Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВЛИЯНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НА КЛИЕНТОВ



В задачи этого раздела не выходит обзор всех исследований результатов терапевтического вмешательства. Материалы, кото­рые мы уже приводили дают представление о литературе, ре­шающей вопрос: меняют ли жизнь своих пациентов психотера­певты и консультанты. Из всего этого мы можем сделать сле­дующие выводы.

1. Свидетельства о действительной эффективности консуль­тирования неоднозначны, но большая часть данных говорит о том, что клиенты извлекают пользу из индивидуальных интер­вью.

2. К настоящему моменту исследования показывают, что наиболее эффективными методами достижения изменений яв­ляются когнитивно-бихевиоральные подходы.

3. По всей видимости различные теории по разному дейст­вуют на разных клиентов, проблемы которых тоже разные. Главная задача для терапевта будет заключаться в том, чтобы подобрать для данного клиента нужный вариант.

Несмотря на многие проблемы, данные исследований гово­рят в пользу метатеоретических ориентаций этой книги. В част­ности, принцип интенциональности подразумевает, что кон­сультант или психотерапевт должен иметь в своем арсенале много альтернативных вариантов помощи. Метод микротехник, описанный в главе 3, основан на когнитивном понимании, мо­делировании и когнитивной репетиции. Метод поиска положи­тельной цели показывает, как несколько различных теорий ис­пользуют когнитивные методики рефрейминга, чтобы вызвать положительные изменения в клиенте. Гласс и Клигль определи­ли своими исследованиями главную тенденцию — интеграцию различных теорий психологической помощи вокруг общей цели. Эта общая цель заключается в когнитивном рефреймировании мира и приобретении нового взгляда на мир, а затем и действия на основе новых знаний. Специфическая проблема научного исследования состоит в том, что в одном исследовании выделя­ются только некоторые переменные, а необходимым условием точности научного метода является принятие в расчет всех фак­торов. Один из путей к более точному пониманию сложности психотерапевтической помощи состоит в исследовании процес­са, который обсуждается в следующем разделе.

 

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

И ПСИХОТЕРАПИИ

Исследование на выходе — это исследование того, что про­исходит с клиентом в результате консультирования и психотера­пии. Исследование изучает природу интервью и сочетание фак­торов, которые могут привести к удачному результату. Исследование процесса имеет решающее значение для практикующего психотерапевта, поскольку оно определяет способы поведения, полезные при решении вопроса, какое лечение (навыки, теория, техники) наиболее подходят для данного клиента.

В данном разделе дается обзор исследований литературы по техникам консультирования и его особенностях, о природе аль­тернативных психотерапии теоретических ориентаций; приво­дятся данные по образованию конструктов и языку; приводится информация по эффективности работы непрофессионалов по сравнению с более опытными специалистами, а также совмес­тимости по культуре.

 

ПРОВЕДЕНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ, НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И МИКРОТЕХНИКИ

В главе III присоединение определялось как основной прием консультирования. Контакт глаз, невербальные приемы и вер­бальная коммуникация были представлены как основные факто­ры, определяющие любое эффективное общение — обычный разговор или психотерапию. Со времени появления в 1968 году первой работы по присоединению появилось около 250 работ по этой микротехнике. Одним из самых важных результатов стал вывод о том, что клиенты лучше реагируют и более положитель­но относятся к тем терапевтам, которые используют присоеди­нение; клиенты высказываются более пространно и изъявляют больше желания общаться повторно. По-видимому, опытные терапевты и консультанты обладают хорошими навыками при­соединения, в то время как начинающие консультанты плохо владеют этим искусством. Исследования показали прерывание контакта глаз, недостаточность невербальной коммуникации и перескакивание с темы на тему у начинающих или плохих кон­сультантов. Имеются многочисленные доказательства того, что тренировка навыков присоединения улучшает как работу кон­сультанта, так и восприимчивость клиента.

Харпер, Винс и Матараццо (1978) обобщили обширную ли­тературу по невербальному общению.Они цитируют более 200 работ только по визуальному поведению. Одна из важных нахо­док в области контакта глаз заключается в том, что у белых и черных участников беседы различные паттерны контакта глаз. При общении белых явным доказательством внимания слушающего будет его внимательный взгляд; таким образом, если гово­рящий посмотрит на слушателя, чтобы узнать, как его воспри­нимают, он скорее всего увидит ответный взгляд слушателя. Черные слушатели не смотрят на говорящего, вероятно они ис­пользуют другие каналы для передачи своего внимания. Таким образом, когда взаимодействуют представители белой и черной расы, данное различие может вызвать конфликт в коммуника­ции. Белому может показаться, что его не слушают, а черный подумает, что его пристально рассматривают. Смена ролей гово­рящего и слушающего еще более обострит ситуацию, приведя к выраженному дискомфорту всей встречи.

Подобные данные безусловно имеют ценность, но консуль­тант и терапевт должны помнить, что каждый клиент, обра­щающийся за помощью, может иметь свои собственные уни­кальные паттерны, не совпадающие с культурными или субкуль­турными ожиданиями. Данные о выражении лица говорят как о сходстве, так и о различиях между культурами. Синхронность движений, о которой говорилось в главе V, подробно изучалась Кондоном и его сотрудниками.

Анализируя записанные на видеопленку фрагменты комму­никаций, исследователи говорят о гармоничной и синхронной организации изменений между движениями тела и речью как у клиента, так и в общении. Так, тело говорящего движется син­хронно с речью, тело слушающего движется в одном ритме с говорящим. Для терапевта очень важно установить неконгруэнт­ность между движениями и речью клиента.

Антрополог Эдвард Холл, как считают многие, первым начал систематическое изучение невербального общения. В 1983 г. он написал работу, обобщающую достижения в этой области, кото­рая называлась “Танец жизни”. В этой книге автор подводит итог исследований в области невербального общения и добавля­ет к списку важнейших невербальных переменных время. Холл считает, что в различных культурах время воспринимается по-разному, и приводит примеры соответствующих исследований, доказывающих, что отношение к времени — важнейшая невер­бальная переменная. Например, японцы чрезвычайно точны, в то время как жители Океании фактически в своей системе цен­ностей не имеют такого конструкта.

Данкан и его сотрудники (1968) изучали голоса. Они отме­тили, что в наилучших интервью голос звучал свободно, открыто, интонации были мягкими, а плохие интервью характеризо­вались напряженным, излишне громким голосом высокого тона, который сочетался с мягкими интонациями. Беспокойство во время интервью выражается большими паузами и диссонансом в речи. Лабов и Фаншель (1977) изучали сходство интонаций те­рапевта и пациента и пришли к выводу, что один из аспектов качественной коммуникации — это синхронность речи. Для более точного исследования они воспользовались осциллогра­фом; изучались подъемы и падения интонации, при этом науч­ное подтверждение получили многие субъективные предположе­ния о значении тона голоса. Синхронность тона голоса у тера­певта и клиента наблюдается при эффективной коммуникации.

Возможности изучения микротехник бесконечны. В раннем исследовании Блоксма и Портера была доказана важность опре­деления паттернов использования навыков. Они обнаружили, что то, о чем говорит терапевт о своей деятельности, может иметь мало отношения к действительности. Изучая литературу о теоретических воззрениях психотерапевтов, Сандлер (1977) за­ключает: “Убеждение терапевта и его практическая деятельность обычно не совпадают”.

Джилл, Берджер и Коган (1983), Бейкер, Клейтон и Мансон (1984) провели две наиболее значительные работы по микротех­никам. В первом исследовании было обнаружено, что можно быстро изучить и поддерживать в рабочем состоянии микротех­ники, если обеспечить участникам учебного процесса когнитив­ную интеграцию. Во втором исследовании были получены до­полнительные данные, доказывающие значение когнитивного фактора для участников учебного процесса, которые должны думать об использовании техник и планировании. Эти два ис­следования свидетельствуют о значении когнитивных/мысли­тельных переменных в практике успешного консультирования. Ясно, что просто научиться определенным навыкам недостаточ­но. Нужно выработать концепцию и использовать навыки ос­мысленно и систематически — тогда их действие будет эффек­тивным.

В чем же состоит специфическое воздействие микротехник на клиента? Появляются данные в пользу того, что терапевты различных ориентаций используют разные микротехники. Клиентоцентрированная и роджерианская терапия, о которых мы уже говорили, показывает, что клиентоцентрированные терапевты проявляют тенденцию к использованию навыков отражаю­щего присоединения. Слоан (1975) показал, что терапевты-бихевиористы обычно отвечают на вопрос своего пациента выдачей информации, в то время как терапевты психодинамиче­ского направления отражают вопрос к клиенту. Терапевты-бихевиористы обычно дают директивы. Интересно, что в психо­терапевтической группе пациенты, получающие меньше объяс­нений, продвигались вперед быстрее, чем пациенты, получав­шие много объяснений, но этот парадоксальный факт не дейст­вует для пациентов бихевиоральной терапии. Возможно, этот вывод говорит о том, что содержание интерпретации важно для определения его терапевтической ценности и что бихевиоральная интерпретация имеет меньшее влияние на ход интервью, чем психодинамическая.

Штрупп в одном из своих исследований попросил терапев­тов различных ориентаций записать свою реакцию на письмен­ные или записанные на пленку утверждения клиентов и обна­ружил, что: 1) опытные терапевты черпали информацию из большего количества реакций, чем неопытные, 2) опытные те­рапевты психодинамической ориентации больше использовали интерпретацию и инициацию, чем неопытные, 3) опытные клиентоцентрированные терапевты больше занимались исследова­нием клиента и меньше отражением, чем неопытные. Эти выво­ды согласуются с теорией интенциональности о том, что, когда терапевт совершенствуется, у него появляется больше возмож­ностей контакта с большим количеством клиентов. В обзоре Ауэрбаха и Джонсона об уровнях профессиональной опытности терапевтов делается вывод о том, что, когда человек лучше узна­ет свою профессию, у него появляется больше выборов.

В серии классических опытов группа ученых исследовала процесс работы нескольких психотерапевтов. Путем лингвисти­ческого анализа они выявили, что клиент может принимать языковый паттерн терапевта. Это говорит о том, что власть и социальное воздействие терапевта должны находиться под кон­тролем. Есть, однако, и данные, представляющие альтернативу вышесказанному. Опытные белые консультанты стараются при­соединиться к своим черным клиентам по языковым паттернам, а не навязывают свои собственные представления сознательно или подсознательно.

Необходимо подробнее рассмотреть культурные различия в использовании техник. Используя метод, схожий с методом Штруппа, Берман попросила черных и белых мужчин и жен­щин — терапевтов — записать свою реакцию на проблемы своих пациентов, представленные им на видеопленке. Психолог обна­ружила, что белые мужчины задавали больше вопросов и давали больше советов, а белые женщины больше отражали чувства, черные мужчины и женщины больше прибегали к советам. Ко­гда же исследовали фокусировку ответной реакции, оказалось, что белые консультанты фокусировались на личности клиента (“Вы, по-видимому...”), в то время как черные консультанты чаще фокусировались на культурном контексте и контексте сре­ды (“Система оказывает на вас влияние...”). Эти выводы логич­ны, они имеют большое значение, поскольку еще раз доказыва­ют тот простой факт, что все люди разные. Отражение чувств человека, который сердится, потому что не может получить ра­боту, может оказаться не таким полезным, как совет о том, как вести себя в условиях расовой дискриминации и как искать ра­боту в этих условиях. Другую иллюстрацию культурных разли­чий в паттернах общения мы находили в работах антрополога Бриггса (1970), который изучал семейную жизнь и общение на Крайнем Севере. Вопросы здесь считаются грубыми и назойли­выми многими эскимосскими народностями, прямое выражение эмоций не приветствуется, и чтобы обсудить заботы и проблемы друга, эскимос должен терпеливо ждать. Брислин, Холл, Педерсен, Дрегунс, Лоннер и Тримбл, Харнер, Винс и Матараццо — авторы четырех из множества работ о влиянии культурных раз­личий в паттернах общения в разных культурных группах. У людей из Азии, Океании, Европы и Южной Америки и многих этнических меньшинств в США и Канаде значительно различа­ются между собой паттерны общения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.