Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Совершенствование отношений.



Программа совершенствования отношений — пример хоро­шо построенной программы, направленной на совершенствова­ние отношений семейной пары или всей семьи. Метод совер­шенствования отношений (СО) основан на идеях Роджерса и Салливена и направлен на обучения навыкам и жизненным принципам отдельных клиентов супружеских пар и семей. В СО основное значение придается приобретению навыков, которые можно применять при различных обстоятельствах. СО представ­ляет собой позитивный подход в том смысле, что акцент делает­ся на том, что хорошо, а не на том, что плохо. СО носит про­граммный характер, поскольку участнику предлагается опреде­ленный план упражнений. Психообучение обычно представлено в системных структурированных единицах учебного плана, ко­торые созданы и адаптированы к потребностям и интересам конкретных клиентов.

Основные навыки, которые преподаются в СО, включают в себя способ выражения, когда люди учатся формулировать свои взгляды ясно и прямо; способ эмпатического реагирования, где осваиваются навыки выслушивания, понимания и принятия; способ посредничества, когда третье лицо тренирует и направля­ет выразителя чувств и рецептора; переключение способов, ко­гда клиентов учат работать, переключая способы коммуникации. Можно заметить, что навыки СО тесно связаны с навыками интенциональной терапии и консультирования, перечисленны­ми в главах 3 и 4, но специально подобраны и организованы таким образом, чтобы удовлетворить потребности семьи в более эффективном общении.

Программа совершенствования отношений начинается с тщательно сконструированного вводного интервью, в котором объясняется программа будущего обучения и обследуются уровни готовности участников. Для тех, кто ищет облегчения от дли­тельного напряжения, подчас бывает трудно принять идею о том, что можно научиться решать проблемы в курсе обучения. Многие люди, столкнувшись с семейными трудностями, по-прежнему ожидают помощи от классической терапии.

Вслед за вводным сеансом проводится инструктирование по СО. Генри разработал серию упражнений и структурированных методик, с тем, чтобы понятия СО были полностью освоены супругами или семьей (или группой семей). К важным состав­ным частям обучения относятся демонстрация и моделирование инструктором навыков СО, при этом каждая семья движется вперед соответственно ее умению воспринимать новое и закреп­лять успех. Генри подчеркивает, что всем членам семейной группы надо предоставлять равное время, и предлагает опреде­ленные типы реакций в определенных ситуациях. Например, при появлении трудностей предлагается реакция быстрого реа­гирования БР. Реакцию быстрого реагирования можно описать как отражение чувств в настоящем времени. Действия и методы ведущего очень схожи с действиями семейного терапевта, кото­рые мы обсуждали ранее. Основная разница состоит в том, что действия ведущего здесь разъясняются пациентам, а не окуты­ваются покровом профессиональной тайны. Приведем такой пример.

Ведущий (В): (к реципиенту, которая плачет) Ты очень обижена на те слова разочарования в тебе как в матери, которые произнес Боб.

Реципиент (Р): Да (рыдает).

В: Ты очень хочешь быть хорошей матерью, и очень обидно, когда го­ворят, что ты плохая мать.

Р: Это ведь несправедливо. Он приходит домой и не знает, что у нас было. Он видит меня в тот момент, когда я уже устала от малы­шей, да еще есть Билли. Я измотана, раздражена, терпение на гра­ни. Боб понятия не имеет, что значит целый день пробыть дома с тремя детьми.

В: Ты обижена. Тебе обидно не только потому, что Боб сказал о те­бе как о матери, но потому, что несправедливо с его стороны так судить о тебе, не зная, каково дома сидеть целый день с такой ком­панией.

Р: Ну, да. Он же знает, что большую часть дня я не такая, если мне немножко помочь и разгрузить меня. И все же он так сказал. Это свинство!

В: Это очень несправедливо. Ты сильно обижена и разочарована. Ты злишься, что он так подумал и сказал.

Р: Да.

В: Я думаю, что будет хорошо, если ты сейчас скажешь Бобу о своих чувствах. Как ты думаешь, можно сейчас объяснить ту его послед­нюю фразу, переключиться на способ выражения и прямо сказать ему об этих чувствах?

В рамках программы СО тренируются и другие важные ре­акции ведущего. Авторы дают несколько образцов практикумов различного объема, предоставляя терапевту гибкую программу обучения, которую можно использовать во многих случаях.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.