальная группа (группа получает наименование, например учащиеся I класса “А”), груп­па-ассоциация (на этом этапе начинается единая жизнедеятель­ность группы, появляются первые ростки ее коллективообразова-ния), группа-кооперация (она отличается уже успешно действую­щей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества; межличностные отношения и групповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной за­дачи).

От кооперации до коллектива группа проходит уровень авто-номизации, для которого характерно довольно высокое внутрен­нее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифици­руют себя с ней (“моя группа”). Однако группа-автономия мо­жет уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, т. е. обособ­ление приведет к замкнутости и группа начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Группа в этом случае превра­щается в корпорацию.

Возможно и развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой извне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межлич­ностным эгоцентризмом и эгоизмом, активной дезинтеграцией, конфликтностью и агрессивностью (241, с. 77—81).

Коллектив. В коллективе в качестве определяющих выступа­ют взаимодействие и взаимоотношения людей, опосредствованные


целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т. е. ее реальным содержанием. Коллектив есть группа, где межлич­ностные отношения опосредствуются общественно ценным и лич-ностно звачимьш содержанием совместной деятельности (197, с. 160).

Высшей формой внутренней организации группы является кол­лектив. Но не всякую внешне- и внутреннеорганизованную группу можно назвать коллективом. И даже не степень организации группы делает ее коллективом.

Коллектив — это группа людей, составляющая часть общест­ва, объединенная общими целями и близкими мотивами совмест­ной деятельности, развивающими это общество.

Общность мотивов деятельности определяет сплоченность груп­пы. Но она еще не определяет отличия коллектива от корпорации. Поэтому положение, что цели деятельности коллектива не могут быть замкнуты в нем самом, а должны быть вынесены за рамки данной группы,— это не просто требование к коллективу, а его сущность.

В повседневной практике под коллективом часто понимают группу лиц, объединенных общей работой, общими интересами. Такое понимание коллектива неправильно. Ведь тогда и шайку бандитов следует считать коллективом. Недопустимо смещение истинного коллектива, определяемого его влиянием на общество, к которому он принадлежит, с псевдоколлективами, служащими только одной части общества, корпорациями, служащими только самим себе, и конгломератами людей, вообще не имеющих еди­ных целей деятельности.

В коллективе осуществляется наиболее глубокое взаимодей­ствие личности и коллектива и наиболее разностороннее развитие личности при ее максимальной индивидуализации ,(110, с. 12—15).

Коллективистическое самоопределение. Феномен коллективи­стического самоопределения возникает в том случае, когда пове­дение личности в условиях специально организованного группо­вого давления определяется не непосредственным влиянием груп­пы и не индивидуальными качествами внушаемости (невнушае­мости), а, главным образом, принятыми в группе целями и зада­чами деятельности, устойчивыми ценностными ориентациями, ко­торые личность защищает даже вопреки давлению. В коллективе в отличие от диффузной группы коллективистическое самоопреде­ление является преобладающим способом реакции на любое дав­ление извне, в том числе и на давление собственной группы, и потому выступает как формообразующий признак коллектива ,(197, с, 167).

Социальная коллективность. Социальная коллективность за­ключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий" для раскрытия индивидуальности каждого чле­на общества и отвечает за реализацию полноценного (возможного

1Г 163


на данной ступени социально-экономической, культурной и нрав­ственной зрелости общества) развития личности.

В результате развития своих членов развивается и сам кол­лектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень раз­вития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, чело­вечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом.

Суть социального коллективизма отнюдь не сводится к совме­стной деятельности во имя достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Со­стояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индиви­дуальным интересом (238).

О размере группы. При традиционной системе организации за­нятий, когда учащиеся действуют изолированно друг от друга и контакты между ними не поощряются (фронтальная и инди­видуальная формы занятий в группе), эффективность обучения обратно пропорциональна размеру группы.

В группах, учебные занятия в которых организованы как кол­лективные (обучаемые на таких занятиях активно взаимодейст­вуют и общаются друг с другом под руководством учителя), с рос­том размера группы (до предела, определяемого рядом условий организации учебной деятельности) эффективность обучения воз­растает за счет эффекта влияния группы на своих членов (102, с, 71-72).

Лидеры в классном коллективе. В классном ученическом кол-. лективе встречаются лидеры, роли которых различны.

• Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, по­ставленных перед классом, в реализации трудовой, учебной дея­тельности. Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в классе. Ученики, успешно действующие в обеих сферах классной жизни, выдвигаются на роли абсолютных лидеров класса.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения больше­го количества одноклассников, чем .эмоциональные лидеры. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подав­ляющее большинство своих соклассников, что позволяет им соот­ветственно этим знаниям строить свои отношения. Эмоциональ­ные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении классом и поэтому не нуждаются в знании межличностных от­ношений.

Отрицательные взаимоотношения между учениками точнее ха­рактеризуют деловые лидеры.

. Для воздействия на коллектив, наряду с умением восприни­мать личные отношения, большое значение имеет умение опре­делять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются аб­солютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. В то же время в сфере эмоциональных отношений особых различий меж­ду разными лидерами нет. От эмоциональных лидеров в большей


степени зависит психологический климат в классе, самочувствие учащихся, а также принятые нравственные ценности (25, с. 61—

63).

Классные руководители должны помнить, что лидера выдви­гает деятельность. Поэтому через специальную организацию учеб­ной или внеклассной работы можно обеспечить благоприятные возможности для успеха учеников, обладающих развивающим по­тенциалом влияния на соклассников. Нравственно ценная дея­тельность, принятая классом и развивающая учеников, выдвигает и соответствующих лидеров.

Для развития классного коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от деятельности, что обеспечивает каждому ребенку возможность пребывания в роли лидера и при­обретения навыков организации других людей и самоорганиза­ции (17а).

Коллективная учебная работа. В совместной (коллективной) учебной работе детей изменяется характер отношений между уче­никами и учителем: ученики меньше нуждаются в помощи и по­ощрениях взрослого, чем в условиях фронтальной работы. Груп­повая работа учащихся освобождает учителя от большинства ор­ганизационных, контрольных и оценочных функций, поэтому он может быть более внимателен к личностным особенностям уче­ников, их взаимоотношениям.

Дети при этом осваивают те стороны учебной деятельности (в частности, целеполагание, планирование, контроль, оценку и учет работы), которые обычно берет на себя учитель.

Этап организации, вхождения в совместную работу детей не­возможен без учителя, однако, начав действовать сообща, дети сами регулируют в дальнейшем свои взаимоотношения и обсуж­дают деловые вопросы, разрешая в свободной дискуссии спорные проблемы. Обращение к учителю за помощью встречается не часто, лишь по таким поводам: требование дополнительной ин­формации; апелляция к авторитету, если высказанное мнение уче­ник не может сам доказать, а партнер продолжает сомневаться;

использование авторитета учителя для поддержания дисциплины.

Особенностью совместной работы детей является также обра­щенность их прежде всего на партнера. Учет в собственном дей­ствии позиции других участников, децентрализованный характер совместных действий, действия за другого участника—вот веду­щая характеристика-совместной работы детей.

Особенностью групповой работы детей является полное равно­правие всех ее участников, что особенно благотворно сказывается на поведении слабых учеников. Они все с большим удовольстви­ем принимают участие в коллективной работе. Они при этом во многом не уступают сильным партнерам, ошибаются, но легко идут на этот риск, при непонимании задают сотоварищам во­просы, при несогласии возражают и проявляют настойчивость в

споре.

Учебное сотрудничество со сверстниками должно стать такой'


же обязательной формой организации обучения в начальной шко­ле, как и фронтальная, и индивидуальная работа учеников (257, с. 49—53-, 1б3а).

II1.7. Разностороннее и гармоническое развитие личности

Разностороннее развитие. Разностороннее развитие лично­сти предполагает не только развитие интересов, но и развитие способностей. Между развитием способностей и интересов сущест­вует теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способно­стей совершается в деятельности, которая стимулируется интере­сами, с другой—интерес к той или иной деятельности поддержи­вается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена со­ответствующими способностями.

Разностороннее развитие интересов означает развитие такой личности, которой ничто человеческое не чуждо, не исключая этим сосредоточенности интересов на чем-либо главном, наиболее значимом для личности. Точно так же разностороннее развитие способностей означает развитие такой человеческой личности, ко­торая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узко специа­лизированной деятельности, а которой были бы доступны разные "сферы человеческой деятельности, что не исключает, конечно, осо­бого развития каких-либо специальных способностей (техниче­ских, изобразительных, музыкальных и т. д.) на фоне достаточно высокого общего развития (216, с. 654).

Гармоническая личность. Когда речь идет об идеале разно­сторонне развитой личности, то подразумевается, что это раз­витие будет гармоническим. Гармонические отношения между лич­ностью и миром означают гармонию между тем, что личность тре­бует от других, и тем, что она может и должна им дать (263, с. 6—7).

Гармоническая личность — это человек, находящийся в един­стве с миром, людьми и самим собой. Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Нарушение нравствен­ных норм сопряжено для него с нарушением целостности собст­венной личности.

Становление такого человека может быть связано с формиро­ванием иерархической структуры мотивов или ценностей: доми­нированием высших уровней над низшими. Уровень мотивов или ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов (самых низких) к интересам близких людей, коллектива, общества — вплоть до общечеловеческих универсальных целей.

Гармоничность личности зависит от того, насколько это до­минирование высшего уровня находится в согласии с уровнями нижележащими: например, каково соотношение сознательного и неосознаваемого, непосредственного и преднамеренного, природ­ного и духовного уровней (248, с. 114—116).


Цели, поставленные человеком, сознательно принятые им ре­шения и намерения способны подчинить себе непосредственные побуждения, что определяет волевой характер поведения челове­ка. Но в тех случаях, когда усвоенные ценности сами приобрета­ют силу непосредственных побуждений, они могут определять по­ведение людей независимо от сознательно принятых решений, не­произвольно подчиняя себе все другие его побуждения, в том числе и неосознаваемые им самим. В этом случае можно гово­рить о гармонической структуре мотивационной сферы человека, , а следовательно, и о гармонической структуре его личности.

Самодвижение потребностей высокого духовного порядка, на­пример, потребности в познании, творчестве, необходимо для пол­ноценного формирования личности человека. Более того, отсут­ствие роста этих потребностей обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду.

Следовательно, полноценное формирование человеческой лич­ности решающим образом зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму само­движения, и дело воспитания заключается в том, чтобы управлять этим процессом (33, с. 34, 40).

На основании длительного исследования Б. И. Додонов при­шел к выводу, что структура личности приобретает гармоничность не на основе “соразмерного” и “пропорционального” развития всех ее сторон, а в результате максимального развития тех способ­ностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей его жизни и деятельности.

Гармоничность личности с ее внутренней стороны предпола­гает высокую согласованность между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами. Такая гармония обе­спечивается общечеловеческой, нравственной направленностью личности, мотивирующие силы которой подчинены единому моти­ву, доминирующему и на сознательном, и на бессознательном

уровне.

Гармонический или дисгармонический склад личности начи­нает формироваться очень рано. Поэтому воспитание личности должно начинаться уже с первого года жизни ребенка. Главным при этом выступает способ педагогического воздействия, при ко­тором воспитатель специально организует активность ребенка, а не просто подавляет нежелательные ее формы (37, с. 282).

Дисгармоничная личность. Гармоничность личности достига­ется только в том случае, когда сознательные стремления чело­века находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто даже не осознаваемыми им самим желаниями. Мотивирую­щая сила таких бессознательных образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стремлениями че­ловека они приводят к острейшим аффективным конфликтам, ис­кажающим и даже ломающим человеческую личность.

Аффективные переживания, возникающие в результате конф. ликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при опреде-


ленных условиях становятся источником формирования дисгар­монической личности.

Острые эмоциональные реакции, негативистическое поведение больше всего свойственны детям, у которых в результате прош­лого опыта прочно сложилась завышенная самооценка и соот­ветствующий ей завышенный уровень притязаний. Эти ребята во что бы то ни стало стремятся доказать другим и, главное, са­мим себе, что их самооценка верна, что они действительно спо­собны добиться желаемого, в том числе и соответствующей оценки окружающих.

Среди аффективных детей встречаются также школьники и с неадекватно заниженной самооценкой, постоянно боящиеся обна­ружить свою мнимую несостоятельность. Такого рода неуверен­ность в себе выступает лишь обратной стороной стремления к са­моутверждению и служит в качестве защитного механизма про­тив возможности оказаться не на уровне имеющихся у ребенка слишком высоких притязаний.

Эмоциональные переживания, связанные с тем, что ребенок не хочет допустить в сознание мысль о своей несостоятельности и потому отвергает свой неуспех, искаженно воспринимая и тол­куя все факты, свидетельствующие о его поражении, в сумме приводят к “аффекту неадекватности”. Дети с таким аффектом действительно не понимают подлинную причину ни своей неудачи, ни своего эмоционального состояния. При этом аффект неадекват­ности особенно продолжительно держится у тех детей, мнимая самоуверенность которых все время поддерживается временным или частичным успехом. Так начинает складываться дисгармо­ничная структура личности ребенка. В сознании—высокая само­оценка, высокие притязания, желание во что бы то ни стало быть на уровне своих мнимых возможностей как в своих собственных глазах, так и в глазах других людей. А в области бессознатель­ных психических процессов — неуверенность в себе, которую ребе­нок не хочет допустить в сознание.

С возрастом у одних детей возникает потребность оправдать свои особенности, и тогда они начинают превращать “пороки в добродетели”, т. е. относиться к ним как ценностным. В этих случаях “рассогласованность” между сознанием и поведением, ка­залось бы, исчезает, однако в действительности она остается, ибо у таких детей постоянно возникают конфликты с окружающими людьми, сомнения и чувство неудовлетворенности, связанное с кажущейся недооценкой значимости их личности. Другие дети продолжают сознательно принимать усвоенные ими нравственные ценности, которые, находясь в конфликте с особенностями их лич­ности, вызывают у этих ребят постоянный разлад с собой. В ре­зультате из детей с непреодолимым аффектом формируются люди, всегда находящиеся не в ладу с окружающими и с собой, обла­дающие многими отрицательными чертами характера. Нередко из таких детей выходят люди социально неадаптированные, склон­ные к преступлениям.

]б8<


Таким образом, люди с дисгармонической организацией лич­ности — это не просто индивиды с направленностью “на себя”. Это люди с двойной направленностью, находящиеся в конфликте с собой, люди с расщепленной личностью, у которых сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов находится в постоянном противоречии (37, с. 264—273).

Внутренний конфликт. Домирование той или иной- мотивации может быть различным на сознательном и неосознанном уровнях. Например, сознательно человек может стремиться к одному, а действовать в соответствии с побуждением, доминирующим на неосознанном уровне. В таких случаях мы имеем дисгармониче­ское строение личности, постоянно раздираемой внутренними кон­фликтами (34, с. 174).

Подобный конфликт возникает лишь при определенных усло­виях. Условия эти одновременно внешние и внутренние. Внешние условия конфликта сводятся в основном к тому, что удовлетворе­ние каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений лич­ности становится вовсе невозможным или находится под угрозой. Внутренние условия психологического конфликта сводятся к про­тиворечию или между различными мотивами и отношениями лич­ности, например долга и личных интересов, или между возмож­ностями и стремлениями личности. Конечно, внутренние условия психологического конфликта у человека не возникают спонтанно, а, в свою очередь, обусловлены внешней ситуацией и историей личности.

Другое необходимое условие психологического конфликта — субъективная неразрешимость ситуации. Конфликт возникает тог­да, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить объ­ективные условия, которые породили конфликт. Поэтому пси­хологический конфликт разрешается только тогда, когда у чело­века складывается новое отношение к объективной ситуации, по­родившей конфликт, и новые мотивы деятельности.

Развитие и разрешение конфликта представляет собой острую форму развития личности. В психологическом конфликте изменя­ются прежние и формируются новые отношения личности; изме­няется сама структура личности. Более того, внутренний конф­ликт—необходимое условие развития самосознания (177, с. 239— 240).

Смысловой барьер. Одним из показателей дисгармоничности личности школьника является феномен “смыслового барьера”. Причина этого явления заключается в том, что взрослый, воздей­ствуя на ребенка, не учитывает или не считается с наличием у него активно действующих в это время потребностей и стремле­ний. В результате у ребенка возникает конфликт между его не­посредственным устремлением и желанием выполнить то, что тре­бует от него взрослый. Часто ребенок не способен сознательно. уступить определенному желанию взрослого, и тогда у него воз­никает особая защитная реакция: он как бы перестает слышать и понимать предъявляемое ему требование. На самом деле он все


прекрасно слышит, но не воспринимает смысла адресованных ему слов. Смысловой барьер может возникнуть и по отношению к кон­кретному человеку, независимо от того, какие требования он -предъявляет, и по отношению к конкретному требованию, незави­симо от того, кто предъявляет это требование.

Смысловой барьер по отношению к конкретному человеку воз­никает обычно в результате таких действий взрослого (учителя), вызывающих конфликт с ребенком, когда он не учитывает под­линные мотивы поведения ребенка или приписывает ему мотивы, которых у ребенка в действительности нет. Ребенок в этом слу­чае, считая, что о нем судят неправильно, обижается на взрос­лого, остро эмоционально переживает несправедливость по отно­шению к себе. Смысловой барьер может возникнуть и в том слу­чае, когда учитель объективно прав, а ученик не согласен с ним, так как не осознает действительных мотивов своего поведения. Опасность возникающего в этом случае смыслового барьера за­ключается в том, что смысл слов учителя не воспринимается школьником и между воспитателем и учеником исчезает контакт и взаимопонимание. Чтобы не допустить появления смыслового барьера при возникновении конфликтной ситуации, необходимо выяснить, как сам ребенок понимает причину своего поступ­ка. Выяснение причины должно производиться доброжелатель­ным тоном без обвинения ребенка. Если подросток не осознает действительного мотива своего поведения, с ним нужно провести специальную работу, без упреков и нотаций, чтобы он осознал этот мотив. Необходим дружеский разговор, в котором учитель показывает ученику, как объективно выглядит его поступок.

Смысловой барьер по отношению к конкретному требованию возникает тогда, когда безрезультатное повторение одного и то­го же требования становится для ребенка настолько привычным, что он перестает его воспринимать. Как правило, это случается с теми требованиями, смысл которых различен для воспитателя и воспитанника. Во избежание образования смыслового барьера этого типа не стоит многократно повторять одни и те же требо­вания или укоры, на которые ребенок не реагирует. Чтобы тре­бование было воспринято и возымело действие, необходимо, что­бы оно соответствовало внутренней позиции ученика (37, с. 264—273; 65, с. 103—105).


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.