Это еще одна методика, подобная ролевой игре, которая может быть использована при тренировке настойчивости. Но в этом случае вы как терапевт наблюдаете, как семья разыгрывает перед вами проблемную ситуацию. При этой методике вы просто просите семью разыграть некую семейную проблему, чтобы вы могли пронаблюдать семейное взаимодействие. Терапевт может подсказать и провести некоторые изменения, но структурная терапия не подчеркивает так сильно специфические поведенческие изменения, как это делает бихевиоральная или ког-нитивно-бихевиоральная школа. К ситуативной ролевой игре можно добавить парадоксальную директиву, в которой терапевт инструктирует семью продолжать то, что они уже делают, или преувеличить свои поведенческие реакции. Это задание можно перенести на следующую неделю, дав домашнее задание для всей семьи.
Наблюдение.
Эта методика включает в себя внимательное выслушивание разговорных паттернов и наблюдение того, кого слушают и в каком порядке — нечто подобное тому примеру, который приводится в главе о коммуникации. За этим можно указать семье на то, что происходит, предложить непосредственно разыграть данную транзакцию, а затем присоединиться к семье, если методы наблюдения невозможны.
Методы переконструирования.
Главный принцип такой методики — перефокусировать проблемное поведение семьи (иногда с помощью поиска положительных целей), изменяя позиции в семье относительно того, как сидеть за обеденным столом или изменяя порядок разговора за обедом. Затем можно вызвать семью на обсуждение того, как они хотели бы структурировать свои взаимодействия, потренироваться в этой роли в беседе, а затем генерировать эту роль в течение следующей недели. Конечно, эта методика не похожа на методику фиксированной роли Келли, в которой клиент вырабатывает идеальную для себя роль на будущее, а затем играет ее.
Опрос по кругу.
Это упражнение особенно полезно при выработке оценки мнений членов семьи или при активном психотерапевтическом вмешательстве. Вместо того, чтобы спрашивать отдельных членов семьи, что они думают о проблемах и взаимодействиях, вы выслушиваете одного члена семьи о том, что, как он думает, что думает другой член семьи. Например, терапевт может спросить ребенка: “Билл, как ты думаешь, что думает твой папа о том, что мама перешла на новую работу?” Если до того такой же вопрос вы задавали маме и папе, они, возможно, не выдали семейную тайну. Благодаря опросу по кругу можно выяснить факты, которые знает каждый, но не говорит об этом, и не знает о том, что другие знают. Опрос по кругу помогает членам семьи увидеть свою роль в симптоме “идентифицированного” пациента.
Рефрейминг (переформулирование).
Здесь семейная проблема переформулируется или ей дается другое наименование, часто под более позитивным углом зрения. Факт наименования проблемы как семейной проблемы, а не как проблемы отдельного человека, является сам по себе важным актом рефреймирования. Семейная терапия обладает рядом концептуальных методов рефреймирования, при этом все они сконцентрированы вокруг вопроса о том, как помочь семье взглянуть на проблему по-новому. И опять вы видите, что цель здесь в изменении системы, которая находится в неподвижном, застойном состоянии. Можно было бы сказать, что целью семейного терапевта является увеличение гибкости для семьи как целой системы. В то же время для семьи всегда нужен баланс между изменением и стабильностью. Существует множество методов рефреймирования (переинтерпретации), и группа психиатров, занимающихся семейной терапией, довела их до совершенства. Несколько теоретических альтернатив поиска положительных целей (глава VII) сами по себе — целая серия переформулирований, которые можно адаптировать к методу семейной терапии. Собственно, семейная терапия и состоит в переформулировании.
Другие методики.
Аккомодация параллельна эмпатии — это еще один термин для обозначения того, что есть в семье. Невербальное отражение — это прямое зеркальное отображение языка тела одного или нескольких членов семьи плюс наблюдение, какие члены семьи отражают язык тела друг друга и в какой последовательности бессознательного контроля они это делают. Это может оказаться особенно полезным при присоединении к семье или в попытках понять, как отдельный член семьи смотрит на проблему.
Отдельные методики, которые описываются в этой книге, могут быть адаптированы различными способами. Семейные терапевты могут пользоваться методами гештальт-терапии, особенно методом “горячего стула”, который поможет выявить динамику семьи. С некоторыми семьями можно использовать методы обратного отражения и притяжения Франкла либо любую методику, которая может вызвать изменение в системе взаимодействий.